Основными общероссийскими организационно-методическими документами по сертификации услуг являются: «Правила сертификации работ и услуг» (утв. Постановлением Госстандарта России от 05.08.97 № 17) и «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОК 002-93).
Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, Сан-ПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Правительства РФ, например: «Правила оказания услуг общественного питания», «Основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», «Правила продажи отдельных видов товаров».
Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:
1) подача заявки на сертификацию;
2) рассмотрение и принятие решения по заявке;
3) оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
4) принятие решения о возможности выдачи сертификата;
5) выдача сертификата;
6) инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй — в протоколах испытаний.
При сертификации работ и услуг используют семь схем, тогда как по продукции— 10 основных и 6 дополнительных схем.
Применение отдельных схем по специфичным схемам 1, 2, 4.
Таблица 4.3 - Схемы сертификации работ и услуг
Номер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 | Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 | Анализ состояния производства | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль состояния производства |
4 | Оценка организации (предприятия) | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль соответствия установленным требованиям |
5 | Оценка системы качества | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль системы качества |
6 | Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) | Контроль качества выполнения работ, оказания услуг | |
7 | Оценка системы качества | Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) | Контроль системы качества |
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу.
По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:
- полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);
- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;
- безопасность и стабильность процесса;
- профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;
- безопасность реализуемых товаров.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (звездность гостиницы, разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид стандарта на услугу — классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также по схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.
Схемы 6 и 7 основаны на использовании заявки-декларации с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схемам 9 и 10, руководитель предприятия (или индивидуальный предприниматель) заявляет, что объект обязательной сертификации соответствует установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом Как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.
При добровольной сертификации применяют схемы 1—5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают заявку-декларацию, при добровольной сертификации не применяют.
Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идет о результатах социологических обследований, экспертных оценках, протоколах испытаний продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.
При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются (в порядке убывания значимости) регистрационные, оргаполептические, социологические и экспертные методы. Регистрационные методы применяются для оценки безопасности услуг, в частности при проверке наличия документальных свидетельств разных видов безопасности: пожарной безопасности помещений (по заключению органов Госпожарнадзора); санитарной безопасности помещений (по заключению служб Госсанэпиднадзора); безопасности транспортных средств (по санитарным паспортам); безопасности обслуживающего персонала (по медицинским книжкам персонала); метрологического обеспечения процесса обслуживания (по свидетельствам о поверке или оттискам клейма на СИ-весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам соответствия); профессионализма персонала (по документам о профессиональном образовании, книге отзывов и предложений); точности и своевременности оказываемых услуг (по результатам проверки соблюдения режима работы предприятия торговли и общественного питания). Органолептические методы используют для оценки санитарного состояния помещений предприятий торговли и общественного питания и прилегающей к ним территории.
Для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии общественного питания проводится опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания. Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий на предприятиях общепита; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования,
Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата) широко используются инструментальные методы.
Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг — в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (допустим, услуг розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.
Приложение А
Закон РФ «О стандартизации» Структура и содержание
Разделы | Узловые вопросы и положения |
1 | 2 |
Преамбула | Закон определяет меры государственной защиты, интересов потребителей, государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. |
Раздел I Общие положения | Ст. 1. Понятие стандартизации. Сущность и цели стандартизации Ст. 4. Организация работ по стандартизации Государственное управление стандартизацией осуществляет Госстандарт России. Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. Субъекты хозяйственной деятельности организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с настоящим Законом. |
Раздел II Нормативные документы | Ст. 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные стандарты Российской Федерации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты общественных объединений. Ст. 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации Перечень обязательных требований государственных стандартов. Соответствие продукции (услуг) обязательным требованиям определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции (услуг). Иные требования государственных стандартов подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя, исполнителя услуг. Ст. 8. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений Стандарты отраслей субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. |
1 | 2 |
Раздел III Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов | Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами — государственными инспекторами. |
Раздел IV Ответственность за нарушение положений настоящего Закона | Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. |
Раздел V Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору, стимулирование применения государственных стандартов | Ст. 15. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору Установлен перечень видов работ, которые должны финансироваться из средств федерального бюджета (разработка государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования, разработка и обеспечение функционирования основополагающих комплексов стандартов, проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и пр.). Ст. 16. Стимулирование применения государственных стандартов Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную знаком соответствия государственным стандартам, в том числе государственным стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности традиционных технологий. |
Приложение Б
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» Структура и содержание
Разделы | Узловые вопросы и положения |
1 | 2 |
Преамбула | Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. |
Раздел I Общие положения | Ст. 1. Основные понятия Дано определение 13 терминов. Ст. 4. Государственное управление обеспечением единства измерений Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляет Госстандарт России. Дан перечень задач, решаемых Госстандартом по обеспечению единства измерений. Ст. 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений Госстандарт утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации. |
Раздел II Единицы величин, средства и методики измерений | Ст. 6. Единицы величин Ст. 7. Государственные эталоны единиц величин Ст. 8. Средства измерений Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Ст. 9. Методики выполнения измерений Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. |
Раздел III Метрологические службы | Ст. 10. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений Ст. 11. Метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц. |
Раздел IV Государственный метрологический контроль и надзор | Ст. 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора Предусмотрены две разновидности контрольно-надзорной деятельности — контроль (три вида по п.2) и надзор (три вида по п. 3). Порядок осуществления каждого вида регламентирован в ст. 14—19. |
1 | 2 | |||
Ст. 13. Сферы распространения метрологического контроля и надзора Установлен «закрытый», т.е. четко ограниченный, перечень сфер. Перечень возглавляется непроизводственными сферами — здравоохранение, торговля, государственные учетные операции и пр. Ст. 14. Утверждение типа средства измерений Ст. 15. Поверка средств измерений Ст. 16. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений Ст. 17. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм Ст. 18. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций Ст. 19. Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже Ст. 20. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России — главные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации. Закон (п. 2) наделяет государственных инспекторов как должностных лиц широкими полномочиями в отношении, не подчиненных им органов, организаций и граждан. Ст. 21. Ответственность государственных инспекторов Ст. 22. Содействие государственному инспектору | ||||
Раздел V Калибровка и сертификация средств измерений | Ст. 23. Калибровка средств измерений Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже. На основании договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях аккредитованным метрологическим службам предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали. Ст. 24. Сертификация средств измерений | |||
1 | 2 | |||
Раздел VI Ответственность за нарушение положений настоящего закона | Ст. 25. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность | |||
Раздел VII Финансирование работ по обеспечению единства измерений | Ст. 26. Обязательное государственное финансирование Финансированию подлежат (в числе ряда видов деятельности, перечисленных в статье), также работы по государственному метрологическому надзору, установленные п. 3 ст. 12 Ст. 27. Оплата метрологических работ и услуг Метрологические работы и услуги, установленные п. 2 ст. 12, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров. Таким образом, разграничение двух разновидностей контрольно-надзорной деятельности проводится по признаку возмездности. | |||
Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.