Анализ стратегических факторов «Супермаркета для всей семьи»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Высокая конкуренция в розничной торговле, насыщение рынка разнообразными потребительскими товарами заставляют инфраструктуру розничной торговли во всем ее многообразии активизировать усилия по завоеванию и удержанию покупателей. Повышенные требования к организации и эффективности форм магазинной торговли, наглядность, привлекательность витрин и прилавков, удобство в обслуживании настоятельно требуют улучшения торгового маркетинга, а многогранность, динамика поведения покупателей – применения новых методов для привлечения клиентов и системы их обслуживания.

Эра сервизации экономики требует изменения взглядов на организацию товародвижения продукции, понимания того, что в сервисной экономике главным фактором, определяющим успех предприятия-фирмы, является его способность понять предпочтения клиентов и всячески содействовать удовлетворению их запросов. Такую возможность представляет мерчендайзинг – системная маркетинговая технология, реализуемая на уровне розничных торговых предприятий, конечной целью которой является усиление мотивации поведения человека, создание на этой основе предпочтительного отношения к определенному товару и стимулирование продаж определенных марок и групп товаров без активного участия специального персонала.

Значение мерчендайзинга растет не только в связи с усилением роли и активности розничных торговцев. Имеет место и тот факт, что сегодня все покупатели испытывают единственный и главный дефицит – дефицит времени. И мерчендайзинг позволяет частично его устранить, создавая для покупателей массу удобств, давая необходимый набор информации для экономии времени при покупках [24, с. 5-6].

Таким образом, данная тема представляет большую актуальность, поскольку хороший мерчендайзинг помогает продать товары, так как он вызывает желание сделать покупку [21, с. 10], что способствует увеличению не только продаж, но и прибыли. Не использовать мерчендайзинг – значит, добровольно отказаться от прибыли.

Цель данного курсового проекта состоит в разработке стратегии мерчендайзинговой деятельности для «Супермаркета для всей семьи».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

· изучить управленческую литературу по интересующему вопросу и обобщить найденные сведения;

· ознакомиться с деятельностью объекта исследования;

· проанализировать стратегические факторы деятельности супермаркета;

· разработать пути повышения эффективности деятельности «Супермаркета для всей семьи» в разрезе мерчендайзинга;

· дать организации рекомендации по совершенствованию концепции мерчендайзинга, а также экономическое обоснование предложений.

Объектом исследования настоящего курсового проекта является «Супермаркет для всей семьи».

Предмет исследования: приемы и методы мерчендайзинговой деятельности.

В данном курсовом проекте присутствует элемент новизны, который заключается в применении результатов исследования непосредственно в «Супермаркете для всей семьи».

При проведении данного исследования были использованы такие методы, как: индукция, дедукция, скрытое наблюдение, аналогия, экономико-математический и функциональный анализ, PEST-анализ.

Практическая значимость результатов данного курсового проекта очень высока, т.к. в процессе исследования даются конкретные рекомендации по совершенствованию концепции мерчендайзинга с экономическим обоснованием, которое невозможно без фактического внедрения в деятельность предприятия.

Для российской практики понятие мерчендайзинга является сравнительно новым, но количество исследований в данной области растет, а практическая направленность увеличивается. При написании данной работы были использованы труды В.П. Федько и В.А. Бондаренко, И.А. Рамазанова, К. и Р. Канаян и большое множество различных статей о мерчендайзинге.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе отражен анализ стратегических факторов «Супермаркета для всей семьи». Глава состоит из двух разделов, первый представляет собой общую характеристику предприятия, а второй, разделенный на четыре подраздела, - анализ деятельности объекта исследования в разрезе организационно-управленческой, маркетинговой деятельности, оценки финансового состояния и анализа влияния факторов макроокружения на деятельность супермаркета. Первая глава нужна для общего представления организации, анализа ее деятельности, который покажет преимущества организации в отрасли и ее слабости. Вторая же глава позволяет ознакомиться со степенью применения концепции мерчендайзинга в супермаркете, которая очень сильно отражается на общей деятельности предприятия и влияет на ее финансовое состояние и существование в целом. Вторая глава разделена на два раздела, в первом дан анализ применяемых приемов и методов мерчендайзинга, в последнем – разработаны рекомендации по повышению эффективности мерчендайзинговой деятельности. На основе исследования сделаны выводы, которые изложены в заключении.



Рекомендации по совершенствованию концепции мерчендайзинга

 

В данном разделе курсового проекта внимание будет акцентироваться на обосновании рекомендаций для важности функционирования организации в целом. Ведь рациональное применение мерчендайзинговой стратегии может очень весомо улучшить показатели деятельности предприятия, финансовые результаты и другие показатели эффективности. Данное утверждение доказано в Приложении Б экономическим обоснованием рекомендаций.

Итак, рекомендации по совершенствованию концепции мерчендайзинга:

1. Первой и самой главной рекомендацией для повышения эффективности мерчендайзинговой деятельности является прием в штат мерчендайзера. Этот человек бы занимался не только выкладкой товара, создание благоприятной атмосферы в магазине и другими стимулирующими продажи мероприятиями, но и осуществлением взаимодействия с реальными потребителями, постоянными клиентами. Для магазина важно наладить обратную связь с потребителями, выяснить, какие товары максимально важны и интересны им, что стоит улучшить и т.д.

2. Вторая рекомендация касается расположения товарных групп в торговом зале. Товары необходимо размещать в соответствии с основными требованиями мерчендайзинга. Например, рядом со средствами по уходу за волосами должны располагаться средства для укладки волос, краска для волос, а в магазине средства для укладки расположены в отдалении от товаров своей группы.

Также данная рекомендация касается неудачного расположения красок для волос. Как упоминалось выше, этот товарный сегмент пользуется периодическим спросом и необязательно использовать для него столь выгодное местоположение.

В предыдущем разделе рассматривалась версия выгодного использования прикассовой зоны. Ее необходимо использовать более эффективно, т.к. это очень рентабельная область, которая при удачном размещении товаров может обеспечить достойный прирост дохода и прибыли.

Дополнительные места продажи предоставляют еще одну возможность продавцу мотивировать потребителя совершить покупку. Но эти места нужно разумно продумывать и не нагромождать их в одной области, т.к. это снижает действенность приема. Также дополнительные места продажи не должны мешать передвижению покупателей по залу.

3. В результате наблюдений было выявлено, что касса второго зала не оправдывает своего назначения. Она крайне редко работает, занимая столь драгоценное и выгодное место, которое могло бы использоваться более удачно. Было бы разумным ее снять и в силу несоответствия затратам на ее сопровождение.

4. При совершении покупок в «Супермаркете для всей семьи» возникают ситуации, когда потребитель вынужден запоминать цены выбранных товаров, чтобы быть уверенным, что сумма покупки не превышать его наличности. В данном случае можно посоветовать размещать на упаковках товаров ценники, которые при этом не будут занимать много места и будут легко удаляться.

5. Что же касается визуальных эффектов, то их явно недостаточно в практике супермаркета. Можно внедрять более обширное распространение каких-либо акцентирующих приемов: надписей, POS-материалов, выделяющего света и т.д. Что же касается POS-материалов, то они в достаточном количестве размещены лишь в зоне декоративной косметики и у входа. В других местах продавец никак не склоняет потребителя к покупке того или иного прибыльного товара, что является упущением в мерчендайзинге.

6. Супермаркету было бы рекомендовано рядом с проезжей частью разместить штендер с указателем расположения торгового предприятия. Это основано на положении здания магазина относительно дороги и тротуара. Если бы штендер располагался посередине пешеходного потока в удачном месте, это бы склоняло некоторое дополнительное количества людей к посещению и совершению покупок.

7. Как уже выше упоминалось, указатели в торговом зале супермаркета расположены очень неудачно, совсем не оправдывают своего использования. Они находятся слишком высоко, выполнены в строгом стиле, чем никак не привлекают к себе внимания, также надписи на них выполнены лишь со стороны входа. Указатели следовало бы расположить по-иному: чуть выше расположения витрины. С каким-либо привлекающим приемом, например, светящиеся. Или же допускается хотя бы двусторонняя надпись.

8. Относительно атмосферы в супермаркете можно порекомендовать смену звукового фона на классическую музыку в современной аранжировке или трансляцию иностранных песен, не отвлекающих от мыслей покупателей и, конечно совершения покупок. В преддверии Нового года было бы неплохо создать общую атмосферу праздника, что и начали осуществлять сотрудники магазина внедрением новогодних товаров, но можно еще и повлиять на обонятельные ассоциации потребителей, разбрызгивая в небольшом количестве запахи корицы, мандаринов, хвои и другие.

9. Предпраздничная атмосфера позволяет любому торговому предприятию многократно приумножить свою прибыль. «Супермаркет для всей семьи» всегда пользуется этой возможностью, изменяя ассортимент товаров и акценты, выкладки, расположение наиболее спрашиваемых товарных линий. Например, можно самостоятельно сформировать подарочные наборы, которые пользуются к Новому году массовым спросом, лишь их комбинация должна соответствовать этическим нормам, т.е. подарки должны быть приятными для их получателей, а не с намеком на несоответствие гигиеническим требованиям. Также необходимо привлечь внимание к парфюмерии и декоративной косметике, а также к любым товарам, с помощью которых женщина может стать красивой, ведь к Новому году это одна из главных проблем слабой половины человечества. А для того, чтобы акцентировать внимание клиентов на парфюмерной продукции и декоративной косметике, необходимо правильно отработать их выкладку.

10. Парфюмерия без видимых на то причин разделена на две секции, одна из них открыта для общего доступа и самостоятельного ознакомления, а вторая закрыта и для выбора товара необходима помощь продавца. Это очень неэффективный ход, который значительно уменьшает интерес покупателей к закрытой зоне. Необходимо использовать для отдела парфюмерии одинаковые прилавки, привлекающие внимание, с акцентирующим светом, который бы выгодно подчеркивал красоту флаконов и манил к покупке. Недостатком в этой области является и неразбериха с ценниками. Флаконы расположены в хаотичном порядке, а коробочки от них с ценниками вдоль стенки витрины, и абсолютно не понятно, какой, какому соответствует. Это осложняет покупателям самостоятельное ознакомление, а значит, снижает шанс совершения покупки. Ведь если в магазине самообслуживания потребителю все понятно и без торгового персонала, это повышает чувство комфортности и расслабленности. Необходимо применение и еще одного приема относительно данной зоны: наличие продавца-консультанта конкретно по парфюмерной продукции, который бы хорошо знал характеристики того или иного запаха, что облегчило бы выбор продукции для тех потребителей, которые хотят обратиться за профессиональной помощью или подобрать кому-либо подарок.

11. Также наблюдается ситуация с отсутствием тестеров на подавляющее большинство продукции, например, таких товарных групп, как парфюмерия и декоративная косметика, за исключением тех товаров, которые рекламируются самим производителем (например, губные помады «Секреты звезд» и некоторая продукция «Черный жемчуг»). «Супермаркет для всей семьи» уже достиг того уровня развития, прибыльности, что может позволить себе такие затраты. Кроме того, целесообразно выставить на продажу для желающих тестеры декоративной косметики, например, губных помад, с емкостью меньше, что оригинальной продукции, но достаточной для того, чтобы потребитель смог определить, подходит ли ему данная линия продукции.

12. Кроме того, необходимо обратить внимание, что в магазине отсутствуют продавцы, которые могли бы полноценно охарактеризовать тот или иной товар, дать совет покупателю или предложить какую-либо продукцию, удовлетворяющую желаниям покупателя. Есть необходимость предоставить продавца-консультанта для представления дорогой декоративной косметики, поскольку покупатель сам не может ознакомиться с качеством и характеристиками данной продукции (закрыт доступ товара).

Таким образом, мерчендайзинговая деятельность «Супермаркета для всей семьи» проанализирована и разработана скорректированная концепция осуществления мерчендайзинга.



Заключение

 

Появление мерчендайзинга ознаменовало новую эру не только в управлении поведением потребителей непосредственно торговцами, но и эру переоценки ценностей производителями товаров. Таким образом, наиболее сильные конкурентные преимущества получают компании, не только выделяющиеся своими стандартными качествами, такими как цена, качество, а обращающие внимание на такие «мелочи» как упаковка, внешний вид, расположение на торговой площади и др.

Понятие «мерчендайзинг» неотделимо от таких разделов маркетинговой науки, как поведение потребителей и сегментирование рынка, однако это ещё и обширная дисциплина, включающая в себя не только чисто маркетинговые, экономические аспекты, но и во многом психологические стороны поведения потребителей.

В связи с обостряющейся конкуренцией на рынке промышленных товаров и ускорением товарооборота, каждая торговая компания – так или иначе, задумывается о мерчендайзинге своей продукции. На сегодняшний день функцией мерчендайзеров часто становится не столько внедрение концепции мерчендайзинга или завоевание приоритетного места, а как минимум, вынос продукции со склада и поддержание уже занятого полочного пространства. Таким образом, мерчендайзинг превращается из дополнительного конкурентного преимущества в обязательную функцию службы продаж.

В ходе написания работы была дана общая характеристика предприятия, организационно-управленческий анализ, который отразил эффективность использования существующей организационной структуры, трудовой потенциал организации, позволил дать оценку работе системы управления и мероприятиям по управлению персоналом. Кроме того, была проанализирована маркетинговая деятельность супермаркета, в рамках которой был рассчитан оптимальный размер партии закупаемого товара и рассмотрена ценовая политика предприятия.

При оценке финансового состояния деятельности «Супермаркета для всей семьи» были получены положительные показатели, имеющие тенденцию к росту.

Проанализированные данные показывают, что показатели доходности магазина по сравнению с предыдущим периодом выросли, выручка на 8000 тыс. рублей, прибыль от продаж на 1750 тыс. рублей и также чистая прибыль на 800 тыс. рублей.

Выросли и показатели рентабельности, рентабельность продаж на 0,3%, выросла и прибыль с рубля затрат на 0,5%. Следовательно, финансовое состояние магазина стабильно и находится на подъёме.

Перспективное финансовое положение предприятия можно поддерживать и с помощью эффективной концепции мерчендайзинга. В рамках данной работы был произведен анализ применяемых приемов и методов мерчендайзинга в супермаркете, который позволил выявить ошибки и проблемы в данной области работы организации. В следующем же разделе были даны исчерпывающие рекомендации по устранению недочетов и созданию более привлекательной в точки зрения результативности концепции мерчендайзинговых мероприятий. В Приложении Б приведено экономическое обоснование данных предложений, которое отображает значительный прирост в выручке и увеличении дохода с квадратного метра площади после внедрения рекомендованной стратегии.

Таким образом, элементы новизны и практическая значимость курсового проекта проявили себя в полной мере.

С помощью применяемых методов исследования была достигнута цель работы: разработать стратегию мерчендайзинговой деятельности для «Супермаркета для всей семьи»

Для стабильного положения, а также роста экономического и финансового состояния магазина необходимо придерживаться разработанной концепции мерчендайзинга.

 



Библиографический список

 

1. Положение о работе Регионального подразделения компании в г. Биробиджан.

2. Положение об ассортиментной политике на магазинах самообслуживания в г. Биробиджан.

3. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга. — М.: Информ-Студио, 2003. - 176с.

4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг.- М.:Экономика,2001.- 141с.

5. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 219 с.

6. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход: Пер.с анг.- 8-е изд..-М.: Издат.дом «Вильямс»,2003. -232с.

7. Бурцева Т.А., Сизо В.С., Цень О.А. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 271 с.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономист,2003. – 378с.

9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.

10. Дихтль Е., ХергшгенХ. Практический маркетинг. — М.: Экономика, 2003.-328с.

11. Дымшиц М.Н. Манипулирование покупателем. – М.: Омега-Л, 2004. – 252 с.

12. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.

13. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП – холдинг,2002. – 132с.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ.–М.: Прогресс, 1991. – 788 с.

15. Коэн Аллен Р. (ред.) Курс МВА по менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 507 с.

16. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2003. – 800 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

17. Менеджмент (конспект лекций в схемах). М.: Книга-сервис, 2003. – 192 с.

18. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 152 с.

19. Осташков А.В. Маркетинг: Учебное пособие. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2005. – 294 с.

20. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.М.Пястолов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.

21. Рамазанов И.А. Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе. – М.: Изд-во Деловая литература, 2002. – 336 с.

22. Управление организацией. Учебник под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. – 314 с.

23. Фаулер Дэвид Печатная реклама: трамплин для роста продаж: Практическое руководство / Пер. с англ. – 2002. – 120 с.

24. Федько В.П., Бондаренко В.А. Мерчандайзинг и сэмплинг: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 304 с. (Серия «Новые технологии»)

25. Хингуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.

26. Эстрерлинг С., Флоттман Э., Джерниган М., Мршалл С. Мерчандайзинг в розничной торговле. 3-е изд. СПб., 2004. – 256

27. www.4p.ru

28. www.marketing.spb.ru

29. www.merch.ru

30. www.merchandising.by

31. www.retail.ru

Введение

 

Высокая конкуренция в розничной торговле, насыщение рынка разнообразными потребительскими товарами заставляют инфраструктуру розничной торговли во всем ее многообразии активизировать усилия по завоеванию и удержанию покупателей. Повышенные требования к организации и эффективности форм магазинной торговли, наглядность, привлекательность витрин и прилавков, удобство в обслуживании настоятельно требуют улучшения торгового маркетинга, а многогранность, динамика поведения покупателей – применения новых методов для привлечения клиентов и системы их обслуживания.

Эра сервизации экономики требует изменения взглядов на организацию товародвижения продукции, понимания того, что в сервисной экономике главным фактором, определяющим успех предприятия-фирмы, является его способность понять предпочтения клиентов и всячески содействовать удовлетворению их запросов. Такую возможность представляет мерчендайзинг – системная маркетинговая технология, реализуемая на уровне розничных торговых предприятий, конечной целью которой является усиление мотивации поведения человека, создание на этой основе предпочтительного отношения к определенному товару и стимулирование продаж определенных марок и групп товаров без активного участия специального персонала.

Значение мерчендайзинга растет не только в связи с усилением роли и активности розничных торговцев. Имеет место и тот факт, что сегодня все покупатели испытывают единственный и главный дефицит – дефицит времени. И мерчендайзинг позволяет частично его устранить, создавая для покупателей массу удобств, давая необходимый набор информации для экономии времени при покупках [24, с. 5-6].

Таким образом, данная тема представляет большую актуальность, поскольку хороший мерчендайзинг помогает продать товары, так как он вызывает желание сделать покупку [21, с. 10], что способствует увеличению не только продаж, но и прибыли. Не использовать мерчендайзинг – значит, добровольно отказаться от прибыли.

Цель данного курсового проекта состоит в разработке стратегии мерчендайзинговой деятельности для «Супермаркета для всей семьи».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

· изучить управленческую литературу по интересующему вопросу и обобщить найденные сведения;

· ознакомиться с деятельностью объекта исследования;

· проанализировать стратегические факторы деятельности супермаркета;

· разработать пути повышения эффективности деятельности «Супермаркета для всей семьи» в разрезе мерчендайзинга;

· дать организации рекомендации по совершенствованию концепции мерчендайзинга, а также экономическое обоснование предложений.

Объектом исследования настоящего курсового проекта является «Супермаркет для всей семьи».

Предмет исследования: приемы и методы мерчендайзинговой деятельности.

В данном курсовом проекте присутствует элемент новизны, который заключается в применении результатов исследования непосредственно в «Супермаркете для всей семьи».

При проведении данного исследования были использованы такие методы, как: индукция, дедукция, скрытое наблюдение, аналогия, экономико-математический и функциональный анализ, PEST-анализ.

Практическая значимость результатов данного курсового проекта очень высока, т.к. в процессе исследования даются конкретные рекомендации по совершенствованию концепции мерчендайзинга с экономическим обоснованием, которое невозможно без фактического внедрения в деятельность предприятия.

Для российской практики понятие мерчендайзинга является сравнительно новым, но количество исследований в данной области растет, а практическая направленность увеличивается. При написании данной работы были использованы труды В.П. Федько и В.А. Бондаренко, И.А. Рамазанова, К. и Р. Канаян и большое множество различных статей о мерчендайзинге.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе отражен анализ стратегических факторов «Супермаркета для всей семьи». Глава состоит из двух разделов, первый представляет собой общую характеристику предприятия, а второй, разделенный на четыре подраздела, - анализ деятельности объекта исследования в разрезе организационно-управленческой, маркетинговой деятельности, оценки финансового состояния и анализа влияния факторов макроокружения на деятельность супермаркета. Первая глава нужна для общего представления организации, анализа ее деятельности, который покажет преимущества организации в отрасли и ее слабости. Вторая же глава позволяет ознакомиться со степенью применения концепции мерчендайзинга в супермаркете, которая очень сильно отражается на общей деятельности предприятия и влияет на ее финансовое состояние и существование в целом. Вторая глава разделена на два раздела, в первом дан анализ применяемых приемов и методов мерчендайзинга, в последнем – разработаны рекомендации по повышению эффективности мерчендайзинговой деятельности. На основе исследования сделаны выводы, которые изложены в заключении.



Анализ стратегических факторов «Супермаркета для всей семьи»

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.