Географическое распределение плавучих льдов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мощность образования льдов на океанах и морях, характер и рас­пространение ледяного покрова, а также его продолжительность зависят от температурного и ветрового режима осени и зимы и запаса тепла, на­копленного водой в течение весны и лета. В связи с этим сроки появле­ния льда и замерзания, время вскрытия и очищения ото льда могут для одних и тех же районов изменяться от года к году в больших пределах.

В северном полушарии льды образуются в Северном Ледовитом океане и его морях, в северной части Атлантического океана, в Балтий­ском, Белом, Аральском, Каспийском, Азовском морях, некоторых рай­онах Северного моря и северных частях Черного моря. В северной части Тихого океана льдами покрываются Охотское, северные районы Беринго­ва и Японского морей. Наибольшего развития льды в северном полуша­рии достигают в марте и занимают к этому времени площадь около 16,4 км2. К концу лета она уменьшается вдвое.

В районе Гренландии, Северного побережья Канады и острова Ньюфаундленда часто встречаются айсберги, которые выносятся в океан Лабрадорским течением. Отдельные айсберги достигают 35° с. ш., неко­торые иногда даже 27° с. ш. В районе острова Ньюфаундленда айсберги пересекают наиболее судоходные морские пути между Европой и Север­ной Америкой. Здесь на 40° с. ш. и 50° з. д. 15 апреля 1912 г. погиб от столкновения с айсбергом «Титаник».

В южном полушарии плавучие льды распространяются вокруг Ан­тарктиды кольцом, имея ширину от 289 до 1100 миль. Средняя граница распространения льдов достигает 59° ю. ш. Так же, как и в северном по­лушарии, здесь имеются морские льды и айсберги, но продолжительность существования морского льда значительно меньше, чем в Арктике.

Морские льды в океане не образуют сплошного ледяного покрова. Среди плавучих льдов всегда имеются большие пространства чистой во­ды. У берегов материка и островов, в бухтах и заливах зимой наблюдается небольшой припай.

Черное море. Обычно льды наблюдаются в северно-западном районе. В период декабрь-февраль Одесский залив замерзает на две-три недели, иногда более, а Днепровский, Бугский и Днестровский лиманы — два-три месяца- В суровые зимы здесь образуется настолько мощный лед, что за­трудняется нормальное судоходство. В таких случаях в Одесский и другие порты северозападного района Черного моря суда могут приходить только с помощью ледокола.

Азовское море. У берегов в течение примерно трех месяцев держится припай, в центральной части моря наблюдаются плавучие льды, Каспий­ское море замерзает лишь в северной части. Лед обычно появляется в но­ябре, а таяние его начинается в конце февраля. Кромка льдов тянется от порта Шевченко до порта Махачкала.

Наблюдения над льдами на судах. Льды являются большим препятст­вием для судовождения. Даже в морях средних широт затруднения, свя­занные с ледовой обстановкой, бывают настолько существенными, что без помощи ледокола пройти судам не представляется возможным. Сплоченность льда определяется соотношением площади льдин и проме­жутков воды между ними в данном районе. Сплоченность оценивается баллами: 1 балл соответствует отношению 0,1 и т. д. до 10 баллов.

Условия плавания во льдах характеризуются необходимостью, ко­торая зависит от вида и сплоченности льда, прочности корпуса судна и мощности машин.

Для обеспечения безопасности судовождения и изучения ледового режима морей и океанов штурманам судов весьма важно вести наблюде­ния над льдами. Эти наблюдения заключаются в определении формы и видов льда, состояния поверхности ледового покрова (торосистость), сплоченности, толщины, положения кромки льда и условий ледового плавания. Для определения этих данных пользуются специальными аль­бомами и атласами льдов, наставлениями по ледовым наблюдениям на судах и таблицами.

Оценка торосистости льда производится по специальной шкале (табл. 18).

Толщина льда на ходу судна определяется глазомерно по льдинам, которые становятся на ребро у борта, на стоянке — непосредственным измерением ледомерной рейкой в специально пробиваемой лунке. Оцен­ка сплоченности и торосистости льда может быть получена с помощью судовых радиолокаторов.

Для ледовых карт приняты специальные условные обозначения, ко­торые приводятся в Наставлениях.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.