Основные направления совершенствования деятельности государственной службы занятости в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В результате проведенного в работе исследования были выявлены проблемы по отдельным направлениям деятельности территориальных органов службы занятости, непосредственно связанных с финансированием из федерального бюджета.

Переход на финансирование мероприятий по содействию занятости населения из средств федерального бюджета показал необходимость уточнения подхода к финансированию политики занятости населения.

Во-первых, при определении объемов финансирования на эти цели необходимо исходить из объективных потребностей рынка труда.

Во - вторых, предусматривать средства федерального бюджета на реализацию превентивных мер, направленных на снижение роста безработицы на основе организации работы с учащейся молодежью, незанятым населением, высвобождаемыми работниками, военнослужащими, подлежащими увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторыми другими категориями граждан. В настоящее время органы службы занятости не имеют права использовать средства федерального бюджета на работу с этими категориями граждан. В то же время средства на превентивные меры не столь значительны и позволяют в последующем экономить средства на пособия по безработице и активные программы. Для решения данного вопроса необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство о занятости населения.

В - третьих, необходимо рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансирования на активные программы содействия занятости населения, т.к. их реализация имеет высокий социально-экономический эффект и быструю окупаемость.

Мероприятия по поддержанию занятости населения в принципе включают в себя широкий спектр действий по регулированию экономических и социальных процессов:

· совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения;

· повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости;

· совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

· повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;

· повышение эффективности деятельности органов службы занятости.

Указанные меры должны быть реализованы Минтрудом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В настоящее время отсутствуют нормативы расходов на реализацию конкретных активных программ содействия занятости населения, что приводит к неравномерному распределению средств на эти цели в разрезе субъектов Российской Федерации и невозможности объективного планирования объемов финансирования на перспективу. В результате зачастую отмечается недостаток финансовых средств в одних субъектах и их излишек - в других.

В целях предотвращения такого положения необходимо разработать соответствующие нормативы финансирования по каждому виду затрат на реализацию активных программ содействия занятости населения.

Разработка нормативов затрат позволит более обоснованно определять объемы затрат на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, распределять бюджетные средства с учетом реальной потребности субъектов Российской Федерации и контролировать их использование.

Повышение эффективности использования средств федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости и т.д.

Разработка такого механизма позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта Российской Федерации, так и между субъектами Российской Федерации.

Вместе с тем, в условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и, прежде всего, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей.

Для этого необходимо:

· повысить эффективность взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями;

· обеспечить привлечение средств региональных и местных бюджетов на реализацию мероприятий активной политики занятости, имея в виду увеличение доли регионального финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

· учитывать при рассмотрении объемов выделения средств из федерального бюджета, во-первых, уровень социально-экономического развития регионов, а во-вторых, объемы выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:

· разработку показателей в прогнозах и сценарных условиях социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, отражающих движение рабочих мест и рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях;

· обеспечение наличия в разрабатываемых инвестиционных федеральных целевых, региональных и иных программах разделов по созданию рабочих мест и влиянию реализации этих программ на ситуацию на региональных рынках труда; развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения;

· расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости;

· формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;

· усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства;

· проведение мониторинга результатов реализации активных программ содействия занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.

В целях развития человеческих ресурсов, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, дальнейшего совершенствования системы профессионального образования и переподготовки кадров необходимо:

· осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики и в целом по Российской Федерации по укрупненным группам профессий и специальностей;

· разработать механизм обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критерии оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональную подготовку молодежи;

· создать и внедрить в работу учреждений профессионального образования технологии содействия эффективному трудоустройству выпускников;

· развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на региональных рынках труда;

· разработать и внедрить в практику работы центров профессиональной ориентации населения методы оценки профессиональной компетенции работников, планирования и сопровождения их профессиональной карьеры;

· разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрифирменного обучения персонала.

Принимаемые меры позволят более эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на профессиональное образование, привести профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров в соответствие с прогнозом развития экономики, повысить качество трудовых ресурсов, обеспечить потребность в кадрах в соответствии со спросом на региональных рынках труда путем повышения мотивации к трудовой деятельности выпускников общеобразовательных учреждений.

Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости включает в себя два основных направления:

1. внедрение в деятельность органов службы занятости современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам службы занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги, что предусматривает:

— совершенствование технологий работы специалистов органов службы занятости с незанятыми и безработными гражданами в части их приема, создания и использования банков вакансий и банков безработных, поиска работы, профориентационной работы;

— использование интенсивных технологий обучения;

— проведение мероприятий по развитию системы информационного обеспечения органов службы занятости;

— внедрение эффективных механизмов профилирования2 безработных граждан;

2. оптимизация структуры и численности работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению, имея в виду:

— проведение инвентаризации территориальных органов службы занятости, центров занятости и учебных центров и приведение их структуры и численности в соответствие с потребностями региональных рынков труда;

— улучшение контрольно-ревизионной работы в территориальных органах службы занятости;

— повышение эффективности расходования средств на содержание органов службы занятости населения;

— создание условий для обеспечения органов службы занятости высококвалифицированными кадрами;

— внедрения системы оказания платных услуг занятому и незанятому населению, а также работодателям в части профориентации, профобучения, предоставления информационных услуг.

Реализация вышеперечисленных мер позволит повысить качество работы органов службы занятости и более эффективно использовать средства федерального бюджета.



Заключение

Необходимость труда как целенаправленного создания благ для удовлетворения человеческих потребностей существовала на всем протяжении истории, но отношение к этой деятельности было различным.

В Законе РФ о занятости населения приводится трактовка занятости и безработных в стране.

Правовую основу государственной политики занятости составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 года), Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 года), «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 года), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 года), «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях» (24 ноября 1995 года), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «Об основах обязательного социального страхования» (16 июля 1999 года), «О прожиточном минимуме в РФ» (24 октября 1997 года), «О государственной социальной помощи» (17 июля 1999 года), «О занятости населения в РФ» (в редакции от 20 апреля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 года).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Рассмотрение мирового опыта проведения политики занятости и регулирования рынка труда наряду с анализом основных особенностей функционирования рынка труда России позволяет выделить преимущества и недостатки конкретного подхода и перспективы его применения в российских условиях кейнсианского, либерального и институционального подходов к формированию государственной политики в области занятости населения..

Для снижения социальной напряженности необходим разумный компромисс в применении мер регулирования рынка труда. Незаменимой структурой в этом отношении становится служба занятости населения, способная регулировать социально-трудовые отношения, связанные с проблемами поиска вакансий и трудоустройства ищущих работу.

Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и пр.

Структура органов федеральной государственной службы занятости населения состоит из управленческого звена - Минтруда России и ДФГСЗН во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.

Основными клиентами органов государственной службы занятости являются лица, которым трудно самостоятельно найти работу, т. е. те, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.

Анализ практики работы органов службы занятости в условиях перехода на бюджетное финансирование выявил общие положительные тенденции: повышение эффективности и усиление контроля за целевым использованием финансовых средств; прозрачность прохождения финансовых потоков; детализированный учет затрат по отдельным статьям расходов; возможность планирования расходов на активные и пассивные мероприятия по содействию занятости населения; обеспечение более равномерного распределения финансовых средств на мероприятия по поддержанию занятости населения по регионам в зависимости от ситуации на рынке труда.

Вместе с тем, обозначился и ряд проблем по отдельным направлениям деятельности территориальных органов службы занятости, непосредственно связанных с финансированием из федерального бюджета.

К основным направлениям совершенствования деятельности государственной службы занятости в России могут быть отнесены:

— уточнение подхода к финансированию политики занятости населения;

— мероприятия по поддержанию занятости населения;

— разработка нормативов финансирования по каждому виду затрат на реализацию активных программ содействия занятости населения;

— разработка механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения;

— расширение привлечения средств из других источников, и, прежде всего, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей;

— совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы;

— осуществление мероприятий по повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;

— внедрение в деятельность органов службы занятости современных технологий;

— оптимизация структуры и численности работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению;

Реализация вышеперечисленных мер позволит повысить качество работы органов службы занятости и более эффективно использовать средства федерального бюджета.



Глоссарий

№ п/п Понятие Содержание
1 2 3
1 Деятельность предпринимательская инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода
2 Индексация доходов увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен
3 Занятость система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями способа производства
4 Заработная плата превращенная форма стоимости и цены рабочей силы, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера
5 Качество рабочей силы совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность. профориентированность и профпригодность
6 Коллективный договор правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации
7 Минимальный размер оплаты труда расчетная величина платы за труд, установленная государством и используемая для целей социальной защиты населения в условиях многообразия форм собственности и либерализации цен
8 Наемные работники свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является основным источником средств существования
1 2 3
9 Организация группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей
10 Персонал личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы, например управленческий персонал
11 Планирование оптимальное планирование на основе экономико-математических методов и моделей, позволяющее выбрать из совокупности возможных, допустимых наилучший план, характеризуемый максимальным значением целевой функции (критерия оптимальности)
12 Прибыль Денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
13 Профессия комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы в одной из отраслей производства
14 Рынок труда механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней)
15 Служба занятости специальная организационная структура государства, занимающаяся проблемами психологической адаптации безработных (рассматривая в том числе семью и друзей как источник душевного равновесия и поддержки для них)
16 Социальная помощь меры, относящиеся ко всему населению и представляющие собой помощь, как правило, кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, требующие дополнительных расходов
17 Социальное партнерство заключение общественного договора в области экономической и социальной политики, выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, работодателями, профсоюзами
18 Социальное пособие безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ
1 2 3
19 Труд целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу, приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей
20 Трудовой договор соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка
21 Трудовые ресурсы трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями к трудовой деятельности и производящая материальные блага или оказывающая услуги
22 Экономически активное население совокупность занятых и безработных, которые находятся в трудоспособном возрасте
23 Эффективность труда результативность трудовой деятельности людей, выраженная в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 193.