Для электрических и магнитных величин созданы и функционируют 32 эталона.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основу составляют эталоны, которые наиболее точно воспроизводят единицы и опре­деляют размеры остальных производных единиц. Это государствен­ные первичные эталоны единиц: ЭДС, сопротивления и электри­ческой емкости. Первые два разработаны недавно и основаны на квантовых эффектах Джозефсона и Холла.

    Эталон ампера состоит из аппа­ратуры, выполненной на основе квантовых эффектов Джозефсо­на, включая меру напряжения, меру электрического сопротивления, сверх­проводящий компаратор тока и регулируемые источники тока.

Канделла воспроизво­дится путем косвенных измерений.

Эталонная база в области измерений параметров ионизирую­щих излучений насчитывает 14 ГЭ и обеспечивает воспроизведе­ние их величин, как активность радионуклидов и масса радия, экспозиционная, поглощенная и эквивалентная дозы, поток энер­гии и др.

Эталонная база физико-химических измерений состоит из трех государственных эталонов, воспроизводящих единицы:

- молярной доли компонентов в газовых средах;

- объемного влагосодержания нефти и нефтепродуктов:

- относительной влажности газов.

Система эталонов в этой области наименее развита. Точность измерений так­же не очень велика и составляет доли процентов.

Государственный первичный эталон и государственная по­верочная схема для измерения плоского угла устанавливаются ГОСТ 8.016—81. Первичный эталон обеспечивает воспроизведе­ние градуса с неисключенной погрешностью не более 0,02".

Основные постулаты метрологии.

1. Истинное значение определяемой величины существует, и оно постоянно.

2. Истинное значение измеряемой величины отыскать невоз­можно. Отсюда следует, что результат математически связан с измеряемой величиной вероятностной зависимостью.

 

Погрешность измерений

 

Погрешность измерений возникает вследствие погрешностей приме­няемых средств, выбранного метода и методики измерения, отличия внешних условий от установленных, искажения результатов при считывании и обработке их наблюдателем. Она оценивается как отклонение D полученного результата ХИ от истинного значения измеряемой величины (действи­тельное):

 

                                     ХД D = ХИ - ХД.

 

В этих условиях при оценке погрешности измерений используется комплексный под­ход. В общем виде результат измерений Y(t) в момент времени г при получении резуль­тата измерения X(t - t) в момент (t - t) средством с временем реакции t и характерис­тикой преобразования f(X) при наличии влияющих величин xi и взаимодействия его с объектом N запишется как

 

Y(t)=f[X(t - t),x1,..., xn,N].

 

Действительное значение измеряемой величины можно получить, имея нормирован­ную характеристику преобразования и значения влияющих величин, а также нулевое значение воздействия средства на объект измерения

 

Y(t) =fном[X(t), x1 ном ,..., xn ном, 0].

 

Используя соотношения Df =f – fном; Dxi =xi – xi ном погрешность результата можно выразить, воспользовавшись разложением Y(t) в ряд Тейлора

 

 

Погрешности классифицируются по следующим системообразующим признакам:

- по способу выражения - абсолютные и относительные;

- по характеру проявления - систематические и случайные;

- по измене­нию во времени - статические и динамические;

- по способу обработки ряда измерений - средние арифметические и средние квадратические:

- по решению измерительной задачи - частные и полные; по отно­шению к единице физической величины - погрешности воспроизведе­ния, хранения и передачи размера единицы.

В практике измерений все виды случайных и систематических погрешностей проявляются совместно и образуют единый нестацио­нарный случайный процесс.

Абсолютная погрешность измерения DХ выражает погрешность, представляемую в единицах измеряемой величины, и записывается в виде (± значение абсолютной погрешности) в отличие от абсолютного значения погрешности, представляемого без знаков. Абсолютная погрешность сама по себе не может служить показателем точности. Таким показателем является относительная погрешность.

Относительная погрешность d выражается в долях значения изме­ряемой величины:

 

d = DХ/Х

или процентах

d = 100 × DХ/Х.

 

Эта характеристика не позволяет нормировать значение погрешности вследствие ее зависимости от измеряемого значения. Более адекватна приведенная погрешность - отношения абсолютной погрешности и некоторого нормированного значения, входного или выходного сигнала, напри­мер протяженности диапазона шкалы, выражаемого в долях или про­центах:

 

g = DХ/Хн вх

или

g = DХ/Хн вых .

 

При оценке результата измерения с помощью этой характеристики прослеживается прямая связь между g и коэффициентом корреляции р в виде соотношения

 

g 2 = (1 - р2)/3.

 

Систематическая погрешность является составляющей погрешности результата измерения, остающейся по значению постоянной или зако­номерно изменяющейся при повторных измерениях одной и той же физической величины.

В соответствии с причинами возникновения погрешности делятся на инструментальные, методические, субъективные и связанные с отклонением внешних условий от установленных, а по характеру проявления различают систематические, постоянные, прогрессирую­щие и периодические.

Наиболее часто встречаются постоянные погрешности, сохраняющие свое значение за весь цикл измерений, например смещение указателя от установленного значения. Погрешности этого типа наиболее трудно устанавливаются. Прогрессирующие систематические погреш­ности имеют постоянно возрастающую или убывающую зависимость от измерения к измерению, например погрешность от износа механизма передачи к указателю прибора, старения элементов и т.п. Характер изменения периодических погрешностей определяется каким-либо периодическим законом, например наличием эксцентриситета в угломерных приборах. Погрешности последнего вида требуют постоян­ной коррекции.

Инструментальные погрешности связаны с износом и наличием трения в механизмах, несоответствием действительного и номиналь­ного значений меры и т.п.

Погрешности метода связаны с несовершенством метода или принятых в методике допущений. При измерении температуры пиро­метром погрешность определения действительного значения темпера­туры определяется погрешностью определения излучательных харак­теристик. Методические погрешности не могут быть нормированы, а оцениваются самим наблюдателем на основании специального метро­логического исследования.

Субъективная погрешность зависит от индивидуальных качеств оператора: зрения, реакции, внимания, профессиональных навыков.

Систематическая погрешность от влияния внешних условий опреде­ляется отклонением реальных условий измерения от установленных методикой, например повышение температуры свободных концов термоэлектрического термометра выше нуля требует введения попра­вок.

Все систематические погрешности искажают результаты измерений, и их исключают введением поправок или регулировкой измеритель­ных средств. Даже после введения поправки остается некоторая погрешность, называемая неисключенной систематической погреш­ностью вследствие ее малости и невозможности полной компенсации с помощью поправок.

Случайная погрешность измерения является составляющей погреш­ности измерения и характеризуется случайным характером проявле­ния (по знаку и величине) при измерении одного размера физической величины. Они возникают в результате вариации показаний, условий измерения, погрешностей округления при отсчете и других причин, вызывая рассеяние результатов измерений. В соответствии с теорией погрешностей случайные погрешности одинакового размера, но разного знака должны проявляться с одной и той же частотой, а большие по абсолютному значению погрешности реже, чем малые. Эти центральные положения теории погрешности имеют важное практичес­кое приложение: увеличение числа измерений приводит к уменьше­нию погрешности результата, так как сумма погрешностей отдельных измерений в серии стремится при этом к нулю.

Связь между величинами случайных погрешностей и их вероятнос­тями наиболее точно описывается законами распределения. Конечное число значений описывается программой, полигоном или функцией распределения.

 

Рисунок 1.4 - Графики распределения случайных погрешностей измерения

 

При этом по оси абсцисс откладывают значения погрешности °D, а на оси ординат - вероятности появления этих значений Р (°D). Вероятность Р(°D) пропорциональна отношению числа погрешностей n с °Di,- значением к общему числу измерений N: Р(°Di) = n/N. Для дискретного числа измерений N закон распределения. С увеличением N функция расп­ределения приобретает форму. Этот вид закона распределения называется нормальным (или гауссовым):

 

 

где s - параметр закона распределения, называемый средним квадратическим отклонением случайной погрешности.

Среднее квадратическое отклонение о определяет вид закона распределения: чем меньше s, тем более "острой" является кривая распределения f(°D) и более точным средство измерения, так как вероятность появления больших погрешностей в этом случае меньше.

Истинное значе­ние температуры 800 °С. Из графика распределения f(t) измеренных значе­ний можно определить среднее значение М[Т] - математическое ожи­дание, равное 820 °С. Следовательно, измерение сопровождается систематической ошибкой Dс = 800 - 820 = - 20 °С. При показании при­бора 860 °С (стрелка на шкале) случайная погрешность этого измерения составит °D= 860 - 820 = 40 °С, а суммарная погрешность °Då = 860- 800 = 60 °С в сторону завышения.

Ряд измерений одной величины характеризуется разма­хом результатов измерений - алгебраической разностью наибольшего Хmах и наименьшего Хmin результатов ряда из n измерений

 

Rn = Хmах - Хmin .

 

Одной из обобщенных характеристик рассеяния служит средняя арифметическая погрешность отдельного измерения в серии из n равноточных независимых измерений Xi при среднем арифметичес­ком значении  данного ряда:

 

 

Чаще используют другую характеристику рассеяния - среднюю квадратическую погрешность (среднее квадратическое отклонение) S(X) отдельного измерения в серии из n равноточных независимых измерений:

 

 

В силу ограниченности количества измерений S называют оценкой стандартного отклонения s. Между этими величинами существует соотношение s = S(X).

При n > 30 между средней арифметической r и средней квадратической погрешностями выполняется соотношение:

 

r = 0,8S(X).

 

Вероятность Р {(Xi -  )< S(X)} того, что погрешность отдельного измерения не превзойдет значения средней квадратической погреш­ности при нормальном законе распределения составляет всего 0,68 и называется статистической надежностью. На практике ее значение при­нимается 0,68; 0,95; 0,99.

При проведении серии измерений зависимость между средней квадратической погрешностью отдельного измерения S(X) и средней квадратической погрешностью арифметического среднего S  выра­жается:

 

S  = S(X)/ .

 

Следовательно, случайная  погрешность измерения может быть снижена в  раз, если провести n измерений величины, а результатом считать среднее арифметическое значение.

При проведении серии измерений, включающих двойные измерения при прямом Xi и обратном Xj направлении средняя квадратическая погрешность отдельного измерения снижается

 

 

При неравноточных измерениях определение средней квадратичес­кой погрешности среднего арифметического осуществляют с учетом веса bi каждого неравноточного измерения по уравнению:

 

 

При определенном числе измерений требуется определение погреш­ности DS средней квадратической погрешности S(Х), которую можно определить по соотношению

 

 

Для косвенных измерений среднюю квадратическую погрешность результата вычисляют, исходя из уравнения связи F= F(Х12,..., Хn) и средних квадратических погрешностей S(X), измерений каждого значения Хi по формуле

 

 

Более достоверна оценка погрешности измерения при определении доверительных границ погрешности, которые при нормальном законе распределения и известной величине S(X) определяются с учетом коэффициента Стьюдента t, зависящего от задаваемой доверительной вероятности Р и числа измерений n, как ±t S(X).

Надежность результата измерения оценивается вероятностью попа­дания измеряемого значения в заданный доверительный интервал. Так, если установлен технологический допуск на погрешность контро­ля температуры, равный 2DT, доверительным интервалом для температуры в этом случае будет (Т - DT; Т + DT). Считая, что 2DT, = ±S(X), получим надежность результата P[S(X)] = 0,68, т.е. в 32 случаях из 100 будут наблюдаться отклонения температуры от заданного технологического режима; при оценке 2DT = ±3S(Х) надежность будет выше P[3S(X)] = 0,997, т.е. только в трех случаях из 1000 будет нарушена технология.

Понятие недостоверности измерений характеризует оценку несов­падения результатов в серии измерений, возникающего вследствие суммарного воздействия различных случайных погрешностей. Недостоверность количественно выражается в виде суммарной сред­ней квадратической погрешности SS, включающей среднюю квадрати­ческую погрешность S(Х) (статистическая) и среднюю квадратическую погрешность SK (нестатистическая):

 

.

 

Предельная погрешность измерения вводится для определения максимально возможной погрешности, вероятность которой не превы­шает Р, а разность (1 - Р) незначительна. Так доверительную погреш­ность ±3S(X) можно считать предельной, так как 1 - Р = 0,003 мала.

Характеристики и погрешности средств измерений. Погрешности этого вида входят как составляющие в погрешность измерения и теоретически определяются разностью между результатом измерения Хп, полученного средством, и истинным значением измеряемой величины.

На практике вместо истинного значения приходится использовать результат, получаемый с помощью другого более точного образцового средства измерения Х0. В этом случае погрешность средства измере­ния определяется DХn = Хп - Х0. В качестве более точных приборов используются приборы, образующие возрастающий по точности ряд: образцовые средства 3-1 разрядов - рабочие эталоны - эталоны срав­нения - эталоны копии - государственные эталоны.

Погрешности средств измерения разнообразны: по характеру проявления — системати­ческие и случайные; по отношению к условиям применения — основные и дополнитель­ные; по отношению к измеряемой величине — статические и динамические; по способу представления — абсолютные, относительные и приведенные; по характеру учета — аддитивные и мультипликативные.

Средства измерения характеризуются рядом параметров, отражающих показатели их качества. К ним относятся в соответствии с ГОСТ 2.116—84 “ЕСКД. Карта технического уровня и качества продукции” и РД 50—64—84 “Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции”, показатели назначения, надежности, эргономии, экономии, эстетики, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, экологии, показатели безопасности и патентно-правовой защиты.

Показатели назначения устанавливают основные функции, область применения и свойства измерительного средства. Они подразделяются на показатели функционально-технической эффективности, конструктивные и структурные показатели.

Важнейшими показателями являются метрологические характеристики, быстродействие, производительность, уровень автоматизации и др.

ГОСТ 8.009—84 “ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измере­ния” устанавливает перечень основных метрологических параметров, число которых для отдельных видов измерений доходит до 28: диапазон измерений, предел допускаемой основной и дополнительной погрешностей, динамические характеристики, классы точности и др.

Сложность назначения нормируемых метрологических характеристик заключается в требовании нормировать не только основную, зависящую только от внутренних свойств измерения, но и дополнительную погрешность, зачастую превалирующую по значению и являющуюся функцией все усложняющихся условий эксплуатации и требований техно­логии (влияние температуры, питания, внешних энергетических полей, неинформативных параметров самого измеряемого сигнала, воздействия средства на объект измерения).

Комплекс нормируемых метрологических характеристик включает: характеристики для определения результата измерения, включающие функцию преобразования и значе­ние меры или пределы, в которых эти параметры должны находиться; цену деления шкалы для аналогового средства или вид, число разрядов кода и цену единицы меньшего разряда для цифрового; характеристики погрешностей средств измерения, включающие параметры систематической и случайной составляющей погрешностей и случайной составляющей гистерезиса; характеристики чувствительности, оперирующие с функциями влияния e(x) или изменения y(x) значений метрологических характеристик, вызванных изменениями влияющих величин; динамические характеристики, описываемые с помощью математической модели динамических свойств средства измерения или функционалом или параметром полной динамической характеристики; неинформационные параметры выходного сигнала, определяемые видом этих параметров и пределами допускаемых отклонений.

Функция преобразования назначается при выпуске средств измерения или завершении поверки путем градуировки. Она вклю­чает процедуры получения статической зависимости значений величи­ны на выходе и входе измерительного средства Хвых = f(XBX), пред­ставляемой в виде таблиц, графиков или аналитическим выражением. Она может быть линейной или нелинейной.

 

 

Рисунок 1.5 - Реальная (1) и номинальная (2) статические характеристики

 

Вследствие влияния погрешностей реальные точечные результаты градуировки (Хвых i ; Xвх i) всегда имеют отклонения от статической градуировочной зависимости 1. Эти отклонения называют погреш­ностью адекватности выбранной функциональной зависимости DХа. Погрешность адекватности может изменять знак при изменении направления отсчета, и тогда она называется погрешностью вариации или гистерезиса.

Эти виды погрешностей фиксируются в паспорте и относятся к погрешностям градуировки данного средства.

Многократная градуировка одного и того же средства или серии средств этого вида выделяет некоторую полосу погрешностей этого измерительного средства. Внутри этой полосы можно выделить некоторую среднюю линию, которую принимают за типовую номиналь­ную статическую характеристику 2 данного класса средств измерения. При этом погрешность конкретного измерительного сред­ства DХН = Хр i - XHi находится как разность между реальной и номи­нальной статическими характеристиками и является функцией изме­ряемой величины DХн = f{X).

Абсолютные отклонения погрешностей градуировки образуют некоторую полосу, границы которой могут отличаться от линии стати­ческой характеристики на постоянное значение, предел которого ± D называют аддитивной погрешностью. Эта погрешность может иметь случайный или систематический характер. Если границы этой полосы изменяются в зависимости от измеряемого значения, то такая погрешность является мультипликативной.

 

 

 

Рисунок 1.6 - Статические характеристики при наличии аддитивной (а) и мультипликативной (б) погрешностей

Рисунок 1.7 - Статическая характеристика и погрешность квантования цифровых средств из­мерения

 

Чувствительность - отношение изменения сигнала на выходе к вызвавшему его измене­нию входной величины. Выражается эта величина для приборов с линейной статической характеристикой в форме абсолютной чувствительности:

 S = DXвых/DXвх;

а для нелинейной:

 S = dDXвых /dXвх или относительной чувствительности:

S0 = (DXвых/Xвых)/( DХвхвх).

Порогом чувствительности считается входное воздействие Хвых, называющее минимально ощутимое изменение выходного сигнала DХвых. Он выражается в единицах входной величины.

Диапазон измерений является основной характеристикой средства измерения. Он определяет область значений измеряемой величины, для которой нормированы допускаемые погрешности. Диапазон измерений разбивается на деления, цена которых определяется как разность двух соседних отметок шкалы для аналоговых приборов, или цена единицы младшего разряда для цифровых.

Динамической характеристикой устройства называют зависимость, определяющую изменение выходной величины устройства как реакцию на известное изменение входной величины. Она также может быть выражена формулой или графиком.

 

 

Рисунок 1.8 - Динамические характеристики измерительных средств

 

Кривые переходных процессов 1 и 3 - апериодического типа, а кривая 2 - колебательного типа. Кривые показывают, как изменяется выходная величина устрой­ства, например положение стрелки на шкале при подаче на вход в нулевой момент времени ступенчатого сигнала. Допустим, что манометр до нулевого момента времени воспринимал давление Хвх = p1 и показывал на шкале соответствующее ему число делений Хвых. В нулевой момент времени давление скачкообразно изменилось до значения Хвх = р2 и далее оставалось неизменным. В ответ на это возмущение стрелка на шкале перемещается во времени соответст­венно динамическим свойствам прибора до значения Хвых2 . Для трех приборов с переходными процессами 1- 3 наиболь­шим быстродействием обладает прибор 1, так как время достижения установившегося нового значения выходной величины после нанесе­ния возмущения минимально.

Динамика измерительного прибора является очень важным свойст­вом. Например, известно, что нагретые заготовки перемещаются по рольгангам достаточно быстро и проходят иногда мимо пирометра за 1 - 3 с, поэтому быстродействие применяемых в этих случаях приборов должно быть не ниже чем 0,1-0,5 с.

Класс точности СИ - обоб­щенная характеристика, определяемая предела­ми основной и дополнительной допускаемых погрешностей, т.е. обеспечивающую гарантированные границы этих погрешностей.

Классы точности присваиваются средствам измерения на стадии их разработки и пересматриваются в процессе эксплуатации путем норми­рования предельных допускаемых погрешностей при периодических поверках (ГОСТ 8.401-80).

В зависимости от характера изменения погрешности, назначения и условий применения средств измерения пределы допускаемых погрешностей выражаются в виде абсолютных, относительных и при­веденных погрешностей. Для выражения их в единицах измеряемой физической величины используют абсолютную погрешность, для более или менее постоянных в пределах диапазона измерения значений абсолютной погрешности применяют форму приведенной погрешности, а для изменяющихся абсолютных погрешностей - относительную погрешность.

Пределы допускаемой абсолютной погрешности выражаются в виде:

 

D = ± а или D= ±(а + bХ),

 

где а и b - положительные числа, не зависящие от X.

Пределы допускаемой относительной погрешности рассчитываются из значения абсолютной погрешности D, измеряемой величины X, наибольшего по модулю значения шкалы Хк по соотношениям:

 

d = D×100/X = ±q,%;

d =±[c + d(|Хк/Х|-1)],

 

где с, d и q - положительные числа, выбираемые из ряда (1; 1,5; 2,5; 4; 5; 6)×10n; n = 1,0,-1,-2,...

Предел допускаемой приведенной основной погрешности опреде­ляют по абсолютной погрешности D и нормирующему значению Хн по выражению:

 

g= D×100/Хн = ±q,%.

 

В качестве нормирующего значения измеряемой величины Хн используют: для средств измерения с равномерной шкалой и нулевой отметкой на краю или вне шкалы Хн, равное верхнему пределу изме­рения Хк = Хmах; для средств измерения с нулевой отметкой посереди­не шкалы Хн = Хmax - Xmin, т.е. протяженности диапазона измерения.

В зависимости от применяемого способа назначения класса точности применяется соответствующая форма их обозначения.

 

Таблица 1.1 – Обозначение точности средств измерения

 

Форма выражения погрешности

Формула определения пределов допускаемой основной погрешности

Пределы допускаемой основной погрешности

Обозначение класса точности

В документации На средствах измерения
Абсолют. D D=±а D=±(а+bX)   Класс точности М   М  
Относительная d d=D×100/X, если D=±а d=±[c+d(çXк/Хç-1], если D=±(а+bX)   ±0,5   ±[0,02+0,01(çXк/Хç-1)]   Класс точности 0,5 Класс точности 0,02/0,01   0,5     0,02/0,01
Приведенная g g=D×100/Xн ±0,5     ±0,5 Класс точности 0,5   Класс точности 0,5 Если Хн0,5 выражено в единицах величины на входе Если Хн0,5 принято равным длине шкалы или ее части

 

 Качество товаров и услуг как основная цель деятельности по метрологии, стандартизации и сертификации

 

Стандартизация, метрология и сертификация - ин­струменты обеспечения качества продукции, работ и услуг —  аспекта коммерческой деятельности.

Обес­печение качества, базируется на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

 В разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и мет­рологии позволило обеспечить качество продукции и тем са­мым дать старт обновлению экономики этих стран.

Высказывание русского философа И.А. Ильина: «...русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к каче­ству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выст­раданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».

 Изготовитель и его торговый посредник, стремя­щиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конку­рентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требова­ний стандарта. Поэтому стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и за­дачи охватывают все сферы общественной жизни.

Стандар­ты на процессы и документы (управленческие, товаросопрово­дительные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

К – это не только св-ва Т и услуг, К – показатель характеризующий экономическое положение страны. Низкий уровень К наносит ущерб экономике в национальном масштабе и напрямую влияет на уровень жизни людей (Израиль потери 25% ВВП).

 

Потери от низкого качества.

 - 2/8;

- 1, 10, 100, 1000 (график).

 

«Потреби­тель должен получить то, что хочет, когда он это хочет» — та­ков первый принцип обеспечения качества, сформулированный доктором Э. Демингом.

 

- лучшая реклама – мнение потребителя.

- фирмой управляет потребитель.

 

Стандартизация - инструмент обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Поставщику недостаточно строго следовать требо­ваниям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или каче­ства. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызы­вает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре про­цессов производства продукции и предоставления услуг.

В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соот­ветствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги. В этих условиях возрастают роль, и ответственность руководите­лей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

Соблюдение правил метрологии в различных сферах ком­мерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от не­достоверных результатов измерений.

Необходима гармонизация правил стандартизации, метрологии и сертификация с между­народными правилами, поскольку это является важным усло­вием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Успехи в рыночной экономике с конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специ­алистов коммерции шире использовать методы и правила стан­дартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, ра­бот и услуг.

Преследует три цели: объяснение сущности каче­ства; обоснование необходимости применения работ по стандар­тизации, метрологии и сертификации для обеспечения качества; пояснение сущности ряда «сквозных» (ключевых) тер­минов (качество, показатель качества, контроль качества, испы­тание, система качества), применяемых во всех главах учебника и обобщенных в нормативных документах.

Сертификация- это оценка соответствия. Термин является более точным и универсальным, поскольку сертификация как процедура подтверждения соответствия «третьей стороной» перестала быть основной формой этой дея­тельности. Оценка соответствия может осуществляться в дру­гих формах: декларирование соответствия (подтверждение со­ответствия первой стороной — поставщиком); аккредитация (признание компетентности органа или лаборатории); государ­ственная регистрация (подтверждение безопасности новых пи­щевых продуктов, биологически активных добавок и др.); госу­дарственный надзор (проверка соответствия товаров, услуг, процессов органами госсанэпиднадзора, ветеринарного надзо­ра и пр.

 

 

Рисунок 2.1 - Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества

 

 

Сущность качества

 

Деятельность в области стандартизации, метрологии и сер­тификации направлена на обеспечение качества процессов и продукции как результата процесса.

Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям. Понятие качества включает три элемента:

-объект;

- характеристик;

- потребности (требования).

Объектом качества могут быть продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них.

 Примером подобной комбинации является такое всеобъемлю­щее свойство, как «качество жизни». За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потребителей стали рассматривать именно с позиции «ка­чества жизни». Это понятие включает целый ряд аспектов про­цесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физическо­го и морального здоровья, качество образования и пр.

Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товар — это все, что может удовлетворять потребность.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия ис­полнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Рассмотрим второй элемент качества — характеристики. Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств — характеристик. Характеристики могут быть каче­ственными (например запах и вкус пищевого продукта, вежли­вость и профессионализм продавца) и количественными (ско­рость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.),

Третий элемент — требования. Требования — это прежде всего потребности. Существует иерархия потребностей. В ее ос­новании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) — потребнос­ти в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эс­тетические, социальные потребности. Вершину пирамиды со­ставляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).

Поставщики* должны обеспечивать удовлетворение потребностей. Достижение высокой удовлетворенности потреби­телей — основа политики качества поставщика.

Чтобы успешно конкурировать, необходимо своевременно предвидеть малейшие изменения в предпочтениях потребителей, т.е. надо знать предполагаемые, перспективные потребности. Вышеизложенный материал позволяет понять определения терминов, сформулированные отечественными учеными.

Качества продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции — количественная характе­ристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. На­пример, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не будет приниматься в расчет, тогда как для краски, предназначенной для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать, важнейшим. Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять, те или иные потребности. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.

Показатели качества могут выражаться в различных едини­цах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (разрывная нагруз­ка, ресурс) и значение показателя (соответственно 50 Н, 1000 ч).

Система качества

 

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные ме­роприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении не­скольких десятилетии создавались и совершенствовались сис­темы качества (СК). На современном этапе принята СК, уста­новленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продук­ции.

Фундаментальным понятием в учении о СК является поня­тие жизненного цикла продукции (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процессов изменения состояния продук­ции при ее созданий ИГ использовании. Существует понятие эта­па жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непре­рывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами, жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление ка­чеством должно охватывать все этапы ЖЦП.

 

 

 


Рисунок 2.2 - Процессы жизненного, цикла продукции

 

На этапе маркетинговых исследований проводится работа по изучению рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукций; возможности поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.

На этапе проектирования и разработки продукции выявлен­ные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируются в технические требования. Итогом проекти­рования являются техническая документация (конструкторская и технологическая документация) и опытный образец.

В процессе закупок организация оценивает и выбирает по­ставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

В процессе производства осуществляются подготовка и обес­печение технологического процесса изготовления и ремонта продукции; отработка и проверка технологического процесса со стабильными значениями показателей.

Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испытания (при необходимости), осуществляемые на всех эта­пах ЖЦП. Заключительным этапом проверки является приёмочный контроль, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям.

 Упаковывание и хранение должны способствовать сохране­нию качества в сферах производства к обращению (часть ЖЦП от отгрузки ее изготовителем до получения конкретным потребителем), при погрузочно-разгрузочных работах, транспорти­ровании, хранений на складах.

Распределение и реализация заключаются в закупке товаров оптовыми организациями с целью осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупа­телям. На этом этапе субъектом управления качеством стано­вится персонал организации сферы услуг. При этом продолжа­ется предоставление услуги, в частности осуществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача исполни­телей услуги — обеспечение качества услуги и высокой культу­ры обслуживания.

На этапе эксплуатации (использования и потребления) к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет, в частности, зависеть ее срок службы.

На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять теку­щие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества — от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (администра­тивном).

 

СК

Разработка СК

При закупки сырья, комплектующих западные Ф всегда спрашивают сертификат К. Если его нет снижают цену на 50% - это цена риска, страховки, нестабильности пр-ция.

В Европе была принята директива ЕS 85/384, в соответствии с которой на территории этих стран, тот кто вводит продукцию в оборот несет за неё ответственность.

Существует 3 системы К

1. СК в соответствии с МС ИСО 9000;

2. Общефирменная система;

3. Системы, соответ критериям нац. премий в области К.

они сод-жат min набор требований к системе К, который используется для сертификации.

Цели СК:

1. Развить у работающих чувство улучшения результатов труда.

2. Стремиться к тому, чтобы производственные процессы стали более эффективными и безопасными.

3. Улучшать пр-цию, чтобы она отвечала требованиям потребителя.

СК дает след. пр-ва:

1. Экономия ресурсов и повышение выгодности пр-ва;

2. повышение репутации в бизнесе, что приводит к увеличению спроса и соответ. прибыли.

Рук-во Ф должно определиться в 2-х направлениях:

1. Соотношение между стратегией бизнеса и К

- max увеличение прибыли при заданном К;

- max повышение К при фиксированной себестоимости;

- max повышение К при снижении себестоимости.

2. Ресурсами, которыми располагает Ф.

При разработки СК заинтересованы:

1. потребители;

2. Персонал и администрация предприятия;

3. Поставщики сырья и материалов;

4. Общество в целом.

 

ТQМ – переводится как всеобщее управление на основе К.

СОКсП – состема обеспечения конкурентоспособной продукции.

СФК – структурирование ф-ции К, оно завоевало мир и вошло в число обязательных требований QS-900.

 

2.2 Характеристика требований к качеству продукции

 

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большин­ству товаров и услуг, являются требования: назначения, безо­пасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбе­режения, технологичности, эстетичности.                          

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуга и др.), — функциональную пригодность; состав и структуру сырья и ма­териалов; совместимость и взаимозаменяемость.

Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организ­ма для обеспечения удобства пользования.

Требования ресурсосбережения — это требования экономно­го использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудо­вых ресурсов.

Требования технологичности — приспособленность продук­ции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

Эстетические требования — это требования к способности продукций или услуги выражать художественный образ, соци­ально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфи­гурацию, качество отделки изделия или помещения).

В соответствии с Законом РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стан­дартизации» требования, устанавлива­емые государственными стандартами для обеспечения безопас­ности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения совместимости и взаи­мозаменяемости продукции, являются обязательными для со­блюдения органами государственного управления, субъектами хозяйственной деятельности. К обязательным требованиям так­же относят методы контроля соответствия товара обязательным требованиям и требования к маркировке как способу информа­ции об опасности (безопасности) товара и о правилах обраще­ния с товаром.

Совместимость — пригодность продукции (процессе» и услуг) к совмест­ному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при за­данных условиях для выполнения установленных требований.

Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполне­ния одних и тех же требований.

Эргономичное» можно рассматривать так же, как проявление совмес­тимости в системе «человек — изделие», «человек — техника».   

Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотв­ращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям (обязательной сертификации, декларированию со­ответствия). Таким образом, согласно двум упомянутым законам, обяза­тельными требованиями к качеству товаров являются безопас­ность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость.

При определении состава обязательных требований нужно иметь в виду два обстоятельства:

1) в соответствии с законода­тельством и стандартами перечень обязательных требований может расширяться, например, за счет требований функцио­нальной пригодности (эффективность действия дезинфицирующего средства, точность действия контрольно-кассовой маши­ны, показатели энергопотребления электро- и радиоприборов);

2) для некоторых товаров требования надежности являются од­новременно требованиями безопасности (сохраняемость пище­вого продукта, безотказность транспортного средства).

Положения стандарта, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если нор­ма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».

 


Оценка качества

 

Оценка качества — это систематическая проверка того, на­сколько объект способен выполнить установленные требования. Требования устанавливаются в документах — стандартах, тех­нических условиях, контрактах и пр. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоот­ветствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой проверки является контроль. Любой кон­троль включает два элемента: получение информации о факти­ческом состоянии объекта (о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление получен­ной информации с установленными требованиями с целью оп­ределения соответствия, т.е. получение вторичной информации.

Контроль качества продукции— контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.

В процедуру контроля качества могут входить, операции измерения, анализа, испытания.

Измерения как самостоятельная процедура являются объек­том метрологии.

Анализ продукции, в частности структуры и состава матери­алов и сырья, осуществляется аналитическими, методами - хи­мическим анализом, микробиологическим анализом, микроско­пическим анализом и пр.

Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, процесса или услуги в соответствии с установленной про­цедурой.

Иллюстрацией контроля качества продукции как комплекс­ной процедуры является, например, контроль качества ткани. Он включает контроль качественных характеристик (внешних дефектов, соответствия утвержденному образцу — эталону по цвету, рисунку), контроль количественных характеристик путем простейших измерений (длины, ширины, толщины), испытаний (на сопротивление истиранию, разрывную прочность), химичес­кого анализа (определение волокнистого состава).

Рассмотрим подробнее значение испытания как процедуры. Основным средством испытаний является испытательное обо­рудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные средства и материалы (реактивы и т.п.), при­меняемые при испытании.

При испытании могут применяться различные методы опре­делений характеристик продукции и услуг,— измерительные, аналитические регистрационные (установление отказов, по­вреждений), органолептические (определение характеристик с помощью органов чувств).

По месту проведения испытания, бывают лабораторными, полигонными, натурными. Испытания товаров проводят глав­ным образом в лабораторных условиях. Основное требование к качеству проведения, испытания — точность и воспроизводимость результатов. Выполнение, этих требований в существенной степени зависит от соблюдения пра­вил метрологии.

В последние годы стали проверять семи лаборатории непос­редственно на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельно­го испытания стандартного изделия или пробы вещества с изве­стными характеристиками в нескольких контролируемых лабо­раториях. По отклонению результатов испытаний каждой ла­бораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.

Для подтверждения требуемого качества испытаний лабора­тории должны пройти процедуру аккредитации. Аккредитация лабораторий — официальное признание того, что испытатель­ные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испы­тания или конкретные типы испытаний.

В России, как и за рубежом, действует Система аккредита­ции испытательных, измерительных и аналитических лаборато­рий.

Согласно Правилам проведения сертификации в РФ к испы­таниям конкретной продукции допускается только аккредито­ванная испытательная лаборатория.

Как отмечалось выше, методы контроля обязательных тре­бований и характеристик согласно ст. 7 Закона РФ «О стандартизации» также входят в состав обязательных требований государственных стандартов.

Рассмотрев требования к качеству и методы контроля, ука­жем на то, что стандарт на продукцию (услугу) разрабатывает­ся в следующей последовательности: изучение потребности в стандартизируемом объекте — установление требований к ка­честву — установление характеристик — установление методов контроля характеристик.

 

Стандартизация

Дата: 2019-12-10, просмотров: 197.