Система стандартов социальной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопасности и представлена тремя группами:

1) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных си­туациях» (ГОСТ Р 22.);

2) комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ГОСТ 12.);

3) комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17.).

Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуа­циях» (БЧС) начал формироваться в период 1992—1995 гг. Опыт ликвидации последствий природных и техногенных ката­строф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действи­ям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или от­сутствие НД, регламентирующих эти вопросы. Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется миллиар­дами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают уве­чья 250 тыс. человек. Только на преодоление последствий Чер­нобыльской аварии ежегодно затрачивается около 20% бюдже­та Белоруссии, до 12% — Украины и около 1% — России.

Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах. Так, только прямой ущерб от ЧС в США составляет 5—7% ва­лового национального продукта.

Все большие финансовые затраты требуются на предупреж­дение возможных ЧС на современных промышленных предпри­ятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достига­ют 20—25% и более от общих капиталовложений.

В связи с вышеизложенным возникла необходимость созда­ния комплекса государственных стандартов, по обеспечению безопасности населения и объектов производственного и соци­ального назначения в ЧС.

Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» имеет своим объектом систему «человек—машина—сре­да (производственная и бытовая предметная среда)» и выполня­ет важную социальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья лю­дей на производстве и в быту:

Комплекс включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межот­раслевых систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.

Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавливает требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защи­ты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержат­ся нормы по видам опасных и вредных производственных фак­торов.

В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при обязательной сертификации производственных объек­тов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.

Стандарты ССБТ являются основой нормативной базы сис­тем обязательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при обязательной сертификации, допустим, услуг розничной торгов­ли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.

Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТа­ми. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятель­ности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основ­ные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандар­тов в области охраны природы и улучшения использования при­родных ресурсов. Основные положения». Согласно этому осно­вополагающему стандарту предусматривается функционирова­ние следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфе­ра»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охра­на природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера.

 

Стандартизация услуг

Состояние стандартизации

 

Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономи­ке и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие дан­ные:

- в промышленно развитых странах на сферу услуг приходит­ся более двух третей валового внутреннего продукта и занятос­ти населения;

- по прогнозу специалистов, объем торговли услугами, как на международном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответствующий объем торговли товарами;

- доля работающего населения страны, занятого в сфере уст луг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

В 1995 г. вступило в действие Генеральное соглашение о тор­говле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулиро­вание и правовое обеспечение торговли на мировом рынке все­ми видами услуг.

Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.

Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населению, так и в сфере производственных услуг — услуг в промышленности, на_ транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.

Рассмотрим стандартизацию услуг в сфере услуг населению.

В трактовке понятия «услуги» отсутствует единый подход: в одних документах — это родовое понятие (например, «Общерос­сийский классификатор услуг населению»), в других термин «услу­га» отделен от термина «работа» («Правила сертификации работ и услуг»).

В терминологическом стандарте ГОСТ Р 50646—94 «Услуги на­селению» в понятие «услуги» включают материальные услуги (услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и т.д.) и социально-культурные услуги (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.). Гражданский кодекс РФ оп­ределяет материальную услугу как работу. Закон РФ «О защите прав потребителей» также четко разделяет термины «услуга» и «ра­бота». В федеральных правилах обслуживания укоренились выра­жения «выполнение работ» и «оказание услуг».

За рубежом услугу, не связанную с материальной продукцией, называют «чистой».

В связи с вышеизложенным автор оперирует в учебнике в от­дельных случаях термином «услуга» как родовым понятием, в дру­гих— применяет термины «работа» и «услуга», если этого требует комментарий официального документа.

Работы по стандартизации услуг начали проводиться прак­тически в 1992 г. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ «О защите прав потребителей» и вытека­ющая из него необходимость создания механизма защиты по­требителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных Госстандартом России, стала обязательная сертификация.

 

Сертификация

Основные понятия в области оценки соответствиям сертификации

 

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, ра­боты, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Поскольку сертификация является одним из видов деятель­ности по оценке соответствия, то ниже рассматриваются терми­ны и определения в этой области.

Соответствие — это соблюдение установленных требова­ний к продукции, процессу или услуге (далее — продукция).

Оценка соответствия — любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствую­щие требования выполняются.

Во «Введении» уже отмечалось, что оценка соответствия яв­ляется родовым понятием. Типичными примерами деятельнос­ти по оценке соответствия являются подтверждение соответ­ствия (сертификации, принятие декларации соответствия), ре­гистрация, аккредитация, испытания и контроль и др.

В оценке соответствия участвуют первая, вторая, третья сторо­ны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независи­мыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Подтверждение соответствия — деятельность, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уве­ренность в том, что продукция соответствует установленным требованиям.

Свидетельство может быть в виде сертификата соответствия или декларации о соответствии.

Сертификация — это процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция соот­ветствует установленным требованиям.

Принятие декларации о соответствии — процедура, посред­ством которой поставщик документально удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям.

Таким образом, в случае принятия декларации, о соответ­ствии (далее — декларирование соответствия) подтверждение соответствия производится первой стороной — поставщиком. В роли первой стороны может выступать изготовитель продук­ции или исполнитель услуги. Они удостоверяют соответствие с помощью имеющихся у них собственных доказательств и/или доказательств, представленных третьей стороной.

Декларация о соответствии имеет юридическую силу нарав­не с сертификатом соответствия.

Подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный характер. Обязательное подтверждение вводит­ся законодательными актами РФ и техническими регламента­ми. Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверж­дению соответствия, утверждаются Правительством РФ.

Система оценки соответствия — это система, располагаю­щая собственными правилами выполнения работ и правилами управления для осуществления оценки соответствия. Типичны­ми примерами систем оценки являются системы, испытаний, контроля, сертификации. В учебнике рассматриваются системы сертификации.                                                Системы оценки соответствия, в частности системы серти­фикации, могут действовать на национальном, региональном или международном уровнях.

В нашей стране системы сертификации создаются специаль­но уполномоченными на это федеральными органами исполни­тельной власти — Госстандартом России, Минздравом России, Минсвязи России и пр. Соответственно образующим федераль­ным органам существует 18 систем обязательной сертификации.

В дальнейшем изложение темы будет проводиться преиму­щественно на примере системы сертификации, возглавляемой Госстандартом России, — «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает (помимо прочей продукции) все товары народного потребления и услуги населению.

Знак соответствия—зарегистрированный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с установленными требованиями, указывающий., что данная про­дукция соответствует конкретному стандарту или другому нор­мативному документу.

В случае сертификации знак соответствия применяется и вы­дается в соответствии с правилами сертификации.

Заявитель — изготовитель, продавец, исполнитель; обратив­шиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соот­ветствия.

История сертификации

 

Хотя термин «сертификация» стал известен в повседневной : жизни и коммерческой практике сравнительно недавно (в последнее десятилетие), тем не менее сертификация как процедура ; применяется давно и термин «сертификат» известен с XIX в.

Так, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и ИА Еф­рона, изданном в 1900 г., дается несколько определений сертификата, одно из них: сертификат — это удостоверение. В финансовой сфере сертификат трактуют в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других — как облигацию специального государственного займа.

Имеются сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, т.е. снабжали их (по современной терминологии) «заявлениями о соответствии». Диапазон таких заявлений был весьма широк, он охватывал даже произведения искусства. Сохранились свидетельства о том, что знаменитые художники Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. И что самое интересное, такие гарантии в большинстве случаев оказались реальными.

Описанные факты являются примером сертификации первой стороной.

В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет сертификационным требованиям по его конструктивным и метрологическим характеристикам. Бо­лее 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практике. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу килограмма -имел следующее название: «Международный комитет мер и ве­сов. Сертификат Международного бюро мер и весов для прото­типа килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи». В этом объемном документе содержатся сведения об изготовителе прототипов и их аттестации, о хими­ческом составе и объеме, т.е. изложены идентифицирующие признаки. В документе указаны должности и фамилии лиц, вы­полнявших те или иные технологические операции. Подробно описан процесс метрологической аттестации прототипа, т.е. признание эталона узаконенным на основе тщательного иссле­дования его метрологических свойств. В частности, для прото­типа килограмма были проведены «сертификационные испыта­ния»: для всей группы прототипов (всего 42) было проведено 1092 взвешивания для сравнения между собой и с международ­ным (главным) прототипом, который, в свою очередь, был сли­чен с архивным килограммом.

Описанный опыт является примером сертификации третьей стороной — Международным бюро мер и весов.

В течение нескольких столетий действуют так называемые «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми организациями, оценивают бе­зопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация третьей стороной — сертификация соответствия. Примером классификационной организации является Регистр Ллойда — авторитетнейшая в наше время международ­ная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым лидером сертификационных организаций.

В России также есть классификационная организация — Морской Регистр, созданный в 1913 г. С самого начала Русский Регистр (так он сначала назывался), основанный страховыми компаниями, занимался тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судо­владельцам: страховка судна, безопасность которого подтверждается авторитетнейшей организацией, дешевле, а его фрахт — дороже. Сегодня Морской Регистр — одна из авторитетных организаций, занимающихся сертификацией систем качества.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.1299), который установил обязательность сертификации бе­зопасности товаров народного потребления.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 312.