Цель: выработать умение выделять флексию, определять ее значение.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое окончание?
2. Какое окончание называется нулевым?
3. Какие части речи и формы в русском языке могут иметь нулевое окончание?
4. Какие слова в русском языке не имеют окончания?
Задания:
1. Распределить слова по двум группам:
– слова, имеющие окончание;
– слова, не имеющие окончания:
По-дружески, мама, делали, рисуя, выше, могучий, козий, жарко (на улице), кино, мне, электрик (блуза цвета электрик), вследствие (дождя), добрее, молочный, весной (весной расцветают тюльпаны).
2. Определить тип окончания по формальному выражению (нулевое или материально выраженное).
Слышала, каким-то, чему, выигрывающий, конь, ночь, пел, лиловый, задуман, синий, беличий, нашей, пятый, наш, пять, роз (аллея роз), стричь, иди.
3. Выделить окончание, указать его грамматическое значение:
Стали (производить) – стали (мудрее)
Знать (московская) – знать (хотим)
Простой (способ) – простой (в работе)
Словом (мудрым) – словом (словом, все работают)
Подтянут (Алексей) – подтянут (технику)
Осенью (поздней) – осенью (осенью грустно
Практическое занятие № 3
Тема: Основа слова. Структурные типы основ.
Цель: выработать умение выделять основу, определять структурные типы основ.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое основа?
2. Назовите аффиксы, которые находятся за пределами основы.
3. Назовите структурные типы основ
– с точки зрения структуры;
- с точки зрения связи с производящей;
- с точки зрения цельности.
Задания:
1. Выделите основу, охарактеризуйте ее:
Два, делающий, переправиться, играя, нес, идите, лисьему, хитрее, чего-либо, какао, тремстам, лошадью, волчий.
2. Определите структурный тип основы в следующих словах:
Благодаря (родителей) – благодаря (хорошей погоде);
Отцов (пиджак) – отцов (не было на собрании);
Синее (небо) – синéе (еще);
Спелый – спели (ягоды);
Кругóм – кругом;
Моём – моем;
Суть – уснуть;
Молот – молоть – молотый;
Лоскут – пекут;
Расколоть – расколотый;
Вести – вéсти;
Два – едва.
Практическое занятие № 4
Тема: Корень слова. Типы корней. Их значение.
Цель: выработать умение выделять корень, находить его алломорфы, определять значение корней.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое корень?
2. Алломорфы. Их отличие от вариантов морфем.
3. Свободные и связанные корни.
4. Значение корней.
Задания:
1. Выделите корень в словах. Выпишите их в две колонки в зависимости от характера корня: а) корни свободные; б) корни связанные:
Книжный, мечтатель, война, тех, заряжу, немецкий, хождение, двойной, трагедия, отвыкать, движение, кем, добавить, кожаная.
2. Дать полную характеристику корня в следующих словах (алломорфы, тип, значение):
Читать, моего, вишенка, безбрежный, кедровый, битьё, низвергаться, строить, вглубь, заготовщик.
Практическое занятие № 5
Тема: Аффиксальные морфемы производной основы.
Цель: выработка умения выделять аффиксальные морфемы, определять их типы с функциональной точки зрения, значение словообразовательных аффиксов.
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте определение аффиксальных морфем.
2. Типы аффиксальные морфем с точки зрения функции.
3. Виды аффиксов с точки зрения употребительной активности.
4. Виды аффиксов с точки зрения воспроизводимости.
Задания:
1. Выделить аффиксы, указать их тип с точки зрения функции.
Заготовщик, желтее, небеса, пойди, ушёл, мамин, водичка, по-братски, глупейший, повторяемость, сидя, вовек, пишущий, задвижка, наглаженный, грёб, старьё, прыгнуть.
2. Выделить аффиксы. Определить значение словообразовательных аффиксов.
Выключатель, учитель, заготовитель, виноградина, грузин, костюмчик, лётчик, варка, делегатка, таксист, градусник, защитник, садовник, дерзость, малинник, москвич, вороньё, кислота, сверхгигантский, пригород, приоткрыть, бездомный, по-братски, неволя, вынести, внести, ниспадать.
Практическое занятие № 6
Дата: 2018-09-13, просмотров: 2071.