Тема: Окончание.Трудные случаи выделения флексии

Цель: выработать умение выделять флексию, определять ее значение.

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое окончание?

2. Какое окончание называется нулевым?

3. Какие части речи и формы в русском языке могут иметь нулевое окончание?

4. Какие слова в русском языке не имеют окончания?

Задания:

1. Распределить слова по двум группам:

– слова, имеющие окончание;

– слова, не имеющие окончания:

По-дружески, мама, делали, рисуя, выше, могучий, козий, жарко (на улице), кино, мне, электрик (блуза цвета электрик), вследствие (дождя), добрее, молочный, весной (весной расцветают тюльпаны).

2. Определить тип окончания по формальному выражению (нулевое или материально выраженное).

Слышала, каким-то, чему, выигрывающий, конь, ночь, пел, лиловый, задуман, синий, беличий, нашей, пятый, наш, пять, роз (аллея роз), стричь, иди.

3. Выделить окончание, указать его грамматическое значение:

Стали (производить) – стали (мудрее)

Знать (московская) – знать (хотим)

Простой (способ) – простой (в работе)

Словом (мудрым) – словом (словом, все работают)

Подтянут (Алексей) – подтянут (технику)

Осенью (поздней) – осенью (осенью грустно

Практическое занятие № 3

Тема: Основа слова. Структурные типы основ.

Цель: выработать умение выделять основу, определять структурные типы основ.

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое основа?

2. Назовите аффиксы, которые находятся за пределами основы.

3. Назовите структурные типы основ

– с точки зрения структуры;

- с точки зрения связи с производящей;

- с точки зрения цельности.

Задания:

1. Выделите основу, охарактеризуйте ее:

Два, делающий, переправиться, играя, нес, идите, лисьему, хитрее, чего-либо, какао, тремстам, лошадью, волчий.

2. Определите структурный тип основы в следующих словах:

Благодаря (родителей) – благодаря (хорошей погоде);

Отцов (пиджак) – отцов (не было на собрании);

Синее (небо) – синéе (еще);

Спелый – спели (ягоды);

Кругóм – кругом;

Моём – моем;

Суть – уснуть;

Молот – молоть – молотый;

Лоскут – пекут;

Расколоть – расколотый;

Вести – вéсти;

Два – едва.

                                                Практическое занятие № 4

                                Тема: Корень слова. Типы корней. Их значение.

Цель: выработать умение выделять корень, находить его алломорфы, определять значение корней.

Вопросы для самоподготовки:

1.    Что такое корень?

2.    Алломорфы. Их отличие от вариантов морфем.

3.    Свободные и связанные корни.

4.    Значение корней.

Задания:

1.    Выделите корень в словах. Выпишите их в две колонки в зависимости от характера корня: а) корни свободные; б) корни связанные:

Книжный, мечтатель, война, тех, заряжу, немецкий, хождение, двойной, трагедия, отвыкать, движение, кем, добавить, кожаная.

2.    Дать полную характеристику корня в следующих словах (алломорфы, тип, значение):

Читать, моего, вишенка, безбрежный, кедровый, битьё, низвергаться, строить, вглубь, заготовщик.

 

                                          Практическое занятие № 5

                      Тема: Аффиксальные морфемы производной основы.

Цель: выработка умения выделять аффиксальные морфемы, определять их типы с функциональной точки зрения, значение словообразовательных аффиксов.

Вопросы для самоподготовки:

1.    Дайте определение аффиксальных морфем.

2.    Типы аффиксальные морфем с точки зрения функции.

3.    Виды аффиксов с точки зрения употребительной активности.

4.    Виды аффиксов с точки зрения воспроизводимости.

Задания:

1.    Выделить аффиксы, указать их тип с точки зрения функции.

Заготовщик, желтее, небеса, пойди, ушёл, мамин, водичка, по-братски, глупейший, повторяемость, сидя, вовек, пишущий, задвижка, наглаженный, грёб, старьё, прыгнуть.

2.    Выделить аффиксы. Определить значение словообразовательных аффиксов.

Выключатель, учитель, заготовитель, виноградина, грузин, костюмчик, лётчик, варка, делегатка, таксист, градусник, защитник, садовник, дерзость, малинник, москвич, вороньё, кислота, сверхгигантский, пригород, приоткрыть, бездомный, по-братски, неволя, вынести, внести, ниспадать.

 

Практическое занятие № 6

Дата: 2018-09-13, просмотров: 262.