Общая характеристика системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становле­нием государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных до­кументов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую систему.

I. Техническое законодательство.

II. Государственные стандарты, общероссийские классифи­каторы технико-экономической информации.

III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.

IV. Стандарты предприятий и технические условия. Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), при­меняемых для государственного регулирования качества про­дукции, работ и услуг. По существу, это технические регламен­ты I уровня.

Техническое законодательство устанавливает требования к группам однородной продукции, работам, услугам, обеспечи­вающие их безопасность для окружающей среды, жизни, здоро­вья, имущества, экономию всех видов ресурсов и др. Правовую основу его составляют, прежде всего, законы РФ: «О стандарти­зации»; «Об обеспечении единства измере­ний»; «О сертификации продукции и услуг». В перспективе техническое законодатель­ство будет интенсивно пополняться законодательными и под­законными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопас­ности для людей и окружающей среды. В целом законодатель­ная база ГСС находится только в стадии становления.

В ряде промышленно развитых стран национальные системы стандартизации базируются на хорошо развитом техничес­ком законодательстве.

За рубежом действует множество законов в области стандарти­зации качества и защиты интересов потребителей. В США еще в начале века были приняты законы о качестве мяса и молока. К середине 70-х гг. количество законов, направленных на защиту ин­тересов потребителей, достигло 150. Среди них Закон об обеспече­нии безопасности движения автомобильного транспорта, Закон о достоверности рекламных средств и информационных этикеток, Закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек и пр.

В Японии в сфере стандартизации и правовой защиты потреби­телей действует более 50 общенациональных законов. Централь­ным звеном правовой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.). Все законы можно раз­бить на семь групп: к 1-й группе относится Закон 6 мерах и весах; в законах 2-й группы (около 20 законов) регламентируются вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребите­лей; в 3-ю группу входят: Закон, о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции, Закон о питании, Закон о стан­дартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предме­тов бытового назначения; в 4-ю группу входят шесть законов, в том числе Закон об обозначении качества предметов домашнего оби­хода, Закон об обеспечении безопасности товаров широкого по­требления. Законы трех «стальных групп (22 закона) направлены на недопущение ограничений конкуренции, укрепление позиций потребителей, повышение уровня осведомленности в их отношени­ях с производителями и сбытовиками, рациональную организацию повседневного быта и т.д.

Техническое законодательство хорошо развито в Европейском Союзе.

Нормативные документы II уровня представлены:

- государственными стандартами Российской Федерации;

- межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенны­ми в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

- государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ);

- правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

- общероссийскими классификаторами технико-экономичес­кой и социальной информации.

По состоянию на 1 января 2001 г. в федеральном фонде нахо­дилось 22 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р).

Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый Межгосудар­ственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Меж­государственной научно-технической комиссией по стандартизации и техни­ческому нормированию в строительстве.

Техническими регламентами II уровня являются: государ­ственные и межгосударственные стандарты (далее — государ­ственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; обще­российские классификаторы.

Нормативные документы III уровня представлены стандар­тами, сфера применения которых ограничена определенной от­раслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-техни­ческих и инженерных обществ (СТО).

Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., поэтому их фонд явля­ется достаточно обширным (около 22 тыс.).

Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Рос­сийским обществом оценщиков и Научно-техническим обще­ством бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандар­ты научно-технических, инженерных обществ и других обще­ственных объединений. Общие положения».       

Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфе­ра действия которых ограничена рамками организации (пред­приятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

ТУ могут выступать в роли технических и нормативных до­кументов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). По состоянию на 1 января 1996 г. действовало около 140 тыс. ТУ.

Общие требования к разработке СТП установлены вышеупо­мянутым ГОСТ Р 1.4.

Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.