Анализ производительности труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По мере развития общества, увеличения объемов производства и национального дохода все больше зависит от эффективности труда. Мера эффективности труда людей в процессе производства получила название производительности труда. Производительность труда – это его результативность, или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции.

Рост производительности труда – это основной источник увеличения национального дохода, дальнейшего развития экономики и повышения материального и культурного благосостояния народа. Поэтому поиск резервов производительности труда – важная задача анализа. Под резервами понимаются неиспользованные, но реальные возможности роста производительности труда, которые могут быть реализованы в течение определенного периода времени.

На изменение уровня производительности труда в стоимостном измерении в целом по предприятию, т.е. на одного работающего, влияют две группы факторов:

1) все причины, вызвавшие отклонение фактических доходов предприятия от плановых;

2) все причины, вызвавшие отклонение отчетной среднесписочной численности персонала основной деятельности от плановой, или отчетной численности за предыдущий период.

Изменение производительности труда (ΔПω) за анализируемый период составит:

                         (2.2)

Используя прием детализации общих результатов, следует определить влияние на изменение производительности указанных факторов, а именно общей суммы доходов (ΔПωД) и численности персонала основной деятельности (ΔПω N). Расчет по следующей формуле:

      (2.3)

где П N, ПД – процент изменения за анализируемый период соответственно по численности персонала и общей суммы доходов.

Для выполнения расчетов необходимо располагать сведениями за анализируемый период, представленными в табл. 2.4.



Таблица 2. 4 .

“Исходные данные для анализа производительности”

Показатели

Базисный

Период

Отчетный

Период

% изменения

Структура, %

Условные обозначения

базисная отчетная Доходы, тыс. руб. в т.ч. 4167973 4336008 104,03 100 100 Д - по «сдельным» автомобилям 3663726 3768351 102,86 87,9 86,9 Дсд - по «почасовым» автомобилям 125341 173474 138,4 3 4 Дпоч - прочие 378907 394183 104,03 9,1 9,1 Дпр Численность производственного персонала, чел. в т.ч. 215 224 104,19 100 100 N - водители 150 156 104 69,77 69,64 N в - ремонтные рабочие 45 47 104,4 20,92 20,98 N рем -  и вспомогательный персонал 5 7 140 2,33 3,13 N всп.п. - прочий производственный персонал 15 14 93,3 6,98 6,25 N пр.п. Грузооборот, тыс. ткм 24103458 23552195 97,71 - - Р Платные автомобиле-часы, тыс. час. 294920 329978 111,89 - - АЧ Доходная ставка 10 ткм, р. 1520 1600 105,26 - - d т.км Доходная ставка 10 а/ч, р. 85000 92000 108,24 - - dat Производительность труда, тыс. руб. 19385922 19357179 99,85 - - ω

 

На следующем этапе анализа выявляют, как повлияло изменение доходов от различных видов перевозок и работ на производительность труда работающих. Это рассчитывается следующим образом:

    (2.4)

где СДсд, СДпоч, СДпроч – соответственно удельные веса доходов от сдельных, почасовых перевозок и прочих работ в общей сумме доходов предприятия, %;

    ПДсд, ПДпоч, ПДпроч – соответственно процент выполнения плана по доходам от сдельных, почасовых перевозок и прочих видов работ.



Таблица 2. 5 .

“Влияние на формирование ΔПω изменения доходов, полученных от различных видов деятельности”

Показатель Структура доходов базисная Гр.2/П N Изменение доходов (ПД – 100) Влияние на производительность труда изменения доходов (гр.3·гр.4),%
Доходы от: - перевозок «сдельными» автомобилями 87,9 0,844 2,86 2,41
- перевозок «почасовыми» автомобилями 3 0,029 38,4 1,11
- прочей деятельности 9,1 0,087 4,03 0,35
Итого: 100 0,959 45,29 3,87

 

Влияние на производительность труда объема выполненных работ по перевозкам и средней доходной ставки определяется так:

 

       (2.5)

          (2.6)

                        (2.7)

 

Теперь осталось выяснить, как повлияло на формирование величины ΔПω N изменение численности различных групп производственного персонала.

 

(2.8)

 

где С , С Nрем.р, С Nпр.пер – соответственно удельный вес численности водителей, ремонтных рабочих и прочего персонала в общей численности персонала основной деятельности;

 



Таблица 2. 6 .

“Влияние на формирование ΔПω N изменения численности различных групп производственного персонала”

Группы работников Плановая структура численности работников, % Гр.2·(100/П N ) Отчетная структура численности работников, % Влияние на ΔПω N изменения численности, % (гр.3 – гр.4)
1. Водители 69,77 66,96 69,64 -2,68
2. Ремонтные и вспомогательные рабочие 23,25 22,32 24,11 -1,79
3. Прочий производственный персонал 6,98 6,7 6,25 0,45
Итого: 100 95,98 100 -4,02

 

Расчеты по анализу производительности труда в целом по АТП можно отобразить в виде схемы (рис. 2.1).

ΔПω =-0,15
 

 

 



Рис. 2.1. Схема расчетов по анализу производительности труда

 

Наибольшее влияние на производительность труда оказало изменение доходной ставки на ткм и составило 4,29%.

Анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда проведем в табл. 2.7 и занесем туда же результаты анализа.

При анализе ТЭП, прежде всего, необходимо выделить те, которые являются определяющими производительность парка. Такими показателями являются:

1. время движения;

2. грузоподъемность подвижного состава и ее использование;

3. использование пробега;

4. средняя техническая скорость.

Наибольшая производительность может быть достигнута при соблюдении следующих основных условий:

· время простоя под погрузкой-разгрузкой должно быть минимальным;

· грузоподъемность подвижного состава должна использоваться полностью;

· подвижной состав должен быть загружен на всем пути следования;

· скорость подвижного состава должна быть возможно большей.

 

Таблица 2. 7 .

“Исходные данные для анализа влияния технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда”

Обозначение Показатель Базис Отчет % изменения
Тн Среднее время в наряде, ч 10,1 10,5 103,96
q Средняя грузоподъемность, т 5 5 100
αВ Коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,8 0,82 102,5
Асп Среднесписочная численность автомобилей 100 105 105
Дк Количество календарных дней в периоде 365 365 100
γ Коэффициент использования грузоподъемности 1 0,92 92
V т Средняя техническая скорость, км/ч 30 27,5 91,67
β Коэффициент использования пробега 0,7 0,73 104,29
Расстояние ездки с грузом, км 20 21 105
t п-р Время простоя под погрузкой разгрузкой за одну ездку, ч 0,21 0,23 109,52
Q Объем перевозок, тыс. т 1269 1190 93,77
Р Грузооборот, тыс. ткм 25372 24980 98,45

 

Таблица 2. 8 .

“Анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда”

Показатель Формула Расчет, (%)
Тн ΔПωтн = (СДсдN )·(Птн – 100) ΔПωтн = (86,9/104,19)·(103,96 – 100) = 3,3
q ΔПω q = (СДсдN ) · (Пq – 100) ΔПω q = (86,9/104,19) · (100 – 100) = 0
αВ ΔПωαВ = (СДсдN ) · (ПαВ – 100) ΔПωαВ = (86,9/104,19) · (102,5 –100) = 2,085
Асп ΔПωАсп = (СДсдN ) · (ПАсп – 100) ΔПωАсп = (86,9/104,19) · (105 – 100) = 4,17
Дк ΔПωДк = (СДсдN ) · (ПДк – 100) ΔПωДк = (86,9/104,19) · (100 – 100) = 0
γ ΔПωγ = (СДсдN ) · (Пγ – 100) ΔПωγ = (86,9/104,19) · (92 – 100) = -6,672
V т ΔПω V т = (СДсдN ) · (П V т · δV т – 100) ΔПω V т = (86,9/104,19) · (91,7·1,015-100) = -5,775
β ΔПωβ = (СДсдN ) · (Пβ · δβ – 100) ΔПωβ = (86,9/104,19) · (104,3·0,99- 100) = 2,717
ΔПω = (СДсдN ) · (П · δ – 100) ΔПω = (86,9/104,19) · (105·0,961 – 100) = 0,755
t п-р ΔПω t п-р = (СДсдN ) · (δп-р – 1) ·100 ΔПω t п-р = (86,9/104,19) · (0,983 – 1) ·100 = -1,418

 

Наибольшее влияние на производительность труда оказал коэффициент использования грузоподъемности.

Несоответствие изменения анализируемого показателя алгебраической сумме влияния показателей факторов называется неразложимым остатком.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.