В течение лунного месяца.
Такие приливы называются тропическими, так как Луна в это время находится вблизи тропиков. При склонении Луны, равном нулю (когда Луна проходит через экватор), величины приливов наименьшие и называются равноденственными, или экваториальными, так как Луна в это время находится вблизи точек весеннего или осеннего равноденствия.
Тропические и равноденственные приливы постепенно изменяются в течение года в зависимости от склонения Солнца. Вследствие влияния физико-географических условий тропические приливы отстают от момента максимального склонения Луны на определенную величину, которая называется возрастом суточного прилива. Параллактические неравенства — неравенства прилива, обусловленные изменением расстояния от Земли до Луны и Солнца. При наименьших расстояниях от Земли до Луны и Солнца приливы наибольшие, а при наибольших— наименьшие.
Величина прилива и его характер в океанах и морях. Атлантический океан. В Атлантическом океане наблюдаются наибольшие по величине приливы. Как уже указывалось выше, в заливе Фанди, расположенном между материком Северной Америки и полуостровом Новая Шотландия, в сизигию величина прилива может достигать 18 м. Она является наибольшей для всего Мирового океана. Большие значения имеет величина прилива у южных берегов Аргентины, где в порту Гальегос она достигает 14 м.
Значительные величины приливов наблюдаются у юго-западных берегов Англии в Бристольском заливе - до 11,5 м, в Ливерпуле - до 8 м, в устье реки Темзы — до 6,3 м. У побережья Исландии, в Рейкьявике, величина прилива достигает 4 м.
Величина прилива у островов открытого океана составляет 1 — 2 м, например, у Азорских островов — 1,2—1,8 м, у острова Св. Елены— 0,8 м, у острова Тристан-да-Кунья— 1,5 м. В Балтийском и Черном морях приливы практически не наблюдаются.
В Атлантическом океане и его морях наблюдаются преимущественно полусуточные приливы. Особенно хорошо полусуточный характер приливов выражен у побережья Западной Европы. В Карибском море и Мексиканском заливе характер приливов весьма разнообразен, здесь встречаются полусуточные, суточные и смешанные приливы.
Тихий океан. В ряде районов Тихого океана приливы превышают 7— 9 м. У Аляски, в заливе Кука они достигают 7—8 м, в заливах Панамском и Калифорнийском — свыше 9 м (в устье реки Колорадо — 9,6 м), в прибрежных водах Чилийского архипелага — 8 м. У берегов Азии наибольшие приливы наблюдаются в верховьях Пенжинской губы в Охотском море — до 13 м. В Тихом океане правильные полусуточные приливы встречаются реже, чем суточные и смешанные. На побережьях Австралии, Азии и Северной Америки наблюдаются приливы преимущественно смешанного характера.
Индийский океан. Наибольшую величину имеют приливы у северных берегов Австралии (в заливе Колпер— 10,4 м) и заливах Бенгальском и Аравийском. В Мозамбикском проливе величина приливав достигает 2—6 м, у Южных берегов Африки и Австралии — 1—2 м. Приливы у островов Сейшельских — 1—2 м, у острова Маврикия — 0,5 м.
Северный Ледовитый океан. Наибольшие приливы наблюдаются в Белом море, где в Мезенской губе средняя сизигийная величина прилива достигает 8,5 м. В Баренцевом море наибольшие приливы наблюдаются у мурманского побережья — до 4 м; в Карском море — 0,5—1 м, в море Лаптевых наибольшие приливы бывают в Хатангском заливе — до 2—3 м; в Восточно-Сибирском на островах Де-Лонга — до 1 м; в Чукотском — до 1,5 м. Характер приливов в морях советской Арктики преимущественно полусуточный.
Предвычисление приливов
Методы предвычисления элементов прилива. Предвычисление элементов прилива имеет очень важное значение для обеспечения безопасности мореплавания вблизи берегов и для работы морских портов. Основоположниками теории приливов и современных методов их предвычисления являются английские ученые И. Ньютон, У. Томсон, Дж. Дарвин и Дудсон. Значительный вклад внесли отечественные ученые А. Н. Сретенский, В. А. Березкин, А. И. Дуванин и другие.
Существует несколько методов предвычисления элементов прилива на заранее заданное время, из которых в настоящее время широкое распространение имеет метод гармонического анализа приливов.
На основании данных наблюдений за колебаниями уровня прилива можно построить кривую его изменений за некоторый промежуток времени. Эта кривая в зависимости от местных условий может быть очень сложной, но если только колебания уровня в данном месте вызываются периодическими силами, то при длительном ряде наблюдений закономерность этой периодичности может быть выявлена. В таком случае сложная кривая периодических колебаний уровня может быть разложена на ряд простых синусоид, сложение которых и даст в результате кривую уровня на будущее время.
Каждое простое гармоническое колебание (синусоидальная волна), входящее в состав сложного приливного колебания, характеризуется двумя постоянными: амплитудой прилива Я и углом положения g. Этот угол определяет опаздывание момента наступления полной воды каждого составляющего прилива относительно момента кульминации светила, вызывающего данную приливную волну. Величины Н и g, характеризующие каждую из составляющих волн прилива, зависят от местных физикогеографических условий и называются гармоническими постоянными. Они постоянны для данного места, но различны для разных мест.
Полная формула для расчета высоты прилива имеет 93 слагаемых (волны). На основании гармонического анализа составляются Таблицы приливов, с помощью которых можно предвычислять элементы приливов в различных портах.
Таблицы приливов. Основной способ предвычисления элементов прилива на судах — Таблицы приливов. Они подразделяются на постоянные и ежегодные.
Постоянные Таблицы приливов состоят из трех книг: «Воды европейской части СССР и прилегающих зарубежных районов», «Воды азиатской части СССР и прилегающих зарубежных районов» и «Зарубежные воды». Каждая книга содержит две части: часть I — Предвычисление моментов и высот полных и малых вод в основных портах, часть II — Поправки для вычислений приливов в дополнительных пунктах, гармонические постоянные приливов и ряд вспомогательных таблиц.
Ежегодные таблицы приливов состоят из четырех книг. «Зарубежные воды» представлены двумя книгами: «Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны» и «Тихий океан». Каждая книга состоит также из двух частей: часть I — Приливы в основных портах; часть II — Поправки для дополнительных пунктов.
С помощью Таблиц приливов производятся:
вычисление высот и моментов полных и малых вод в основных портах на заданные сутки;
вычисление высоты уровня моря в основном порту на любой заданный (промежуточный) момент между полной и малой водой; определение времени, когда прилив достигает заданной величины; предвычисления приливов в дополнительных пунктах.
При пользовании Таблицами необходимо прежде всего ознакомиться с оглавлением, чтобы иметь ясное представление о содержании книги, а также внимательно прочесть пояснения к ним.
Штурманский метод предвычисления приливов. Этот метод является упрощенным методом гармонического анализа. Он основан на возможности объединения волн, близких по периоду, когда не требуется очень высокой точности предвычисления уровня. Вычисления высот и моментов полных и малых вод этим методом просты, не требуют много времени и дают достаточную для практики точность. Вычисление штурманским методом ведется по специально разработанной схеме, отпечатанной на бланке формы «А» и помещенной в Таблице приливов.
Предвычисление приливов по негармоническим постоянным. Негармоническими постоянными называют прикладной час порта, величину прилива (сизигийную, квадратурную и среднюю), время роста и падения уровня. С помощью этих величин можно вычислить элементы приливов. Негармонические постоянные приливов можно получать из Таблиц приливов, лоций, карт и других пособий.
Значение приливов для судовождения. Приливы изменяют высоту уровня; в связи с этим при плавании у берегов, где наблюдаются значительные колебания приливо-отливного уровня, необходимо учитывать их для обеспечения безопасности мореплавания.
Суда с большой осадкой могут заходить в некоторые порты только в полную воду. Приливы иногда сопровождаются сильными приливоотливными течениями. В полярных районах они создают дополнительные трудности плавания во льдах, сильные ледовые сжатия и торошения льда, могущие быть опасными для судов. Однако приливы и разрежают льды, что может быть выгодно использовано для судовождения. Приливы, усиленные сгонно-нагонными ветрами, могут привести к очень большому повышению или понижению уровня и вызвать огромные бедствия на берегу, аварии судов и т. д.
МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ
Классификация течений
Основные причины, вызывающие морские течения. Морскими течениями называется перемещение масс воды в море, характеризующееся направлением и скоростью.
Основные силы (причины), вызывающие морские течения, подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся ветер, атмосферное давление, приливообразующие силы Луны и Солнца; к внутренним — силы, возникающие вследствие неравномерного распределения по горизонтали плотности водных масс. Кроме внешних и внутренних сил, вызывающих морские течения, сразу же после возникновения движения водных масс появляются вторичные силы. К ним относятся отклоняющая сила вращения Земли (сила Кориолиса) и сила трения, замедляющая всякое движение. На направление течения оказывают влияние также конфигурация берегов и рельеф дна.
Классификация морских течений. Морские течения обычно классифицируются по силам, их вызывающим;
- устойчивости;
- глубине расположения;
- физико-химическим свойствам масс воды.
Главной является классификация по первому признаку.
По силам, вызывающим морские течения, последние подразделяются на три основные группы.
Градиентные течения, обусловленные действием горизонтальной составляющей (градиента гидростатического давления). Эта сила возникает, если по каким-либо причинам в одном месте уровень или плотность воды повышается, а в другом — понижается. При этом на одних и тех же уровнях создается разность гидростатического давления (градиент), горизонтальная составляющая которого, стремясь выравнять разность гидростатических давлений соседних водных масс, вызывает поступательные перемещения воды, т. е. течения из района, где гидростатическое давление больше, в район, где давление меньше.
В зависимости от причин, создающих на одинаковых уровнях разность гидростатических давлений водных масс, в группе градиентных течений выделяются:
сгонно-нагонные течения, возникающие при нагоне и сгоне уровня воды в том или ином месте под действием ветра;
бароградиентные течения, обусловленные различным атмосферным давлением; уровень моря понижается в области повышенного атмосферного давления и поднимается в области пониженного; увеличение (или уменьшение) давления атмосферы на 1 мб вызывает понижение (или повышение) уровня на 1 см;
сточные течения, вызываемые постоянным повышенным уровнем моря в некоторых его районах, например в результате речного стока;
плотностные течения, возникающие вследствие неравномерного распределения плотности воды в горизонтальном направлении, при этом более плотные воды перетекают в виде глубинного течения в область менее плотных, а менее плотные в виде поверхностных течений — в обратном направлении. (Например, течения в проливе Босфор, открытые адмиралом С. О. Макаровым, причиной их возникновения является разность плотностей воды в Черном и Мраморном морях: более соленые и плотные воды Мраморного моря в виде глубинного течения идут в Черное море, а распресненные, менее плотные, следовательно, и более легкие воды Черного моря идут поверхностным течением в Мраморное); ветровые и дрейфовые течения, возникающие под действием ветра, в результате трения движущихся масс воздуха о водную поверхность. Течения, создаваемые временными и непродолжительными ветрами, называются ветровыми, а течения, созданные длительными или господствующими ветрами, когда водные массы успевают занять положение равновесия в соответствии с очертаниями берегов, рельефом дна и соседними системами морских течений,— дрейфовыми. Примером постоянных дрейфовых течений в Мировом океане являются северное и южное экваториальные течения в Тихом и Атлантическом океанах, созданные постоянными пассатными ветрами, поэтому эти течения часто называют еще и пассатными;
приливо-отливные течения, вызываемые действием периодических приливообразующих сил Луны и Солнца.
По устойчивости течения подразделяются на:
постоянные — течения, которые мало изменяются по направлению и скорости в течение сезона или года (например, экваториальные течения океанов, Гольфстрим и др.);
периодические — течения, повторяющиеся через равные промежутки времени (например, приливо-отливные);
временные (непериодические) —течения, вызываемые различными непостоянно действующими внешними силами и в первую очередь ветра, отличаются большой изменчивостью направлений и скоростей.
По глубине расположения течения разделяются на: поверхностные, наблюдаемые в так называемом навигационном слое, т. е. в слое, соответствующем осадке надводных судов (0—15 м); глубинные, наблюдаемые на различных глубинах от поверхности моря; придонные, наблюдаемые в слое, прилегающем ко дну.
По физико-химическим свойствам масс воды течения подразделяют на теплые и холодные, соленые и распресненные. Характер течений при этом определяется соотношением температуры или солености водных масс, участвующих в течении, и окружающих вод.
Методы и приборы для определения морских течений
Навигационный метод. Сущность навигационного метода определения морских течений заключается в сравнении счислимых и обсервованных мест судна. Если за время между обсервациями компас и лаг работали нормально, а ветра не было или он был незначительный, то снос обусловлен только течением. Направление и скорость течения в таком случае получают непосредственно из определения элементов сноса. Если же был ветер той или иной силы, то необходимо соответственно вводить поправку в элементы сноса на ветровой дрейф судна.
На точность навигационного метода определения элементов течения влияют ошибки в определении счислимого и обсервованного мест судна. Вместе с тем ни один из методов наблюдений над течениями не дал столько сведений о течениях океанов и морей, как навигационный. Многочисленные материалы наблюдений, произведенные этим методом, послужили для составления навигационных карт и атласов течений океанов и открытых морей. Все основные системы течений Мирового океана (Гольфстрим, пассатные и др.) были определены, изучены и нанесены на карты благодаря использованию навигационного метода определения течений.
Скорость течения определяется в метрах в секунду, в милях в час (узлах) или в милях в сутки в зависимости от целей и скорости течения. Направлением течения считается то направление, куда идет течение, т. е. течение «вытекает» из компаса; оно определяется в градусах от 0 до 360° или в румбах.
Метод поплавков. Метод поплавков состоит в том, что за поплавком, помещенным в струю течения, ведутся инструментальные наблюдения, служащие для определения местонахождения поплавка в определенные моменты времени. По нанесенному затем на карте пути перемещения поплавка определяется направление и скорость течения.
Поплавком может служить буек или веха, несущие на себе пассивный отражатель. Наблюдения за их перемещением под действием течения можно производить с помощью судовой РЛС, когда судно стоит на якоре. Отмечая на карте последовательное положение таких вех или буйков через определенные промежутки времени, можно определить направление и скорость течения.
Электромагнитный метод (ЭМИТ). Морская вода, как известно, обладает электропроводностью. Частицы морской воды, переносимые течением, пересекают силовые линии магнитного поля Земли, в результате чего в воде возникают электрические токи. Чем больше скорость течения и чем больше значение в данном месте вертикальной составляющей напряженности магнитного поля Земли, тем больше силовых линий будет пересекаться частицами воды и тем сильнее будут возбуждаться электрические токи в воде. Если измерить электродвижущую силу, возникающую в воде, то можно рассчитать скорость течения. В этом и состоит сущность электромагнитного метода. Использование ЭМИТа позволяет создать систему абсолютного лага, т. е. лага, измеряющего скорость судна относительно грунта.
В полосе 15° к северу и к югу от магнитного экватора определять течения этим методом практически невозможно из-за очень малой напряженности вертикальной составляющей магнитного поля Земли. На магнитном экваторе она равна нулю, вблизи магнитных полюсов около 0,6 — 0,7 э.
Приборы для измерения течений. Морские вертушки. Для непосредственного измерения течений как в прибрежных, так и в открытых районах морей и океанов служат приборы, называемые морскими вертушками.
Наибольшее распространение для этих целей получила так называемая морская вертушка. Вращающейся частью вертушки служит легкий четырехлопастной винт, по числу оборотов которого и отмеченному времени действия прибора вычисляется скорость течения. Морская вертушка позволяет также определить направление течения.
Самописцы течений — приборы, автоматически регистрирующие скорость и направление течений. Они могут быть двух видов: автономные приборы, устанавливаемые в море на специальных буях, и приборы, применяемые с судов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 279.