Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

1 период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

После двухнедельного обследования логопед приступает к занятиям - фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным и подгрупповым.

Одним из обязательных условий формирования правильной, чёткой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращённую речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные для ребёнка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в 1 периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или с маленькими подгруппами работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, вызыванием отсутствующих звуков и развитием фонематического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой чёткости и внятности речи.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные и подгрупповые занятия - ежедневно. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

-развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

-подготовку к овладению диалогической формой общения;

-практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

-усвоение притяжательных местоимений "мой-моя" в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

-преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени ("спи - "спит", "пей"-"пьёт");

-овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, по моделям:

1 им. п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: "мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьёт чай (компот, молоко)", "читает книгу (газету)",

2 им.п. существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: "Кому мама шьёт платье?" - "Дочке, кукле", "Чем мама режет хлеб?"- "Мама режет хлеб ножом", - усвоение навыка составления короткого рассказа.

Индивидуальные занятия по произношению планируются ежедневно. В это время осуществляются:

1 уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь;

2 постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р;

3 различение на слух гласных и согласных звуков;

4 выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т.п.), анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Так как в первом периоде формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13-14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводятся 6-7 занятий.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателя: "Помещение детского сада", "Профессии людей", "Одежда", "Обувь", "Посуда", "Продукты питания", "Игрушки", "Осень", "Овощи-фрукты".

2 период обучения

(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю; индивидуальная работа - ежедневно.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя: - уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; - практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания ("мясной", "молочный), растениям ("дубовый", берёзовый"), различным материалам ("кирпичный", "каменный", "деревянный", "бумажный" и т.д.); различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам "какой? какая? какое?", формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

- упражнения в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов ("лежи" - "лежит" - "лежу"), изменение формы глаголов 3-го лица единственного (и множественного) числа, на форму 2-го лица единственного ) и множественного) числа: "идёт" - "иду" ("идём") - "идёшь";

- употребление предлогов "на, под, в, из", обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; - совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); - закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путём введения однородных членов; первоначальное усвоение в наиболее доступных конструкциях и сложноподчинённых предложений;

- составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Примерное распределение количества занятий следующее: 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 12 занятий по развитию связной речи. Используются лексический материал по темам: "Одежда", "Продукты питания", "Домашние, дикие животные", "Части тела", "Новый год", "Зима", "День защитников Отчества", "8 Марта", "Весна".

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

- закрепление правильного произношения звуков, уточнённых или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода; постановка и автоматизация отсутствующих, и коррекция искажённо произносимых звуков; дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звукового состава;

- формирование фонематического восприятия на основе чёткого различения звуков по признакам: глухость - звонкости; твёрдость - мягкость;

- восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

На индивидуальных занятиях уточняется произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке.

Коррекции (постановке) подлежат следующие звуки: ль, б, бь, д, дь, г, гь, с, сь, з, зь, ш, ж, р, л. Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.

3-й период обучения

(апрель, май, июнь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 4 раза в неделю. Содержание данных занятий включает в себя:

- закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающий различные оттенки действий ("выехал"- "подъехал" - "въехал" - "съехал" и т.п. ); - закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-);

- образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных ("волчий", "лисий");

- образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк-;

- усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами ("добрый - злой", "высокий - низкий" и т.п.);

- уточнение значений обобщающих слов;

- формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

1 с основой на твёрдый согласный ("новый", "новая", "новое", "нового" и т.п.);

2 с основой на мягкий согласный ("зимний, "зимняя", "зимнюю" и т.п.);

- расширение значения предлогов: "к" - употребление с дательным, "от" - с родительным падежом, "с, со" - с винительным и творительным падежами;

- отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

- составление разных типов предложений;

1 простых распространённых из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

2 предложений с противительным союзом "а" в облегчённом варианте ("сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить") с разделительным союзом "или";

3 сложноподчиненных предложений с придаточными причины ("потому что"), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия ("я хочу, чтобы…");

- преобразование предложений путём изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога ("встретил брата" - "встретился с братом"; "брат умывает лицо" - "брат умывается и т.п.); изменения вида глагола ("мальчик писал письмо" - "мальчик написал письмо", "мама варила суп" - "мама сварила суп");

- определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи;

- выделение предлога как отдельного служебного слова;

- развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий ("Миша встал, подошёл к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнёс воспитательнице, а карандаш взял себе");

- закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнительные эпизоды, изменение начала, конца рассказа и т.п.);

- составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных новых тем.

Примерное распределение количества занятий следующее: 17 занятий - по формированию словаря и грамматического строя, 33 занятия - по развитию связной речи.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы: "Весна", "Лето", "Сад-огород", "Профессии", "Мебель", "Транспорт" (повторение всех ранее пройденных тем).

Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю и предусматривают следующую работу:

1 Усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твёрдом и мягком звучании в прямом слоге.

2 Дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твёрдости- мягкости (л-ль), (т-ть), по месту образования (с-ш).

3 Овладение навыком звукового анализа и синтеза обратного и прямого слога (ас-са), односложных слов типа "суп".



Заключение

При написании данной работы было выявлено, что качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов Дошкольного Образовательного Учреждения - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.

2. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 1989.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

4. Горшенина Е.В., Самошкина А.Л. Системы работы детского сада по вопросам семейного воспитания, 2007.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

7. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

8. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

9. Колесникова Л. Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях массового дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Екатеринбург, 2000 .

10. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников // Союз: С.-Петербург, 1999.

12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. , 1969.

13. Лопухина И.С. Логопедия. М., 1996.

14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2006.

15. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. // Под ред. Мироновой С.А. М., 1987.

16. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968

17. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. //Под ред. Дубровиной И.В.М., 1999.

19. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва, 2003.

20. Трубникова Н.М.Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 - "Логопедия". Методические рекомендации для студентов коррекционной педагогики. Екатеринбург, 2000.

21. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2005.

22. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.

23. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.- "Дети с общим недоразвитием речи". Москва //Гном-Пресс, 1999.

25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.

27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

28. Флерова Ж.М. Логопедия. Неправильности речи, встречающиеся у детей. / Р-на-Д. //Феникс, 2000.

29. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

30. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических компонентов языка и развитию связной речи ( по Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой)

1 период обучения

Тема. Притяжательные местоимения "Мой, моя"

Цель: закрепить у детей навыки практического употребления в речи притяжательных местоимений "Мой, моя".

Задачи:

1. Учить детей выделять на слух и узнавать вопросы: чей? чья? Ориентироваться на совпадения окончаний вопросов и местоимений.

2. Продолжать различать на слух существительные мужского и женского рода.

3. Согласовывать притяжательные местоимения с существительными мужского и женского рода.

Ход занятия

1.Организационный этап

Игра "Волшебный мешочек".

Логопед даёт детям инструкцию: Нащупайте в мешочке какую-нибудь игрушку и назовите её. Ответы детей: Это мяч. Это машина. Это кукла.

Затем дети садятся за столы, оставляя свою игрушку на столе у логопеда.

2. Обучающий этап

Логопед поднимает по очереди игрушку у себя на столе и задаёт вопросы:

Чей мяч?

Чей паровоз?

Зайчик?

Ответы детей: Мой и т.д.

Логопед: Ребята, кто услышал, какой вопрос всё время повторялся?

Логопед повторяет 3 вопросы: "Чей мяч? Чей паровоз? Чей зайчик?"

Дети отвечают: Чей?

Логопед: Теперь давайте вспомним, как мы отвечали на этот вопрос: Чей мяч? (Чей паровоз? Чей зайчик?)

- Мой мяч. Мой паровоз. Мой зайчик.

Логопед: Какое слово повторялось?

Дети: Мой.

Затем логопед поднимает игрушки, обозначенные существительными женского рода. Детям задаются вопросы: "Чья машина? Чья кукла?" Логопед обучает детей выделять на слух вопрос "Чья?" и затем соотносить с местоимением "моя"

3.Закрепление

На столах детей лежат конверты с картинками. На картинках изображены предметы, обозначенные существительными мужского и женского рода.

Логопед даёт инструкцию: На счёт "раз" - взяли конверты: на счёт "два" - открыли; "три" - достали картинку.

На картинках изображены предметы мужского и женского рода.

Логопед просит поднять те картинки, про которые можно сказать: "Моя".

Дети поднимают картинки, логопед проверяет, правильно ли дети справились с заданием.

Логопед просит поднять те картинки, про которые можно сказать: "Мой".

Логопед предлагает детям объяснить свой выбор. Предполагаемые ответы детей: " У меня барабан. Я про него спрошу: чей барабан? Мой барабан".

4.В гости к ребятам пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из старшей группы). Они принесли с собой целую корзину вещеё (вещи, предназначенные Мальвине и Буратино, перепутались).

Инструкция логопеда: Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим - чей предмет или чья вещь?

Выбираются двое ведущих - девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: "Мой бант. Моя шляпа". И забирают себе вещи. Ведушие меняются несколько раз.

5.Логопед говорит: Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощенье. Логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты и просит детей: "Скажите, что вы возьмёте, но так, чтобы слышались слова "мой", "моя". Ответы детей: "Мой банан. Мой апельсин. Мой мармелад. Моя конфета". Затем каждый ребёнок состовляет по одному предложению: "Я возьму мой банан и мою шоколадку. А ты? И т.д.".

6. Итог

Логопед уточняет, какие слова всё время повторялись на занятии. Напоминает: "Моя конфета, мой шар, моя шляпа". Предлагает вспомнить, про какие сладости говорили "мой", про какие игрушки говорили "моя", про какие фрукты говорили "мой". Даётся дифференцированная оценка деятельности детей в группе.

2 период обучения

Тема. Относительные прилагательные

Цель: закрепить навык практического употребления в речи относительных прилагательных

Ход занятия

1.Организационный этап

Дети входят в группу, логопед предлагает каждому на ощупь разные виды материалов (бумагу, стекло, дерево, камень и т.д.). Дети садятся на места. А в это время на столе расставляются предметы, сделанные их этих материалов.

2.Дети отбирают предметы из дерева, бумаги, камня, стекла и раскладывают их по группам. Логопед объясняет, что эти предметы называются по-разному в зависимости от того, из чего они сделаны.

Например: Это бумага. Шарик, сделанный из бумаги, - бумажный.

Дети повторяют предложение хором и индивидуально.

Это дерево - шарик деревянный.

Это стекло - шарик стеклянный.

Это камень - шарик каменный.

Так же можно по-разному сказать про кубик.

Он из бумаги, значит - бумажный (хором и индивидуально); из дерева - деревянный; из стекла - стеклянный; из камня - каменный.

3.Появляется крокодил Гена. Он пришёл с подарками для детей, сделанными из разных материалов. Надо, не видя предмета, опознать его, узнать, из чего сделан, назвать, какой он.

Например: У меня стеклянный стакан. У меня бумажный стакан и т.д.

Угаданные предметы выставляют на столе. Дети должны их запомнить, а затем, повернувшись спиной, назвать.

4.Экскурсия в магазин

Детям при входе в магазин контролёр раздаёт образцы материалов. Делая покупки, они должны рассказать, какие предметы покупают, ориентируясь на то, из чего предметы сделаны. Например:

Я покупаю деревянный стул. Я покупаю резиновую куклу. Я покупаю стеклянную вазу. Я покупаю бумажный фонарик и т.д.

5.Дети вспоминают, из каких материалов могут быть сделаны игрушки и предметы. Они "садятся в поезд" и отправляются в путешествие. Остановки называются по-разному, в зависимости от того, какой вид материала находится на станции.

1-ая остановка - "Стеклянная". Дети выходят на улицу и ищут только стеклянные предметы. Очко получает ребёнок, который больше всего назвал стеклянных предметов.

2-ая остановка - "Бумажная". Здесь дети ищут только бумажные игрушки и предметы.

3-я остановка - "Деревянная".

4-ая остановка - "Каменная".

6. Итог

Дети встают в круг. Игра с мячом. Логопед, бросая мяч, называет предмет, сделанный из любого материала. Ребёнок, возвращая мяч, называет другой предмет, сделанный из того же материала. Например: бумажный змей - бумажный домик, стеклянный гусь - стеклянный графин, каменная ступенька - каменная статую, резиновый шар - резиновый мяч и т.д.

Дети получают в качестве поощрения образцы материалов, дома наклеивают их в тетради и рисуют предметы, сделанные из этих материалов.

3 период

Тема. Рассказ-описание "собака"

Цель: закрепить навык составления развёрнутого рассказа-описания собаки.

1. Организационный этап

На столе у детей лежат конверты, в которых находятся иллюстрации к сказкам "Репка", "Золотой ключик" (А. Толстой), "Волшебник Изумрудного города" (А. Волков), "Дядя Фёдор, пёс и кот" (Э. Успенский), "Бобик в гостях у Барбоса" (Н. Носов).

2. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть сюжетные картинки, сказать, к каким сказкам они нарисованы, назвать клички собак (Жучка, Артемон, Тотошка, Шарик, Бобик и Барбос).

3. Сравнение 2-х собак: болонки и таксы.

Логопед предлагает внимательно рассмотреть картинки и ответить, чем похожи собаки и чем они отличаются. Придумать клички этим собакам.

Составление рассказа-описания одной из собак по плану, предложенному логопедом.

1. Кто это?

2. Как зовут собаку?

3. Какая она по величине?

4. Какие у неё уши, хвост, лапы, шерсть?

5. Чем она питается?

6. Где она живёт и какую приносит пользу?

Рассказ записывается и прочитывается детям, они дополняют то, что забыл сказать ребёнок.

4. Двое ведущих прячут в группе конверты с разрезными картинками, на которых изображены собаки, и рассказывают, где их можно найти. Дети, обнаружившие картинки, складывают их. Тот, кто первым выполнил задание, составляет писание своей собаки (опрашиваются 2-3 ребёнка). Остальным детям даётся задание на вечер.

5. Итог

Логопед в беседе с детьми уточняет, о ком сегодня рассказывали на занятиях, что говорили о собаках (внешний вид, чем питается, где живёт, какую приносит пользу). Далее даётся дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому выбрать понравившуюся картинку с изображением собаки и наклеить ей в тетрадь.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.