Технология разработки социального проекта образа жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс социального проектирования образа жизни распадается на ряд этапов. Важнейшим и наиболее сложным этапом разработки проблемно-ориентированного социального проекта является его первый поисково-прогнозный этап, конечным продуктом которого должна явиться сетевая модель проблемного поля эмпирического объекта, или «дерево» взаимосвязи социальных проблем, с выделением проблем первостепенного и второстепенного характера.

Построить такое «дерево» можно лишь на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблем. Такие матрицы могут быть получены с помощью разнообразных методик. К их числу, в частности, относятся:

1. Социальное картографирование, применяемое как особый способ организации и представления в виде проблемно-ориентированной «сетки» (матрицы) данных, характеризующих «поисковое прогнозное поле» применительно к обследуемому эмпирическому объекту. В ходе социального картографирования используются уже имеющиеся статистические показатели, включая итоги вторичного анализа данных, полученных в ходе предшествующих социальных исследований. К этой методике примыкают такие способы нормативно-спра­вочного обеспечения социального проектирования, как паспортизация резервных территорий, широко распространенная аттестация рабочих мест и ряд других методик, основанных на сборе, организации массивов и анализе объективных статистических данных.

 

2.  Выборочные анкетные опросы для целей построения  «сетки» (матрицы) взаимосвязей текущих и перспективных проблем глазами населения. К этой методике примыкает информативно-целевой анализ писем граждан в редакции газет, в органы управления и т. д. Такой анализ в этом случае  выполняет функцию имитационного опроса населения.

 

3.  Экспертные опросы должностных лиц и специалистов для построения «сетки» (матрицы) взаимосвязей текущих и перспективных проблем глазами лиц, участвующих в принятии управленческих решений.

 

4. Сопоставительный социальный анализ полученных матриц взаимного влияния проблем с построением графиков их связей.

 

Оценка имеющихся ресурсов, а также разработка на их основе «алгоритмов» решения проблем, выявленных на этапе реконструкции поискового проблемного поля, осуществляется по той же технологии и является вторым и третьим этапом разработки проекта.

На этапах, связанных с оценкой ресурсов и выработкой алгоритмов решения социальных проблем, особое значение приобретает соблюдение основных принципов проектирования образа жизни:

•   принцип научного обоснования нормативной модели решения, предполагающий опору на знание об оптимальном состоянии управляемого объекта;

•   принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным целям общественного развития, обеспечивающий оптимальные сочетания управленческого воздействия с механизмом саморегуляции управляемого объекта;

•   принцип социально-воспроизводственной ценности и соразмерности проектируемых перемен человеку (его физической, психологической и социальной природе);

· принцип «критического порога» модификации, предполагающий учет меры управляемости процессов и социально-значимых следствий такой модификации;

принцип комплексности и условной равнозначности всех направлении взаимодействия человека с его природным к культурно-социальным окружением;

•   принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий опору на действительные, поддающиеся учету ресурсы и на наличие организационных форм для экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном, социально-психологическом и экологическом отношениях варианта имеющихся проектных решений.

 

Социальное проектирование, вовлекающее в анализ и микросоциальные процессы, инструментом которого служат жизненные ситуации людей, их образ жизни,  позволяет учесть следующее:

1) учитывать при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных управленческих мероприятий личностные предпосылки социального развития общества: соотносить социальные последствия от внедрения, связанные и с НТР, новшеств с социальным самочувствием, благосостоянием и благополучием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами в локальном и научном масштабах  – с другой;

2) исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в проблемные жизненные ситуации, равно как и к «обратному» перерастанию последних в статистически значимые социальные ситуации;

3) осуществлять многомерную проработку комплексов перспективных управленческих решений с соответствующей оценкой их последствий к микро- и макросоциальным процессам, обеспечивая тем самым возможность для экспериментальной апробации и реального осуществления таких решений как в общегосударственном масштабе, так и в масштабах локальных социальных групп и территориально-поселенческих общностей.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.