Система – это единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых приносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Все организации представляют собой системы. Люди являются социальными компонентами системы, которые вместе с технической подсистемой используются для выполнения работы. Поэтому организации называются социотехническими системами.
Задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать ту систему управления, которая лучше всего отвечает целям и стратегиям организации и воздействующим на нее внутренним и внешним ситуационным факторам. Наилучшей будет та система, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, направлять усилия своих сотрудников на удовлетворение потребностей клиентов и, таким образом, достигать своих целей с высокой эффективностью.
Исходя из общих концепций и взглядов, различают несколько типов или видов организационных систем:[3]
1.Рационалистические и органические системы управления.
2.Открытые и закрытые системы.
3.Централизованные и децентрализованные.
Системы управления отличаются одна от другой главным образом по тому, какую роль они отводят организационной структуре и формальным полномочиям, и какую неформальным факторам, в частности, возможностям проявления личной инициативы и творчества. Соответственно говорят о рационалистической (механистической) и органической (адаптивной) системах управления.
Сами названия – механистическая и органическая – отражают основные черты этих подходов. Применение термина «механистическая» ассоциируется с системой, спроектированной наподобие машинного механизма, предназначенного для производственных операций. Термин «органическая» как бы придает организации качества живого организма, компенсирующего недостатки механистической системы, и по этой причине способной лучше адаптироваться к окружающей среде.
Механистическая модель опирается на принципы рациональной бюрократии немецкого социолога и экономиста Макса Вебера, сформулированные им в начале нашего века. Это жесткая иерархическая структура управления. Она хорошо работает в условиях медленно меняющейся производственной технологии, в слабоконкурентной среде, при стабильной экономической, социальной и политической ситуации.
Для целей обновления активизации человеческого фактора пригодна органическая модель управления, во многом противоположная механистической. Она эффективна для современной рыночной экономики, особенно для организаций, решающих новаторские задачи, разрабатывающих и осваивающих новые продукты и технологии, действующих в условиях жесткой конкуренции. Классическим примером является производство электронной техники и другие высокотехнологические производства.
Системы управления делятся также на открытые и закрытые. Закрытые системы плохо взаимодействуют с внешней средой. Их руководитель слабо заботятся о более эффективном удовлетворении рыночных потребностей, быстром техническом прогрессе, доступности ресурсов информации и капитала. Все усилия таких организаций направлены внутрь – на решение внутренних проблем, а не поиск внешних возможностей. Типичным примером такой системы являются предприятия в условия государственного централизованного управления.
Открытая система характеризуется хорошим взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к изменениям в ней. При изменении рыночной ситуации закрытые системы попадают в тяжелое положение и могут стать банкротами. Открытые системы, адаптируясь к изменениям, могут стать сильнее.
В чистом виде открытые и закрытые организации не встречаются. Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту систему управления, которая позволяет лучше обслуживать потребности рынка, отвечает целям и задачам организации, обеспечивает оптимальное распределение ресурсов.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, называются централизованными. Они ближе стоят к системам механического типа. Децентрализованные организации – это такие организации, в которых многие важные полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях руководители среднего звена имеют большие полномочия в конкретных областях деятельности. Они ближе стоят к системам органического типа.
Если изменения в окружающей среде происходят относительно медленно и организация относительно не велика, то более предпочтительной может оказаться централизованная структура управления. Децентрализованную структуру целесообразно применять тогда, когда окружение организации характеризуется динамичными рынками, силой конкуренции, быстрыми технологическими изменениями, а также в многопродуктовых компаниях. Целесообразность введения децентрализованных структур растет по мере увеличения размеров организации и сложности управления, что особенно характерно для транснациональных компаний.
В рамках одной и той же организации одни производственно-продуктовые отделения могут быть более децентрализованы, чем другие. Это связано с их влиянием на всю организацию, зависимостью от централизуемых ресурсов, а также их различиями в перспективах роста.
Однако даже в сильно децентрализованных организациях высшее руководство оставляет за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных отраслях, коллективные договоры с профсоюзами, важнейшие кадровые решения, распределение дефицитных ресурсов, разработка финансовой и бухгалтерской системы фирмы. Высшее руководство оставляет также за собой контроль расходов и стратегическими планами своих важнейших продуктовых отделений.
Таким образом, каждая фирма в зависимости от своей целевой направленности «выбирает» наиболее для нее подходящий способ организации деятельности. Как правило, этот способ основан на одном из видов систем управления, но содержит и некоторые элементы других видов. Их соотношение зависит от экономической ситуации в данный момент.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.