АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Развитие детской речи в норме

1.2 Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

1.4 Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.5 Характеристика речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

2. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи старшей группы специального детского сада

2.1 Цели, задачи и методика обследования

2.2 Анализ результатов обследования

3. Логопедическая работа

3.1 Пути совместной работы логопеда и воспитателя

3.2 Функции специалистов в дошкольном учреждении и организация их совместной деятельности

3.3 Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

Список используемой литературы

Приложение



Введение

Данная тема актуальна так как, современный этап развития теории и практики логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.

Неуспеваемость детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несформированности механизмов речевой и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому одной из актуальных задач логопедии является раннее выявление нарушений в развитии у детей и коррекция речевых дефектов.

Коррекция речевых дефектов - один из наиболее сложных видов медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена прежде всего тем, что нарушение речевой деятельности, каково бы оно ни было по степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями.

В связи с этим для устранения общего недоразвития речи у дошкольников необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

Несмотря на огромное количество различной литературы по направленной коррекции недоразвития речи у детей, по-прежнему ощущается недостаточная разработанность проблем комплексного подхода в деятельности педагогов дошкольных учреждений. Направления работы: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов не обозначены с достаточной чёткостью.

Мало освещён вопрос координации фронтальных занятий по развитию речи, организуемых учителем-логопедом и воспитателем. Целенаправленная помощь детям в устранении речевых дефектов, оказываемая родителями, является немаловажным условием успеха. Однако она сыграет свою роль только в том случае, если будет осуществляться в тесном контакте с учителем-логопедом и воспитателями и следовать логике их обучающих действий.

Целью исследования является изучение организации целенаправленной совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по устранению общего недоразвития речи у детей старшей группы специального детского сада.

Предметом исследования является логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим недоразвитием речи

Задачи исследования:

- изучить уровень развития детей дошкольного возраста в норме и при патологии

- рассмотреть пути совместной работы логопеда и воспитателя

- определить коррекционные задачи: к детям старшей группы специального детского сада с общим недоразвитием речи.

 



ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Заключение

При написании данной работы было выявлено, что качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов Дошкольного Образовательного Учреждения - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.

2. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 1989.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

4. Горшенина Е.В., Самошкина А.Л. Системы работы детского сада по вопросам семейного воспитания, 2007.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

7. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

8. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

9. Колесникова Л. Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях массового дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Екатеринбург, 2000 .

10. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников // Союз: С.-Петербург, 1999.

12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. , 1969.

13. Лопухина И.С. Логопедия. М., 1996.

14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2006.

15. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. // Под ред. Мироновой С.А. М., 1987.

16. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968

17. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. //Под ред. Дубровиной И.В.М., 1999.

19. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва, 2003.

20. Трубникова Н.М.Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 - "Логопедия". Методические рекомендации для студентов коррекционной педагогики. Екатеринбург, 2000.

21. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2005.

22. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.

23. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.- "Дети с общим недоразвитием речи". Москва //Гном-Пресс, 1999.

25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.

27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

28. Флерова Ж.М. Логопедия. Неправильности речи, встречающиеся у детей. / Р-на-Д. //Феникс, 2000.

29. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

30. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических компонентов языка и развитию связной речи ( по Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой)

1 период обучения

Тема. Притяжательные местоимения "Мой, моя"

Цель: закрепить у детей навыки практического употребления в речи притяжательных местоимений "Мой, моя".

Задачи:

1. Учить детей выделять на слух и узнавать вопросы: чей? чья? Ориентироваться на совпадения окончаний вопросов и местоимений.

2. Продолжать различать на слух существительные мужского и женского рода.

3. Согласовывать притяжательные местоимения с существительными мужского и женского рода.

Ход занятия

1.Организационный этап

Игра "Волшебный мешочек".

Логопед даёт детям инструкцию: Нащупайте в мешочке какую-нибудь игрушку и назовите её. Ответы детей: Это мяч. Это машина. Это кукла.

Затем дети садятся за столы, оставляя свою игрушку на столе у логопеда.

2. Обучающий этап

Логопед поднимает по очереди игрушку у себя на столе и задаёт вопросы:

Чей мяч?

Чей паровоз?

Зайчик?

Ответы детей: Мой и т.д.

Логопед: Ребята, кто услышал, какой вопрос всё время повторялся?

Логопед повторяет 3 вопросы: "Чей мяч? Чей паровоз? Чей зайчик?"

Дети отвечают: Чей?

Логопед: Теперь давайте вспомним, как мы отвечали на этот вопрос: Чей мяч? (Чей паровоз? Чей зайчик?)

- Мой мяч. Мой паровоз. Мой зайчик.

Логопед: Какое слово повторялось?

Дети: Мой.

Затем логопед поднимает игрушки, обозначенные существительными женского рода. Детям задаются вопросы: "Чья машина? Чья кукла?" Логопед обучает детей выделять на слух вопрос "Чья?" и затем соотносить с местоимением "моя"

3.Закрепление

На столах детей лежат конверты с картинками. На картинках изображены предметы, обозначенные существительными мужского и женского рода.

Логопед даёт инструкцию: На счёт "раз" - взяли конверты: на счёт "два" - открыли; "три" - достали картинку.

На картинках изображены предметы мужского и женского рода.

Логопед просит поднять те картинки, про которые можно сказать: "Моя".

Дети поднимают картинки, логопед проверяет, правильно ли дети справились с заданием.

Логопед просит поднять те картинки, про которые можно сказать: "Мой".

Логопед предлагает детям объяснить свой выбор. Предполагаемые ответы детей: " У меня барабан. Я про него спрошу: чей барабан? Мой барабан".

4.В гости к ребятам пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из старшей группы). Они принесли с собой целую корзину вещеё (вещи, предназначенные Мальвине и Буратино, перепутались).

Инструкция логопеда: Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим - чей предмет или чья вещь?

Выбираются двое ведущих - девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: "Мой бант. Моя шляпа". И забирают себе вещи. Ведушие меняются несколько раз.

5.Логопед говорит: Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощенье. Логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты и просит детей: "Скажите, что вы возьмёте, но так, чтобы слышались слова "мой", "моя". Ответы детей: "Мой банан. Мой апельсин. Мой мармелад. Моя конфета". Затем каждый ребёнок состовляет по одному предложению: "Я возьму мой банан и мою шоколадку. А ты? И т.д.".

6. Итог

Логопед уточняет, какие слова всё время повторялись на занятии. Напоминает: "Моя конфета, мой шар, моя шляпа". Предлагает вспомнить, про какие сладости говорили "мой", про какие игрушки говорили "моя", про какие фрукты говорили "мой". Даётся дифференцированная оценка деятельности детей в группе.

2 период обучения

Тема. Относительные прилагательные

Цель: закрепить навык практического употребления в речи относительных прилагательных

Ход занятия

1.Организационный этап

Дети входят в группу, логопед предлагает каждому на ощупь разные виды материалов (бумагу, стекло, дерево, камень и т.д.). Дети садятся на места. А в это время на столе расставляются предметы, сделанные их этих материалов.

2.Дети отбирают предметы из дерева, бумаги, камня, стекла и раскладывают их по группам. Логопед объясняет, что эти предметы называются по-разному в зависимости от того, из чего они сделаны.

Например: Это бумага. Шарик, сделанный из бумаги, - бумажный.

Дети повторяют предложение хором и индивидуально.

Это дерево - шарик деревянный.

Это стекло - шарик стеклянный.

Это камень - шарик каменный.

Так же можно по-разному сказать про кубик.

Он из бумаги, значит - бумажный (хором и индивидуально); из дерева - деревянный; из стекла - стеклянный; из камня - каменный.

3.Появляется крокодил Гена. Он пришёл с подарками для детей, сделанными из разных материалов. Надо, не видя предмета, опознать его, узнать, из чего сделан, назвать, какой он.

Например: У меня стеклянный стакан. У меня бумажный стакан и т.д.

Угаданные предметы выставляют на столе. Дети должны их запомнить, а затем, повернувшись спиной, назвать.

4.Экскурсия в магазин

Детям при входе в магазин контролёр раздаёт образцы материалов. Делая покупки, они должны рассказать, какие предметы покупают, ориентируясь на то, из чего предметы сделаны. Например:

Я покупаю деревянный стул. Я покупаю резиновую куклу. Я покупаю стеклянную вазу. Я покупаю бумажный фонарик и т.д.

5.Дети вспоминают, из каких материалов могут быть сделаны игрушки и предметы. Они "садятся в поезд" и отправляются в путешествие. Остановки называются по-разному, в зависимости от того, какой вид материала находится на станции.

1-ая остановка - "Стеклянная". Дети выходят на улицу и ищут только стеклянные предметы. Очко получает ребёнок, который больше всего назвал стеклянных предметов.

2-ая остановка - "Бумажная". Здесь дети ищут только бумажные игрушки и предметы.

3-я остановка - "Деревянная".

4-ая остановка - "Каменная".

6. Итог

Дети встают в круг. Игра с мячом. Логопед, бросая мяч, называет предмет, сделанный из любого материала. Ребёнок, возвращая мяч, называет другой предмет, сделанный из того же материала. Например: бумажный змей - бумажный домик, стеклянный гусь - стеклянный графин, каменная ступенька - каменная статую, резиновый шар - резиновый мяч и т.д.

Дети получают в качестве поощрения образцы материалов, дома наклеивают их в тетради и рисуют предметы, сделанные из этих материалов.

3 период

Тема. Рассказ-описание "собака"

Цель: закрепить навык составления развёрнутого рассказа-описания собаки.

1. Организационный этап

На столе у детей лежат конверты, в которых находятся иллюстрации к сказкам "Репка", "Золотой ключик" (А. Толстой), "Волшебник Изумрудного города" (А. Волков), "Дядя Фёдор, пёс и кот" (Э. Успенский), "Бобик в гостях у Барбоса" (Н. Носов).

2. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть сюжетные картинки, сказать, к каким сказкам они нарисованы, назвать клички собак (Жучка, Артемон, Тотошка, Шарик, Бобик и Барбос).

3. Сравнение 2-х собак: болонки и таксы.

Логопед предлагает внимательно рассмотреть картинки и ответить, чем похожи собаки и чем они отличаются. Придумать клички этим собакам.

Составление рассказа-описания одной из собак по плану, предложенному логопедом.

1. Кто это?

2. Как зовут собаку?

3. Какая она по величине?

4. Какие у неё уши, хвост, лапы, шерсть?

5. Чем она питается?

6. Где она живёт и какую приносит пользу?

Рассказ записывается и прочитывается детям, они дополняют то, что забыл сказать ребёнок.

4. Двое ведущих прячут в группе конверты с разрезными картинками, на которых изображены собаки, и рассказывают, где их можно найти. Дети, обнаружившие картинки, складывают их. Тот, кто первым выполнил задание, составляет писание своей собаки (опрашиваются 2-3 ребёнка). Остальным детям даётся задание на вечер.

5. Итог

Логопед в беседе с детьми уточняет, о ком сегодня рассказывали на занятиях, что говорили о собаках (внешний вид, чем питается, где живёт, какую приносит пользу). Далее даётся дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому выбрать понравившуюся картинку с изображением собаки и наклеить ей в тетрадь.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Развитие детской речи в норме

1.2 Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

1.4 Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.5 Характеристика речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

2. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи старшей группы специального детского сада

2.1 Цели, задачи и методика обследования

2.2 Анализ результатов обследования

3. Логопедическая работа

3.1 Пути совместной работы логопеда и воспитателя

3.2 Функции специалистов в дошкольном учреждении и организация их совместной деятельности

3.3 Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

Список используемой литературы

Приложение



Введение

Данная тема актуальна так как, современный этап развития теории и практики логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.

Неуспеваемость детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несформированности механизмов речевой и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому одной из актуальных задач логопедии является раннее выявление нарушений в развитии у детей и коррекция речевых дефектов.

Коррекция речевых дефектов - один из наиболее сложных видов медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена прежде всего тем, что нарушение речевой деятельности, каково бы оно ни было по степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями.

В связи с этим для устранения общего недоразвития речи у дошкольников необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

Несмотря на огромное количество различной литературы по направленной коррекции недоразвития речи у детей, по-прежнему ощущается недостаточная разработанность проблем комплексного подхода в деятельности педагогов дошкольных учреждений. Направления работы: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов не обозначены с достаточной чёткостью.

Мало освещён вопрос координации фронтальных занятий по развитию речи, организуемых учителем-логопедом и воспитателем. Целенаправленная помощь детям в устранении речевых дефектов, оказываемая родителями, является немаловажным условием успеха. Однако она сыграет свою роль только в том случае, если будет осуществляться в тесном контакте с учителем-логопедом и воспитателями и следовать логике их обучающих действий.

Целью исследования является изучение организации целенаправленной совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по устранению общего недоразвития речи у детей старшей группы специального детского сада.

Предметом исследования является логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим недоразвитием речи

Задачи исследования:

- изучить уровень развития детей дошкольного возраста в норме и при патологии

- рассмотреть пути совместной работы логопеда и воспитателя

- определить коррекционные задачи: к детям старшей группы специального детского сада с общим недоразвитием речи.

 



АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.