РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Б1.В.ОД.4.3» «Современный русский язык. Словообразование»
Направление подготовки ___44.03.01 «Педагогическое образование»__________________
Профиль подготовки филологическое образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Составитель: кандидат филологических наук, доцент Кириченко И.В.
Армавир, 2017
Обоснование РПД
Рабочая программа по дисциплине «Современный русский язык. Словообразование» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю «Филологическое образование».
Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.
Автор (составитель): кандидат филологических наук, доцент Кириченко И.В.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________/.
Содержание РПД
· Цели освоения учебной дисциплины………………………………..…………………...4
· Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………….…….…..4
· Место учебной дисциплины в структуре ООПВО…………………………...…….……4
· Объем дисциплины (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем……………………………………………………………………………………...5
· Содержание дисциплины с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий………………………….…….…….……5
· Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………………..………...19
· Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………...……...21
· Технологическая карта …………….…………………………………………………….. 27
· Перечень основной и дополнительной литературы …………………..……………......28
· Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»……...29
· Методические указания по освоению дисциплины ……………………...…….……….29
· Особенности выполнения заданий лицами с ОВЗ с учетом различных нозологий..…30
· Дополнительные материалы ...……………………………………………...…………….33
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель данного курса - представить характеристику словообразовательной системы в целом, общих законов ее функционирования и развития, а также правил и норм словопроизводства;показать взаимосвязь словообразования и морфемики с другими разделами языкознания.
Задачи данной дисциплины:
-дать студентам знания о структурных типах слов и родственных связях между ними;
-научить определять морфемный состав слов, производить полный морфемный анализ;
- выработать навыки словообразовательного анализа.
Анализ языковых единиц и явлений позволяет решать задачи воспитательного характера: прививать любовь к родному слову, бережное и осторожное отношение к нему, развивать языковой и эстетический идеал, научить свободному владению богатствами родного языка в устной и письменной речи.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
ОК-7 - способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
ОПК-5 - владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
ПК-11 - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
ПК-12 - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- особенности словообразовательных единиц русского языка, законы их функционирования.;
уметь:
- характеризовать морфемную структуру слова,квалифицировать статус морфемы,подбирать одноструктурные слова,строить словообразовательные цепочки с заданным словом.
владеть:
- методикой словообразовательного и морфемного анализа слов.
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Современный русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Современный русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в языкознание».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего освоения дисциплины «Общее языкознание».
4. Объем дисциплины ( в зачетных единицах с указанием количества академических, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)
Таблица 1. Выписка из учебного плана
Форма обучения | Семестр | Трудоемкость | Лекции, час | Практич., час | Лаб.раб., час | СРС, час | Контроль, час | Форма аттестации | |
зач.ед. | час | ||||||||
очная | 3 | 3 | 108 | 18 | 18 | 18 | 27 | 27 | экзамен |
В т.ч. в интерактивной форме | 4 | 6 |
Форма обучения | Семестр | Трудоемкость | Лекции, час | Практич., час | Лаб.раб., час | СРС, час | Контроль, час | Форма аттестации | |
зач.ед. | час | ||||||||
Заочная | 4 | 3 | 108 | 6 | 4 | 4 | 85 | 9 | экзамен |
В т.ч. в интерактивной форме |
5. Содержание дисциплины (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
5.1Структура учебной дисциплины
Таблица 2
Тематический план дисциплины
№ Пп/п |
Тематический план
| Количество часов | |||
Лекции | Практ.зан. | Лаб. зан. | Сам. раб. | ||
1. | Словообразование как учение о морфемном составе слов (морфемика) и способах их образования. Связь словообразования с лексикой и грамматикой. Морфемный состав слова. Содержание и задачи морфемного и словообразовательного анализа. Основные научные достижения в области русского словообразования. | 2 | 2 | 4 | |
2. | Морфема как единица языка. Её соотношение с фонемой и словом. Понятие морфа, алломорфов, и вариантов морфем. | 2 | 2 | 2 | 2 |
3. | Классификация морфем и их характеристика: 1) по характеру выражаемого значения; 2) по месту положения в слове: a) корень слова. Типы корней. Значения корней. Аффиксоды. б)аффиксальные морфемы (суффикс, префикс, постфикс, флексия, интерфикс). 3)по функции в слове. | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. | Основа слова. Структурные типы основ | 2 | 2 | 4 | 2 |
5. | Особенности взаимоотношений между морфемами в структуре слова: 1) продуктивные и непродуктивные морфемы; 2) понятие о регулярности и нерегулярности функционирования морфем в слове; 3) структурно-семантические отношения между морфемами (омонимия, синонимия и антонимия морфем); 4) исторические изменения структуры слова (опрощение, усложнение, переразложение основы; декорреляция, диффузия, замещение). Значение этих изменений для развития словообразовательной системы русского языка. | 2 | 2 | 2 | 4 |
6. | Синхронный и диахронический аспекты словообразования. Единицы синхронного словообразования (мотивированное и мотивирующее слова, мотивированная и мотивирующая основы, мотивирующая база, словообразовательные аффиксы, понятие форманта). Комплексные единицы словообразования (гнездо, пара, цепочка, модель). | 2 | 2 | 2 | |
7. | Неморфологические способы словообразования (лексико-синтаксический, лексико-семантический, морфолого-синтаксический). Неморфологические способы с/о в синхронном аспекте. | 2 | 2 | 2 | |
8. | Морфологический способ словообразования, его разновидности: аффиксация, сложение, сложноаффиксальный способ. Морфонологические особенности словообразования (чередование, усечение мотивирующей основы, наложение, интерфиксация). | 2 | 2 | 4 | 3 |
9. | Словообразование основных частей речи в СРЯ. Понятие о лексической и синтаксической деривации. Основные способы и средства образования имён существительных, прилагательных, глаголов. Вопросы словообразования в школьном учебнике. | 2 | 2 | 4 | 6 |
ИТОГО: | 18 | 18 | 18 | 27 |
5.2. Виды занятий и их содержание
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лекционное занятие
Тема: « Словообразование как учение о морфемном составе слов (морфемика) и способах их образования»
1. Словообразование как учение о морфемном составе слов (морфемика) и способах их образования.
2. Связь словообразования с лексикой и грамматикой.
3. Морфемный состав слова.
4. Содержание и задачи морфемного и словообразовательного анализа.
5. Основные научные достижения в области русского словообразования
Лекционное занятие
Лекционное занятие
Лекционное занятие
Лекционное занятие
Тема: « Синхронный и диахронический аспекты словообразования. Комплексные единицы словообразования»
1. Единицы синхронного словообразования (мотивированное и мотивирующее слова, мотивированная и мотивирующая основы, мотивирующая база, словообразовательные аффиксы, понятие форманта).
2. Комплексные единицы словообразования (гнездо, пара, цепочка, модель).
Лекционное занятие
Тема: « Неморфологические способы словообразования»
1. Неморфологические способы словообразования (лексико-синтаксический, лексико-семантический, морфолого-синтаксический).
2. Неморфологические способы с/о в синхронном аспекте
Лекционное занятие
Тема: « Морфологический способ словообразования, его разновидности. Морфонологические особенности словообразования»
1. Морфологический способ словообразования, его разновидности: аффиксация, сложение, сложноаффиксальный способ.
2. Морфонологические особенности словообразования (чередование, усечение мотивирующей основы, наложение, интерфиксация)
Лекционное занятие
Тема: « Словообразование основных частей речи в СРЯ. Понятие о лексической и синтаксической деривации»
1. Словообразование основных частей речи в СРЯ
2. Понятие о лексической и синтаксической деривации.
3. Основные способы и средства образования имён существительных, прилагательных, глаголов.
4. Вопросы словообразования в школьном учебнике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 6
Практическое занятие № 8
Тема: Морфологический способ словообразования. Морфонологические процессы при словообразовании.
Цель: выработка умения производить полный словообразовательный анализ.
Вопросы для самоподготовки:
1. Единицы словообразования (мотивированное слово, мотивированная основа, мотивирующее слово, мотивирующая основа, словообразовательное средство).
2. Дайте определение словообразовательного форманта (в широком понимании).
3. Что такое словообразовательная пара?
4. Морфологический способ образования. Его разновидности.
5. Морфонологические особенности словообразования.
Задания:
1. Составить словообразовательную пару. Определить способ
словообразования и формант.
Песочница, по-нашему, медленно, укрепление, мореплаватель, высь, загс, увидеть, пароход, пароходик, надрез, меч-рыба, безногий, землечерпалка.
2. Выполнить полный словообразовательный анализ следующих слов:
филфаковский, филфак, по-дружески, умывание, перенос.
Практическое занятие № 9
Тема: Неморфологические способы словообразования.
Цель: выработка умения производить полный словообразовательный анализ.
Вопросы для самоподготовки:
1. Лексико-семантический способ.
2. Лексико-синтаксический способ.
3. Морфолого-синтаксический способ.
4. Неморфологические способы в синхронном аспекте.
Задания:
1. Произвести словообразовательный анализ слов в диахроническом и синхронном аспекте: зимой, издали, замужем, кругóм, вдаль.
2. Контрольная работа (по вариантам).
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторная работа №1-2
Лабораторная работа № 3-4
Тема: Основа слова и окончание:
Цель: Определение структурного тип основы; Выделение материально выраженных и нулевых морфов.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы понятия основы слова. Назовите типы основ.
2. Что такое «суффиксоиды» и «префиксоиды», их роль в структуре слова.
3. Окончание как морфема; его словообразовательные и формообразовательные функции.
4. Окончания материально выраженные и нулевые.
Задания:
1. Выделите основу в данных словах, определите ее структурный
тип: думают, синее, синéе, убежал, весной (нареч.), спелый, поспели, несший, умнее, страдание, нормировщик, металлорежущий, перебазироваться.
2. Установите, к какой части слова относится звук [j]: гений, линий, лисий, синий, тканью, работают, медвежья, ручей, робкий, учитывая.
3. Выделите в словах основу и окончание, охарактеризуйте окончание: а) материально-выраженное - нулевое, б) формообразующее - словообразующее значение, в) слова, не имеющие окончания.
4. От предлагаемой исходной основы слова назовите производные такого рода, чтобы в них были представлены морфологические чередования всех видов: брать, сохнуть, рвать, дышать.
5. Выполнить по вариантам упр. № 254 по сборнику «Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современному русскому языку» (под ред. Астриной Р.С. и др. – М.: Просвещение, 1986).
Примечание: задания 1-2 выполняются дома, 3-5 - по вариантам в аудитории.
Лабораторная работа №5
Тема: Морфемный состав слов. Вопросы морфемики в школьном учебнике.
Цель: Выделение морфемной, структуры слов. Связь вузовского курса со школьным.
Задания:
1. Проанализируйте раздел «Словообразование» в школьном учебнике для 4 класса. Внимательно изучите теоретические сведения, выполните (устно) упражнения к параграфам.
Подтверждая ответ указанием на номера соответствующих §§ и упражнений, письменно ответьте на следующие вопросы: а) как раскрываются в школьном учебнике понятия «родственные слова» и «формы одного слова»?
б) как раскрываются понятия «морфема», «морф», «алломорф»? Какие в этом случае используются термины?
в) какие сведения дает учебник об основе и окончании?
г) как определяется корень слова? Какие сведения о корне слова дает учебник?
д) как определяются приставка и суффикс? Какие сведения о них сообщаются? Со значением каких именно приставок и суффиксов знакомит школьный учебник?
2. Определите морфемный состав слова. Первые 6 слов проанализируйте подробно по схеме полного морфемного анализа. Остальные слова разделите на морфемы, используя принятые в школе и вузе графические изображения.
Примечание: задание 1 выполняется дома, 2 - в аудитории.
Лабораторная работа №6
Тема: Системные отношения в словообразовании.
Цель: Выделение комплексных словообразовательных единиц, конструирование слов.
Задания:
1. Определите понятие «словообразовательная модель» и установите, по какой модели построены производные слова:
безводье, бесчестье, сговориться, спеться, хлебоуборка, поверье, головоломка, побережье, полесье.
2. Назовите по 5 слов, имеющих заданную словообразовательную
модель:
а) существительные по модели: основа глагола + суф. -к-,
б) наречия: приставка по- + основа прилагательного + суф. –и-,
в) существительные по модели: основа глагола + суф. –ениj-,
г) прилагательные: основа глагола + суф., -л-.
Отметьте, если есть, морфонологические процессы при образовании данного слова.
3. Постройте словообразовательную цепочку от данного мотивирующего слова; укажите словообразовательную базу, словообразовательное средство и его значение.
4. Выполните упр. 261 (1, 2, 3) по вариантам (сб. упр. под ред. Р.С.Астриной).
5. Приведите примеры слов, где бы наблюдались морфонологические процессы при их образовании (усечение производящей основы, чередование звуков; наложение морфов, историческое чередование).
Лабораторная работа №7
Тема: Морфологический способ словообразования. Его разновидности.
Цель: Выработка умения составлять словообразовательную пару, определять способ образования, словообразовательный формант.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите разновидности морфологического способа словообразования.
2. Аффиксация и ее типы.
3. Сложение и его разновидности.
4. Особенности сложносуффиксального способа словообразования.
Задания:
1. Составить словообразовательную пару, определить способ словообразования и формант:
правдоискатель, юнкор, Приуралье, самолётик, близость, сельпо, перегиб, мясорубка, междуречье, сенокосный, овощерезка, придороджный, МХАТ, разное, заземление, беззубый, умывание, безделица, турслёт, сенокос.
2. Выполнить в соответствии со схемой полный словообразовательный анализ предложенных слов (задание выполняется по вариантам в аудитории).
Примечание: задание 1 выполняется письменно дома, 2- в аудитории.
Лабораторная работа № 8-9.
Тема: Образование слов различных частей речи.
Цель: Практическое закрепление теоретических сведений по словообразованию.
Вопросы:
1. Что понимается под диахроническим словообразованием?
2. Каковы способы словообразования в диахроническом аспекте?
3. Каково понятие «способ словообразования» в синхронном аспекте?
4. Способы словообразования, характерные для синхронного образования.
5. Назовите морфонологические процессы при словообразовании?
Задания:
1. Назовите 5 сложносокращенных слов разных типов. Проанализируйте способ их образования.
2. Приведите 4 сложных слова, образованных путем сложения основ. Как они образованы?
3. Приведите 2 слова, словообразовательный анализ которых в синхронном аспекте не совпадает со словообразовательным анализом в плане диахронии. Проанализируйте их.
4. В соответствии со схемой и образцом произведите полный словообразовательный анализ предложенных слов (задание выполняется в аудитории по вариантам).
Примечание: задания 1-3 выполняются письменно дома, 4 - в аудитории
9.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Содержание СРС
Самостоятельная работа № 1 Выполнить морфемный анализ слов (в соответствии со схемой анализа, принятой в вузе).
Вариант 1. Оправдание, коснуться, коровий, взволнованно, напрягитесь, любуясь, африканский, проще, приплясывала.
Вариант 2 Охотничий, сгорбившись, обрамление, одеваться, объединяйтесь, беспокойно, киношник, звонче, подпевали.
Вариант 3. Уверенно, выращивание, изливая, девичий, передвигай, направлять, сегодняшний, дороже, провозился.
Вариант 4. Проснувшись, обобщённо, подталкивать, облучение, беспокойтесь, щучий, тогдашний, больнее, отрёкся.
Вариант 5. Воссоединяться, бараний, внимательно, наклонившись, облизывайся, утверждение, шоссейный, бережливее, истосковались.
Вариант 6. Накопление, обжечься, рачий, вдумчиво, обнимитесь, согласившись, сочинский, твёрже, мог.
Вариант 7. Возмутительно, название, обезжиривать, собачий, добывайте, создавая, живущий, чище, выпек.
Вариант 8. Заячий, прислонившись, перевыполнение, объясняться, бросьтесь, бесконечно, разливщик, выше, прошёлся.
Вариант 9. Обезоруживая, растерянно, верблюжий, развлечения, откликнитесь, освежиться, кофейный, реже, вытер.
Вариант 10. Преграждать, медвежий, бесхитростно, развлекая, отдышись, похищение, певец, дешевле, выхаживал.
Самостоятельная работа работа № 2. Выполнить словообразовательный анализ (в соответствии со схемой).
Вариант 1. Перелом, стойкость, Закарпатье, восьмиэтажный, прабабушка, местком.
Вариант 2. Размечтаться, прескучный, перевоз, землепроходец, важность, госплемхоз.
Вариант 5. Подписать, перелом, Черноморье, гордость, обезболить, юнкор.
Вариант 4. Сверхскорость, притерпеться, вознаграждение, пылесос, перекос, МХАТ.
Вариант 5. Разбег, соединиться, безработица, сорокарублёвый, близко, госбанк.
Вариант 6. Синь, подбородок, добродушный, архиопасный, дерзость, завкафедрой.
Вариант 7. Подождать, равнодушие, водовоз, безвкусица, выход, ГЭС.
Вариант 8. Обесценить, нежелательный, засолка, тридцатилетний, перелёт, студсовет.
Вариант 9. Безделье, перегиб, землемер, высыхание, умываться, ЗАГС.
Вариант 10. Вращение, бездорожье, корнерезка, подыскать, выброс, турпоход
Методические рекомендации для студентов
СХЕМА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА
1. Определить часть речи, к которой относится предложенное для анализа слово.
2. Выделить окончание (если оно есть) и определить его роль.
3. Дать характеристику основы (членимая – нечленимая, производная – непроизводная, цельная – прерывистая).
4. Выделить корень путём подбора 2-3 родственных слов. Отметить возможные алломорфы; указать, свободным или связанным является корень; определить его значение.
5. Выделить в основе аффиксальные морфемы (если они есть) путём подбора 2-3 слов с теми же приставками и суффиксами; определить значение этих аффиксов ( в очевидных случаях); указать возможные алломорфы.
Образец морфемного анализа:
РОБОСТЬ Ю
1. Существительное, изменяемая часть речи.
2. Окончание – Ю указывает на форму единственного числа, женского рода, творительного падежа.
3. Основа – РОБОСТЬ – членимая, производная, цельная.
4. Корень – РОБ – (робкий, робеть). Имеет признаковое значение. Корень связанный.
5. Суффикс – ОСТЬ – (молодость, верность). Алломорф – ЕСТЬ –(свежесть). Имеет значение отвлеченного признака.
ПО-РЫ Б АЧЬ j И
1. Наречие, неизменяемая часть речи.
2. ––
3. Основа – ПО-РЫБЫЧЬИ – членимая, производная, цельная.
4. Корень – РЫБ – (рыбный, рыба). Имеет предметное значение. Корень свободный.
5. Приставка – ПО – (по-волчьи, по-новому). Имеет значение «подобие чему-нибудь».
Суффикс –АЧ – (скорнячий). Алломорф – АК – (рыбак), наличие которого обусловлено историческим чередованием Ч//К. Имеет значение «название лиц по сфере деятельности».
|
Суффикс – j – (по-лисьjи) – суффикс притяжательного прилагательного. Алломорф – И j – (лисий).
НИЗ ВЕРГ АЛ И СЬ
1. Глагол, изменяемая часть речи.
2. Окончание – И указывает на форму множественного числа прошедшего времени.
3. Основа – НИЗВЕРГА – СЬ – за пределами основы находится формообразующий суффикс – Л – прошедшего времени. Членимая, производная, прерывистая.
4. Корень – ВЕРГ – (свергать, извержение, извергаться). Алломорфы – ВЕРЗ –,
–ВЕРЖ–, наличие которых обусловлено историческим чередованием Г//З//Ж. Имеет процессуальное значение. Корень связанный.
5. Приставка – НИЗ –(низводить). Алломорф НИС- (ниспадать). Имеет значение действия, направленного вниз.
Суффикс –А–(кричать, оболгать) – суффикс основы инфинитива.
Постфикс – СЬ – (умывались, построились). Алломорф – СЯ. Указывает на возвратность действия.
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
1. Выделить основу и окончание. Определить значение окончания и дать характеристику основы.
Трем, выделить, читающего, наводнение, замолчишь.
2. Выделить корень в следующих словах. Определить тип корня ( свободный или связанный).
Убавить, витаминизировать, мечтатель, трагедия, кожица.
3. Определить морфемный состав слов: проще, коровий, сгорбившись, оправдание, вытерла.
4. Выполнить полный морфемный анализ слова утомляться.
5. Выполнить полный словообразовательный анализ слова Закарпатье
ВАРИАНТ 2
1. Выделить основу и окончание. Определить значение окончания и дать характеристику основы.
Поссорившийся, окружение, закричат, смотреть, четыре.
2. Выделить корень в следующих словах. Определить тип корня (свободный или связанный)
Кедровый, хождение, немецкий, разрядить, девятка.
3. Определить морфемный состав слов: объяснение, тверже, передвигал, наклонившись, изучит.
4. Выполнить полный морфемный анализ слова накопление.
5. Выполнить полный словообразовательный анализ слова корнерезка.
ВАРИАНТ 3
1. Выделить основу и окончание. Определить значение окончания и дать характеристику основы.
Прибавление, десятью, увлекающаяся, оговоримся, заметить.
2. Выделить корень в следующих словах. Определить тип корня (свободный или связанный)
Движение, привыкаешь, рыбачка, вишенка, сметанный.
3. Определить морфемный состав слов: отчий, задышав, развлечение, подпевали, дороже.
4. Выполнить полный морфемный анализ слова уверенно.
5. Выполнить полный словообразовательный анализ слова вращение
Тестовые задания
1. Расположите последовательно этапы членения слова на морфемы:
1) Выделить корень
2) Определить часть речи анализируемого слова
3) Выделить окончание (если есть)
4) Выделить основу
5) Выделить аффиксальные морфемы (если есть)
2. Закончите определение:
Система морфов, одинаковых по значению, по месту положения в слове, разных по звучанию, находящихся в отношениях дополнительной дистрибуции, называется …
3. Отметьте верное определение:
1) Морфема – это минимальная, далее членимая, значимая единица языка
2) Морфема – это минимальная, неделимая, незначимая единица языка
3) Морфема – это минимальная, неделимая, значимая единица языка
4) Морфема – это минимальная, далее членимая, незначимая единица языка
4. Отметьте слово ( - а) с материально не выраженным (нулевым) окончанием:
1) Узрев
2) Синий
3) Воспоминаний
4) Лисий
5. Отметьте слово со связанным корнем:
1) Привычка
2) Книжка
3) Масляный
4) Подождать
6. Установить соответствие между словами и способом их образования:
1) Междуречье А. Сложносуффиксальный
2) Белоствольный Б. Суффиксальный
3) Пароходик В. Приставочно-суффиксальный
4) Антинаучный Г. Приставочный
7. Отметьте слово, имеющее в своем составе интерфикс:
1) Цифровой
2) Орловский ( от Орёл)
3) Красноватый
4) Лиловый
8. Выделите слово, образованное морфологическим аффиксальным способом («нулевой суффиксацией»)
1) Волчий
2) Взлёт
3) Пароход
4) Конь
9. Продолжите:
Элемент –л – в словах жилец, поилец, кормилец является…
10. Отметьте слово(- а) с формообразующим аффиксом, не входящим в состав слова:
1) Выполнив
2) Распускавшийся
3) Позднее
4) Домашний
11. В каком ряду все слова однокоренные?
1) Цель, целый, прицелиться
2) Косить, покос, сенокосный
3) Водный, проводить, водяной
4) Носик, поднос, носовой
12. В каком слове есть суффикс – ан – ?
1) Прочитанный
2) Разбросаны
3) Кожаный
4) Рваный
13. Каким способом образовано слово безводье ?
14. В каком ряду корни всех слов имеют процессуальное значение?
1) Ходок, сереть, переезд
2) Масляный, рыбачить, отвердеть
3) Лётчик, читатель, улов
4) Рассвирепеть, наводнить, удвоить
15. Установите соответствие между словами и значением суффиксов в этих словах:
1) Защитник А. Название лица женского пола
2) Градусник Б. Название отвлеченного действия
3) Блондинка В. Название лица по сфере деятельности
4) Варка Г. Название действующего предмета
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Понятие о морфемике. Морфема как единица языка. Ее соотношение с фонемой и словом.
Понятие морфа, алломорфов, вариантов морфем.
2. Типы значения морфем (по характеру выражаемого значения, по месту положения в слове,
по функции в слове).
3. Корень слова. Типы корней. Аффиксоиды. Значения корней.
4. Суффикс как значимая часть слова.
5; Приставка, типы приставок, их алломорфы.
6. Интерфикс. Особые случаи выделения интерфиксов - прокладок в слове.
7. Постфикс, его значение.
8. Окончание, особенности этой морфемы в слове. Трудные случаи выделения окончаний.
9. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
10. Понятие о материально выраженных и нулевых морфемах.
11. Основа слова. Структурные типы основ.
12. Аффиксы продуктивные и непродуктивные.
13. Регулярные и нерегулярные аффиксы.
14. Структурно-семантические взаимоотношения между морфемами.
15. Исторические изменения структуры слова (процессы опрощения, переразложения,
усложнения).
16. Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой и грамматикой. Вопросы
словообразования в школьном учебнике. Два аспекта словообразования.
17. Словообразование в синхронном аспекте, его основные единицы и способы
словопроизводства (мотивированное слово, мотивирующее слово, основа, словообразовательные аффиксы, формант).
18. Словообразование в диахроническом аспекте, его основные единицы и способы словопроизводства.
19. Системные отношения в словообразовании. Комплексные единицы словообразования (словообразовательная цепочка, гнездо, модель).
20. Морфологический способ словообразования. Аффиксация и ее типы.
21. Сложение как разновидность морфологического способа словообразования.
22. Неморфологические способы словообразования.
23. Неморфологические способы словообразования (в синхронном аспекте).
24. Морфонологические процессы в словообразовании.
25. Основные способы и средства образования имен существительных.
26. Основные способы и средства образования имен прилагательных, глаголов.
8.Технологическая карта дисциплины
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
Вся основная литература имеется в библиотеке АГПУ и на кафедре отечественной филологии и журналистики
Дополнительная литература
1. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
2. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию// Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
3. Земская Е.А. Как делаются слова. – М., 1982.
4. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977.
7. Русская грамматика. - М., 1980. - Т. 1.
8. Потиха 3. А. Современный русский язык. Словообразование. - М.,1970.
9. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 1 -М., 1979.
Словари
1.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2-х т. -М.,1990.
2.Зализняк Л.К., Грамматический словарь русского языка. – 2-е изд.,стереотип. - М.,1980.
3.Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. –– М., 1986
4.Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь/ Под ред. С.Г.Бархударова. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 1964
5.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М., 1985. Т. I-II.
6.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1978.
7.Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1081.
10.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,необходимых для освоения дисциплины
1. http://www.philology.ru
2. http://www.rusword.com.ua
3. http://www.vestnik.vsu.ru
4. Научная электронная библиотека elibrary.ru. http:// elibrary.ru/books.asp
5. Университетская библиотека on-line: http://www.bibioclub.ru.spravka/registratsija organizatsij.html
6. Грамматика, орфография, пунктуация современного русского языка www. grammatika.ru
11.Методические указания по освоению дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Профессиональная компетенция будущего бакалавра обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основными задачами освоения дисциплины является систематизация полученных в школе знаний по русскому языку, дополнение и углубление этих знаний, повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Текст конспекта лекций должен удовлетворять следующим требованиям: отражать основное положение лекционного курса (определения, классификации, проблемы и т.д.); схемы, таблицы прилагаются дополнительно по усмотрению преподавателя .Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение ими соответствующих умений и навыков (профессиональных компетенций).Одним из важнейших этапов освоения курса является сдача экзамена.
Оценка «отлично» выставляется студенту, ответившему глубоко и полно на поставленные теоретические. Студент свободно владеет основными терминами и понятиями курса, умело строит монологическое высказывание, соблюдает нормы устной речи. В течение семестра набрал не менее 60 баллов по всем видам занятий.
Оценка «хорошо» выставляется экзаменующемуся в соответствии с теми же критериями, но при наличии некоторых из недочетов в ответе: отсутствие логики в изложении, недостаточно полный ответ, ошибочное использование понятий, неумение самостоятельно привести примеры, негрубые речевые ошибки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который продемонстрировал знания базовых понятий и категорий курса, однако не смог развернуто и логично ответить на поставленные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил основных понятий и категорий курса и не сумел выполнить практическое задание.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Б1.В.ОД.4.3» «Современный русский язык. Словообразование»
Направление подготовки ___44.03.01 «Педагогическое образование»__________________
Профиль подготовки филологическое образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Составитель: кандидат филологических наук, доцент Кириченко И.В.
Армавир, 2017
Обоснование РПД
Рабочая программа по дисциплине «Современный русский язык. Словообразование» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю «Филологическое образование».
Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.
Автор (составитель): кандидат филологических наук, доцент Кириченко И.В.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________/.
Содержание РПД
· Цели освоения учебной дисциплины………………………………..…………………...4
· Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………….…….…..4
· Место учебной дисциплины в структуре ООПВО…………………………...…….……4
· Объем дисциплины (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем……………………………………………………………………………………...5
· Содержание дисциплины с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий………………………….…….…….……5
· Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………………..………...19
· Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………...……...21
· Технологическая карта …………….…………………………………………………….. 27
· Перечень основной и дополнительной литературы …………………..……………......28
· Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»……...29
· Методические указания по освоению дисциплины ……………………...…….……….29
· Особенности выполнения заданий лицами с ОВЗ с учетом различных нозологий..…30
· Дополнительные материалы ...……………………………………………...…………….33
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель данного курса - представить характеристику словообразовательной системы в целом, общих законов ее функционирования и развития, а также правил и норм словопроизводства;показать взаимосвязь словообразования и морфемики с другими разделами языкознания.
Задачи данной дисциплины:
-дать студентам знания о структурных типах слов и родственных связях между ними;
-научить определять морфемный состав слов, производить полный морфемный анализ;
- выработать навыки словообразовательного анализа.
Анализ языковых единиц и явлений позволяет решать задачи воспитательного характера: прививать любовь к родному слову, бережное и осторожное отношение к нему, развивать языковой и эстетический идеал, научить свободному владению богатствами родного языка в устной и письменной речи.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
ОК-7 - способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
ОПК-5 - владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
ПК-11 - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
ПК-12 - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- особенности словообразовательных единиц русского языка, законы их функционирования.;
уметь:
- характеризовать морфемную структуру слова,квалифицировать статус морфемы,подбирать одноструктурные слова,строить словообразовательные цепочки с заданным словом.
владеть:
- методикой словообразовательного и морфемного анализа слов.
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Современный русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Современный русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в языкознание».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего освоения дисциплины «Общее языкознание».
4. Объем дисциплины ( в зачетных единицах с указанием количества академических, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)
Таблица 1. Выписка из учебного плана
Форма обучения | Семестр | Трудоемкость | Лекции, час | Практич., час | Лаб.раб., час | СРС, час | Контроль, час | Форма аттестации | |
зач.ед. | час | ||||||||
очная | 3 | 3 | 108 | 18 | 18 | 18 | 27 | 27 | экзамен |
В т.ч. в интерактивной форме | 4 | 6 |
Форма обучения | Семестр | Трудоемкость | Лекции, час | Практич., час | Лаб.раб., час | СРС, час | Контроль, час | Форма аттестации | |
зач.ед. | час | ||||||||
Заочная | 4 | 3 | 108 | 6 | 4 | 4 | 85 | 9 | экзамен |
В т.ч. в интерактивной форме |
5. Содержание дисциплины (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
5.1Структура учебной дисциплины
Таблица 2
Тематический план дисциплины
№ Пп/п |
Тематический план
| Количество часов | |||
Лекции | Практ.зан. | Лаб. зан. | Сам. раб. | ||
1. | Словообразование как учение о морфемном составе слов (морфемика) и способах их образования. Связь словообразования с лексикой и грамматикой. Морфемный состав слова. Содержание и задачи морфемного и словообразовательного анализа. Основные научные достижения в области русского словообразования. | 2 | 2 | 4 | |
2. | Морфема как единица языка. Её соотношение с фонемой и словом. Понятие морфа, алломорфов, и вариантов морфем. | 2 | 2 | 2 | 2 |
3. | Классификация морфем и их характеристика: 1) по характеру выражаемого значения; 2) по месту положения в слове: a) корень слова. Типы корней. Значения корней. Аффиксоды. б)аффиксальные морфемы (суффикс, префикс, постфикс, флексия, интерфикс). 3)по функции в слове. | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. | Основа слова. Структурные типы основ | 2 | 2 | 4 | 2 |
5. | Особенности взаимоотношений между морфемами в структуре слова: 1) продуктивные и непродуктивные морфемы; 2) понятие о регулярности и нерегулярности функционирования морфем в слове; 3) структурно-семантические отношения между морфемами (омонимия, синонимия и антонимия морфем); 4) исторические изменения структуры слова (опрощение, усложнение, переразложение основы; декорреляция, диффузия, замещение). Значение этих изменений для развития словообразовательной системы русского языка. | 2 | 2 | 2 | 4 |
6. | Синхронный и диахронический аспекты словообразования. Единицы синхронного словообразования (мотивированное и мотивирующее слова, мотивированная и мотивирующая основы, мотивирующая база, словообразовательные аффиксы, понятие форманта). Комплексные единицы словообразования (гнездо, пара, цепочка, модель). | 2 | 2 | 2 | |
7. | Неморфологические способы словообразования (лексико-синтаксический, лексико-семантический, морфолого-синтаксический). Неморфологические способы с/о в синхронном аспекте. | 2 | 2 | 2 | |
8. | Морфологический способ словообразования, его разновидности: аффиксация, сложение, сложноаффиксальный способ. Морфонологические особенности словообразования (чередование, усечение мотивирующей основы, наложение, интерфиксация). | 2 | 2 | 4 | 3 |
9. | Словообразование основных частей речи в СРЯ. Понятие о лексической и синтаксической деривации. Основные способы и средства образования имён существительных, прилагательных, глаголов. Вопросы словообразования в школьном учебнике. | 2 | 2 | 4 | 6 |
ИТОГО: | 18 | 18 | 18 | 27 |
5.2. Виды занятий и их содержание
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лекционное занятие
Тема: « Словообразование как учение о морфемном составе слов (морфемика) и способах их образования»
1. Словообразование как учение о морфемном составе слов (морфемика) и способах их образования.
2. Связь словообразования с лексикой и грамматикой.
3. Морфемный состав слова.
4. Содержание и задачи морфемного и словообразовательного анализа.
5. Основные научные достижения в области русского словообразования
Лекционное занятие
Тема: « Морфема как единица языка»
1. Морфема как единица языка.
2. Соотношение морфемы с фонемой и словом.
3. Понятие морфа, алломорфов, и вариантов морфем
Лекционное занятие
Дата: 2018-09-13, просмотров: 2284.