КУРСОВАЯ РАБОТА
по планированию на предприятии
ПланИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Автор курсовой работы О.В. Шмончева
Специальность 080502
Экономика и управление на предприятии
(в машиностроении)
Руководитель работы Е.И. Дуданов
Рузаевка 2007
Содержание
Введение
1. Планирование инновационной деятельности на предприятии
1.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
1.2 Сущность планирования инноваций
1.3 Система внутрифирменного планирования инноваций
1.4 Обоснование инвестиций в инновационные программы
2. Расчёт технико-экономических показателей предприятия
2.1 Обоснование плана производства продукции
2.1.1 На основе исходных данных о рыночной потребности в изделиях составляем таблицу 2.1 расчетной части согласно варианту
2.1.2 Заполняем таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий
2.1.3 Рассчитываем удельные показатели, значения которых сводим в таблицу 2.3
2.1.4 Определяем количество установленного оборудования
2.1.5 Рассчитаем количество оборудования (N), соответствующее рыночной потребности
2.1.6 С целью наиболее обоснованного принятия решения по объему и номенклатуре выпускаемой продукции, рассчитаем средний коэффициент загрузки оборудования в механическом цехе предприятия
2.1.6.1 Рассчитаем программу механического цеха в приведенных единицах
2.1.6.2 Определим средний коэффициент загрузки оборудования в механическом цехе
2.1.7 Обоснование планового объёма производства продукции в натуральном измерении
2.2 Расчет численности промышленно-производственного персонала
2.2.1 Определим трудоемкость производственной программы
2.2.2 Рассчитаем численность основных производственных рабочих на основе баланса рабочего времени при пятидневной рабочей неделе
2.2.3 Определим структуру кадров промышленно-производственного персонала
2.3 Расчет себестоимости продукции по предприятию
2.3.1 Рассчитаем полную себестоимость изделий и товарной продукции
2.3.2 Рассчитаем прямые материальные затраты и стоимость обработки
2.3.3 Определим структуру себестоимости товарной продукции
2.4 Расчет технико-экономических показателей предприятия
2.4.1 Рассчитаем технико-экономические показатели деятельности предприятия по проекту плана на год
3. Совершенствование методики инновационного развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Введение
Развитие организаций происходит путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.
Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Их инновационный потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.
Инновации находятся, с одной стороны, в противоречии, со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, - нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации.
Инновация - элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Но она является равным образом сочетанием рациональности и иррациональности. Творчество служит двигателем инновации, оно является "первичным ресурсом" предпринимательства при рыночной экономике.
К объектам инновации относятся:
1) продукция (виды, качество);
2) материалы;
3) средства производства;
4) технологические процессы;
5) человеческий фактор (развитие личности);
6) социальная сфера (изменение поведения сотрудников организации);
7) организационное развитие организации.
Инновационная деятельность носит творческий характер, она плохо сочетается с жесткой регламентацией работ и централизацией принятия решений, трудно вписывается в формализованные организационные структуры менеджмента. Для последних характерны тенденции поддержания стабильных отношений и процедур менеджмента, противодействия инновациям, активное сопротивление любым новым формам и методам менеджмента.
Инновационный потенциал организаций во многом предопределяется разнообразием и степенью производственно-технологического единства входящих в их состав производственных единиц. Чем более активную роль играют организации в воспроизводственном процессе и чем больше степень интеграции их основных производств, тем выше инновационный потенциал.
Цель курсовой работы - выявить сущность планирования инновационной деятельности на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль инноваций в деятельности организации;
2) сформировать систему планирования инноваций на предприятии;
3) обосновать эффективность инновационной программы.
Методы исследования включают в себя сбор информации, касающейся инновационной деятельности предприятия; обработку данных и формулирование рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
В данной курсовой работе содержится описание процесса планирования инновационной деятельности предприятия, рассмотрена роль инноваций в современных рыночных условиях и в условиях конкурентной борьбы.
Планирование инновационной деятельности на предприятии
Заключение
В завершении работы следует отметить, что планирование инноваций представляет собой процесс выбора целей, ориентированных на конечные результаты (рост прибыли, расширение ассортимента продукции, выход на новые рынки), распределения ресурсов и определения сроков решения инновационных задач вплоть до освоения и распространения нововведений. При планировании инноваций выделяют научно-технические направления, научно-технические проблемы, темы и подтемы.
Научно-техническое направление охватывает все стадии и этапы от фундаментальных исследований до освоения и распространения новшеств. Оно разрабатывается усилиями смежных отраслей науки и производства. Научно-техническая проблема - часть научно-технического направления, которая включает задачи, решаемые научно-техническими организациями и производственными предприятиями (фирмами, компаниями) одной отрасли. Тема является частью научно-технической проблемы и разрабатывается в масштабе одной организации (в течение одного года или нескольких лет). Подтема - это часть научно-технической темы, разрабатываемая в масштабе одного или нескольких подразделений организации (в большинстве случаев в течение одного годового плана).
Планирование инноваций осуществляется на основе ряда принципов. Важным принципом является обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот принцип соблюдается при условии, что система планирования основывается на прогнозах и включает перспективные, среднесрочные и годовые планы. К важнейшим принципам относится программно-целевой принцип планирования. Соблюдение этого принципа особенно важно при разработке крупных научно-технических проблем и инновационных проектов, когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности внутриотраслевых связей.
Приложение 1
Оптовая цена изделий, р
Наименование изделия | Марка изделия | Вариант |
3 | ||
А | С1 | 720000 |
С2 | 820000 | |
С3 | 920000 | |
Б | К1 | 405000 |
К2 | 240000 | |
К3 | 302000 | |
В | Л1 | 202000 |
Л2 | 270000 | |
Л3 | 415000 | |
Г | Д1 | 67000 |
Д2 | 81500 | |
Д3 | 93000 |
Приложение 2
Трудоёмкость продукции, нормо-ч
Наименование изделия | Марка изделия | Вариант |
3 | ||
А | С1 | 4100 |
С2 | 4100 | |
С3 | 5200 | |
Б | К1 | 2810 |
К2 | 1360 | |
К3 | 1710 | |
В | Л1 | 1250 |
Л2 | 1360 | |
Л3 | 1900 | |
Г | Д1 | 405 |
Д2 | 385 | |
Д3 | 515 |
Приложение 3
Станкоёмкость продукции, нормо-ч
Наименование изделия | Марка изделия | Вариант |
3 | ||
А | С1 | 4180 |
С2 | 4000 | |
С3 | 5300 | |
Б | К1 | 2830 |
К2 | 1380 | |
К3 | 1760 | |
В | Л1 | 1200 |
Л2 | 1360 | |
Л3 | 1950 | |
Г | Д1 | 410 |
Д2 | 400 | |
Д3 | 520 |
Приложение 4
Затраты на 1 рубль оптовой цены, коп
Наименование изделия | Марка изделия | Вариант |
3 | ||
А | С1 | 77,0 |
С2 | 83,0 | |
С3 | 75,0 | |
Б | К1 | 81,0 |
К2 | 83,0 | |
К3 | 71,0 | |
В | Л1 | 82,0 |
Л2 | 67,0 | |
Л3 | 81,6 | |
Г | Д1 | 68,0 |
Д2 | 81,3 | |
Д3 | 75,2 |
Приложение 5
Удельный вес прямых материальных затрат в себестоимости продукции, %
Наименование изделия | Марка изделия | Вариант |
3 | ||
А | С1 | 50,0 |
С2 | 55,0 | |
С3 | 49,0 | |
Б | К1 | 51,0 |
К2 | 56,0 | |
К3 | 49,5 | |
В | Л1 | 52,0 |
Л2 | 56,0 | |
Л3 | 50,0 | |
Г | Д1 | 53,0 |
Д2 | 56,1 | |
Д3 | 51,0 |
Приложение 6
Количество оборудования и его использование
Наименование показателей | Значение показателей |
1. Число календарных дней в году | 365 |
2. Число нерабочих дней, в том числе праздники | 116 8 |
3. Количество смен | 2 |
4. Простой оборудования,% | 6 |
5. Количество установленного оборудования, шт. | 3100 |
Приложение 7
Количество изделий по программе механического цеха
Модель изделия | Количество по программе, шт | Суммарная трудоёмкость, нормо-ч. |
1. А-1 | 200 | 23911,5 |
Б-1 | 40 | 38505,0 |
В-1 | 60 | 26070,0 |
Итого по группе 1 | 300 | 88485,5 |
2. Г-2 | 85 | 2846505 |
Д-2 | 20 | 45359,5 |
Е-2 | 15 | 43736,0 |
Итого по группе 2 | 120 | 117,561,0 |
3. Ж-3 | 20 | 25032,0 |
З-3 | 14 | 30228,0 |
И-3 | 2 | 38049,0 |
К-3 | 1 | 57324,0 |
Итого по группе 3 | 37 | 150,633,0 |
4. М-4 | 18 | 76288,5 |
Итого по группе 4 | 18 | 76288,5 |
Итого по программе | 432969,0 |
Приложение 8
Изделия-представители по группам
Группы оборудования | Вариант |
3 | |
1 группа | В |
2 группа | Е |
3 группа | И |
4 группа | М |
Приложение 9
Количество оборудования установленного в механическом цехе предприятия
Наименование оборудования | Вариант |
3 | |
1. Токарные ВЦ-200 | 38 |
2. Токарные ВЦ-400-500 | 12 |
3. Токарные ВЦ свыше 500 | 3 |
4. Револьверные | 9 |
5. Расточные | 3 |
6. Горизонтально-фрезерные | 23 |
7. Вертикально-фрезерные | 6 |
8. Продольно-фрезерные | 10 |
9. Продольно-строгальные | 13 |
10. Поперечно-строгальные | 7 |
11. Вертикально-сверлильные | 11 |
12. Радиально-сверлильные | 6 |
13. Зубофрезерные | 6 |
Приложение 10
Показатели | Вариант |
3 | |
Целосменные потери рабочего времени, дни | 31 |
Внутрисменные потери рабочего времени, ч. | 0,4 |
Приложение 11
Удельный вес категории работающих в структуре персонала
Категории работающих | Удельный вес в структуре персонала |
1. Вспомогательные рабочие | 50% по отношению к основным производственным рабочим |
2. Руководители и служащие | 25% по отношению к основным производственным рабочим |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по планированию на предприятии
ПланИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Автор курсовой работы О.В. Шмончева
Специальность 080502
Экономика и управление на предприятии
(в машиностроении)
Руководитель работы Е.И. Дуданов
Рузаевка 2007
Содержание
Введение
1. Планирование инновационной деятельности на предприятии
1.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
1.2 Сущность планирования инноваций
1.3 Система внутрифирменного планирования инноваций
1.4 Обоснование инвестиций в инновационные программы
2. Расчёт технико-экономических показателей предприятия
2.1 Обоснование плана производства продукции
2.1.1 На основе исходных данных о рыночной потребности в изделиях составляем таблицу 2.1 расчетной части согласно варианту
2.1.2 Заполняем таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий
2.1.3 Рассчитываем удельные показатели, значения которых сводим в таблицу 2.3
2.1.4 Определяем количество установленного оборудования
2.1.5 Рассчитаем количество оборудования (N), соответствующее рыночной потребности
2.1.6 С целью наиболее обоснованного принятия решения по объему и номенклатуре выпускаемой продукции, рассчитаем средний коэффициент загрузки оборудования в механическом цехе предприятия
2.1.6.1 Рассчитаем программу механического цеха в приведенных единицах
2.1.6.2 Определим средний коэффициент загрузки оборудования в механическом цехе
2.1.7 Обоснование планового объёма производства продукции в натуральном измерении
2.2 Расчет численности промышленно-производственного персонала
2.2.1 Определим трудоемкость производственной программы
2.2.2 Рассчитаем численность основных производственных рабочих на основе баланса рабочего времени при пятидневной рабочей неделе
2.2.3 Определим структуру кадров промышленно-производственного персонала
2.3 Расчет себестоимости продукции по предприятию
2.3.1 Рассчитаем полную себестоимость изделий и товарной продукции
2.3.2 Рассчитаем прямые материальные затраты и стоимость обработки
2.3.3 Определим структуру себестоимости товарной продукции
2.4 Расчет технико-экономических показателей предприятия
2.4.1 Рассчитаем технико-экономические показатели деятельности предприятия по проекту плана на год
3. Совершенствование методики инновационного развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Введение
Развитие организаций происходит путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.
Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Их инновационный потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.
Инновации находятся, с одной стороны, в противоречии, со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, - нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации.
Инновация - элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Но она является равным образом сочетанием рациональности и иррациональности. Творчество служит двигателем инновации, оно является "первичным ресурсом" предпринимательства при рыночной экономике.
К объектам инновации относятся:
1) продукция (виды, качество);
2) материалы;
3) средства производства;
4) технологические процессы;
5) человеческий фактор (развитие личности);
6) социальная сфера (изменение поведения сотрудников организации);
7) организационное развитие организации.
Инновационная деятельность носит творческий характер, она плохо сочетается с жесткой регламентацией работ и централизацией принятия решений, трудно вписывается в формализованные организационные структуры менеджмента. Для последних характерны тенденции поддержания стабильных отношений и процедур менеджмента, противодействия инновациям, активное сопротивление любым новым формам и методам менеджмента.
Инновационный потенциал организаций во многом предопределяется разнообразием и степенью производственно-технологического единства входящих в их состав производственных единиц. Чем более активную роль играют организации в воспроизводственном процессе и чем больше степень интеграции их основных производств, тем выше инновационный потенциал.
Цель курсовой работы - выявить сущность планирования инновационной деятельности на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль инноваций в деятельности организации;
2) сформировать систему планирования инноваций на предприятии;
3) обосновать эффективность инновационной программы.
Методы исследования включают в себя сбор информации, касающейся инновационной деятельности предприятия; обработку данных и формулирование рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
В данной курсовой работе содержится описание процесса планирования инновационной деятельности предприятия, рассмотрена роль инноваций в современных рыночных условиях и в условиях конкурентной борьбы.
Планирование инновационной деятельности на предприятии
Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым. Именно она позволяет организации не только увидеть свое будущее и наметить цели, но и разработать программу действий по их достижению. Наличие такой программы облегчает использование ресурсов организации и выбор наилучших средств для достижения цели, значительно снижает опасность, исходящую он внешней среды. Это положительно сказывается на результаты деятельности организации и способствует созданию здорового морально-психологического климата в организации, что также оказывает положительное влияние на эффективность. И напротив, отсутствие такой программы сопровождается колебаниями и отклонениями в развитии организации в нужном направлении. Непродуманность и непоследовательность действий чреваты тяжелыми отрицательными последствиями. Прежде всего, неэффективно используются ресурсы организации. Ресурсы организации (а они всегда ограничены) часто направляются не туда, куда нужно, и не на то, на что нужно. В итоге мероприятия по решению назревших проблем не выполняются и потребности потребителей не удовлетворяются. Все это отрицательно сказывается на положении дел, снижает эффективность, создает социальную напряженность в организации. Увеличивается возможность возникновения всякого рода конфликтов, возрастает текучесть кадров и т.п. Эти процессы также негативно влияют на деятельность всей организации.
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях организации и ее среды в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой в жизни каждой организации. Оно имеет две различные плоскости конкретизации: собственно предсказательную (дескриптивную, описательную) и другую, сопряженную с ней, относящуюся к категории управления, - предсказательную (перспективную, предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решение проблем будущего. Помимо формального прогнозирования, основанного на научных методах, к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания и интуиции. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств.
Предсказание есть собственно решение этих проблем, использование этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия управленческих решений на основе полученного знания.
В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают три формы предвидения: гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз, план.
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет большую определенность, поскольку основывается не только на качественных, но и на количественных параметрах и потому позволяет характеризовать будущее состояние организации и ее среды также и количественно.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий в исследуемой организации и ее внешней среде. В нем фиксируются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принятые управленческие решения. Его главная отличительная черта - определенность и директивность заданий. Таким образом, в плане предвидение получает наибольшую конкретность и определенность.
Восприимчивость организаций к инновациям сокращается по мере возрастания производства и развития организационных структур, преобладания крупносерийного и массового типов производства. Чем больше объем производства, выше уровень выпускаемой продукции, тем труднее производство поддается перестройке.
НТП, как правило, сдерживается в рамках массового, узкоспециализированного производства и получает большие перспективы при производстве мелкосерийных высокоспециализированных быстросменяемых изделий.
Наибольшую восприимчивость к инновациям имеют небольшие узкоспециализированные организации. Они специализированы на удовлетворении конкретных запросов потребителей и обладают способностью гибко перестраиваться в зависимости от характера и темпов развития промышленного производства. Их организационные структуры менеджмента оказываются наиболее мобильными и чувствительными к современным научно-техническим тенденциям и организационно-экономическим новшествам.
Внедрение технических, организационных и экономических инноваций требует адекватных изменений в действующих формах и методах организации менеджмента. Внедрение обусловливает необходимость непрерывности управленческих инноваций. Последнее становится все более важным условием повышения эффективности деятельности организаций.
1.2 Сущность планирования инноваций
Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью организации. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. Планирование инноваций это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет следующие семь частных функций:
Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей инновационной программы или организации в целом.
Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы всегда ориентированы в будущее и должны базироваться на обоснованных прогнозах развития ситуации.
План намечает желаемое в будущем состоянии объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
Координация деятельности всех участников инноваций.
Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов. В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации: распорядительная, инициативная,
программная и бюджетная. Распорядительная форма координации выражается в директивном утверждении плановых документов, обязательных для исполнения всеми участниками инновационных процессов.
Инициативная форма координации выражается в добровольном и осознанном согласовании действий менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий и общих плановых ограничений. Программная координация осуществляется в форме установленных каждому участнику частных плановых заданий в соответствии с общим планом работ по инновационной программе. Бюджетная форма координации осуществляется при разработке планового бюджета в виде ограничений по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделяемым каждому участнику.
Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в систему менеджмента в организации.
Создание объективной базы для эффективного контроля.
Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности организации путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт - план". При этом контроль становится предметным, направленным на обеспечение целевого со стояния системы.
6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения инновации.
Устойчивость системы планирования позволяет обеспечивать эффективную актуализацию информации благодаря своевременным контролю и корректировкам плановых заданий.
7. Мотивация участников. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников. Значимость отмеченных частных функций подсистемы планирования делает се важнейшей составляющей системы менеджмента в организации.
В процессе планирования осуществляются обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организаций в целом и для каждой структурной единицы; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; распределение программ отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями; установление календарных сроков проведения работ по программам; расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.
1.3 Система внутрифирменного планирования инноваций
Система планирования инноваций в организациях включает комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования, взаимодействующих друг с другом. Наиболее существенными факторами, определяющими состав и содержание
этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности организации, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности.
Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Принципиальная схема классификации видов планирования инноваций приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Виды внутрифирменного планирования инноваций
По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.
Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и
стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха, Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успеха организации.
Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля организации, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным программам, выполнение расчетов потребности ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др. Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента.
Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и разработок, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствовании технологии и организации производства в организациях. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ организаций и подразделений.
Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.
Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным программам и по всей совокупности планируемый работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределении работ по отдельным календарным периодам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.