Международные организации по стандартизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В области международной стандартизации работают Меж­дународная организация по стандартизации (ИСО), Междуна­родная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ).

Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наи­более крупных международных организаций по стандартизации и дается краткая справка о МСЭ.                Международная организация по стандартизации (ИСО)* функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. По состоянию на 1 января 2001 г. в работе ИСО участвует 138 стран. СССР был одним из основателей организации. Денеж­ные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от про­дажи стандартов и других изданий, пожертвований.

 

 


Рисунок 3.4 – Структура ИСО

 

Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО— Генеральная ассамблея.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит. Совет, в который входят представите­ли национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит технически­ми комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются не­посредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехни­ческие и комитеты, работающие в конкретных областях техни­ки. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтитель­ные числа»» ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (количе­ством около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность ко­торых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и косми­ческая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работ каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

К началу 2000 г. действовало примерно 13 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стандарты, или стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установ­ление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых не­возможно взаимопонимание изготовителя и потребителя неза­висимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей сре­ды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, — конкретны нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий, потребителей регулируются через цену непосредственно в кон­трактах.

Рассматривая результаты деятельности общетехнических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные дости­жения ИСО разработку международной системы единиц изме­рения, принятие метрической системы резьбы, системы стандар­тных размеров и конструкции контейнеров для перевозки гру­зов всеми Видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения ка­чества», созданного в 1979 г, В его задачу входят стандартиза­ция и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована пер­вая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества про­дукции на предприятиях, в 1994 г. — вторая версия, в 2000 г. — третья версия.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО), Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО), Комитета по информаци­онным системам и услугам (ИНФКО).

КАСКО создан в начале 70-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира. Этому органу поручена выра­ботка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, тре­бования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой про­дукции, требования к органам, осуществляющим руководство сис­темами сертификации, и др.).

В задачи КОПОЛКО входит:

- изучение путей содействия потребителям в получении макси­мального эффекта от стандартизации продукции, а также установ­ление мер, которые необходимо принять для более широкого учас­тия потребителей в национальной и международной стандартиза­ции;

- выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направ­ленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их ин­тересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации;

- обобщение опыта участия потребителей в работах по стандар­тизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

Результатом деятельности КОПОЛКО является издание переч­ней национальных и международных стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка ру­ководств по оценке качества потребительских товаров. Укажем на некоторые из них:

- руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских товаров»;

- руководство 14 «Информация о товарах для потребителей»;

- руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров».

К задачам ИНФКО относятся: руководство деятельностью информационной сети ИСО (ИСОНБТ); координация деятель­ности членов организации в области информационных услуг; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики в области гармонизации стандартов.

Деятельность информационной системы ИСО-ИСОНЕТ на­правлена на достижение следующих приоритетных целей: обес­печение обмена информацией о международных и нацио­нальных стандартах, других документах и литературе по стан­дартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕС­КО и др.); создание тезауруса (толкового словаря).

Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале 90-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (око­ло 12,5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины приходилось всего 3,5%, охраны окружающей сре­ды — 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) зани­мали стандарты в области информатики, электроники и инфор­мационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здравоохранение), а также инфор­мационные технологий должны стать приоритетными в деятель­ности ИСО.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, явля­ющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, на­чинается и проявляется на этапе разработки МС. В региональных и международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически раз­витые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных все­ми ТК, более 70% соответствуют национальным или фирмен­ным стандартам промышленно развитых стран мира. Для на­шей страны таким примером являются стандарты ИСО, приня­тые в рамках ТК 55 «Пиломатериалы и пиловочные бревна», где за основу МС при их разработке были взяты соответствую­щие российские стандарты.

Лидерство той или иной страны в разработке МС в огром­ной мере определяется степенью участия ее специалистов в дея­тельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ — ТК, ПК, РГ.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 200 технических комитетов. На начало 2002 г. за Российской Феде­рацией было закреплено ведение секретариатов 2 ТК, 11 ПК и 9 РГ.1* целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Фран­ции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке МС. Отсюда вытекает актуальная задача Госстандарта и заинтересованных министерств (ведомств), уча­ствующих в работах по международной стандартизации, — обеспечить широкое представительство страны в международ­ных организациях по стандартизации в целях занятия передо­вых позиций в той или иной сфере техники и экономики. К со­жалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных органи­заций по стандартизации из-за катастрофической нехватки ва­лютных средств.

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или во­обще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зару­бежных специалистов, передовые промышленно развитые стра­ны мира применяют до 80% всего фонда стандартов. ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других междуна­родных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Шве­ция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торгов­ли по отношению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлект­роники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до обра­зования ИСО. Разновременность образования и разная направ­ленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дуб­лирования деятельности отдельных технических органов меж­ду этими организациями заключено соглашение, которое на­правлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельно­сти, а с другой — на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 52) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практичес­ки не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, элект­ронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стан­дартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого харак­тера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия элек­тронной техники). Россия ведет два секретариата ТК и два сек­ретариата ПК (на начало 2002 г.).

В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Сле­дует отметить важность проводимых в МЭК работ по установ­лению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопас­ности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электро­приборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требова­ния практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробыто­вых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, дея­тельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться; на пер­вом этапе — это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам ин­формационной технологии), а на втором этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными органи­зациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготов­ки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4—5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандар­тах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения про­ектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традицион­ных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит , 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

В зарубежной практике процессы «электронизации процедур разработки стандартов» могут со временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки «проект — отзыв — учет отзыва» планируется работа в режиме реального многостороннего участия всех заинтере­сованных сторон непосредственно в отработке редакций стан­дартов.

Международный союз электросвязи — МСЭ (ITU) — это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и ус­луг электросвязи в мире. Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.). Большим достижением МСЭ является при­нятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.