Лекция 3. Этапы и методы социального проектирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы

1.Этапы социального проектирования.

2. Методы социального проектирования и их специфика.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Условия проектной деятельности.

 

 

Жизненный цикл проекта. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. В технологии управления проектами это – исходное понятие для исследования финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи – установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам в качестве основных этапов можно выделить следующие:

– Разработка концепции проекта.

– Оценка жизнеспособности проекта.

– Планирование проекта.

– Составление бюджета.

– Защита проекта.

– Предварительный контроль.

– Этап реализации проекта.

– Коррекция проекта по итогам мониторинга.

– Завершение работ и ликвидация проекта. Значительная часть работы, как видим, проводится до фазы реализации проекта. И форма представления итогов по многим фазам – тексты.

Технология социального проектирования структурно может быть представлена следующей последовательностью этапов.

Этап первый, начальный. Поиск, связанный с определением сущности общественной потребности, и характеристика того резерва времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Здесь важно соблюдение смысловой цепочки: «научная идея – действительная потребность общества – соответствие объективным критериям».

 

Этап второй. Уточнение целей разработки социального проекта, то есть определение характеристик того состояния объекта, которого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

 

Этап третий . Сбор необходимой информации из любых доступных источников, включая научные исследования. При этом приоритет должен быть отдан тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального явления или процесса. Важно принимать во внимание аргументы «за» и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

 

Этап четвертый . Составление задания на проектирование и определение тех параметров, по которым оно должно удовлетворять (или соответствовать). Здесь важны принципиально новые идеи, раскрывающие пути более эффективного достижения намеченных целей. Фактически формулировка задания – это часть концепции проекта, которая должна быть проверена посредством теоретического анализа, а также с помощью эксперимента.

 

Этап пятый, заключительный. Принятие решения, выступающего в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение должно содержать также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

 

Структура текстового описания проекта. Сравнение множества проектов показывает, что их текстовое описание строится примерно по одной схеме.

Сравним две структуры. Первая их них – типовая структура, применяемая при составлении федеральных целевых программ.

Паспорт программы: а) наименование; б) дата принятия решения о разработке проекта, программы; в) заказчик; г) основной разработчик программы; д) цели и задачи программы; е) сроки реализации; ж) перечень основных подпрограмм; з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; и) объем и источники финансирования; к) ожидаемые конечные результаты реализации программы; л) система организации контроля за исполнением программы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы

3. Система мероприятий программы.

4. Ресурсное обеспечение программы.

5. Механизмы реализации программы.

6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.

7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Приложения: 1) объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовых средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам); 2) дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и др.).

Вторая структура основывается на обобщении нескольких сотен конкурсных проектов, которые представлялись молодежными и детскими общественными объединениями в федеральный орган исполнительной власти начиная с 1995 г. (по итогам конкурса проекты-победители получали частичное финансирование из средств федерального бюджета).

1. Проблема, на решение которой направлен проект.

2. Цели проекта.

3. Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования.

4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.

5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.

6. Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных на ее реализацию).

7. Смета расходов.

Нетрудно заметить: и при описании мегапроекта, являющегося сложным по структуре, долгосрочным, требующим больших финансовых средств, и при описании малого проекта общественной организации используется одна схема. Это не столько дань нормативам подготовки таких документов (конечно, есть предписывающие нормы, в том числе излагаемые в правилах проведения конкурсов проектов), сколько логическое отражение реального проектирования, последовательности фаз развития замысла и его обоснования.

 

2. Социальное проектирование использует специальные методики. Методики – это способы достижения цели; построение социального проекта – это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

 

· Методика матрицы идей – это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в рамках которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта В заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

· Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

· Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение [(прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

– чем больше известно общих признаков (Р1; Р2, ...., Pn) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

– чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

–  чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

–  если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

· Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетвореннос­тью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эф­фективный способ управления.

С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздейст­вия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматри­вает сочетание приемов приспособления, модификации и пол­ной реорганизации.

· Методика мозгового штурма – связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодей­ствия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществ­ляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнении.

· Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рас­сматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними уста­навливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 366.