Навигационные пособия по льдам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Навигационными пособиями, в которых содержатся подробные све­дения о ледовом режиме и обстановке того или иного района Мирового океана, являются, лоции, атласы физико-географических данных, атласы льдов, альбомы ледовых образований на морях.

Лоции. В разделе «Гидрометеорологический очерк» лоций по­мещаются общие сведения о ледовом режиме: указаны сроки появления льда и очищения от ледового покрова в отдельных районах, описаны ос­новные виды и формы плавучих льдов, их мощность и направление дрейфа, а также районы побережья, где встречается припай. Кроме того, даны схемы, на которых показаны средние границы распространения льда в годы с малой, средней и большой ледовитостью. В некоторых ло­циях помещены и другие подробные данные о ледовом режиме и услови­ях плавания во льдах.

Атласы физико-географических данных. В этих атласах даются более подробные сведения о льдах, представляющие средние или максимальные и минимальные значения ледового режима. Например, в атласе помеща­ются ежемесячные карты распределения льдов, на которых могут быть выделены районы распространения айсбергов и показана вероятность встречи с ними и т. п.

Атласы льдов—это специальные Атласы льдов, в которых помещены наиболее подробные сведения о льдах какого-либо моря. Например, есть Атлас льдов Балтийского моря и прилегающих районов. Он специально создан для обеспечения безопасности судовождения в зимнее время. В нем помещены подробные сведения о ледовом режиме и условиях плава­ния зимой на Балтийском море и прилегающих районах; даны специаль­ные рекомендации по лучшему обеспечению безопасности зимней нави­гации.

Альбомы ледовых образований на морях. В этих альбомах помеща­ются фотографии существующих видов и форм морского льда. К каждому снимку дается соответствующее пояснение ледовых терминов и явлений, связанных с наличием льдов в море. В начале в альбомах дается краткое описание процессов образования и таяния морского льда; помещаются схемы встречающихся в море основных видов и форм льда; дается клас­сификация и терминология льдов, встречающихся в море, и явлений, с ними связанных. В конце альбомов имеется ряд приложений, помогаю­щих лучше разбираться в ледовой обстановке на море.

Альбомы ледовых образований на морях могут быть широко исполь­зованы судоводителями при опознании отдельных видов и форм льда и их состояния, а также чтения и составления оперативных ледовых карт и ледовых донесений.

 

ВОЛНЫ В МОРЕ

Виды волн

Классификация волнения. Волны на море классифицируются по раз­личным признакам. По происхождению, т. е. силам, вызывающим волне­ние, выделяются следующие виды морских волн: ветровые, образующиеся под действием ветра;

приливо-отливные, возникающие под действием сил притяжения Луны и Солнца;

аномобарические, возникающие при сгонах и нагонах воды и при резких изменениях атмосферного давления;

цунами (сейсмические волны), возникающие в результате землетрясений, моретрясений, извержений вулканов и других динамических процессов, протекающих в земной коре;

корабельные, образующиеся при движении корабля.

Преобладающими на поверхности океанов и морей являются ветро­вые и приливо-отливные волны.

По действию силы после образования волн различают волны свобод­ные, когда сила прекращает свое действие после образования волн, и вы­нужденные, когда действие силы не прекращается.

По изменчивости элементов (высота, длина и др.) волн во времени выделяют установившиеся, или регулярные волны, которые не изменяют своих элементов, и неустановившиеся, или нерегулярные, развивающиеся или затухающие, изменяющие свои элементы по времени.

По расположению в толще воды различают волны, возникающие на поверхности моря, и внутренние, возникающие на той или иной глубине.

 

По форме волны подразделяются на двухмерные, трехмерные и уеди­ненные (одиночные). Двухмерные волны имеют большую протяженность гребня и представляют собой идущие друг за другом ясно различимые длинные валы.

Трехмерные волны не образуют параллельных валов и имеют длину гребня, соизмеримую с длиной волны. Гребни и подошвы трехмерных волн располагаются без какой-либо определенной системы, часто в шахматном порядке.

Ветровое волнение чаще всего является трехмерным. Уединенные (или одиночные) волны имеют только куполообразный гребень и не имеют подошвы. Если на гребне уединенной волны поместить какой- либо плавающий предмет, он будет перемещаться вместе с гребнем. По­этому уединенную волну называют также переносной.

По отношению длины волны и глубины моря различают короткие и длинные волны. Короткие — те, у которых длина волны значительно меньше глубины моря; длинные, у которых наоборот, длина волны зна­чительно больше глубины моря.

По перемещению формы волны различают поступательные и стоя­чие волны. Поступательные волны характеризуются видимым перемеще­нием формы (профиля) волны. Частицы воды при этом движутся по поч­ти замкнутым орбитам, имеющим форму, близкую к окружности или к эллипсу. Стоячие волны, или сейши, характеризуются тем, что частицы воды совершают периодические движения только в вертикальном направлении. Самый простой вид сейш возникает, когда уровень воды поднима­ется у одного края водоема и одновременно опускается у другого. При этом по середине наблюдается линия, вдоль которой частицы воды не имеют вертикальных перемещений. Эта линия называется узлом сейша. Более сложные сейши бывают двухузловыми, трехузловыми и т. д. Сейши могут возникать по различным причинам. Например, при сгоне и нагоне воды, когда с прекращением ветра в бассейне начинаются колебания уровня в виде стоячих волн. В небольших бассейнах (в гавани, в ковше и т. п.) сейши могут возникать при прохождении судов.

Процесс возникновения, развития и затухания ветровых волн. Ветро­вые волны возникают вследствие передачи энергии ветра частицам воды на поверхности моря. Волновое движение начинается с очень малых, так называемых капиллярных волн или волн ряби. Эти волны достигают вы­соты в несколько миллиметров и длины около 17 мм. Как только появ­ляются такие волны, ветер начинает давить на их наветренные склоны с большей силой, чем на подветренные, защищенные гребнем. Под воздей­ствием ветра волны приобретают все большую высоту, длину и энергию.

Рост, формирование и изменение ветровых волн зависят от вели­чины энергии, передаваемой ветром, ее дальнейшего распределения и трансформации. С увеличением скорости ветра и продолжительности его действия наблюдается рост отдельных элементов волн. Сначала они рас­тут быстро, а затем их рост замедляется. При этом всегда их длина растет быстрее высоты, что приводит к уменьшению крутизны волны.

Энергия ветра, передаваемая волнам, расходуется в основном на преодоление сил внутреннего трения (вязкости) в воде, возрастающего при увеличении высоты волн, поэтому скорость нарастания последней постепенно уменьшается. С течением времени действия данной силы ветра на рост волн происходит до определенных пределов, после чего он прекращается, сколько бы ни дул ветер.

Ветер, как известно, воздействующий на поверхность моря, неодно­роден по своей структуре. Его скорость и направление в различных точ­ках поверхности моря неодинаковы и не остаются неизменными по вре­мени. Поэтому под воздействием ветра создается сложная система волн различной высоты и длины. По этой причине они не могут распростра­няться параллельными грядами, т. е. иметь характер двухмерных волн, а разбиваются на ряд холмов и впадин и принимают характер трехмерных волн.

Различная скорость распространения волн приводит к тому, что од­ни волны нагоняют другие и сливаются (интерферируют друг с другом). В результате создаются группы волн и отдельные волны различной высоты. Причем такие одиночные волны или группы относительно высоких или низких волн, как установлено многочисленными наблюдениями, образу­ются без какой-либо определенной периодичности. Несколько волн под­ряд имеют примерно одинаковые размеры, затем появляется волна боль­шего размера, образованная в результате интерференции двух-трех и бо­лее волн, а далее следует несколько меньших волн и снова одна или не­сколько почти одинаковых больших. Отсюда и зародилась легенда о «де­вятом вале», будто во время шторма на море девятый вал бывает сильнее и опаснее других волн. В действительности же ветровое волнение очень неравномерно, распределение его элементов носит случайный, хао­тический характер.

Таким образом, на поверхности моря одновременно существуют волны самых различных размеров и характера. Поэтому картину физиче­ского процесса ветрового волнения лучше всего представить себе в виде непрерывного спектра волн, различных по высоте, длине, периоду и дру­гим характеристикам. Иначе говоря, ветровое волнение нужно рассмат­ривать как сложный волновой процесс, представляющий собой взаимо­действие большого числа простых волн.

Если ветер ослабевает или прекращается, то волны исчезают не сра­зу, а постепенно. Вначале гасятся мелкие волны, потом более крупные, самые же большие волны гасятся медленнее и могут существовать после прекращения ветра в течение многих часов.

 

Волны-убийцы (Блужда́ющие во́лны, волны-монстры, freak wave — аномальная волна) — гигантские волны, возникающие в океане, высотой более 30 метров, обладают несвойственным для морских волн поведением.

Еще каких-то 10-15 лет назад ученые считали истории моряков об исполинских волнах-убийцах, которые возникают из ниоткуда и топят корабли, всего лишь морским фольклором. Долгое время блуждающие волны считались выдумкой, так как они не укладывались ни в одну существовавшую на то время математические модели расчётов возникновения и их поведения, потому как волны высотой более 21 метра в океанах планеты Земля не могут существовать.

Одно из первых описаний волны-монстра относится к 1826 году. Её высота была более 25 метров и заметили её в Атлантическом океане недалеко от Бискайского залива. Этому сообщению никто не поверил. А в 1840 году мореплаватель Дюмон д'Юрвиль рискнул явиться на заседание Французского географического общества и заявить, что своими глазами видел 35-метровую волну. Присутствующие подняли его на смех. Но историй о громадных волнах-призраках, которые появлялись внезапно посреди океана даже при небольшом шторме, и своей крутизной походили на отвесные стены воды, становилось все больше.

Исторические свидетельства "волн-убийц"

Так, в 1933 году корабль ВМС США "Рамапо" попал в шторм в Тихом океане. Семь суток корабль бросало по волнам. А утром 7 февраля сзади внезапно подкрался невероятной высоты вал. Вначале судно швырнуло в глубокую пропасть, а потом подняло почти вертикально на гору пенящейся воды. Экипаж, которому посчастливилось выжить, зафиксировал высоту волны - 34 метра. Двигалась она со скоростью 23 м/сек, или 85 км/ч. Пока что это считается самой высокой когда-либо измеренной волной-убийцей.

Во время Второй мировой войны, в 1942 году, лайнер "Королева Мария" вез 16 тыс. американских военных из Нью-Йорка в Великобританию (между прочим, рекорд по количеству человек, перевозимых на одном судне). Неожиданно возникла 28-метровая волна. "Верхняя палуба была на обычной высоте, и вдруг - раз! - она резко ушла вниз", - вспоминал доктор Норвал Картер, находившийся на борту злополучного корабля. Корабль накренился под углом 53 градуса - если бы угол составил хотя бы на три градуса больше, гибель была бы неизбежной. История "Королевы Марии" легла в основу голливудского фильма "Посейдон".

Однако 1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии была впервые приборно зафиксирована волна высотой в 25,6 метров, названная волной Дропнера. Проект "Максимальная волна" позволил по-новому посмотреть на причины гибели сухогрузов судов, которые перевозили контейнеры и другие немаловажные грузы. Дальнейшие исследования зафиксировали за три недели по всему земному шару более 10 одиночных гигантских волн, высота которых превышала 20 метров. Новый проект получил название Wave Atlas (Атлас волн), в котором предусматривается составление всемирной карты наблюдавшихся волн-монстров и её последующую обработку и дополнение.


Причины возникновения

Существует несколько гипотез о причинах возникновения экстремальных волн. Многие из них лишены здравого смысла. Наиболее простые объяснения построены на анализе простой суперпозиции волн разной длины. Оценки, однако, показывают, что вероятность экстремальных волн в такой схеме оказывается слишком мала. Другая заслуживающая внимания гипотеза предполагает возможность фокусировки волновой энергии в некоторых структурах поверхностных течений. Эти структуры, однако, слишком специфичны для того, чтобы механизм фокусировки энергии мог объяснить систематическое возникновение экстремальных волн. Наиболее достоверное объяснение возникновения экстремальных волн должно основываться на внутренних механизмах нелинейных поверхностных волн без привлечения внешних факторов.

Интересно, что такие волны могут быть как гребнями, так и впадинами, что подтверждается очевидцами. Дальнейшее исследование привлекает эффекты нелинейности в ветровых волнах, способные приводить к образованию небольших групп волн (пакетов) или отдельных волн (солитонов), способных проходить большие расстояния без значительного изменения своей структуры. Подобные пакеты также неоднократно наблюдались на практике. Характерными особенностями таких групп волн, подтверждающими данную теорию, является то, что они движутся независимо от прочего волнения и имеют небольшую ширину (менее 1 км), причем высоты резко спадают по краям.

Впрочем, полностью прояснить природу аномальных волн пока не удалось.

Тип и форма волнения. Возникающее на поверхности моря под дей­ствием ветра волнение подразделяется на два основных типа: ветровое и зыбь.

Ветровым называется волнение, которое создается ветром, дующим в данном месте в данное время, т. е. в момент наблюдения. Волны при этом находятся под непосредственным воздействием вызвавшего их вет­ра, который изменяет их размеры и форму. Как только ветер прекращает­ся, прекращается и ветровое волнение.

Зыбь — это волнение, уже не находящееся под воздействием вы­звавшего его ветра и распространяющееся по инерции в виде свободных волн.

При ветровом волнении волны распространяются по направлению ветра, причем подветренный склон круче наветренного. При усилении ветра появляются барашки, гребни волн опрокидываются и срываются, образуя полосы пены. Волны зыби обычно значительно длиннее ветро­вых, более пологи и имеют почти симметричную форму. Направление распространения волн зыби может значительно отличаться от направле­ния ветра.

Зыбь

В открытом море чаще всего наблюдаются одновременно и ветровое волнение и зыбь, в чистом виде они встречаются весьма редко. Волнение обычно бывает смешанным. Почти всегда в море наблюдается зыбь (как остаточное волнение После прекратившегося ветра), на которую накла­дывается волнение, возбуждаемое ветром, дующим в данное время. Чисто ветровое волнение (без зыби) встречается обычно в заливах, проливах и других защищенных районах моря, а в открытом море — только после длительного затишья, охватывающего обширные пространства моря. Зыбь в чистом виде наблюдается в открытом море только при штиле, тогда она называется мертвой.

Толчея возникает в том случае, когда встречаются две или более систем волн. Волны толчеи стоячие. Признаком толчеи служит видимое отсутствие поступательного перемещения волн. Толчея почти всегда воз­никает при отражении волн от препятствий в результате встречи прямых волн с отраженными. Она образуется в центральной области циклонов, особенно тропических, в результате схождения здесь нескольких систем волн, идущих от разных направлений. Толчея представляет большую опасность для судов, так как волны очень круты, с конусообразными по своей форме гребнями и обладают большой силой удара.

Возникшее в открытых районах океанов и морей сильное волнение распространяется до самих берегов и вызывает здесь новые формы вол­нения, прибои, буруны,взбросы.

 

Прибой — это ветровые волны или зыбь вблизи берегов, когда глу­бина становится меньше половины их длины. При этом с уменьшением глубины они становятся все более крутыми, а их разрушающая сила по­вышается. Во время прибоя большие массы воды переносятся в сторону берега и образуются придонные течения от берега в сторону моря. Кроме того, если волны прибоя набегают косо на берег, возникает еще так на­зываемое вдольбереговое течение, вследствие которого на отдельных уча­стках побережья после накопления больших масс воды образуются очень сильные разрывные течения.

Волны прибоя и возникающие при этом течения создают в зоне прибоя силы, действующие в различных направлениях и на различных глубинах. Вследствие этого здесь возникают опрокидывающие и перево­рачивающие моменты сил, воздействующие на суда и другие плавсредст­ва, оказывающиеся в зоне прибоя. Поэтому плавание в прибрежной мел­ководной зоне и высадка на берег во время прибоя бывают очень затруд­нительными и опасными, а иногда и совсем невозможными.

Если штормовые волны достигают на глубокой воде высоты 4 — 6 м, то на мелководье у берега они вызывают прибой высотой от 5 до 7 м, осо­бенно когда гребни волн движутся параллельно берегу. На океанских по­бережьях в штормовую погоду прибой нередко достигает 6 — 11 м в высо­ту.

Прибойные волны опасны и сами по себе, так как обладают огром­ной разрушительной силой. Сила их удара может достигать очень боль­ших величин, измеряемых тоннами и десятками тонн на квадратный метр (например, на атлантическом побережье Америки сила удара волны, заре­гистрированная приборами, достигала 90 т/м2). Известно множество при­меров исключительных разрушений прибрежных скал, портовых гидро­технических сооружений и судов.

Буруны возникают при разрушении волн у подводных или надвод­ных каменных гряд или отмелей, расположенных на некотором расстоя­нии от берега. Буруны могут служить предупреждением о подводных пре­пятствиях. При набегании волн на крутые, отвесные и приглубые берега, вертикальные стенки гидротехнических сооружений образуют столбы во­ды, которые называются взбросами. Они могут достигать очень большой высоты. При обрушивании взброса массы воды ударяются о дно и разру­шают его. Взбросы — большая угроза для портовых сооружений.

Характер волнения в открытых океанах, во внутренних морях и у бере­гов. Ветровое волнение в открытых океанах и в глубоких больших морях имеет следующие характерные особенности: в океанах после начала дей­ствия ветра волны достигают максимальных размеров при данной силе ветра спустя продолжительное время (1 — 2 суток); при прекращении действия ветра волнение медленно затухает и может продолжаться в виде зыби еще много часов.

Во внутренних морях характерными особенностями волнения яв­ляются следующие:

после начала действия ветра волны очень быстро достигают максималь­ных значений, так, например, в мелководном Азовском море при штор­мовом ветре волны достигают максимальных размеров менее чем через 1 ч после начала действия ветра; при любом, даже очень сильном ветре волны никогда не достигают таких огромных размеров, как в открытых океанах и глубоководных больших морях во время длительных штормов; значительная крутизна волны; быстрое затухание волнения по прекраще­нии действия ветра.

Все особенности волнения во внутренних морях связаны с относи­тельно небольшими их размерами и глубинами.

У берегов океанов и морей волнение характеризуется тем, что как бы беспорядочно оно ни было вдали от берега, при выходе на мелководье в прибрежной зоне становится более упорядоченным. Волны распростра­няются по мелководью более или менее правильными параллельными грядами, часто в виде двухмерных волн. Такое преобразование волн у бе­регов обусловлено быстрым гашением малых, обладающих меньшей энергией волн. Одновременно с этим происходит так называемая реф­ракция волн (рис. 85), т. е. изменение направления движения (разворот) фронта волны. С приближением к берегу фронт волны стремится занять положение, параллельное береговой черте. Явление рефракции объясня­ется тем, что волны на небольших глубинах имеют меньшую скорость распространения, чем на больших. Часто можно видеть, как волны, дви­жущиеся вдали от берега, перпендикулярно ему, при выходе на мелково­дье резко изменяют свое направление и движутся уже на берег.

Влияние волнения на мореплавание. Волнение — одно из самых распространенных и грозных природных явлений на море, оказывающее большое влияние на практическую деятельность флота. Волнение вызывает качку судов. При вертикальной качке средние и большие суда могут иметь вертикальные колебания до нескольких мет­ров, что очень опасно при плавании в мелководных районах, так как при этом они могут ударяться днищем о грунт. Поэтому наличие волнения вызывает необходимость в дополнительном запасе глубины под килем. Бортовая качка оказывает большое влияние на остойчивость судна. Если период собственных колебаний судна совпадает с периодом волн, то вследствие явления резонанса амплитуда колебаний судна значительно возрастает. Это может привести к повреждению судна и даже его опроки­дыванию и гибели. Большая килевая качка совместно с вертикальной может привести к потере общей продольной прочности судна и его ава­рии и даже гибели. Чрезмерная килевая качка может вызвать неблагопри­ятные условия заливаемости палубы. Небольшие суда при значительном волнении вынуждены укрываться и отстаиваться в бухтах и портах, где волнение не может разыграться так сильно, как в открытом море. Ветер и волнение оказывают большое влияние на скорость судна и вызывают его дрейф и рыскание. Опыт показывает, что при штормовых ветрах и волнении суда могут терять скорость до 50% и более, что в зна­чительной мере увеличивает продолжительность рейса. Суда теряют скорость не только при встречном, но и при попутном ветре и волнении. Правда, потеря скорости в этом случае несколько меньше, чем при встречном. При волнении и качке происходит обнаже­ние винтов, особенно, если судно идет в балласте. Это приводит к не­нормальной работе машин, потере скорости и большой вибрации. Под влиянием ветра и волнения судно хуже слушается руля и может потерять управляемость. Сильные удары волн могут вызвать разрушение надстроек и других частей судна, а подчас и его гибель. Массы воды обрушиваются на судно, заливают палубу и представляют большую опасность для груза и экипажа. Если длина волны совпадает с длиной судна, идущего пер­пендикулярно фронту волны, возникают большие напряжения и дефор­мации в корпусе судна. Сильное волнение отрицательно сказывается на работе многих судовых механизмов, навигационных приборов и слажен­ности работы экипажа, ухудшается состояние людей.

Волнение и прибой размывают и разрушают берега, портовые со­оружения, перемещают донные наносы (ил, песок, гальку и др.), заносят морские судоходные каналы и портовые акватории и этим наносят боль­шой ущерб судоходству.

 

Элементы волн

Элементы волны. Волны состоят из чередующихся между собой ва­лов (возвышений) и впадин (углублений, ложбин) и характеризуются сле­дующими элементами (рис. 86): гребень — наивысшая точка волнового профиля; подошва (ложбина)-наинизшая точка волнового профиля; высота И — расстояние по вертикали от подошвы до гребня; длина Л (лямбда) — расстояние по горизонтали между соседними гребня­ми или подошвами;

крутизна — наклон волнового профиля в данной точке к горизонту (кру­тизна волны в различных точках волнового профиля различна; для удоб­ства характеристики пользуются отношением высоты к длине, т. е. й/Л (лямбда), которое и называется крутизной волны); фронт — линия, проходящая вдоль гребня волн; линия, перпендикулярная фронту волны, называется волновым лучом;

период г(тета) — промежуток времени между прохождением двух после­довательных гребней (или подошв) через одну и ту же точку пространст­ва; другими словами, это промежуток времени, в течение которого волна проходит расстояние, равное своей длине (для стоячей волны период ра­вен промежутку времени, за который совершается полное колебание уровня);

скорость распространения С -расстояние по горизонтали, проходимое гребнем или подошвой волны в единицу времени в направлении её пере­мещения.

Основными элементами волн являются высота, длина, период и скорость распространения волн.

Внутреннее строение волн. Теоретически и опытами доказано, что частицы воды, захваченные волновым колебательным движением под действием ветра на водную поверхность, движутся по почти замкнутым круговым или эллипсовидным орбитам в вертикальной плоскости, распо­ложенной перпендикулярно фронту волны (см. рис. 83 и 87).

Наблюдателю при взгляде на бегущие волны кажется, что вода пе­ремещается вместе с волной. Но если пронаблюдать за каким-либо пред­метом, плавающим на взволнованной водной поверхности, то можно убе­диться, что он не перемещается вместе с волной, а совершает движения по круговой орбите: вверх и вперед, вниз и назад.

Движение каждой частицы (см. рис. 84) направлено вверх и вперед вдоль вогнутой линии при подходе гребня, вверх — на гребне, вниз и на­зад — при спуске в следующую подошву. И хотя частицы снова относятся назад, они все же несколько подвигаются вперед по движению волны. Во время волнения это вызывает дрейф предметов при отсутствии течений, но оно настолько незначительно, что не учитывается в практике судово­ждения.

Чтобы понять, как из колебательного движения частиц воды полу­чается поступательное движение гребней и подошв волны, рассмотрим положение частиц жидкости на взволнованной поверхности моря. Выбе­рем для этого несколько частиц, находящихся на некоторых равных про­извольных расстояниях друг от друга по линии, перпендикулярной фрон­ту волны. Под действием ветра эти частицы начнут колебаться и двигать­ся по круговым орбитам равных радиусов. Центры этих круговых орбит 0, 02, 03 и т. д. лежат на одной горизонтальной линии (см. рис. 86). По­нятно, что на спокойной поверхности раньше начнет двигаться наветрен­ная частица, а не подветренная, т. е. раньше всего начнет колебаться ча­стица 1, за нею 2 и т. д. Причем частицы будут двигаться по своим орби­там по часовой стрелке — в сторону распространения волнения. В своем движении по круговым орбитам каждая последующая по направлению движения формы волны частица отстает от предыдущей на один и тот же угол ф(фи). Этот угол между радиусом орбиты, проведенным через дан­ную частицу, и вертикальным направлением называется фазой частицы.

Следовательно, в момент времени частицы, лежащие на поверхно­сти одной и той же волны, должны находиться при движении по своим орбитам в различных фазах. Если частица 1 находится в самой нижней точке своей орбиты, то частица 2, лежащая справа от первой, в этот мо­мент находится немного позади в своем движении по орбите сравнитель­но с частицей 1. Частица 3 должна отстать на тот же угол от частицы 2 и т. д. Проводя кривую через эти точки, получим профиль волны в момент времени 1 (сплошная кривая). Эта кривая называется трохоидой. Опыт­ным путем установлено, что частицы воды движутся по орбитам с одина­ковой угловой скоростью. Поэтому в следующий момент времени они переместятся на своих орбитах на один и тот же угол и займут положе­ние, обозначенное цифрами Г, 2‘, 3‘ и т. д. Проводя пунктирную кривую через указанные точки, получим профиль волны в момент времени 12. Как видно из рисунка, профиль волны сместился в направлении действия си­лы (ветра), хотя частицы воды и не имели поступательного движения. Таким образом, вращательное движение последовательно расположенных частиц воды, сдвинутых на некоторый фазовый угол относительно друг друга в начальный момент, и создает картину видимого поступательного движения профиля волны.

Изменение волнения с глубиной. Двигаясь по своим орбитам, поверх­ностные частицы передают движение частицам воды, лежащим на глуби­не. Но при этом диаметры орбит с глубиной быстро уменьшаются (см. рис. 83). Опытные и теоретические исследования показывают, что с глу­биной волнение быстро затухает, что имеет важное значение для подвод­ного мореплавания.

Гидродинамическая теория волн позволила установить следующие закономерности изменения волнения с глубиной.

1. Гребни глубинных волн располагаются под гребнями поверхностных волн, а подошвы — под подошвами.

2. Длина, период и скорость распространения волн с глубиной не меня­ются.

3. С увеличением глубины в арифметической прогрессии высота волн убывает в геометрической прогрессии.

На основании этой закономерности считается, что на глубине, рав­ной половине длины волны, волнение практически незначительно, так как на этой глубине высота волны в 23 раза меньше, чем на поверхности. На глубине же, равной длине волны, волны имеют высоту в 535 раз меньшую, чем на поверхности.

Зависимость элементов волн от различных факторов. Главными фак­торами, от которых зависит изменение размеров элементов волн, являют­ся: скорость (сила) ветра, Продолжительность его действия, длина разго­на волны, изменение направления и скорости ветра.

С увеличением скорости и продолжительности действия ветра на­блюдается рост отдельных элементов волн. Под продолжительностью действия ветра подразумевается промежуток времени, в течение которого на волны воздействует постоянный по скорости и направлению ветер.

Рост волн не продолжается бесконечно при длительно действующем ветре одной и той же силы. Даже и при ветре ураганной силы волны дос­тигают максимальных значений в больших глубоких морях и в океанах примерно через 1 - 2 суток, после чего рост волн прекращается.

Максимальное для данной скорости ветра волнение будет наблю­даться лишь тогда, когда длина разгона (т. е. расстояние, на котором ве­тер постоянного направления воздействует на волны) и продолжитель­ность действия ветра достаточно велики и не ограничивают развития волнения.

Глубина моря оказывает большое влияние на развитие размеров элементов волн. При глубинах моря менее длины волны, вследствие тре­ния о дно, элементы волн не могут достигать таких больших размеров, как на глубоком море.

Из сказанного следует, что большие волны могут возникать при очень сильном ветре постоянного направления, дующем продолжи­тельное время (более 1 — 2 суток), в значительных по размерам и глуби­нам бассейнах.

На элементы волн и их изменение оказывают заметное воздействие морские течения, наличие на поверхности моря масла, льда и других предметов, выпадение града, дождя и других осадков.

Приборы и методы наблюдений над волнением. Наблюдения над вол­нением производятся как с береговых пунктов (на морских гидрометео­рологических станциях и постах), так и в открытом море (на судах). Зная элементы волн, судоводитель может выбрать оптимальные курс и ско­рость судна. Благодаря этому можно уменьшить потерю скорости судна, заливаемость палубы, чрезмерную качку и т. п.

С помощью визуальных наблюдений можно определить состояние поверхности моря, тип и форму волнения и глазомерно приблизительно оценить отдельные элементы волн. Более точное определение элементов волн может быть осуществлено только с помощью приборов.

Наблюдения над волнением на судах заключаются в визуальном оп­ределении типа и формы волнения, определении элементов волн, оценке степени волнения в баллах и оценке состояния поверхности моря.

Результаты определения типа и формы волнения (см. § 60) за­писываются в соответствующей графе наблюдательской книжки с помо­щью сокращенных обозначений: ветровое волнение — вв, зыбь — з, мерт­вая зыбь — мз, правильные волны — пв, неправильные волны — не, толчея — т. Если наблюдаются одновременно и зыбь и ветровое волнение, то запись делается в виде дроби — вв/з (если ветровое волнение преобладает «ад зыбью) или з/вв (если зыбь преобладает над ветровым волнением).

Направлением распространения (бега) волн называется истинный румб, от которого движутся волны. Для судна на ходу направление вол­нения имеет очень большое значение. Для его определения пеленгуют по компасу гребни волн в профиль, т. е. располагают пеленгатор так, чтобы они были параллельны плоскости визирования. Отсчет по картушке ис­правляют поправкой компаса и прибавляют (или вычитают) 90°. Направ­ление распространения волн определяют либо в градусах (с точностью до 5-10°), либо в румбах.

Высота волны — наиболее важная характеристика волнения. Чем она больше, тем более опасно волнение. При волнении высота отдельных волн не бывает одинаковой. Практический интерес представляет опреде­ление высоты наиболее крупных волн.

Если высота волн больше высоты надводного борта, то при по­ложении судна на подошве волны гребни волн будут проектироваться на линию горизонта. В этом случае наблюдатель, поднимаясь на надстройки, может найти такое положение, при котором гребень ближайшей волны был бы в створе с линией горизонта. Если в этот момент судно находится на подошве волны и его крен не превышает 10 — 15°, то высоту волны можно считать равной высоте глаза наблюдателя над ватерлинией судна.

Если высота волн меньше высоты надводного борта, тогда ее можно определить путем сравнения с известными высотой борта и надстроек судна.

Определяя глазомерно высоту волн, необходимо помнить следую­щие основные правила:

наблюдения лучше всего выполнять, находясь ближе к уровню воды, ли­цом навстречу волнам, т. е. со стороны их подветренных, более крутых склонов;

наблюдать следует волны с хорошо выраженными пенистыми гребнями; замечать высоту следует в тот момент, когда гребень начинает заваливать­ся, но еще не сорвался вниз;

наблюдать волны надо в некотором отдалении от борта судна; надо определить высоту не менее пяти крупных волн, которые кажутся наибольшими из числа окружающих, и указать высоту наибольшей из них.

Если длина волны меньше длины судна, тогда два наблюдателя рас­ходятся вдоль палубы на такое расстояние, чтобы оба одновременно на­ходились против гребней двух соседних волн. Когда длина больше длины судна, то с кормы спускают на лине буек так, чтобы наблюдатель на кор­ме и буек одновременно находились на двух следующих друг за другом гребнях волн. Измеренное расстояние и будет равно длине волны Л(лямбда), если судно идет (или стоит на якоре) против волны или в на­правлении движения волнения, т. е. если курсовой угол волн равен 0 или 180°. Если волна движется под углом к к диаметральной плоскости судна, то Х(лямбда) = L cos к, где L - расстояние между наблюдателями.

Например, судно идет истинным курсом 60°, а направление вол­нения 90°, тогда к = 30°. Измеренное расстояние между гребнями двух соседних волн на борту судна 50 м. Длина волны X (лямбда) = 50 х 0,86 = 43,0 м.

Период волны определяют следующим образом. Если судно находит­ся на якоре или в дрейфе, замечают по секундомеру время прохождения гребней волн через створ каких-либо предметов на судне. Для этой цели удобно использовать пеленгатор, визирная плоскость которого будет слу­жить удобным створом. Линию визирования следует избирать параллель­но фронту волн, заметив время прохождения через визир 11 гребней волн подряд, делят это время на 10. Это будет средний период из 10 последо­вательно пройденных волн. Измеряется период волн в секундах.

На ходу судна наблюдатель таким способом может измерить только ка­жущийся период волн.

Рекомендуется определять на ходу судна пе­риод волн, наблюдая за каким-либо плавающим предметом, сброшенным за борт. В тот момент, когда предмет будет на гребне волны, включают секундомер и выключают его, когда предмет окажется на следующем гребне. Роль поплавка могут также выполнять приметные пятна пены на поверхности волн. Для повышения точности наблюдение следует повто­рять несколько раз и взять среднее. Наиболее точно период определяется при встречном волнении.

Для определения скорости волны с судна, стоящего на якоре, два на­блюдателя, поместившись на каком-либо измеренном заранее расстоянии один от другого на палубе вдоль борта судна, замечают время прохожде­ния одного и того же гребня волны через линии визирования, перпенди­кулярные диаметральной плоскости судна. Для этого поступают так. На­блюдатель, первым отмечающий прохождение гребня через свою линию визирования, дает сигнал второму наблюдателю, который в этот момент пускает секундомер. Секундомер выключается, когда гребень волны пройдет через линию визирования второго наблюдателя.

 

 

Для оценки волнения моря существуют две шкалы от 0 до 9 баллов: одна - шкала состояния поверхности моря (табл. 19), обозначается араб­скими цифрами, другая - шкала степени волнения (табл. 20), обознача­ется римскими цифрами.

Шкала волнения моря.

Волнение (баллы) Высота волн, м Степень волнения Признаки волнения
0 0 Совершенно спокойное море Зеркально-гладкое море
1 0,25 Спокойное море Рябь, небольшие чешуеобразные волны без пены
2 0,25-0,5 Слабое волнение Короткие волны, гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену
3 0,50-0,75 Легкое волнение Волны удлиненные, местами барашки
4 0,75-1,25 Умеренное волнение Волны хорошо развиты, повсюду белые барашки
5 1,25-2 Неспокойное море Образуются крупные волны, белые пенящиеся гребни занимают значительные площади
6 2-3 Крупное волнение Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру
7 3-5 Сильное волнение Высота и длина волн заметно увеличены, полосы пены ложатся тесными рядами по направлению ветра
8 5-10 Жестокое волнение Высокие, гороподобные волны с длинными ломающимися гребнями. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Поверхность моря от пены становится белой
9 Более 10 Исключительное волнение Высота волн настолько велика, что суда временами скрываются из виду. Море в направлении ветра покрыто пеной. Ветер, срывая гребни, несет водяную пыль, уменьшающую видимость

 

Примечание. Если высота волн такова, что степень волнения может быть оценена одним из двух баллов шкалы, следует принимать наиболь­ший. Например, высота волн 6 м соответствует VII баллам.

 

Определение состояния поверхности моря осуществляется только при ветре, согласно признакам, приведенным в шкале. При этом крите­рием для оценки состояния поверхности моря является вид этой поверх­ности без учета размеров волн. При наличии мертвой зыби состояние по­верхности моря не определяется.

Балл степени волнения определяется по табл. 20 в зависимости от высоты волн. Запись делается в виде двух цифр, разделенных черточкой. Первая цифра (арабская) означает высоту волн в метрах, вторая (рим- ская)-балл степени волнения. Например, 3,0-У означает: наибольшая вы­сота волн 3 м, степень волнения 5 баллов.

При наблюдениях волнения на судах в книжке обязательно должны быть записаны: место наблюдений (координаты судна), время наблюде­ний (часы и минуты), число, месяц, год и данные о скорости и направле­нии ветра.

Наблюдение над волнением с помощью РЛС. Характер и силу волне­ния, а также длину, период и скорость волн можно определять с помо­щью судовой радиолокационной станции (РЛС). Отраженные радиолучи от морских волн хорошо заметны на экране станции. Изображения эхо­сигналов от волнения имеют весьма характерный вид и распознаются безошибочно (рис. 88).

Они имеют вид мерцающих точек вблизи центра экрана, которые при каждом обороте антенны изменяют положение, яркость и вид. Пло­щадь экрана, покрываемая сигналами от волнения, их интенсивность за­висят от силы волнения, его характера и размеров волн. Зона эхо­сигналов от доли на экране (см. рис. 87) имеет форму овала. Большая часть зоны при этом расположена с наветренной стороны. Это явление объясняется тем, что подветренные склоны волн, вследствие большой крутизны, дают более сильные эхо-сигналы, чем наветренные, более по­логие.

Ввиду того что мощность рассеянной морскими волнами энергии радиоволн быстро убывает с увеличением расстояния от антенны, зона экрана, засвеченная сигналами от волнения, ограничена: при волнении 5 — 6 баллов радиус этой зоны не превышает 2 миль, а при сильном волне­нии может доходить до 3 — 4 миль.

Крупная зыбь на экране может наблюдаться на сравнительно боль­ших расстояниях. Ряды валов зыби обычно дают очень четкие эхо­сигналы, которые позволяют уловить общее направление распростране­ния зыби.

Когда ветровое волнение и зыбь отсутствуют, иногда можно обна­ружить местные возмущения водной поверхности (сулои, буруны), похо­жие на сигналы от волн, но располагающиеся отдельным пятном, грани­цы потоков приливо-отливных течений.

Величины элементов ветровых волн и их повторяемость. Океанские ветровые волны могут достигать высоты 18 — 25 м и больше. В антаркти­ческих водах с дизель-электрохода «Обь» в 1958 г. инструментально была измерена высота волны 24,5 м. Длина ветровых волн достигает 400 м. Волны зыби могут обладать еще большей длиной. В Атлантическом океа­не, несколько севернее экватора, наблюдалась зыбь длиной 824 м с пе­риодом 23 сек и скоростью распространения свыше 70 узлов.

В океанах при обычном волнении высота волн часто достигает 7 — 8 м, а длина — 120 — 150 м с периодом около 10 сек; на морях такие волны возможны как максимальные. Например, в Азовском и Балтийском мо­рях высота волн достигает 3 — 5 м, в Черном, Японском, Восточно­Китайском, Южно-Китайском и Охотском морях — 6 — 8 м.

Навигационные пособия по волнению моря. Сведения о повторяемо­сти волнения приводятся в лоциях, атласах, справочниках.

Лоции. Сведения о волнении в лоциях могут быть даны по-разному. Иногда дается только краткая словесная характеристика волнения, даю­щая общее представление о величине и характере волнения по сезонам года в отдельных районах морях, а иногда весьма подробная. Например, в лоции Японского моря подробное словесное описание характеристики волнения дополнено еще удобными для пользования схемами, картами и таблицами.

Атласы физико-географических данных. В атласах дается очень под­робная характеристика волнового режима. Они состоят из набора различ­ных карт, характеризующих волнение того или иного бассейна по меся­цам и сезонам года. Например, Атлас физико-географических данных се­верной части Атлантического океана, изд. 1955 г., содержит карты волне­ния и карты зыби для четырех сезонов года. На этих картах «розами» по восьми румбам показаны повторяемость волнения и зыби по направле­нию и силе в отдельных квадратах океана. Длина отдельных лучей «розы» в масштабе шкалы определяет процент повторяемости направления вол­нения. Цифры в кружках определяют процент отсутствия волнения, циф­ры в нижнем углу квадрата — число использованных наблюдений над волнением в данном квадрате.

Для определения повторяемости волнения и зыби на пути сле­дования судна следует определить характеристики «розы» волнения соот­ветствующих квадратов.

В Атласе помещены также карты повторяемости волнения и зыби в процентах от общего числа наблюдений. При этом даны карты для слабо­го и сильного волнений, слабой и крупной зыби в изолиниях и штрихов­ке голубых оттенков.

В других подобных Атласах, например Климатологическом и гидро­логическом атласе Балтийского моря, изд. 1957 г., представлен целый ряд карт, на которых изолиниями показаны характеристики величин и рас­пределение волнения на каждый месяц года. В данном атласе содержатся карты среднего балла волнения, карты повторяемости волнения различ­ной силы для каждого месяца года и ежемесячные карты повторяемости сильного волнения.

В этом пособии имеются таблицы повторяемости ветров и волне­ния, даны также значения наибольших высот и соответствующих им длин и периодов волн. В пособии имеется Таблица зависимости элементов волн от скорости, продолжительности и длины разгона ветра. С ее помо­щью для районов открытого моря по скорости ветра (м/сек) и длине раз­гона волн (км) можно определять их высоту, период и продолжительность роста.

Содержащиеся в перечисленных и в других подобных им пособиях сведения по волнению моря позволяют мореплавателю решать ряд прак­тически важных задач: правильно оценить условия плавания и выбрать наиболее выгодные и безопасные навигационные пути с учетом ветра и волнения, учесть эти данные при проектировании новых судов и пра­вильной их классификации по районам плавания при разработке норм и правил Регистра.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 280.