Таблица 1 ─ Эволюция занятости в общественном производстве
Стандартизированная занятость в «обществе труда» | Дестандартизированная занятость постиндустриальной эпохи | |
Профессия | Осуществление трудовой деятельности в рамках единственной профессии, являющейся источником доходов и самоидентификации | Частая смена рода деятельности, отсутствие единственной профессии |
Работа | Единственная (в данный момент времени) | Несколько мест работы, организованные в «портфель работ» |
Трудовая биография (карьера) | Стандартизированная, непрерывная, поступательная, восходящая, конечная трудовая биография (карьера), представляющая собой последовательную смену мест работы и должностей вплоть до выхода на пенсию | Индивидуализированная, дискретная (прерывистая), ненаправленная, без четких границ окончания |
Трудовой договор | Типовой трудовой договор, закрепляющий стандартизированные условия занятости для целых отраслей и профессий | Индивидуализация трудового договора, неформальный наем, самозанятость |
Рабочее время | Полное рабочее время (рабочий день, рабочая неделя) | Неполное рабочее время (рабочий день, неделя) |
Рабочее место | Предоставляется фирмой | Часто не предоставляется фирмой, работа на дому |
Заработная плата | Обеспечивает жизнь работника и его семьи | Каждое отдельное место работы не способно обеспечить жизнь работника, множественность источников заработка |
Риски | Несут фирма и государство, гарантируя стабильность условий занятости в долгосрочной перспективе | Несет работник в условиях гибкого рынка труда |
Рисунок 1 ─ Схема занятости в экономике страны
Рисунок 2 ─ Безработица и ее виды
Таблица 2 ─ Сравнительная характеристика основных концептуальных подходов к регулированию занятости и рынка труда
Концепция рынка труда | Предпосылки и механизм влияния на сферу занятости | Контраргументация и оценка |
1. Либеральная | Рациональное поведение субъектов рынка (работодателей и работников) на основе экономической мотивации и отсутствие значимых ограничений для их действий | Актуальна и неэкономическая мотивация (пример — существование скрытой безработицы) |
Саморегулирующийся рыночный механизм; предложение автоматически порождает соответствующий спрос, и наоборот | Предпосылка нереалистична: провалы рынка, проблема стимулирования потребления | |
Общее перепроизводство и длительная безработица невозможны, существует фрикционная и добровольная безработица | Существует вынужденная безработица, из-за не совершенства рыночного механизма | |
Абсолютная мобильность и однородность рабочей силы | Предпосылки нереалистичны | |
«Гибкость» системы цен, включая рыночную цену рабочей силы (труда) | ||
Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы | Возможное равновесие неустойчиво из-за изменения естественной безработицы | |
Государственное вмешательство нарушает эффективное функционирование рыночного механизма | Государственное вмешательство позволяет сгладить провалы рынка | |
Ненужность вмешательства государства при естественном уровне безработицы | Неразвитость институтов рынка труда | |
Использование инструментов денежно-кредитной и фискальной политики для случая превышения уровня безработицы над «естественным» | Низкая взаимосвязь между финансовым и реальным секторами экономики | |
2. Кейнсианская | Приоритет спроса над предложением и достижение сбалансированного развития рынка труда в зависимости от факторов стимулирования совокупного спроса | Верно в ситуации избыточного предложения на рынке труда |
Возможность неоптимального состояния на рынке труда и существование вынужденной безработицы наряду с фрикционной и добровольной безработицей | Предпосылки верны | |
Зависимость динамики занятости от темпов развития производства и от интенсивности инвестиционного потока | ||
Расходы правительства на организацию общественных работ способны вызвать многократное увеличение дохода и занятости | Необходимость значительных финансовых затрат государства для преодоления недостатка эффективного спроса | |
Концепция рынка труда | Предпосылки и механизм влияния на сферу занятости | Контраргументация и оценка |
| Участие государства в стимулировании занятости путем расширения государственной составляющей инвестиций, а также за счет прямого увеличения государственного потребления | Снижение предпринимательской активности и индивидуальных стимулов к труду, эффект вытеснения частных инвестиций |
Политика на денежном рынке должна быть дополнена активной бюджетной политикой | Отсутствие финансовых возможностей для проведения эффективной политики поддержания спроса, а также затрудненность привлечения внешних кредитов | |
3. Институциональная | Общественные институты регулируют экономическую деятельность | Роль инфраструктуры и институтов рынка труда очень важна, однако подобный подход ограничен в плане воздействия на ситуацию в сфере занятости |
Создание эффективной структуры рынка труда должно сопровождаться появлением соответствующих институтов — инфраструктуры, облегчающей и упорядочивающей отношения между субъектами на этом рынке | ||
Повышение эффективности системы государственных и частных институтов рынка труда | Отсутствие доверия к государственной политике | |
Отсутствие таких неблагоприятных факторов, как скрытая безработица, занятость в теневых секторах экономики, низкая производительность труда | Предпосылка нереалистична | |
4. Плановая | Концепция труда как повинности, которую надо выполнять, а не как рыночного товара для купли-продажи | Отсутствие индивидуальных стимулов к труду и предпринимательской инициативы ведет к снижению производительности труда при отсутствии иной мотивации |
Регулирование трудового потенциала государством на монополистической основе | ||
Государственные органы обладают практически неограниченными возможностями по мобилизации трудовых ресурсов | ||
Тесное сотрудничество между работодателями, профсоюзами и государственными (партийными) органами | Выгодно для защиты прав работников, как правило, именно на свободном рынке | |
Влияние на рынок труда через централизованную систему распределения и перераспределения трудовых ресурсов, а также оплаты труда | Невозможность практической реализации государственной монополии на рынке труда | |
Система социальных гарантий по отношению к определенным категориям трудовых ресурсов, а также высокие гарантии занятости | Требует значительных государственных расходов |
Приложение Б
Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.