По мере развития общества, увеличения объемов производства и национального дохода все больше зависит от эффективности труда. Мера эффективности труда людей в процессе производства получила название производительности труда. Производительность труда – это его результативность, или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции.
Рост производительности труда – это основной источник увеличения национального дохода, дальнейшего развития экономики и повышения материального и культурного благосостояния народа. Поэтому поиск резервов производительности труда – важная задача анализа. Под резервами понимаются неиспользованные, но реальные возможности роста производительности труда, которые могут быть реализованы в течение определенного периода времени.
На изменение уровня производительности труда в стоимостном измерении в целом по предприятию, т.е. на одного работающего, влияют две группы факторов:
1) все причины, вызвавшие отклонение фактических доходов предприятия от плановых;
2) все причины, вызвавшие отклонение отчетной среднесписочной численности персонала основной деятельности от плановой, или отчетной численности за предыдущий период.
Изменение производительности труда (ΔПω) за анализируемый период составит:
(2.2)
Используя прием детализации общих результатов, следует определить влияние на изменение производительности указанных факторов, а именно общей суммы доходов (ΔПωД) и численности персонала основной деятельности (ΔПω N). Расчет по следующей формуле:
(2.3)
где П N, ПД – процент изменения за анализируемый период соответственно по численности персонала и общей суммы доходов.
Для выполнения расчетов необходимо располагать сведениями за анализируемый период, представленными в табл. 2.4.
Таблица 2. 4 .
“Исходные данные для анализа производительности”
Показатели
Базисный
Период
Отчетный
Период
% изменения
Структура, %
Условные обозначения
На следующем этапе анализа выявляют, как повлияло изменение доходов от различных видов перевозок и работ на производительность труда работающих. Это рассчитывается следующим образом:
(2.4)
где СДсд, СДпоч, СДпроч – соответственно удельные веса доходов от сдельных, почасовых перевозок и прочих работ в общей сумме доходов предприятия, %;
ПДсд, ПДпоч, ПДпроч – соответственно процент выполнения плана по доходам от сдельных, почасовых перевозок и прочих видов работ.
Таблица 2. 5 .
“Влияние на формирование ΔПω изменения доходов, полученных от различных видов деятельности”
Показатель | Структура доходов базисная | Гр.2/П N | Изменение доходов (ПД – 100) | Влияние на производительность труда изменения доходов (гр.3·гр.4),% |
Доходы от: - перевозок «сдельными» автомобилями | 87,9 | 0,844 | 2,86 | 2,41 |
- перевозок «почасовыми» автомобилями | 3 | 0,029 | 38,4 | 1,11 |
- прочей деятельности | 9,1 | 0,087 | 4,03 | 0,35 |
Итого: | 100 | 0,959 | 45,29 | 3,87 |
Влияние на производительность труда объема выполненных работ по перевозкам и средней доходной ставки определяется так:
(2.5)
(2.6)
(2.7)
Теперь осталось выяснить, как повлияло на формирование величины ΔПω N изменение численности различных групп производственного персонала.
(2.8)
где С Nв, С Nрем.р, С Nпр.пер – соответственно удельный вес численности водителей, ремонтных рабочих и прочего персонала в общей численности персонала основной деятельности;
Таблица 2. 6 .
“Влияние на формирование ΔПω N изменения численности различных групп производственного персонала”
Группы работников | Плановая структура численности работников, % | Гр.2·(100/П N ) | Отчетная структура численности работников, % | Влияние на ΔПω N изменения численности, % (гр.3 – гр.4) |
1. Водители | 69,77 | 66,96 | 69,64 | -2,68 |
2. Ремонтные и вспомогательные рабочие | 23,25 | 22,32 | 24,11 | -1,79 |
3. Прочий производственный персонал | 6,98 | 6,7 | 6,25 | 0,45 |
Итого: | 100 | 95,98 | 100 | -4,02 |
Расчеты по анализу производительности труда в целом по АТП можно отобразить в виде схемы (рис. 2.1).
|
Рис. 2.1. Схема расчетов по анализу производительности труда
Наибольшее влияние на производительность труда оказало изменение доходной ставки на ткм и составило 4,29%.
Анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда проведем в табл. 2.7 и занесем туда же результаты анализа.
При анализе ТЭП, прежде всего, необходимо выделить те, которые являются определяющими производительность парка. Такими показателями являются:
1. время движения;
2. грузоподъемность подвижного состава и ее использование;
3. использование пробега;
4. средняя техническая скорость.
Наибольшая производительность может быть достигнута при соблюдении следующих основных условий:
· время простоя под погрузкой-разгрузкой должно быть минимальным;
· грузоподъемность подвижного состава должна использоваться полностью;
· подвижной состав должен быть загружен на всем пути следования;
· скорость подвижного состава должна быть возможно большей.
Таблица 2. 7 .
“Исходные данные для анализа влияния технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда”
Обозначение | Показатель | Базис | Отчет | % изменения |
Тн | Среднее время в наряде, ч | 10,1 | 10,5 | 103,96 |
q | Средняя грузоподъемность, т | 5 | 5 | 100 |
αВ | Коэффициент выпуска автомобилей на линию | 0,8 | 0,82 | 102,5 |
Асп | Среднесписочная численность автомобилей | 100 | 105 | 105 |
Дк | Количество календарных дней в периоде | 365 | 365 | 100 |
γ | Коэффициент использования грузоподъемности | 1 | 0,92 | 92 |
V т | Средняя техническая скорость, км/ч | 30 | 27,5 | 91,67 |
β | Коэффициент использования пробега | 0,7 | 0,73 | 104,29 |
ℓ | Расстояние ездки с грузом, км | 20 | 21 | 105 |
t п-р | Время простоя под погрузкой разгрузкой за одну ездку, ч | 0,21 | 0,23 | 109,52 |
Q | Объем перевозок, тыс. т | 1269 | 1190 | 93,77 |
Р | Грузооборот, тыс. ткм | 25372 | 24980 | 98,45 |
Таблица 2. 8 .
“Анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда”
Показатель | Формула | Расчет, (%) |
Тн | ΔПωтн = (СДсд/П N )·(Птн – 100) | ΔПωтн = (86,9/104,19)·(103,96 – 100) = 3,3 |
q | ΔПω q = (СДсд/П N ) · (Пq – 100) | ΔПω q = (86,9/104,19) · (100 – 100) = 0 |
αВ | ΔПωαВ = (СДсд/П N ) · (ПαВ – 100) | ΔПωαВ = (86,9/104,19) · (102,5 –100) = 2,085 |
Асп | ΔПωАсп = (СДсд/П N ) · (ПАсп – 100) | ΔПωАсп = (86,9/104,19) · (105 – 100) = 4,17 |
Дк | ΔПωДк = (СДсд/П N ) · (ПДк – 100) | ΔПωДк = (86,9/104,19) · (100 – 100) = 0 |
γ | ΔПωγ = (СДсд/П N ) · (Пγ – 100) | ΔПωγ = (86,9/104,19) · (92 – 100) = -6,672 |
V т | ΔПω V т = (СДсд/П N ) · (П V т · δV т – 100) | ΔПω V т = (86,9/104,19) · (91,7·1,015-100) = -5,775 |
β | ΔПωβ = (СДсд/П N ) · (Пβ · δβ – 100) | ΔПωβ = (86,9/104,19) · (104,3·0,99- 100) = 2,717 |
ℓ | ΔПωℓ = (СДсд/П N ) · (Пℓ · δ ℓ – 100) | ΔПωℓ = (86,9/104,19) · (105·0,961 – 100) = 0,755 |
t п-р | ΔПω t п-р = (СДсд/П N ) · (δп-р – 1) ·100 | ΔПω t п-р = (86,9/104,19) · (0,983 – 1) ·100 = -1,418 |
Наибольшее влияние на производительность труда оказал коэффициент использования грузоподъемности.
Несоответствие изменения анализируемого показателя алгебраической сумме влияния показателей факторов называется неразложимым остатком.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.