Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Ниже рассматривается подтверждение соответствия в обязательной форме — обязательная сертификация и подтверждение соответствия в добровольной форме — добровольная сертификация.
Обязательная сертификация (в международной практике — сертификация соответствия) — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными акта; ми Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».
Рисунок – 4.1 Законодательная база сертификации в РФ
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия». По существу, «Номенклатура...» — это детализированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — видами продукции (услуг) с шестиразрядным кодом (приложение 4). Если «Перечни...» включают объекты, как подвергаемые в настоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязательного подтверждения соответствия, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.
При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации — Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 2001 г. действовало более 60 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России; В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, розничной торговли и др.).
Добровольная сертификация проводится в соответствий с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.
На 1 января 2002 г. в России было зарегистрировано 133 системы добровольной сертификации.
Примерами систем добровольной сертификации могут быть: Система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;
Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;
Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).
В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется значком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертификацию. В Великобритании сертификация проводится по национальным стандартам BSI с присвоением знака соответствия этим стандартам.
Госстандартом России в 2000 г. введена «Система добровольной сертификации продукции». Целью ее введения является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также авторитета российских государственных стандартов в стране и за рубежом.
Система предназначена для подтверждения соответствия отечественной и импортируемой продукции всем требованиям государственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанным заявителем. В выданном сертификате дается вся информация как о безопасности продукции, так и обо всех ее потребительских свойствах. И поэтому для покупателя именно эта добровольная система оказывается более информативной и привлекательной, чем обязательная Система ГОСТ Р,
Из 133 систем добровольной сертификации 62 относятся к продукции, 45 — к услугам. 24 системы носят комплексный характер, так как относятся к услугам и продукции; услугам продукции и системам качества; системам качества и системам охраны окружающей среды. Две системы относятся к сертификации персонала.
Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации.
Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.
Таблица 4.1 - Отличительные признаки, обязательной и добровольной сертификации
Характер сертификации | Основные цели проведения | Основание для проведения | Объекты | Сущность оценки соответствия | Нормативная база |
Обязате-льная | Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг) | Законодательные акты РФ | Перечни товаров (работ, услуг), подлежащие обязательной сертификации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации | Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию | Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) |
Доброво-льная | Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия. Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги) | По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации | Любые объекты | Оценка соответствия требованиям заявителя, согласованным с ОС (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные) | Стандарты различных категорий, в том числе зарубежные ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем |
Участники сертификации
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики—продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, предсоставляющие третью, сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации.
Основные участники—изготовители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.
Изготовители обязаны:
— обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована;
— маркировать сертифицированную продукцию знаком соответствия;
— приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям НД (на соответствие которым она сертифицирована), по истечении срока действия сертификата, срока годности (службы) продукции, в случае приостановки или отмены действия сертификата решением ОС;
— извещать ОС об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс производства продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;
— указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификатах и НД, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя.
Органы по сертификации выполняют следующие основные функции:
- сертифицируют продукцию и выдают сертификат;
- осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
- приостанавливают либо отменяют действие выданных им сертификатов.
Кроме того, ОС обязан: проводить идентификацию представленной продукции; вести (формировать и актуализировать) фонд НД, необходимых для сертификации; представлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетентности.
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛУ осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва».
Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС).
Например, Департамент госторгинспекции, внутренней торговли и существенного питания Министерства экономического развития и торговли РФ выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.
ЦОС выполняет следующие функции:
— организует работы по формированию системы сертификации и осуществляет руководство ею, координирует деятельность ОС и ИЛ, входящих в систему;
— разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;
— рассматривает апелляции по поводу действий ОС и ИЛ, участвующих в системе;
— ведет учет ОС и ИЛ (входящих в систему выданных (аннулированных) сертификатов, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы;
— участвует в работе по совершенствованию фонда НД, на соответствие которым проводится сертификация в системе.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:
- формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
- опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
- представляет в установленном порядке Российскую федерацию в международных (региональных) организациях по Вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбору системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр. В соответствии с соглашением федеральный орган может:
1) проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;
2) входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.