Лекция 1. Предметная и проблемная область социального проектирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1. Предметная и проблемная область социального проектирования

Вопросы

1. Понятие,  предмет и объект социального проектирования.

2. Системные принципы проектирования.

3. Формы социального проектирования.

4. Социальное проектирование в молодежной политике.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Методология возможных миров в социальном проектировании.

Термин «проектирование» происходит от лат. «ргоесt» – брошенный вперед.

Проектирование – специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Это – процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В то же время проектирование – составная часть управления. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилась в XX в., когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования.

Научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении, а за тем – при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

 

Предпосылки соци ального проектирования:

Ø Общественная потребность в целенаправленном изменении и развитии тех или иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений.

Ø Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности на удовлетворение социальных потребностей.

Ø Потребность в реализации социального творчества.

Ø Социальная необходимость в планомерном, предсказуемом, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов.

Ø Потребность в создании динамичных социальных систем, которые характеризуются сбалансированностью отношений внутри самой системы и гармонизацией отношении с другими системами.

Ø Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности, рациональности.

Ø Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.

Ø Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, уровня социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности.

 

А. Социальная проекция

Термин «projectio» происходит от латинского «бросание вперед, выбрасывание». В основном этот термин использовался в психологии для характеристики восприятия собственных психических процессов как свойство внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. Проекция играет большую роль в формировании психики, особенно в раннем детском возрасте, когда отсутствует четкая дифференциация между собственным «Я» и внешним миром.

Социальная проекция – перенос определенных субъективных представлений на объективный предмет. Человек, ожидая чего-либо от будущего, формирует у себя определенные социальные надежды и социальное предвосхищение. И, несмотря на то, что они во многом основываются на эмоциях, нем не менее не лишены значимости. Социальное ожидание с неизбежностью связано с разными формами переноса этого субъектного и субъективного социального ощущения на уровень некоторой формы организованности бытия субъекта этого процесса в еще не состоявшемся будущем. Проще говоря, человек как бы представляет, как он будет жить в том временном измерении, которое еще не оформилось. Этот перенос и есть проекция.

Социальная проекция – это перенос представлений, обусловленный сложным комплексом социальных чувств и убеждений, ценностей и предпочтений, социальных идолов и идеалом настоящего времени в будущее, в формы реализации и опредмечивания в иных параметрах пространства и времени

Субъективно-личностная проекция включает в себя желания, помыслы, фантазии и мотивируется побуждениями личностного психологического ожидания чего-то от будущего.

Социальная проекция обусловлена социальными качествами и социальными предпочтениями субъекта. Она мотивируется системой социальных ценностей, мировоззрением, социальными предпочтениями и социальными ожиданиями.

 

Г) Социальное конструирование и социальная инженерия

Социальная инженерия, как социологическая концепция обозначает «социальное конструирование» в рамках частных социальных процессов. Появление социальной инженерии и социального конструирования тесно связано с общей тенденцией применения социологии для решения конкретных практических задач, особенно в области теории и практики управления социальными процессами. Социальная инженерия и социальное конструирование проектируют правила, этапы и средства рационального воздействия на социальные явления, разрабатывают методы внедрения социологических исследований в общественную практику.

Основная функция социальной инженерии связана и с деятельностью по обоснованию, планированию и реализации проектов сознательных изменений социальных систем равных типов и уровней, их подсистем и элементов.

Центральной проблемой социальной инженерии является обоснование самой возможности, правомочности и обоснованности внесения осознанных и планируемых изменений в социальную систему, функционирующую на разных уровнях жизнедеятельности. На уровне методологии социальная инженерия связана с определением форм, способов, логики и масштаба вносимых и конструируемых изменений.

 

Литература

1. Луков, В.А. Социальное проектирование: Учеб.п особие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.  

2. Курбанов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. – РОсто на Дону: Феникс, 2001.

3. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Плотинский. – М.: Логос, 1998.

5. Агапов, П.В. Социальное прогнозирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие / П.В. Агапов, В.В. Афанасьев, Г.Н. Качура. – М.: Канон+, 2009. Режим доступа: b.bbu.edu.az/files/book/511.pdf

6. Социология в России /под ред. В.А. Ядова. – М. : Издат-вл Института социологии РАН, 1998. Глава 30 (Социальное прогнозирование).

Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующее качества:

1) наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;

2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;

3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Предполагается, что социальный проект возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен  быть создан на научной основе, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации.

Социальный проект должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной.

Наиболее сложными являются проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений, в первую очередь по причине трудностей выражения социальных процессов в количественных показателях. Поэтому распространенной является практика качественно-содержательных оценок тех или иных параметров социальных процессов, что способствует необоснованной вариативности моделей социального развития. В целях конструирования адекватных социальных проектов неизбежным является технологизация социального проектирования.

 

Выбор проектной стратегии

Выбор проектной стратегии должен сопровождаться выбором методов и средств проектной деятельности, а также составлением организационной программы. Наиболее применяемыми методами социального проектирования являются следующие:

– методы социальных нормативов,

– методы социального баланса,

– методы социальной оптимизации,

– методы социальной регрессий,

– методы социальных последствий,

– методы социальной типологии и классификации,

– методы социального картографирования.

 

Организационная программа обеспечивает целенаправленную и согласованную деятельность социальных проектировщиков на всех стратегических этапах проектирования. С ее помощью создается и поддерживается на протяжении всего процесса проектирования организация проектной активности как динамичной структурной целостности. Организационная программа имеет следующую типизированную структуру:

1) формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика;

2) для исполнителей сценария определение ролей и распределение последних в зависимости от способностей деятелей;

3) каталогизация объектов проектирования;

4) четкое изложение действий, планируемых для достижения поставленной цели;

5) перечень средств действий и ожидаемых продуктов последних.

Организационное программирование находится в определенной зависимости от объекта проектной разработки. Оно может опережать, сопутствовать или отставать по отношению к объектным проектным преобразованиям в зависимости от выбранной стратегии проектного поиска, но, тем не менее, всегда зависит от обуславливаемых объектом проектных целей и задач.

В практике социального проектирования часто возможно использование имитационной модели, основывающейся на слиянии гипотетических представлений об объекте социального проектирования и особенностях реализации данного социального проекта в действительности. Имитационная модель имеет ценность социального эксперимента, позволяющего опробовать новые качества проектируемого объекта.

 

Литература

1. Луков, В.А. Социальное проектирование: Учеб.п особие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.  

2. Курбанов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. – РОсто на Дону: Феникс, 2001.

 

Паспорт социального проекта

1.Название проекта.

2.Тип проекта.

3.Постановка проблемы, описание проблемной ситуации.

4.Определение объекта и предмета проектирования.

5. Цель проекта. Цель есть то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной социальной проблемой.

Требования к постановке цели:

– Цель должна быть достижима в рамках данного проекта.

– Цель должна формулироваться как безусловная.

–  Цель должна предусматривать итоговый результат.

6. Задачи проекта.

7. Обоснование проекта:

– нормативно-правовое;

– финансовое;

– организационное.

8. Система мероприятий в рамках проекта.

9. Сроки реализации. Жизненный цикл проекта.

10.Ожидаемые результаты:

– позитивные последствия (вытекают из целей и задач проекта);

– негативные последствия и превентивные мероприятия по их недопущению (риски).

 

 

Лекция 1. Предметная и проблемная область социального проектирования

Вопросы

1. Понятие,  предмет и объект социального проектирования.

2. Системные принципы проектирования.

3. Формы социального проектирования.

4. Социальное проектирование в молодежной политике.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Методология возможных миров в социальном проектировании.

Термин «проектирование» происходит от лат. «ргоесt» – брошенный вперед.

Проектирование – специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Это – процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В то же время проектирование – составная часть управления. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилась в XX в., когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования.

Научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении, а за тем – при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 797.