Тема: Морфемная структура слова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Выработка навыков морфемного анализа. Функциональные особенности морфем в слове.

Вопросы для самопроверки:

1. Морфема как значимая часть слова.

2. Понятие о морфеме.

3. Свободные и связанные морфемы. Виды аффиксов.

4. Алломорфы и варианты морфем. Морфологические чередования.

5. Аффиксальные морфемы (словообразовательные, формообразующие, синкретичные). 

Задания:

1. Составить слова по данным морфемным структурам.

Примечание: по 2-3 слова разных частей речи на каждую схему.

2. Приведите примеры слов, имеющих словообразовательные и формообразующие аффиксы. Поясните.

3. Приведите 5 слов со связанными корнями. Поясните свой выбор.

4. Выделите корень в данных словах, определите его значение. Подберите, родственные слова, обозначив алломорфы корня. Поясните, чем обусловлено появление алломорфа, у данного кор­ня слова.

5. В приведенных словах выделите суффиксы и определите их значе­ние (действующее лицо, женский пол, отвлеченное действие, собирательность, уменьшительно-ласкательное значение и др.).

6. Сгруппируйте однокоренные слова, учитывая омонимию корней и их алломорфов.             

Примечание: задания 1-2 выполняются дома, 3-6 - по вариантам в аудитории.

Лабораторная работа № 3-4

Тема: Основа слова и окончание:

Цель: Определение структурного тип основы; Выделение материально выраженных и нулевых морфов.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы понятия основы слова. Назовите типы основ.

2. Что такое «суффиксоиды» и «префиксоиды», их роль в структуре слова.

3. Окончание как морфема; его словообразовательные и формообразовательные функции.

4. Окончания материально выраженные и нулевые.

Задания:

1. Выделите основу в данных словах, определите ее структурный
тип: думают, синее, синéе, убежал, весной (нареч.), спелый, поспели, несший, умнее, страдание, нормировщик, метал­лорежущий, перебазироваться.

2. Установите, к какой части слова относится звук [j]: гений, линий, лисий, синий, тканью, работают, медвежья, ручей, робкий, учитывая.

3. Выделите в словах основу и окончание, охарактеризуйте окончание: а) материально-выраженное - нулевое, б) формообразующее - словообразующее значение, в) слова, не имеющие окончания.

4. От предлагаемой исходной основы слова назовите производные такого рода, чтобы в них были представлены морфологические чередования всех видов: брать, сохнуть, рвать, дышать.

5. Выполнить по вариантам упр. № 254 по сборнику «Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современному русскому языку» (под ред. Астриной Р.С. и др. – М.: Просвещение, 1986).

Примечание: задания 1-2 выполняются дома, 3-5 - по вариантам в аудитории.


Лабораторная работа №5

Тема: Морфемный состав слов. Вопросы морфемики в школьном учебнике.

Цель: Выделение морфемной, структуры слов. Связь вузовского курса со школьным.

Задания:

1. Проанализируйте раздел «Словообразование» в школьном учебнике для 4 класса. Внимательно изучите теоретические сведения, выполните (устно) упражнения к параграфам.

Подтверждая ответ указанием на номера соответствующих §§ и упражнений, письменно ответьте на следующие вопросы: а) как раскрываются в школьном учебнике понятия «родственные слова» и «формы одного слова»?

б) как раскрываются понятия «морфема», «морф», «алломорф»? Какие в этом случае используются термины?

в) какие сведения дает учебник об основе и окончании?

г) как определяется корень слова? Какие сведения о корне слова дает учебник?

д) как определяются приставка и суффикс? Какие сведения о них сообщаются? Со значением каких именно приставок и суффиксов знакомит школьный учебник?

2.    Определите морфемный состав слова. Первые 6 слов проанализируйте подробно по схеме полного морфемного анализа. Остальные слова разделите на морфемы, используя принятые в школе и вузе графические изображения.

Примечание: задание 1 выполняется дома, 2 - в аудитории.

Лабораторная работа №6

Тема: Системные отношения в словообразовании.

Цель: Выделение комплексных словообразовательных единиц, конструирование слов.

Задания:

1. Определите понятие «словообразовательная модель» и установите, по какой модели построены производные слова:

безводье, бесчестье, сговориться, спеться, хлебоуборка, поверье, головоломка, побережье, полесье.

2. Назовите по 5 слов, имеющих заданную словообразовательную
модель:

а) существительные по модели: основа глагола + суф. -к-,

б) наречия: приставка по- + основа прилагательного + суф. –и-,

в) существительные по модели: основа глагола + суф. –ениj-,

г) прилагательные: основа глагола + суф., -л-.

Отметьте, если есть, морфонологические процессы при образовании данного слова.           

3. Постройте словообразовательную цепочку от данного мотивирующего слова; укажите словообразовательную базу, словообразовательное средство и его значение.

4. Выполните упр. 261 (1, 2, 3) по вариантам (сб. упр. под ред. Р.С.Астриной).

5. Приведите примеры слов, где бы наблюдались морфонологические процессы при их образовании (усечение производящей основы, чередование звуков; наложение морфов, историческое чередование).

                                                    

                                                           Лабораторная работа №7

     Тема: Морфологический способ словообразования. Его разновидности.

Цель: Выработка умения составлять словообразовательную пару, определять способ образования, словообразовательный формант.

Вопросы для самопроверки:

1.    Назовите разновидности морфологического способа словообразования.

2.    Аффиксация и ее типы.

3.    Сложение и его разновидности.

4.    Особенности сложносуффиксального способа словообразования.

Задания:

1.    Составить словообразовательную пару, определить способ словообразования и формант:

правдоискатель, юнкор, Приуралье, самолётик, близость, сельпо, перегиб, мясорубка, междуречье, сенокосный, овощерезка, придороджный, МХАТ, разное, заземление, беззубый, умывание, безделица, турслёт, сенокос.

2. Выполнить в соответствии со схемой полный словообразовательный анализ предложенных слов (задание выполняется по вариантам в аудитории).

 

Примечание: задание 1 выполняется письменно дома, 2- в аудитории.

                                        Лабораторная работа № 8-9.

                              Тема: Образование слов различных частей речи.

Цель: Практическое закрепление теоретических сведений по словообразованию.

Вопросы:

1.    Что понимается под диахроническим словообразованием?

2.    Каковы способы словообразования в диахроническом аспекте?

3.    Каково понятие «способ словообразования» в синхронном аспекте?

4.    Способы словообразования, характерные для синхронного образования.

5.    Назовите морфонологические процессы при словообразовании?

Задания:

1.    Назовите 5 сложносокращенных слов разных типов. Проанализируйте способ их образования.

2.    Приведите 4 сложных слова, образованных путем сложения основ. Как они образованы?

3.    Приведите 2 слова, словообразовательный анализ которых в синхронном аспекте не совпадает со словообразовательным анализом в плане диахронии. Проанализируйте их.

4.    В соответствии со схемой и образцом произведите полный словообразовательный анализ предложенных слов (задание выполняется в аудитории по вариантам).

Примечание: задания 1-3 выполняются письменно дома, 4 - в аудитории

9.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

                   

                                Содержание СРС

Самостоятельная работа № 1 Выполнить морфемный анализ слов (в соответствии со схемой анализа, принятой в вузе).

                                                                                                             

Вариант 1. Оправдание, коснуться, коровий, взволнованно, напрягитесь, любуясь, африканский, проще, приплясывала.

Вариант 2 Охотничий, сгорбившись, обрамление, одеваться, объединяй­тесь, беспокойно, киношник, звонче, подпевали.

Вариант 3. Уверенно, выращивание, изливая, девичий, передвигай, на­правлять, сегодняшний, дороже, провозился.

Вариант 4. Проснувшись, обобщённо, подталкивать, облучение, беспокой­тесь, щучий, тогдашний, больнее, отрёкся.

Вариант 5. Воссоединяться, бараний, внимательно, наклонившись, обли­зывайся, утверждение, шоссейный, бережливее, истосковались.

Вариант 6. Накопление, обжечься, рачий, вдумчиво, обнимитесь, согла­сившись, сочинский, твёрже, мог.

Вариант 7. Возмутительно, название, обезжиривать, собачий, добывайте, создавая, живущий, чище, выпек.

Вариант 8. Заячий, прислонившись, перевыполнение, объясняться, брось­тесь, бесконечно, разливщик, выше, прошёлся.

Вариант 9. Обезоруживая, растерянно, верблюжий, развлечения, отклик­нитесь, освежиться, кофейный, реже, вытер.

Вариант 10. Преграждать, медвежий, бесхитростно, развлекая, отдышись, по­хищение, певец, дешевле, выхаживал.

Самостоятельная работа работа № 2. Выполнить словообразовательный анализ (в соответствии со схемой).

 

Вариант 1. Перелом, стойкость, Закарпатье, восьмиэтажный, прабабушка, местком.

Вариант 2. Размечтаться, прескучный, перевоз, землепроходец, важность, госплемхоз.

Вариант 5. Подписать, перелом, Черноморье, гордость, обезболить, юнкор.

Вариант 4. Сверхскорость, притерпеться, вознаграждение, пылесос, пере­кос, МХАТ.

Вариант 5. Разбег, соединиться, безработица, сорокарублёвый, близко, госбанк.

Вариант 6. Синь, подбородок, добродушный, архиопасный, дерзость, зав­кафедрой.

Вариант 7. Подождать, равнодушие, водовоз, безвкусица, выход, ГЭС.

Вариант 8. Обесценить, нежелательный, засолка, тридцатилетний, перелёт, студсовет.

Вариант 9. Безделье, перегиб, землемер, высыхание, умываться, ЗАГС.

Вариант 10. Вращение, бездорожье, корнерезка, подыскать, выброс, турпо­ход

Методические рекомендации для студентов


СХЕМА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

1. Определить часть речи, к которой относится предложенное для анализа слово.

2. Выделить окончание (если оно есть) и определить его роль.

3. Дать характеристику основы (членимая – нечленимая, производная – непроизводная, цельная – прерывистая).

4. Выделить корень путём подбора 2-3 родственных слов. Отметить возможные алломорфы; указать, свободным или связанным является корень; определить его значение.

5. Выделить в основе аффиксальные морфемы (если они есть) путём подбора 2-3 слов с теми же приставками и суффиксами; определить значение этих аффиксов ( в очевидных случаях); указать возможные алломорфы.

 

Образец морфемного анализа:

      РОБОСТЬ Ю

1. Существительное, изменяемая часть речи.

2. Окончание – Ю указывает на форму единственного числа, женского рода, творительного падежа.

3. Основа – РОБОСТЬ – членимая, производная, цельная.

4. Корень – РОБ – (робкий, робеть). Имеет признаковое значение. Корень связанный.

5. Суффикс – ОСТЬ – (молодость, верность). Алломорф – ЕСТЬ –(свежесть). Имеет значение отвлеченного признака.

      ПО-РЫ Б АЧЬ j И

1. Наречие, неизменяемая часть речи.

2. ––

3. Основа – ПО-РЫБЫЧЬИ – членимая, производная, цельная.

4. Корень – РЫБ – (рыбный, рыба). Имеет предметное значение. Корень свободный.

5. Приставка – ПО – (по-волчьи, по-новому). Имеет значение «подобие чему-нибудь».

Суффикс –АЧ – (скорнячий). Алломорф – АК – (рыбак), наличие которого обусловлено историческим чередованием Ч//К. Имеет значение «название лиц по сфере деятельности».

9
Суффикс – И – (по-девичьи, по – кошачьи) – суффикс наречия.

Суффикс – j – (по-лисьjи) – суффикс притяжательного прилагательного. Алломорф – И j – (лисий).

 

         


     НИЗ ВЕРГ АЛ И СЬ

1. Глагол, изменяемая часть речи.

2. Окончание – И указывает на форму множественного числа прошедшего времени.

3. Основа – НИЗВЕРГА – СЬ – за пределами основы находится формообразующий суффикс – Л – прошедшего времени. Членимая, производная, прерывистая.

4. Корень – ВЕРГ – (свергать, извержение, извергаться). Алломорфы – ВЕРЗ –,

 –ВЕРЖ–, наличие которых обусловлено историческим чередованием Г//З//Ж. Имеет процессуальное значение. Корень связанный.

5. Приставка – НИЗ –(низводить). Алломорф НИС- (ниспадать). Имеет значение действия, направленного вниз.

Суффикс –А–(кричать, оболгать) – суффикс основы инфинитива.

Постфикс – СЬ – (умывались, построились). Алломорф – СЯ. Указывает на возвратность действия.

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине


Дата: 2018-09-13, просмотров: 1737.