Лекция 6. Образ жизни молодежи как объект социального проектирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Жизненные ситуации и система жизнеобеспечения человека в прогнозном социальном проектировании.

2.Технологии разработки социального проекта образа жизни молодежи.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Социальное проектирование в сфере образования 

 

Образ жизни – это способ жизнедеятельности, взятой в единстве с определяющими ее условиями.

Способ жизнедеятельности можно представить как определенную, упорядоченнуюсовокупность конкретных видов жизнедеятельности, причем совокупность.

Специфика образа жизни как способа жизнедеятельности определяется социальной природой деятельности человека. Тот или иной вид, тип образа жизни складывается под воздействием многих факторов, что делает необходимым классификацию и типологизацию разновидностей образа жизни по различным категориям.

Основополагающими категориями классификации разновидностей образа жизни являются следующие:

1) объектный — образ жизни как объект исследования. По этому критерию различаются нормативно-сравнительный (идеальный (каким он представляется с позиции соответствующих ценностных ориентации) образ жизни господствующего класса данного общества или данного общества в целом;

–  конкретно-исторический подходы к исследованию и оценке образа жизни (имеется в виду образ жизни данного общества во всей его многосложной конкретно-исторической действительности);

2) субъективный – субъекты образа жизни. По этому критерию различаются: образ жизни индивида, социальной группы (от малой — семья, коллектив и т. п. ) данного общества в целом;

3) поведенческий.. В основу этого критерия кладутся, обычно различные аспекты поведения людей (упорядоченный — беспорядочный, замкнутый — общительный, паразитический — трудовой, сидячий — подвижный и т. д. образ жизни).

 

Понятие образа жизни отличается: от понятия уровня жизни, которое включает потребление материальных благ, удовлетворение потребности в жилище, развитие сферы обслуживания, соотношение рабочего и свободного времени, доходы населения.

Из сказанного очевидно, что в рамках изложенной концепции уровень жизни не тождествен образу жизни и не может входить в него как некая составная часть: это две совершенно различные плоскости исследования, и если уж говорить о связи между ними, то уровень жизни следует отнести к оценке условий жизни.

Многие отечественные специалисты, занимающиеся проблематикой «качества жизни», считали возможным трактовать «качество жизни» как «качественную сторону образа жизни» (оставляя «количественную сторону» на долю «уровня жизни»).

 

 «Уклад жизни» – категория политической экономии, охватывающая определенную систему производственных отношений. Иными словами имеется в виду устройство, установившийся порядок организации производства, общественной жизни, культуры, быта, порядок, в рамках которого развертывается жизнедеятельность людей.

 

 «Стиль жизни» все чаще стал рассматриваться как социально-психологическая категория, как четко определенный аспект общей проблематики образа жизни, ориентированный на оценку поведения людей. Здесь мы имеем дело уже не с условиями жизнедеятельности, а с самой жизнедеятельностью, точнее с одним из ее аспектов — поведением.

________________________________________________________________

На первый взгляд возникает вопрос: стоит ли выделять из множества аспектов жизнедеятельности интегрированных в категории «образ жизни» какой-то один и почему поведение? Углубленная разработка проблематики образа жизни и смежных категорий показывает, что для этого есть веские основания, особенно при сравнительном исследовании особенностей различного поведения.

Во-первых, обнаруживается важный феномен: при одинаковом уровне жизни несколько индивидов, социальных групп или отдельных обществ в целом могут иметь совершенно разное качество жизни (в указанном выше понимании); и напротив, при разном уровне жизни – одно и то же качество. Не менее важен и другой феномен: при одинаковом уровне и качестве жизни люди могут иметь совершенно различный «стиль жизни», и наоборот. Это заставляет выделять поведение людей, содержание, структуру и показатели этого поведения в качестве особого предмета рассмотрения.

Во-вторых, поведение людей, как известно, имеет две стороны: объективную и субъективную. Обстоятельства заставляют людей поступать так, а не иначе. Но не редко люди поступают вопреки обстоятельствам, ориентируясь в своих поступках на определенные ценности (точнее, не только на первые, но в какой-то мере и на вторые). Это заставляет рассматривать наряду с образом жизни и образ мыслей людей, особенно их ценностные ориентации. Получается триединство: условия жизни + образ жизни + образ мыслей. В рамках проблематики собственно образа жизни рассматривать эту триаду, как показывает практика исследований, чрезвычайно сложно. А с помощью категории «стиль жизни» создается воз­можность существенно облегчить этот процесс, разбив его на два аспекта (или этапа): условия жизни + жизнедеятельность = проблематика образа жизни; поведение (как аспект жизнедеятельности) + образ мыслей (ценностные ориентации) = проблематика стиля жизни. Интеграция выводов при разработке проблематики обеих категорий позволяет получить данные не только о собственно деятельности людей и ее объективных причинах, но и ее субъективных мотивах.

_______________________________________________________________

Выделение ситуации в качестве объекта социального проектирования и последующая операционализация метода ситуационного анализа социальных процессов оказываются весьма плодотворными по следующим причинам:

–  на основе составления жизненных целей и интенсивности индивидуальных стремлений личности с доступными ей ресурсами определяется мера проблемности и «напряженности» ее жизненной ситуации. В систему мотивационно-ценностных ориентации личности включаются неписаные нормы деятельности, поведения, общения и взаимодействия с другими людьми в проблемных жизненных ситуациях. В социальной коммуникации эти нормы передаются другим людям, получая статус весьма распространенных образов решения жизненно важных проблем.

 

– социально-практическое бытие личности многомерно. Эта многомерность носит как временной, так и пространственный характер и выражается в том, что личность, с одной стороны, существует по меньшей мере в четырех временных режимах, соответствующих хронологическому, социально-историческому, психологическому и биологическому времени, с другой — по меньшей мере в трех аспектах-измерениях (координатах), отвечающих основным видам человеческой деятельности, а значит, и по меньшей мере трем основным направлениям координации человеческих усилий (социально-экономическому, социально-экологическому и социально-культурному, или идеологическому).

 

– важным объектом управления выступает система жизнеобеспечения, которая способствует сохранению, рекреации и воспроизводству человека как экологической единицы и как личности с определенными социокультурными качествами, обеспечению его физического, психического и социального здоровья, с одной стороны, и его значительного нравственного, творческого и социального потенциала – с другой. От состояния этой системы зависят все «издержки» и «выигрыши» людей по всем направлениям их воздействия с природой и обществом.

Сейчас уже всем очевидно, что благополучие человека, его социальное самочувствие не сводятся к уровню и даже качеству его жизни, оцениваемым в среднестатистических показателях. Социальное самочувствие и благополучие человека в значительной мере определяется мерой доступности средств для решения жизненно важных проблем.

Подсистема жизнеобеспечения может проектироваться как единый рекреационный комплекс, охватывающий все направления взаимодействия человека с его природным, культурным и социальным окружением.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 277.