Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопасности и представлена тремя группами:
1) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ГОСТ Р 22.);
2) комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ГОСТ 12.);
3) комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17.).
Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) начал формироваться в период 1992—1995 гг. Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или отсутствие НД, регламентирующих эти вопросы. Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется миллиардами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают увечья 250 тыс. человек. Только на преодоление последствий Чернобыльской аварии ежегодно затрачивается около 20% бюджета Белоруссии, до 12% — Украины и около 1% — России.
Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах. Так, только прямой ущерб от ЧС в США составляет 5—7% валового национального продукта.
Все большие финансовые затраты требуются на предупреждение возможных ЧС на современных промышленных предприятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достигают 20—25% и более от общих капиталовложений.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания комплекса государственных стандартов, по обеспечению безопасности населения и объектов производственного и социального назначения в ЧС.
Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» имеет своим объектом систему «человек—машина—среда (производственная и бытовая предметная среда)» и выполняет важную социальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту:
Комплекс включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межотраслевых систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.
Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавливает требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.
В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при обязательной сертификации производственных объектов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.
Стандарты ССБТ являются основой нормативной базы систем обязательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при обязательной сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.
Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера.
Стандартизация услуг
Состояние стандартизации
Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные:
- в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения;
- по прогнозу специалистов, объем торговли услугами, как на международном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответствующий объем торговли товарами;
- доля работающего населения страны, занятого в сфере уст луг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В 1995 г. вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.
Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.
Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населению, так и в сфере производственных услуг — услуг в промышленности, на_ транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.
Рассмотрим стандартизацию услуг в сфере услуг населению.
В трактовке понятия «услуги» отсутствует единый подход: в одних документах — это родовое понятие (например, «Общероссийский классификатор услуг населению»), в других термин «услуга» отделен от термина «работа» («Правила сертификации работ и услуг»).
В терминологическом стандарте ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению» в понятие «услуги» включают материальные услуги (услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и т.д.) и социально-культурные услуги (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.). Гражданский кодекс РФ определяет материальную услугу как работу. Закон РФ «О защите прав потребителей» также четко разделяет термины «услуга» и «работа». В федеральных правилах обслуживания укоренились выражения «выполнение работ» и «оказание услуг».
За рубежом услугу, не связанную с материальной продукцией, называют «чистой».
В связи с вышеизложенным автор оперирует в учебнике в отдельных случаях термином «услуга» как родовым понятием, в других— применяет термины «работа» и «услуга», если этого требует комментарий официального документа.
Работы по стандартизации услуг начали проводиться практически в 1992 г. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ «О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных Госстандартом России, стала обязательная сертификация.
Сертификация
Основные понятия в области оценки соответствиям сертификации
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
Поскольку сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, то ниже рассматриваются термины и определения в этой области.
Соответствие — это соблюдение установленных требований к продукции, процессу или услуге (далее — продукция).
Оценка соответствия — любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования выполняются.
Во «Введении» уже отмечалось, что оценка соответствия является родовым понятием. Типичными примерами деятельности по оценке соответствия являются подтверждение соответствия (сертификации, принятие декларации соответствия), регистрация, аккредитация, испытания и контроль и др.
В оценке соответствия участвуют первая, вторая, третья стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).
Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Подтверждение соответствия — деятельность, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция соответствует установленным требованиям.
Свидетельство может быть в виде сертификата соответствия или декларации о соответствии.
Сертификация — это процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям.
Принятие декларации о соответствии — процедура, посредством которой поставщик документально удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям.
Таким образом, в случае принятия декларации, о соответствии (далее — декларирование соответствия) подтверждение соответствия производится первой стороной — поставщиком. В роли первой стороны может выступать изготовитель продукции или исполнитель услуги. Они удостоверяют соответствие с помощью имеющихся у них собственных доказательств и/или доказательств, представленных третьей стороной.
Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.
Подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный характер. Обязательное подтверждение вводится законодательными актами РФ и техническими регламентами. Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ.
Система оценки соответствия — это система, располагающая собственными правилами выполнения работ и правилами управления для осуществления оценки соответствия. Типичными примерами систем оценки являются системы, испытаний, контроля, сертификации. В учебнике рассматриваются системы сертификации. Системы оценки соответствия, в частности системы сертификации, могут действовать на национальном, региональном или международном уровнях.
В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти — Госстандартом России, Минздравом России, Минсвязи России и пр. Соответственно образующим федеральным органам существует 18 систем обязательной сертификации.
В дальнейшем изложение темы будет проводиться преимущественно на примере системы сертификации, возглавляемой Госстандартом России, — «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает (помимо прочей продукции) все товары народного потребления и услуги населению.
Знак соответствия—зарегистрированный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с установленными требованиями, указывающий., что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
В случае сертификации знак соответствия применяется и выдается в соответствии с правилами сертификации.
Заявитель — изготовитель, продавец, исполнитель; обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.
История сертификации
Хотя термин «сертификация» стал известен в повседневной : жизни и коммерческой практике сравнительно недавно (в последнее десятилетие), тем не менее сертификация как процедура ; применяется давно и термин «сертификат» известен с XIX в.
Так, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и ИА Ефрона, изданном в 1900 г., дается несколько определений сертификата, одно из них: сертификат — это удостоверение. В финансовой сфере сертификат трактуют в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других — как облигацию специального государственного займа.
Имеются сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, т.е. снабжали их (по современной терминологии) «заявлениями о соответствии». Диапазон таких заявлений был весьма широк, он охватывал даже произведения искусства. Сохранились свидетельства о том, что знаменитые художники Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. И что самое интересное, такие гарантии в большинстве случаев оказались реальными.
Описанные факты являются примером сертификации первой стороной.
В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет сертификационным требованиям по его конструктивным и метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практике. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу килограмма -имел следующее название: «Международный комитет мер и весов. Сертификат Международного бюро мер и весов для прототипа килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи». В этом объемном документе содержатся сведения об изготовителе прототипов и их аттестации, о химическом составе и объеме, т.е. изложены идентифицирующие признаки. В документе указаны должности и фамилии лиц, выполнявших те или иные технологические операции. Подробно описан процесс метрологической аттестации прототипа, т.е. признание эталона узаконенным на основе тщательного исследования его метрологических свойств. В частности, для прототипа килограмма были проведены «сертификационные испытания»: для всей группы прототипов (всего 42) было проведено 1092 взвешивания для сравнения между собой и с международным (главным) прототипом, который, в свою очередь, был сличен с архивным килограммом.
Описанный опыт является примером сертификации третьей стороной — Международным бюро мер и весов.
В течение нескольких столетий действуют так называемые «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми организациями, оценивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация третьей стороной — сертификация соответствия. Примером классификационной организации является Регистр Ллойда — авторитетнейшая в наше время международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым лидером сертификационных организаций.
В России также есть классификационная организация — Морской Регистр, созданный в 1913 г. С самого начала Русский Регистр (так он сначала назывался), основанный страховыми компаниями, занимался тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка судна, безопасность которого подтверждается авторитетнейшей организацией, дешевле, а его фрахт — дороже. Сегодня Морской Регистр — одна из авторитетных организаций, занимающихся сертификацией систем качества.
Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.1299), который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 312.