Особенности сертификации услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными общероссийскими организационно-методичес­кими документами по сертификации услуг являются: «Правила сертификации работ и услуг» (утв. Постановлением Госстан­дарта России от 05.08.97 № 17) и «Общероссийский классифи­катор услуг населению» (ОК 002-93).

Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, Сан-ПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных ви­дов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Правительства РФ, напри­мер: «Правила оказания услуг общественного питания», «Ос­новные положения по допуску транспортных средств в эксплу­атацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безо­пасности дорожного движения», «Правила продажи отдельных видов товаров».

Сертификация работ и услуг осуществляется в той же после­довательности, что и сертификация продукции, и предусматри­вает шесть этапов:

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) оценка соответствия работ и услуг установленным требо­ваниям;

4) принятие решения о возможности выдачи сертификата;

5) выдача сертификата;

6) инспекционный контроль сертифицированных работ и ус­луг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установ­ленным требованиям). В общем виде она включает: оценку вы­полнения работ и оказания услуг; проверку, испытания резуль­татов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в ак­тах, итоги второй — в протоколах испытаний.

При сертификации работ и услуг используют семь схем, тогда как по продукции— 10 основных и 6 дополни­тельных схем.

Применение отдельных схем по специфичным схемам 1, 2, 4.

 

Таблица 4.3 - Схемы сертификации работ и услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифи­цированных работ и услуг
1 Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испыта­ния) результатов работ и услуг Контроль мастер­ства исполнителя работ и услуг
2 Оценка процесса вы­полнения работ, ока­зания услуг Проверка (испыта­ния) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
3 Анализ состояния производства Проверка (испыта­ния) результатов работ и услуг Контроль состоя­ния производства
4 Оценка организации (предприятия) Проверка (испыта­ния) результатов работ и услуг Контроль соответ­ствия установлен­ным требованиям
5 Оценка системы каче­ства Проверка (испыта­ния) результатов работ и услуг Контроль системы качества
6   Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
7 Оценка системы качества Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) Контроль системы качества

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопас­ность которых обусловлены мастерством исполнителя (напри­мер, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему пер­соналу.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

- полноту и актуализацию (своевременное обновление) доку­ментации, устанавливающей требования к процессу (норматив­ные и технические документы);

- метрологическое, методическое, организационное, про­граммное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;

- безопасность и стабильность процесса;

- профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;

- безопасность реализуемых товаров.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — испол­нителя работ и услуг на соответствие установленным требова­ниям государственных стандартов. При этом оценивают не толь­ко процесс выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определен­ной категории (звездность гостиницы, разряд ателье, тип пред­приятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид стандарта на услу­гу — классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требова­ниям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наибо­лее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажи­ров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также по схе­ме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.

Схемы 6 и 7 основаны на использовании заявки-декларации с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соот­ветствие работ и услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схемам 9 и 10, руководитель пред­приятия (или индивидуальный предприниматель) заявляет, что объект обязательной сертификации соответствует установлен­ным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг неболь­ших предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом Как исполнители работ и услуг высокого уровня каче­ства.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы ка­чества. Оценка выполнения работ, оказания услуг будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.

При добровольной сертификации применяют схемы 1—5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают заявку-декларацию, при добровольной сертификации не применяют.

Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтвержда­ющие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идет о результатах социологических обследований, экспертных оценках, протоко­лах испытаний продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти доку­менты могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются (в порядке убывания значимости) регистрацион­ные, оргаполептические, социологические и экспертные методы. Регистрационные методы применяются для оценки безопаснос­ти услуг, в частности при проверке наличия документальных свидетельств разных видов безопасности: пожарной безопасно­сти помещений (по заключению органов Госпожарнадзора); са­нитарной безопасности помещений (по заключению служб Гос­санэпиднадзора); безопасности транспортных средств (по сани­тарным паспортам); безопасности обслуживающего персонала (по медицинским книжкам персонала); метрологического обес­печения процесса обслуживания (по свидетельствам о поверке или оттискам клейма на СИ-весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам соответствия); профессионализма персонала (по документам о профессиональном образовании, книге отзывов и предложений); точности и своевременности оказываемых услуг (по результатам проверки соблюдения ре­жима работы предприятия торговли и общественного питания). Органолептические методы используют для оценки санитар­ного состояния помещений предприятий торговли и обществен­ного питания и прилегающей к ним территории.

Для оценки качества обслуживания в магазине, на предпри­ятии общественного питания проводится опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания. Эк­спертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифи­цированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий на предприятиях общепита; оцен­ка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования,

Для оценки материальных услуг (качества вещи, подверг­шейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата) широко используются инструментальные методы.

Одна из особенностей системы сертификации работ и ус­луг — в структуре системы сертификации нематериальных ус­луг и отдельных материальных услуг (допустим, услуг рознич­ной торговли) может отсутствовать такое звено, как испыта­тельная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.

 

Приложение А

 

Закон РФ «О стандартизации» Структура и содержание

 

Разделы Узловые вопросы и положения
1 2
Преамбула Закон определяет меры государственной защиты, интересов потребителей, государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Раздел I Общие положения Ст. 1. Понятие стандартизации. Сущность и цели стандартизации Ст. 4. Организация работ по стандартизации Государственное управление стандартизацией осу­ществляет Госстандарт России. Другие государ­ственные органы участвуют в работах по стандар­тизации в пределах их компетенции. Субъекты хо­зяйственной деятельности организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с настоя­щим Законом.
Раздел II Нормативные документы Ст. 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним К нормативным документам по стандартизации от­носятся: государственные стандарты Российской Федера­ции, общероссийские классификаторы технико-эко­номической информации; стандарты отраслей, стандарты предприятий, стан­дарты общественных объединений. Ст. 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информа­ции Перечень обязательных требований государствен­ных стандартов. Соответствие продукции (услуг) обязательным тре­бованиям определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обя­зательной сертификации продукции (услуг). Иные требования государственных стандартов под­лежат обязательному соблюдению субъектами хо­зяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя, исполнителя услуг. Ст. 8. Стандарты отраслей, стандарты предприя­тий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений Стандарты отраслей субъектов хозяйственной дея­тельности не должны нарушать обязательные тре­бования государственных стандартов.

 

 

1 2
Раздел III Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностны­ми лицами — государственными инспекторами.
Раздел IV Ответственность за нарушение положений настоящего Закона Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в наруше­нии положений настоящего Закона, несут в соответ­ствии с действующим законодательством уголов­ную, административную либо гражданско-право­вую ответственность.
Раздел V Финансирование работ по государ­ственной стандар­тизации, государ­ственному контро­лю и надзору, стимулирование применения государственных стандартов Ст. 15. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору Установлен перечень видов работ, которые долж­ны финансироваться из средств федерального бюд­жета (разработка государственных стандартов, ус­танавливающих обязательные требования, разра­ботка и обеспечение функционирования основопо­лагающих комплексов стандартов, проведение го­сударственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стан­дартов и пр.). Ст. 16. Стимулирование применения государствен­ных стандартов Государство гарантирует экономическую поддерж­ку и стимулирование субъектов хозяйственной дея­тельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную знаком соответствия государственным стандартам, в том числе государ­ственным стандартам с предварительными требова­ниями на перспективу, опережающими возможнос­ти традиционных технологий.

 

 

                                                                                                                         Приложение Б

 

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» Структура и содержание

 

Разделы Узловые вопросы и положения
1 2
Преамбула Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного пра­вопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных резуль­татов измерений.
Раздел I Общие положения Ст. 1. Основные понятия Дано определение 13 терминов. Ст. 4. Государственное управление обеспечением единства измерений Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляет Госстандарт России. Дан перечень задач, решаемых Госстандартом по обеспечению единства измерений. Ст. 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений Госстандарт утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавлива­ющие метрологические правила и нормы и имею­щие обязательную силу на территории Российской Федерации.
Раздел II Единицы величин, средства и методики измерений Ст. 6. Единицы величин Ст. 7. Государственные эталоны единиц величин Ст. 8. Средства измерений Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Ст. 9. Методики выполнения измерений Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке мето­диками.
Раздел III Метрологичес­кие службы Ст. 10. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения един­ства измерений Ст. 11. Метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юри­дических лиц.
Раздел IV Государственный метрологический контроль и надзор Ст. 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора Предусмотрены две разновидности контрольно-надзорной деятельности — контроль (три вида по п.2) и надзор (три вида по п. 3). Порядок осуществ­ления каждого вида регламентирован в ст. 14—19.

 

 

1

2

 

Ст. 13. Сферы распространения метрологического контроля и надзора

Установлен «закрытый», т.е. четко ограниченный, перечень сфер. Перечень возглавляется непроизвод­ственными сферами — здравоохранение, торговля, государственные учетные операции и пр.

Ст. 14. Утверждение типа средства измерений

Ст. 15. Поверка средств измерений

Ст. 16. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, про­даже и прокату средств измерений

Ст. 17. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполне­ния измерений, эталонами, соблюдением метроло­гических правил и норм

Ст. 18. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при соверше­нии торговых операций

Ст. 19. Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Ст. 20. Права и обязанности государственных инс­пекторов по обеспечению единства измерений Государственный метрологический контроль и над­зор осуществляют должностные лица Госстандарта России — главные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации.

Закон (п. 2) наделяет государственных инспекторов как должностных лиц широкими полномочиями в отношении, не подчиненных им органов, организа­ций и граждан.

Ст. 21. Ответственность государственных инспекто­ров

Ст. 22. Содействие государственному инспектору

Раздел V Калибровка и сертификация средств измерений  

Ст. 23. Калибровка средств измерений Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производ­ства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксп­луатации, прокате и продаже. На основании договоров, заключаемых с государ­ственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические служ­бы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях аккредитованным метрологическим службам предоставляется право выдавать сертифи­каты о калибровке от имени органов и органи­заций, которые их аккредитовали.

Ст. 24. Сертификация средств измерений

1

2

Раздел VI

Ответственность за нарушение положений настоящего закона

Ст. 25. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Раздел VII

Финансирование работ по обеспечению единства измерений

Ст. 26. Обязательное государственное финан­сирование Финансированию подлежат (в числе ряда ви­дов деятельности, перечисленных в статье), также работы по государственному метрологи­ческому надзору, установленные п. 3 ст. 12 Ст. 27. Оплата метрологических работ и услуг Метрологические работы и услуги, установлен­ные п. 2 ст. 12, оплачиваются заинтересованны­ми лицами в соответствии с условиями заклю­ченных договоров. Таким образом, разграничение двух разновид­ностей контрольно-надзорной деятельности проводится по признаку возмездности.
         

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 191.