Развитие детской речи в норме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выделяют следующие стадии развития ребёнка от рождения до 18 месяцев.

1 стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца), характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы очень приближённо напоминают согласные г, к, н, но так как эти звуки носят рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем. Оценка крика ребёнка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорождённого крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом.

2 стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Её продолжительность от 8 до 20 недель ( 2 -5 месяцев).

С 3 месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребёнка. Ребёнок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пелёнками и т.д. У детей с органическим поражением центральной нервной системы крик обычно остаётся однообразным, без интонационной выразительности.

Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения и т.п., появляется начальное гуленние ("гуканье"). Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребёнком, т.е. на этой стадии осуществляется переход от рефлекторных звуков к коммуникативным. Подтверждением этому является то, что ребёнок активнее гулит в присутствии взрослых. К 6-8 неделям появляется "социальная" улыбка, которая пока ещё не дифференцирована и адресована всем лицам, общающимся с ребёнком. В гулении преобладают гласные звуки, но к концу 2 стадии появляются и редуцированные согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, т.е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания. Гуление обычно выступает в качестве составляющего элемента комплекса оживления.

В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка, звуки, в него входящие, начинают постепенно приближаться к стандартным фонемам.

На этой же стадии появляется и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

3 стадия характеризуется появлением лепета. Её длительность от 16 - 20 до 30 недель (4 -7, 5 месяца). На этой стадии отмечается постепенное исчезновение цепочек гласных звуков и возвращение к произношению однослоговых сегментов, в которых постепенно удлиняются звуки, похожие на гласные или согласные. Согласные звуки начинают всё больше продуцироваться в передних отделах полости рта. Ротовая полость к этому времени увеличивается в объёме, что создаёт благоприятные условия для более разнообразных движений языка. К концу этой стадии ребёнку доступны разнообразные звуковые комплексы с длительным произнесением отдельных их сегментов, в которых постепенно появляются на гласных звуках.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и язычных согласных с гласными (бааа, мааа, тааа, лааа). К этому возрасту появляется первый слог ба или мА, это начало лепета, представляющего собой повторное произнесение слогов под контролем слуха. Поэтому при врождённой глухоте у ребёнка может отмечаться начальная вокализация на стадии гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и отсутствие лепета. У глухих детей отсутствие лепета особенно характерно для следующей стадии вокального развития. Лепет имеет большое значение в развитии речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования.

4 стадия - расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Этот период охватывает от 20 - 30 до 50 недель ( 5-7, 5 - 12, 5 месяца).Именно в этот период звук лепета начинают напоминать по своим акустическим характеристикам звуки родного языка, и родители нередко смешивают их с началом собственного речевого развития.

Каноническая стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

В канонической вокализации этой стадии наиболее частыми являются губные ( п, пь, б, бь, м, мь), язычно-средненёбные (гь, кь) и язычно-задненёбные (к, г) звуки. Среди гласных звуков раньше всего появляются гласные переднее-среднего ряда средне-нижнего подъёма (э, а).

Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков.

Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер: ребёнок пользуется ими для выражения своих желаний и нужд, заставляя взрослого обратить на него внимание.

Характерным для здорового ребёнка этого возраста является то, что лепет выступает как вполне самостоятельная деятельность. Одновременно у здорового ребёнка начинает развиваться и начальное понимание обращённой речи; он внимательнее относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.

5 стадия охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии лепетные звуки отличаются большим разнообразием: ребёнок может произносить слоги разных типов: согласный - гласный и даже согласный - гласный-согласный. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу переходят к произнесению сочетания слогов, имеющих определённое значение, - "лепетные слова", у других этот период значительно затягивается, и ребёнок для выражения своих состояний и переживаний использует "псевдослова", не имеющие определённого значения.

Отличительной особенностью этой стадии является интенсивное развитие понимания обращённой речи. Дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций.

К началу этой стадии - к 8-9 месяцам - происходят качественные изменения в психическом развитии ребёнка: интенсивно формируется память - узнавание знакомой ребёнку ситуации, в связи, с чем он живо реагирует на новую обстановку. При виде незнакомого человека ребёнок жмётся к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывает на новое лицо. На этом этапе он крайне болезненно реагирует на разлуку с матерью.

На этом этапе возникает общение ребёнка со взрослым с помощью предметно-действенных средств. Ребёнок устанавливает и поддерживает контакт с взрослыми посредством ярких предметов и игрушек, которыми активно манипулирует. Отмечается избирательное отношение к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

Считается, что на этой стадии ребёнок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данная стадия рассматривается как сензитивный период для развития речи. Именно в этот период отмечается наиболее интенсивная дифференциация нервных клеток в зоне Брока - корковом центре. Начиная с 15-20 месяцев трудности в овладении родной речью на основе речевого подражания с каждым месяцем возрастают.

Ранняя диагностика нарушений речевого развития - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. С этой целью приведу специальную диагностическую шкалу оценок.

Отобранные пункты в шкале могут считаться надёжными показателями овладения речью, с помощью которых могут быть выделены дети группы риска по отставанию речевого развития.

 

Таблица 1 "Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития"

Возраст (месяцы) Основные показатели довербального и вербального развития
1 2
1 Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком
2 Улыбка при общении
3 Комплекс оживления при общении со взрослыми, Гуление
4 Дифференцированность комплекса оживления, смех
5 Дифференциация направления звука, певучее, Гуление
6 Лепет
7 Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция
8 Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.д.
9 Общение с помощью жестов, игра в "ладушки"
10 Ситуационное понимание обращённой речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 "лепетных слов", понятных при соотнесении с ситуацией
11 Использование 3 "лепетных слов" с соотнесением
12 Использование 3-4 "лепетных слов" с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
15 Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста
18 Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
21 Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов
24 Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов
30 Адекватно использует местоимения я, ты, мне, повторяет 2 цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один"
36 Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст, понимает значения простых предлогов; выполняет задания типа "положи кубик под чашку", положи кубик в коробку".

Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребёнок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно консультирован врачом (детским невропатологом или психологом) и логопедом.

Следует иметь в виду, что до того, как ребёнок научится произносить первые слова, он должен понимать обращённую речь. Рекомендована следующая шкала оценки понимания речи.

 

Таблица 2 "Шкала оценки понимания речи"

1 уровень Ребёнок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса. ( Этот уровень характерен для здорового ребёнка 3 - 6 месяцев.)
2 уровень Ребёнок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя" и т.д.) (6-10 месяцев).
3 уровень Ребёнок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнаёт их изображения (12-14 месяцев), узнаёт их на сюжетных картинках (15-18 месяцев)
4 уровень Ребёнок понимает обозначения действий в различных ситуациях ("покажи, кто сидит. кто спит"); двухступенчатую инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"); значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чём ты сидишь?"). Ребёнку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 меяцев).
5 уровень Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё (2 года 6 месяцев - 3 года).
6 уровень Ребёнок понимает сложноподчинённые предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

 

В случае отсутствия у ребёнка понимания речи и собственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты и мимику, использует ли их в общении с окружающими.

 

1.2 Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи

 

Этиология общего недоразвития речи

Различные неблагоприятные факторы воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций и т.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3-4-м месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течении всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдельных мозговых структур, что обуславливает возникновение сложного дефекта.

Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость матери крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребёнка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела даже при доношенной беременности, отстают в физическом развитии. Могут быть выраженными общая диспластичность телосложения, стойкие дефициты роста и веса, деформация грудной клетки, микроцефальный или гидроцефальный череп, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюсти, высокое, "готическое" нёбо, узкие и короткие глазные щели, широкое запавшее переносье и целый ряд других признаков, сочетающихся с различными аномалиями и пороками развития внутренних органов, зрения, слуха и др. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайней низкой умственной работоспособностью. Раннее выявление этих детей, изоляция их от пьющих родителей, правильно организованная медицинская, воспитательная и логопедическая работа имеют важное значение в предупреждении у них речевого и интеллектуального недоразвития.

В тех случаях, когда вредоносное воздействие на речевые зоны мозга ребёнка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место распад речи - афазия.

Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешний воздействий.

Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в её развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка.

Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы.

В зависимости от времени поражения выделяют внутриутробную патологию, нарушения со стороны центральной нервной системы, связанные с родовой травмой, и постнатальное повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребёнка.

Особое место в этиологии общего недоразвития речи занимает так называемая перинатальная энцефалопатия - поражение мозга, возникшее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов.

Клинические варианты общего недоразвития речи.

По данным Е.М.Мастюковой ОНР по своему клиническому составу объединяет разных детей. Среди них можно выделить три основные группы:

1 группа – Несложный вариант ОНР, когда недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, недостаточностью двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, трудности в овладении письменной речью.

2 группа – Осложнённый вариант ОНР. У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость и т.д. Данный вариант ОНР осложнён различными синдромами, наиболее частым является гипертензионный гидроцефальный синдром, который характеризуется повышенным внутричерепным давлением, увеличением размеров головы, расширением венозной сетки в области висков. У детей наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, раздражительность, частые головные боли, головокружения. Второй – церебрастенический синдром, характеризуется повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. В одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, а в других – сопровождается вялостью, заторможенностью и пассивностью.

Синдром двигательных расстройств проявляется в изменении мышечного тонуса, нарушением координации движения, несформированностью общей, мелкой и артикуляционной моторики. Сопровождается такими симптомами как тремор, синкенезия, насильственные движения, спастичность, парезы. Это дети со стёртой формой дизартрии на фоне ОНР.

Синдром психомоторной нестабильности. У детей могут наблюдаться неврозоподобные синдромы в виде тиков лица, энуреза, судорожных реакций на высокую температуру. Отмечается инертность эмоциональных реакций и поведения.

Синдром страха. Дети отличаются повышенной ранимостью, впечатлительностью, могут наблюдаться яркие вегетативные расстройства: тошнота, потеря аппетита, повышенная потливость и т.д.

3 группа – Грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Эту группу составляют дети с моторной алалией. При моторной алалии ОНР может проявляться в тяжёлой форме, когда собственная речь невозможна, и в малозаметных трудностях лексико-грамматического строя речи. Особенно отчётливо дефект проявляется при формировании связного высказывания.

При моторной алалии возможны варианты и первой и второй группы.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 292.