Организация безопасной работы по обслуживанию электроустановок и электрооборудования тягового подвижного состава
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На ТПС оперативным журналом является журнал технического состояния локомотивов формы ТУ-152.

Работы по обслуживанию электрооборудования на ТПС могут выполняться по наряду, распоряжению и в порядке текущей эксплуатации. По наряду выполняются работы на электрооборудовании ТПС, для производства которых необходимо отключение, переключение высоковольтного электрооборудования (секционных разъединителей контактной сети, высоковольтных выключателей, разъединителей на ЭПС и др.).

Допуск к работе.

Допуск бригады к работе осуществляет специальный работник            ( допускающий) в присутствии бригады и руководителя работ. В случае когда работа выполняется по приказу энергодиспетчера, приказ одновременно является разрешением на допуск бригады к работе. Запрещается выдавать разрешение на начало производства работ по заранее обусловленному времени, так как в любой момент может измениться поездное положение. При этом возможна ошибочная подача напряжения на работающих или создание других опасных ситуаций.

Перед допуском бригады к работе руководитель производит инструктаж: уточняет границы участка работы, указывает ее категорию, определяет места установки заземляющих штанг и ограждения места работы, распределяет обязанности между членами бригады и др. После инструктажа все члены бригады расписываются в наряде.

Допуск к работе в электроустановках:

- осуществляют только по одному наряду, распоряжению

- проводится после проверки подготовки рабочего места;

- проводится непосредственно на рабочем месте.

При приёмке электровоза, тепловоза локомотивная бригада должна проверить:

-устранение замечаний согласно записи в журнале формы ТУ-152; работу устройств обеспечения безопасности движения;

- наличие пломб на двери ВВК;

- противопожарное состояние локомотива, наличие и исправность ав­томатических систем пожарной сигнализации и пожаротушения;(рис. 43)

 

Рисунок 43. Проверяется при приемке локомотива

 -наличие и срок годности первичных средств пожаротушения, наличие на огнетушителях раструбов, пломб на пожарных рукавах, песка в пожарных ведрах, памятки в кабинах управления по действиям при возникновении пожара на локомотиве, наличие емкостей для хранения грязных и чистых обтирочных материалов;

- наличие и исправность блокировочных устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин;

-наличие и исправность защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования; исправность систем освещения;(рис.44)

Рисунок 44.Защитные кожуха

- наличие и укомплектованность аптечек для оказания первой помощи пострадавшим;

-исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах);

- исправность и надежность укладки половиц дизельного помещения (на тепловозе);

- наличие и исправность комплекта инструмента, сигнальных принадлежностей;

- исправное состояние кресел в кабинах управления;

-наличие и пригодность средств индивидуальной защиты:

- диэлектрических перчаток;

- диэлектрических ковров;

- штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока);

- штанг изолирующих;

- противогазов (выдаются при работе на локомотивах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог);

- наушников противошумных;

- очков защитных.

На средствах защиты от поражения электрическим током, кроме диэлектрических ковров и инструмента с изолированными рукоятками, должна быть проверена дата их следующего испытания, а также соответствие их напряжению электрооборудования локомотива. Запрещается пользоваться средствами защиты с истекшим сроком испытания. Средства защиты с истекшим сроком испытания должны быть изъяты из эксплуатации и подвергнуты испытаниям. Запись о необходимости их замены (испытания) должна быть сделана локомотивной бригадой в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152.

На средствах защиты, применение которых не зависит от напряжения (противогазы), должна быть проверена дата их изготовления.

При осмотре слесарно-монтажного инструмента с изолированными ру­коятками необходимо проверить, чтобы изоляция на рукоятках не имела раковин, сколов, вздутий и других дефектов.

Диэлектрические перчатки и коврики не должны иметь механических повреждений. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток сле­дует проверить путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о её целости. Влажные перчатки следует протереть сухой тканью снаружи и изнутри.

В случае нахождения инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты в специальных опломбированных ящиках, необходимо проверить наличие и целостность пломб на ящиках. В данном случае со стояние СИЗ, инструмента и сигнальных принадлежностей должны проверяться при каждом техническом обслуживании ТО-2 и текущем ремонте локомотивов, с регистрацией в журнале ремонта локомотива и последующим опломбированием ящиков.

Перед приведением в движение электровоза с ремонтной позиции, находящейся под контактным проводом, прежде чем поднять токоприёмник, машинист должен поставить об этом в известность помощника машиниста и они вместе должны убедиться в том, что:

 • в высоковольтной камере и в машинном отделении отсутствуют люди;

• щиты высоковольтных камер установлены, а двери закрыты; (рис.44)

• коллекторные люки машин, лестницы и калитки технологических площадок для выхода на крышу электровоза закрыты; • с отремонтированных машин и аппаратов сняты временные присое­динения и заземления;

 • машины, аппараты и приборы готовы к пуску и работе;( рис.45)

 

Рисунок 45. Аппараты готовы к работе.

 

 

• складные лестницы сложены, люки для выхода на крышу электровоза закрыты (заблокированы);(Рис.46)

• быстродействующий (или главный) выключатель отключен, и рукоятки контроллера находятся на нулевой позиции; (Рис.47)

 

Рисунок 47.Главный выключатель отключен.

• главные разъединители на электровозе включены;

 • работники ремонтных бригад прекратили работу, и отошли от электровоза в безопасное место.

После этого машинист должен подать звуковой сигнал (один короткий) свистком электровоза, громко объявить из окна кабины электровоза: «Поднимаю токоприёмник» и поднять токоприёмник способом, предусмотренным конструк­цией электровоза, после чего визуально убедиться в поднятии токоприёмника. При этом помощник машиниста должен находиться в кабине электровоза.

Соединение и разъединение высоковольтных межвагонных электрических соединителей головного вагона поезда с локомотивом, отцепка или прицепка к поезду вагона с электрическим отоплением должны произво­диться при отключенных на локомотиве отопительной электрической цепи поезда, силовых и вспомогательных электрических цепях, быстродействующем или главном выключателе и опущенных токоприемниках.

Блокирующие ключи выключателей пульта управления электровозом и реверсивная рукоятка контроллера машиниста должны находиться у машиниста, а ключ отопления поезда на время подключения отопления машинист должен передать поездному электромеханику.

Соединение и разъединение высоковольтной магистрали головного вагона с локомотивом производится поездным электромехаником или начальником пассажирского поезда в присутствии машиниста локомотива и только после получения от машиниста ключа отопления поезда.

После соединения высоковольтных электрических соединений пасса­жирского поезда с электровозом машинист должен получить от электромеханика ключ отопления поезда. Машинисту запрещается включать отопление и приводить поезд в движение при отсутствии у него ключа отопления.

С момента передачи ключа отопления поезда машинисту, высоковольтные электрические соединения поезда считаются находящимися под высоким напряжением. Ключ отопления должен находиться у машиниста до возникновения необходимости отцепки электровоза, отцепки и прицепки вагонов, проверки исправности действия и ремонта высоковольтного электрооборудования вагонов.

Надзор во время работы. Все работы на контактной сети и линиях электропередачи производятся не менее чем двумя исполнителями. Как правило, надзор осуществляет руководитель работ без права участия в работе или специально выделенный из членов бригады наблюдающий. Фамилия наблюдающего указывается в наряде. Во время надзора наблюдающий освобождается от выполнения всех работ.Не допускается совмещение надзора наблюдающим с выполнением какой-либо работы. На него возлагается обязанность обеспечить соблюдение членами бригады правил техники безопасности.

Наблюдающийотвечает:

- за соответствие подготовленного рабочего места мероприятиям, необходимым при подготовке рабочих мест, и отдельным указаниям наряда;

- за четкость и полноту целевого инструктажа членов бригады;

- за наличие и сохранность установленных на рабочем месте заземлений, ограждений, плакатов и знаков безопасности, запирающих устройств приводов;

- за безопасность членов бригады в отношении поражения электрическим током электроустановки.


При необходимости захода в высоковольтную камеру для уст­ранения неисправности локомотива, машинист должен

- войти в высоковольтную камеру, оставив дверь открытой.

 При этом помощник машиниста (поездной электромеханик - при обслуживании локомотива одним машинистом) должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия машиниста, находящегося внутри нее.

Оформление перерыва в работе, перевода на другое рабочее место, окончания работы.При выполнении работы бригаде предоставляются перерывы для отдыха, приема пищи, а также в случае перехода от одной категории работы к другой. Перед началом перерыва руководитель дает команду о прекращении работы, убеждается в том, что все исполнители ее закончили, убрали инструменты и приспособления, а при работе с отключением напряжения и заземлением – сняли заземляющие штанги. После этого руководитель объявляет перерыв.

При перерыве в работе в связи с окончанием рабочего дня бригада должна быть удалена с рабочего места.Плакаты безопасности, ограждения, флажки, заземления не снимаются.

Перевод бригады на другое место работы допускающий или ответственный руководитель оформляет в наряде. По окончании работы бригада приводит рабочее место в порядок, а руководитель после вывода бригады и осмотра оборудования и места работы расписывается в наряде о ее окончании.

6.3. Порядок оформления работ в электроустановках.

Работы в действующих электроустановках должны проводиться:

по наряду на производство работы, оформленному на специальном бланке установленной формы и определяющему содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы

по распоряжению;

на основании перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
Не допускается самовольное проведение работ в действующих электроустановках, а также расширение рабочих мест и объема задания, определенных нарядом, распоряжением или утвержденным работодателем перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.



Организация работ по наряду

В наряде определяется содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы. Не допускается изменять предусмотренные нарядом меры по подготовке рабочих мест, а также расширять рабочее место. При необходимости расширения рабочего места или изменения числа рабочих мест должен быть выписан новый наряд.

Работник, выдающий наряд, отдающий распоряжение, определяет необходимость и возможность безопасного выполнения работы. Он отвечает за достаточность и правильность указанных в наряде (распоряжении) мер безопасности, за качественный и количественный состав бригады, и назначение ответственных за безопасность выполнения работ, за соответствие выполняемой работе групп перечисленных в наряде работников, а также проведение целевого инструктажа.

Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется работникам из числа административно-технического персонала организации, имеющим группу V - в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
Наряд выписывается в двух экземплярах.

Началу работ по наряду должен предшествовать целевой инструктаж, предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы. Инструктаж проводится в последовательной цепи - от работника, выдавшего наряд, до членов бригады (исполнителей).

Без проведения целевого инструктажа допуск к работе запрещается.

Выдавать наряд разрешается на срок не более 15 календарных дней со дня начала работы. Наряд может быть продлен 1 раз на срок не более 15 календарных дней со дня продления. При перерывах в работе наряд остается действительным.

 Наряды, работы по которым полностью закончены, должны храниться в течение 30 суток, после этого срока они могут быть уничтожены.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 469.