Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа

на тему: Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир»

 

 

Благовещенск 2010



Аннотация

 

Дипломная работа содержит 89 с., введение, две главы, заключение,9 рисунков, 6 таблицы, библиографический список содержит 47 источников литературы, 6 приложений.

Зрительное восприятие, средства, развитие окружающий мир, младшие школьники, особенности, методы.

В данной работе рассматриваются: теоретические аспекты развития зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир». Требования и особенности применяемые к средствам по развитию зрительного восприятия. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Проведена экспериментальная работа. Даны соответствующие выводы и рекомендации родителям и учителям начальных классов.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая и психолого-педагогическая литература, электронный ресурс, публикации в специализированных периодических изданиях.

 



Содержание

Введение

1. Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

1.1 Понятие и значение зрительного восприятия в развитии у младших школьников

1.2 Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивидуальные особенности зрительного восприятия у младших школьников

1.3 Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия младших школьников

2. Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.1 Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир

2.3 Оценка эффективности комплекса занятий направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир»

Заключение

Библиографический список

Приложения

 



Введение

В настоящее время в условиях обновление современного образования, средней школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. В связи с этим встает вопрос об обеспечении школы развивающими методиками.

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития – вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики .

Л.А. Венгер [9,с.7] дает следующее определение зрительному развитию младших школьников – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение зрительного восприятия младшем школьном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

А.В. Запорожец [14,с.69] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в школе в значительной мере зависит от уровня его зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания младших школьников и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения различными видами деятельности.

Л.П. Григорьева [10,с.18] утверждает, что недостаточное зрительное развитие младших школьников приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в школе.

Хорошо известно, что именно зрительное восприятие являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох педагогики. В русской педагогике вопросами зрительного восприятия занималась Е. И. Тихеева, опыт Монтессори для практики использовала Ю.И. Фаусек. Отечественные педагоги также внесли вклад в решение проблем развития зрительного восприятия: дидактические разработки Ф. Н. Блехер, системы дидактических материалов Б. И. Хачапуридзе и др.

Исследования, проведенные рядом авторов, свидетельствуют об эффективности целенаправленного и систематического развития зрительного восприятия у младших школьников, посредством обучения их перцептивным приемам для выполнения конкретной деятельности.

Однако анализ психологической литературы показывает, что до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия, с позиции овладения ребенком новыми способами действия, которые позволили бы ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности. Несмотря на ценность научных трудов, вопросы зрительного воспитания редко освещаются в современных исследованиях, в связи с этим сложилось противоречие между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия.

В связи с этим становится очевидной актуальность исследования средств предметного развития зрительного восприятия, которые могли бы обеспечить усвоение необходимого объема информации и развитие способностей зрительного восприятия.

Актуальность данного исследования определяется противоречием между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия и тем, что в пределах зрительного восприятия подготавливается, переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа, необходимая для последующего интеллектуального развития младшего школьника.

Цель исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, которое предусматривает достижение главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности младшего школьника.

Объект исследования: зрительное восприятие

Предмет исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир

Задачи исследования:

1) проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

3) определить методы для развития зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир;

4) разработать и реализовать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

5) дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Гипотеза исследования: развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Методы исследования:

1) анализ научной и психолого-педагогической литературы;

2) наблюдения;

3) тестирование;

4) эксперимент;

5) математическая обработка результатов и интерпретация

База исследования: Средняя школа МОУ № 14, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 2-го класса, 12 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые разработаны модифицированные методики обследования зрительного восприятия младших школьников, методы развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Методика развивающего эксперимента может быть использованы учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у младших школьников любого школьного возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

 



Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия младших школьников

 

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения младших школьников в целом. Любые упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для младшего школьника школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается младших школьников с пониженными способностями к обучению вследствие отклонений в развитии зрительного восприятия [2,с.5].

 Гуманистическая направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность младших школьников к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья младших школьников, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.

При развитии зрительного восприятия разнообразные средства наглядности применяются в работе с младшими школьниками. Это обусловлено тем, что нормально видящий младший школьник с раннего детства овладевает необходимой сформированностью зрительного восприятия окружающего мира без каких-либо специальных условий. Младший школьник, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном развитии зрительного восприятия для ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно [2,с.7].

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При развитии зрительного восприятия в обучении младших школьников используется наглядный материал разных видов, классификация З.Е. Агранович [2,с.10]

1) Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

2) Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.

3) Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.

4) Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.

5) Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

6) Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

7) Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным: демонстрационная наглядность используется для показа всей классе младших школьников, раздаточный рассчитан на работу с одним.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Наиболее эффективно, для развития зрительного восприятия, ознакомление младших школьников с натуральной наглядностью на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, младшие школьники знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, младшие школьники воспринимают сущность происходящих событий [2,с.13].

Особое значение, восприятие натуральной наглядности, имеет для младших школьников, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания младших школьников данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью органов чувств такие младшие школьники получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях.

Использование средств наглядности развивает бережное отношение к диалектическому материалу. Красиво оформленное наглядное пособие, выполненное руками учителя, старшеклассников или собственными, сознание того, что им будут пользоваться и другие, заставляет младших школьников бережно относиться к нему.

Большое значение имеет изготовление младшими школьниками наглядных пособий: раздаточного материала, трафаретов различных фигур, абаков и других. Данная работа развивает пространственные представления и вооружает практическими навыками [2,с.18].

При решении вопроса об использовании наглядных средств следует учесть то большое значение, которое приобретает учет функциональной деятельности пораженного зрительного анализатора: индивидуальные и групповые различия, скорости восприятия, световой и цветовой чувствительности.

Как установлено, у лиц с теми или иными нарушениями зрения складывается зрительный или осязательный типы восприятия. Их соотношение зависит от тяжести поражения зрительного анализатора. Данное обстоятельство и указывает на необходимость широкого применения различных средств наглядности для развития зрительного восприятия.

Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий младших школьников в скорости восприятия, а также состояние световой и цветовой чувствительности школьников.

Требования, предъявляемые к наглядным средствам при развитии зрительного восприятия[13, с.36]:

1) Требования, предъявляемые к объемной наглядности.

Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

2) Требования, предъявляемые к рельефной наглядности.

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность для развития зрительного восприятия младших школьников, имеющих прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения.

3) Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

4) Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.

Следует также учитывать тот факт, что младшие школьники с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у младших школьников положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией [13,с. 38].

Направления адаптации изобразительной наглядности: четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста; выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей; выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысловое содержание картинки, четкость изображения, , а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию младших школьников и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать зрительную нагрузку. Раздаточный материал должен быть оптимальных размеров: 10x10; 20x30.

К подбору для демонстрации младшим школьникам слайдов, диа-, кино- и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

5) Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

6) Требования, предъявляемые к графическим пособиям.

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны младшим школьникам, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

7) Требования, предъявляемые к символической наглядности.

Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность.

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия [13,с.40]:

1) Для обследования наглядности младшими школьниками с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

2) Некоторым младшим школьникам необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

3) Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый младший школьник мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз младших школьников, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

4) В ряде случаев (например, при ознакомлении младших школьников с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в класс до начала занятия для того, чтобы младшие школьники могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в классе.

5) Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию младшим школьникам описанием.

6) Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

7) При демонстрации новых, не знакомых младших школьникам игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у младших школьников планомерность зрительно-осязательного восприятия.

Требования, предъявляемые к программе занятий, в том числе и по развитию зрительного восприятия:

1) открытость;

2) соответствие условия выбранным методам развития зрительного восприятия;

3) возможность разных способов решения;

4) учет актуального уровня развития;

5) учет возрастных особенностей учащихся.

6) использование здоровьесберегающие режимные моменты [13,с.42]

Таким образом, правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях окружающего мира.

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

Зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников.

Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При организации занятий по развитию зрительного восприятия необходимо применять все требования применения наглядных средств и требования, предъявляемые к программе занятий.

 



Таблица 1 – Выявление симптомов снижения зрения

Имя Ф.

Симптомы снижения зрения

Кол-во симптомов

1 2 3 4 5 6 7
1 Марина В. 0 1 0 0 0 0 0 1
2 Наташа Ш. 1 0 0 0 1 0 0 2
3 Ксения Ц. 1 1 0 0 0 1 0 3
4 Денис М. 0 0 0 0 0 0 0 0
5 Настя Д. 0 0 0 0 0 0 0 0
6 Руслан Т. 1 1 1 1 1 1 0 6
7 Коля И. 0 0 0 0 0 0 0 0
8 Руслан И. 0 0 0 0 0 0 0 0
9 Женя П. 1 0 0 0 0 0 0 1
10 Настя Л. 0 0 0 0 0 0 0 0
11 Саша П. 1 1 0 1 1 1 0 5
12 Лена С. 0 0 0 0 0 0 0 0

 

И так из таблицы 1 видно, что у шестерых младших школьников, 50% испытуемых выявлены симптомы снижения зрения. У двоих младших школьников обнаружено по 5 и 6 симптомов. В связи с этим, родителям рекомендовано срочно, проконсультироваться со специалистом–окулистом, неврологом, психиатром, так эти симптомы влияют на зрительное восприятие и интеллектуальное развитие младшего школьник в целом (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Список младших школьников, у которых выявлены симптомы снижения зрения

№№ Имя, Ф. Кол-во симптомов Снижение оценки зрительного восприятия на кол-во балов
1 Марина В. 1 1
2 Наташа Ш. 2 1
3 Ксения Ц. 3 4
4 Руслан Т. 6 7
5 Женя П. 1 1
6 Саша П. 5 7

 

Таким образом, выявленные младшие школьники с симптомами снижения зрения уже будут иметь оценку зрительного восприятия ниже, чем у остальных испытуемых. Необходимо отметить, что Саша П. и Руслан Т. уже наблюдаются у окулиста. Следовательно, этим ребятам необходимо не только развивать зрительное восприятие, но и вмешательство врачей.

Следующей серией констатирующего эксперимента было исследование по методикам определенным для оценки показателей уровня зрительного восприятия.

Таблица 3 – Результаты оценки уровня мышления младших школьников до эксперимента

Имя, Ф.

Субтесты

Баллы всего

Средн. балл

Уровень

1 2 3
1 Марина В. 6 5 3 14 4,7 средний
2 Наташа Ш. 5 3 4 12 4,0 низкий
3 Ксения Ц. 6 4 4 14 4,7 средний
4 Денис М. 3 5 6 14 4,7 средний
5 Настя Д. 3 4 5 12 4,0 низкий
6 Руслан Т. 4 4 3 11 3,7 низкий
7 Коля И. 5 3 4 12 4,0 низкий
8 Руслан И. 9 6 3 18 6,0 средний
9 Женя П. 6 7 7 20 6,7 средний
10 Настя Л. 5 5 7 17 5,7 средний
11 Саша П. 6 5 3 14 4,7 средний
12 Лена С. 8 8 8 24 8,0 высокий

 

Из таблицы 3 видно, что в основном у младших школьников, средний уровень развития мышления, что не может отразиться на их успеваемости и интеллектуальном развитии. Проведенное исследование младших школьников позволяет судить о том, что младшие школьники слабо владеют операциями обобщения, сравнения, выявления признаков, поэтому и имеют средний уровень мышления. И только один имеет высокий уровень мышления, этот мальчик пошел тестирование всего с двумя ошибками в каждом субтесте. Остальные допускали по три и более ошибок. Из всего этого можно сделать вывод, что с младшими школьниками необходимо проводить занятие на развитие мышления, видимо дети пришли в школу слабо подготовленными в сфере зрительного восприятия и интеллектуального развития. Эти пробелы необходимо восполнять, иначе в дальнейшем, младшим школьникам просто будет трудно в обучении.

Для вывода результатов проведенной методики в итоговый этап эксперимента представим данные Таблицы 3 в динамике, Рисунок 1.

 

Рисунок 1 – Уровень мышления младших школьников до эксперимента

 

Как отмечалось выше, из проведенной диагностики, уровень мышления младших школьников не высокий, что непосредственно влияет на процесс анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности, а это является одной из ведущих и основных функций зрительного восприятия. При недостаточности у младшего школьника образов мышления обедняют представления младшего школьника об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития младшего школьника.

Следующим измерением констатирующего этапа было определение уровня зрительной памяти, так как зрительная память является одной из основных функций зрительного восприятия.

Таблица 4 – Результаты оценки уровня зрительной памяти младших школьников до эксперимента

№№

Имя. Ф.

 Задания

1 2 3 4 всего баллов средний балл уровень
1 Марина В. 8 6 8 10 32 8,0 высокий
2 Наташа Ш. 6 4 6 6 22 5,5 средний
3 Ксения Ц. 6 4 6 7 23 5,8 средний
4 Денис М. 4 6 4 8 22 5,5 средний
5 Настя Д. 2 2 4 7 15 3,8 низкий
6 Руслан Т. 2 2 2 5 11 2,8 низкий
7 Коля И. 2 2 4 5 13 3,3 низкий
8 Руслан И. 8 6 2 7 23 5,8 средний
9 Женя П. 4 2 6 6 18 4,5 средний
10 Настя Л. 6 4 6 7 23 5,8 средний
11 Саша П. 2 4 4 5 15 3,8 низкий
12 Лена С. 8 8 6 10 32 8,0 высокий

 

Как видим из Таблицы 4, у младших школьников так же преобладает средний уровень зрительной памяти, всего у двух младших школьников (16,6%) отметился высокий уровень зрительной памяти, у четырех (33,3%) – низкий, а у остальных 50% - средний уровень зрительной памяти. Это довольно-таки низкий показатель данной функции зрительного восприятия. В этом случае мы так же считаем, что дети пришли в школу практически не подготовленными.

В динамике оценка уровня зрительной памяти младших школьников представлена на Рисунке 2.

 



Рисунок 2 – Уровень зрительной памяти младших школьников до эксперимента

 

Исходя из результатов данного исследования, напрашивается вывод, что зрительную память младшим школьникам необходимо развивать всеми доступными методами и средствами, в том числе и средствами предмета окружающий мир. Так как зрительная память влияет на запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. В обучении младших школьников зрительная память играет важную роль при запоминании стихов, текстов, математических функций а это в свою очередь влияет на успешное обучение младших школьников.

И последним исследование констатирующего этапа – это оценка уровня умения младших школьников выделять формы объекта.

Таблица 5 – Результаты оценки уровня умения младших школьников выделять формы объекта до эксперимента

Имя, Ф.

Задания

Баллы всего

Средн. балл

Уровень

1 2 3
13 Марина В. 10 13 12 35 11,7 высокий
14 Наташа Ш. 9 12 10 31 10,3 средний
15 Ксения Ц. 11 10 11 32 10,7 средний
16 Денис М. 11 8 10 29 9,7 низкий
17 Настя Д. 10 9 11 30 10,0 низкий
18 Руслан Т. 8 11 10 29 9,7 низкий
19 Коля И. 10 7 9 26 8,7 низкий
20 Руслан И. 9 12 10 31 10,3 средний
21 Женя П. 11 10 11 32 10,7 средний
22 Настя Л. 11 8 10 29 9,7 низкий
23 Саша П. 10 9 11 30 10,0 низкий
24 Лена С. 13 14 11 38 12,7 средний

 

Из Таблицы 5 так же видно, что уровень умений выделять формы объектов у младших школьников так же не высокий, в этой диагностике определился всего один младший школьник с высоким уровнем (8,3%).

В большинстве случаев (50%) младшие школьники не справлялись с заданием. Карточки раскладывали в основном не правильно. Чаще допускали ошибки при определении формы груши, лампочки. Почти все младшие школьники не смогли определить, куда положить жука – определяли его как круглый предмет, а образца-эталона круга не было. Слабее всех с заданием справилась Настя Л., девочка не смогла определить местоположение желудя, куклы, лампочки, жука и гитары, сказала, что такой похожей фигуры нет. Младшие школьники затруднялись в выполнении задания, требовалось повторение инструкции, помощь в виде подсказки, наводящих вопросов, но впоследствии некоторые младшие школьники правильно раскладывали картинки.

В динамике результаты тестирования представлены на Рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Уровень умений выделять формы объектов младших школьников до проведения эксперимента

 

Таким образом, в целом по исследованию определенных нами составляющих зрительного восприятия младших школьников полученные очень низкие результаты. Причиной низких результатов в первую очередь является низкая интеллектуальная и сенсорная подготовка детей к школе. Конечно же сказывается и то, что у некоторых младших школьников обнаружены субъективные симптомы снижения зрения. В среднем у младших школьников с симптомами снижения зрения занижены свойства зрительного восприятия на 10-15%. Педагогам и родителям необходимо обратить особое внимание на развитие свойства зрительного восприятия младших школьников.

Рисунок 4 – Уровень зрительного восприятия младших школьников до проведения эксперимента

 

И так, мы видим, что уровень зрительного восприятия у младших школьников очень низкий, всего у 16,7 % младших школьников зрительное восприятие развито на высоком уровне.

Так же можно отметить, что свойства зрительного восприятия между собой не взаимосвязаны, если отмечен низкий уровень одного свойства, то другой показатель может быть высокого уровня. Мы провели такой анализ путем сравнения уровней свойства зрительного восприятия. Это хорошо прослеживается на Рисунке 5.



Рисунок 5 – Сравнение уровней свойства зрительного восприятия младших школьников

 

Как видим из Рисунка 5, различия в показателях между уровнями свойств зрительного восприятия незначительные, но все таки они имеются. Младший школьник может что-то делать лучше, что-то хуже, но в целом если показатели зрительного восприятия низкие, то и уровень зрительного восприятия тоже низкий.

Необходимо ещё раз отметить, что зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

По окончании всей опытно-эксперементальной работы, на основании полученных выводов будут даны рекомендации педагогам и родителям по развитию зрительного восприятия.

Четкое представление развития свойства зрительного восприятия, а именно мышление, зрительная память и умение обследования форм предмета позволяет осуществить работу по развитию зрительного восприятия.

Рисунок 6 – Уровень развития мышления младших дошкольников

 

Как видим из рисунка уровень мышления младших школьников повысился, высокий уровень преобладает теперь у 3 (25%) младших школьников, средний уровень 8 (66,7%), и соответственно снизился численный показатель низкого уровня мышления – 1 (8,3%). Этот уровень удерживается у мальчика со слабым зрением.

Из представленного ниже рисунка 7, так же видно, что комплекс проведенных занятий направленных на развитие зрительного восприятия показал свою эффективность, обеспечив положительную динамику развития зрительной памяти младших дошкольников.

 



Рисунок 7 – Уровень развития зрительной памяти младших дошкольников

 

Показатели развития зрительной памяти почти идентичны повторной диагностике уровня мышления. Так, высокий уровень выявился у 4 (33,3%) младших школьников, средний у 7(58,33%), и низкий так же преобладает у одного младшего школьника. В этом случае можно оговориться, что мальчик отстает не только в развитии, но и по успеваемости по всем предметам.

 

Рисунок 8 – Уровень умений выделять формы объектов младших школьников

 

Показатели уровня умений выделять объекты, после проведения комплекса занятий у младших школьников, как видим так же повысились, за исключением одного младшего школьника.

На этого ребенка необходимо обратить особое внимание, у него практически отсутствует интеллектуальное развитие. Ребенок совсем не интересуется происходящим во круг него. Его даже не интересуют подвижные игры, которые мы устраивали во время физминуток. Наблюдая за ним можно с уверенностью сказать, что у мальчика травмирована психика. Родителям этого младшего школьника рекомендовано, индивидуально обратиться к психологам, социологам. Семья этого младшего школьника, как оговаривалось выше не благополучная. Здесь нужна ещё и социально-психологическая работа с семьей.

В целом же проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития зрительного восприятия. Сравнительный анализ уровня развития зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир» представлен в динамике на Рисунке 9.

 

Рисунок 9 – Уровень зрительного восприятия младших школьников

 

На рисунке 9 отчетливо видно, что после проведения комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир», уровень младших школьников стал значительно выше. Так, из 12 испытуемых младших школьников только у двоих средний и низкий уровень, но здесь необходимо отметить, что по одному младшему школьнику (Руслан Т.), у которого низкий уровень всех показателей зрительного восприятия, необходимы консультации и практическая помощь всех специалистов для развития личности младшего школьника.

Ещё у одного мальчика (Саша П.), в целом по показателям зрительного восприятия результаты хорошие. С низкого уровня он повысил зрительное восприятие до среднего, однако это связано с симптомами снижения зрения. У него отклонение в зрении и он находится под наблюдением врача-офтальмолога.

Экспериментальная реализация комплекса занятий показала, что предлагаемая система игр и упражнений, заложенных в комплекс, эффективна и дает положительные результаты.

Проведенный цикл занятий, а это беседы, диалоги, педагогические ситуации, которые на конкретных примерах показывают красоту окружающего мира через восприятие, удивление, любование, восхищение, способствующие эмоциональному и содержательному общению, развитию художественного видения младших школьников – это действенная работа подвела младших школьников к доступной эмоциональной оценке окружающего с выделением различных эстетических качеств, т.е. к повышению зрительного восприятия.

В проведенном экспериментальном исследовании, по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» были соблюдены все требования:

- созданы условия предметно-развивающей среды;

- учтены возрастные особенности у младших школьников при разработке комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия младших школьников;

- использованы разнообразные средства и методы развития зрительного восприятия у младших школьников;

- работа по развитию зрительного восприятия проводилась систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для младших школьников заданий определялась не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили младшие школьники в ходе экспериментального исследования. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы

Таким образом, соблюдая все выдвинутые требования гипотезой, были достигнуты положительные результаты работы.

В ходе эксперемиентальной работы были предложены рекомендации родителям и педагогам:

1. Следить за проявлением субъективных симптомов снижения зрения

2. Младшим школьникам, у которых выявлены симптомы снижения зрения необходимо наблюдение специалистов.

3. Систематически проводить занятия по развитию зрительного восприятия в школе во время разминок или дома. Занимаясь в группе, в паре или даже в одиночку, можно например, использовать такие приемы:

 «Назови!»: Ведущий (в группе) или взрослый – ребенку (или другому партнеру, или же самому себе) предлагает назвать:

- пять объектов, которые больше/меньше автомобиля: блюдца, холодильника, собственного пальца и т.п.;

- пять объектов красного (синего, зеленого, желтого, пестрого) цвета;

- все предметы в комнате, которые имеют в себе окружность: прямоугольник,

 треугольник и др.

Дальше – по вашему усмотрению, в любых вариантах. Для детей можно начать и с трех объектов и наращивать постепенно. Выбор за вами!

На самом деле это первый этап или разминка, которая хороша и сама по себе, а если тот, кто справился, еще и приз получает, так и вообще замечательно!

«Представь!»: Представление мысленных образов – картинок, например, воображая, как выглядят:

- пять любимых игрушек: блюд, ягод, овощей, книг, дисков, блузок – маек;

- пять слов, начинающих на букву «А», или любую другую;

- пять разных: сортов цветов, деревьев, лекарственных трав, домашних животных;

- пять бытовых приборов: марок автомобилей, предметов мебели.

На подобии таких примеров можно самим родителям или педагогам придумать упражнения для развития зрительного восприятия.

4. При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой младших школьников, а именно:

- степень подготовленности младших школьников, состояние их знаний и навыков;

- условия среды, окружающей детей.

5. Успешному развитию зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир» будет способствовать:

- тщательный отбор дидактического материала;

- разнообразие упражнений, опирающихся на мыслительную деятельность, зрительную память, навыки и умения;

- постепенное усложнение заданий;

- усиление роли самостоятельности в выполнении заданий.

Выполняя все рекомендации можно повысить зрительное восприятие младших школьников. И будем надеяться, что развитое зрительное восприятие при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у младших школьников, а еще и укрепится.

Проведенная опытно-эксперементальная работа позволила определить эффективность развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Для подтверждения выдвинутой гепотизы были соблюдены все педагогические условия и требования, предъявляемые при развивающем обучении.

На развивающих занятиях зрительное восприятие использовались различные методы, это – рассказы, экскурсии, слайды, игровые и др. Игры входящие в комплекс занятий были использованы дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительным воспитанием.

Соблюдая все требования и условия, нам удалось достичь положительных результатов в ходе исследования. Гипотеза нашла свое подтверждение.

На основании полученных выводов и результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям и педагогам, и при выполнении этих рекомендаций у младших школьников будет еще лучше развито не только зрительное восприятие, но и интерес к обучению, творческое воображение и мыслительные способности.

 



Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях окружающего мира.

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

Зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников.

Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При организации занятий по развитию зрительного восприятия необходимо применять все требования применения наглядных средств и требования предъявляемые к программе занятий.

Проведенная опытно-эксперементальная работа позволила определить эффективность развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Для подтверждения выдвинутой гепотизы были соблюдены все педагогические условия и требования, предъявляемые при развивающем обучении.

На развивающих занятиях зрительное восприятие использовались различные методы, это – рассказы, экскурсии, слайды, игровые и др. Игры входящие в комплекс занятий были использованы дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительным воспитанием.

На основании полученных выводов и результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям и педагогам, и при выполнении этих рекомендаций у младших школьников будет еще лучше развито не только зрительное восприятие, но и интерес к обучению, творческое воображение и мыслительные способности.

Таким образом, соблюдая все требования и условия, нам удалось достичь положительных результатов в ходе исследования. Гипотеза нашла свое подтверждение, что развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые разработаны модифицированные методики по выявлению симптомов снижения зрения; обследования зрительного восприятия младших школьников; методы развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир; разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Комплекс занятий направленных на развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» может быть использован учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у школьников любого возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

 



Библиографический список

1 Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова–М.: Академия,2002 – 256 с.

2 Агранович, З.Е.Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников / З. Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2003 – 40 с.

3 Блинникова, И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций / И.В. Блинникова. Ин-т психологии РАН. – М.: 2003. - 142 с.

4 Безруких, М.М. Методика оценки уровня зрительного восприятия младших школьников / М. М. Безруких, Л. В. Морозова, Н. Н. Теребова // Физиология человека / Российская акад. наук. Отделение физиологии. – М.: 2009. – Том 35 – № 2 – С. 132-135.

5 Богуславская, З.М. Развивающие игры для младших школьников / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение .2001 – 89 с.

6 Богуславский, Г.Б. Корнетов. Сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори. М.: «Карапуз». – М.: 2002 – 467 с.

7 Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с природой /Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2003. – 201 с.

8 Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2003. – Т. 2. – 364 с.

9 Венгер, Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 152 с.

10 Григорьева, Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение / Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина, В.А. Толстова // Физиология человека. – 2002. – Т. 22. – № 1. – С. 33 – 38.

11 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность младших школьников /М. Доналдсон. – М.: Педагогика, 2004. – 213 с.

12 Давыдова, Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись./Н.Г Давыдова – М.: «Скрипторий», 2007 – 93 с.

13 Дружинина, Л. А. Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением зрения./Л.А. Дружинина – М.: «Экзамен», 2006.

14 Жукова, Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников / Е.А. Жукова. Диссертация – М.: Киров. 2006 – 189 с.

15 Запорожец, А. В. Психология действия /А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2000. – 193 с.

16 Занков, М.И. Обучение и развитие./ М.И. Занков – М.: Гардарики. 2005 – 156 с.

17 Еремеева, О.О. Один из приемов поиска решения задач.//Начальная школа. – №7 – 2003. – С.43

18 Егорова Т.Г.. Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе/Т.Г. Егорова – М.: Гардарики, 2006 – 125 с.

19 Краткий справочник по природоведению для начальной школы с тренировочными заданиями. – М.: Айрис-Пресс,2005 – 52 с.

20 Лисина, М. И. Общение, личность и психика младшего школьника./ М. Лисина – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 78 с.

21 Лук, А.Н. Мышление и творчество./А.Н. Лук – М.: ВЛАДОС.2003 – 189 с.

22 Максаков, А.И. Учите, играя /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.

23 Матюгин, И. Зрительная память / И. Матюгин, Е. Чакаберия – М.:2004 – 128 с.

24 Метиева, Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы младших школьников[Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/ebooks/

25 Меликян, З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников/ З.А. Меликян – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2002 – 136 с.

26 Монтессори, М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В.

27 Мастерство учителя – успех ученика / Сборник методологических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. – М.: Томск, 2006. – 101 с.

28 Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений./ В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. – с.181-190

29 Основы педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 2001. – 372 с.

30 Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2003 – 349 с.

31 От А до Я. Тесты для младших школьников [Электронный ресурс ] URL: http://azps.ru/tests/indexch.html

32 Пиаже, Ж. Речь и мышление младшего школьника /Ж. Пиаже. – М.: Владос, 2004. – 197 с.

33 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида/ под ред. Л. Плаксиной. –М.: «Экзамен», 2005 – 185 с.

34 Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 2001 – 123 с.

35 Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить./Паламарчук В.Ф. – М.: Гардарики. 2005 – 132 с.

36 Пономарев, Я.А. Знания, мышления и умственное развитие./ Я.А. Понамарев – М.: Педагогика – Пресс. 2005 – 96 с.

37 Ратанова, Т. Диагностика умственного развития /Т. Ратанова //Дошкольное воспитание. - №1, 2007. – С. 24 – 28.

38 Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. /Е.И. Рогов − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.─ с.217-233

39 Сорокоумова, Е.А. Уроки-путешествия в начальной школе: Практическое пособие./Е.А.Сорокоумова – М.: АРКТИ, 2008 – 45 с.

40 Сборник игр и игровых упражнений. Зрительное восприятие младших школьников. Специальная психология / сост. Метиева Л. – М.:2008. – 120 с.

41 Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у младших школьников /Л.Ф. Тихомирова. – М.: Просвещение, 2002. – 73 с.

42 Телегина, Э.Д., Гагай В.В. Аннотация «Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников»// Вопросы психологии.2003 – №5 – С. 17 – 25

43 Умнова, М.С. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем. / сост. М.С. Умнова. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама. 2008 – 215 с.

44 Фонарев, А. М. Развитие ориентировочных реакций у младших школьников /А.М. Фонарев. – М.: Просвещение, 2004. – 93 с.

45 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2001. – 298 с.

46 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Владос, 2001. – 125 с.

47 Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 10-11

48 Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002 – 375 с.

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Приложение Б

 

Интерпретация результатов

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов – низкий уровень, способность к обобщению развита слабо

 



Приложение В

Приложение Г

Модифицированная методика определения у младших школьников уровня умения выделять формы объекта

Инструкция к проведению методики:

Материал: Три открытых коробки (размер каждой стенки 15x20 см) одинакового цвета. На одной стенке каждой коробки изображен эталон-образец сложной формы. Все три эталона разной формы, но одного размера, каждый вписывается в квадрат размером 4x4.

Набор карточек: машина, собака (голова), ботинок, коляска, трактор, пирамида, морковь, желудь, утюг, кукла, гитара, лампа, матрешка, жук, груша, по пять картинок на каждый эталон.

Коробки и карточки с картинками разложены перед ребенком. Коробки ставятся так, чтобы были видны эталоны; карточки раскладываются обратной стороной, чтобы последовательность их предъявления была случайной.

Задание.

Возьми любую карточку, переверни ее, посмотри на картинку и на фигуры, которые нарисованы на коробках. Картинку нужно положить в ту коробку, на которой фигура больше похожа на твою карточку. Когда положишь эту картинку, возьми другую карточку, переверни ее и тоже положи в коробку, на которой фигура похожа на твою картинку. Таким образом, разложи, пожалуйста, все картинки.

В процессе работы, чтобы младший школьник не раскладывал картинки случайно, педагог обращает его внимание на изображенные на коробках эталоны. В протоколе фиксируется, в какую коробку и какие картинки разложены.

Оценка результатов.

За каждую карточку, положенную в соответствующую коробку, дается один балл. За карточку, положенную неправильно, т.е. за ошибку, 1 балл. Максимальный балл – 15. Оценка определяется по разнице между максимумом в 15 баллов и числом ошибок.

Интерпретация результатов:

15 – 14 баллов – высокий уровень;

13 – 11 баллов – средний уровень;

10 – 8 баллов – низкий уровень;

Результаты тестирования фиксируются в таблице:

 

Имя Ф.

Задание

Всего (балл)

Уровень

1 2 3

             
             

 

 

Приложение Д

 

Приложение Ж

 

Игра Путешествие

Цель:

Закрепить знания полученные во время опытно-экспериментальной работы по темам:

1. Жизнь прекрасна!

2. Природа, красота явлений природы.

3. Откроем тайну листопада.

4. Объекты живой и неживой природы.

5. Человеческий организм.

Задачи:

1. Развивать зрительное восприятие.

2. Выявить умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

3. Развивать познавательный интерес в изучении природы родного края.

4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую активность на уроке, коммуникативные качества;

5. Воспитывать внимательное отношение к природе, желание оказать посильную помощь.

Оборудование:

- Плакат «Поляна в лесу».

- Макеты созвездия Малой Медведицы, дерева, пня со мхом, Солнца.

- Карточки с изображением грибов, лекарственных и ядовитых растений.

- Аптечка.

- Карточки для работы в группах.

- Плакат с изображением сторон света.

Ход урока

I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

II. 1. Сегодня на уроке мы вспомним всё самое важное из того, что изучали в первой четверти. Я предлагаю нам всем отправиться в путешествие, поход по нашей местности, во время которого вы и покажете все свои знания и умения. Многие задания вам нужно будет выполнять командой, поэтому, давайте вспомним правила поведения в группе. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы и оценивать правильность ваших действий и вашу активность.

За каждый правильный группа будет подниматься на одну ступеньку вверх по лестнице, которую вы сами создадите. Та команда, у которой лестница окажется выше, победит в игре.

– Отгадайте, в какое время года мы отправляемся в путешествие?

 

Днём тепло и светит солнце,

Утром холодно теперь.

Жёлтый листик спрыгнул с ветки

И стучится в мою дверь.

(Осень)

 

– Когда наступает осень в северном полушарии, в южном полушарии? Перечислите осенние месяцы в нашей местности.

– Назовите особенности погоды осенью в нашей местности (температура, ветер, облачность, осадки).

II. 2. Итак, мы отправляемся в путешествие. Но сначала необходимо хорошо к нему приготовиться.

Первая команда отвечает за продукты.

Вторая команда составляет список необходимой одежды.

Третья команда обеспечивает нас предметами первой необходимости.

Задача: выбрать из списка только самое необходимое (поставить +).

Дополнить список недостающими, на ваш взгляд, продуктами, одеждой, вещами

Физминутка.

 

По дорогам мы идём

И овраг мы перепрыгнем,

Под ветвями проползём,

Улыбнёмся, подмигнём,

Нашей цели мы достигнем!!!

 

II. 3. Наконец, мы дошли до нашей поляны.

– Посмотрите на иллюстрацию поляны. Кто догадался, какое сейчас время суток? (Вечер, т. к. солнце изображено на западе)

– Давайте осмотрим поляну. В какой стороне света от палатки мы расположили костровое место? (На севере)

– Что находится на юге? (Речка)

– В какой стороне света расположено одинокое дерево? Как догадались? (На западе, т. к., если встать лицом к северу, то сзади будет юг, слева – запад, а справа – восток)

– Значит, что мы видим на востоке? (Ели)

– Мы не заметили, как Земля сделала один оборот вокруг своей оси. Сколько прошло времени? (1 сутки)

II. 4. Нам нужно идти дальше. Следующее испытание: чья команда быстрее придёт к месту своей следующей стоянки.

Командам раздаю карточки с заданиями. Если вы правильно выполните все задания, то не заблудитесь в лесу и благополучно доберётесь до места.

Для демонстрирования и объяснения выполнения задания необходимо выбрать одного человека от команды.

Задание для 1 команды:

1. Встать под созвездием Малой Медведицы.

2. Пройти на север 8 – 10 шагов.

3. Определить северную сторону дерева, которое ты видишь.

4. Взять пакет с северной стороны дерева, вернуться к команде, вскрыть его и выполнить задание.

Задание: отбирать только съедобные грибы. Как они называются? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Задание для 2 команды:

1. Встать у северной стороны пня.

2. Сделать на запад 8 – 10 шагов.

3. На поляне увидеть растения.

4. Взять их, вернуться к команде и выполнить задание.

Задание: отбирать только лекарственные растения. Какую пользу они приносят? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Задание для 3 команды:

1. Встать под Солнцем. Сейчас полдень. В какой стороне света сейчас находится Солнце?

2. Сделать на север 6 шагов.

3. Взять аптечку, которую увидите.

4. Вернуться к команде, открыть аптечку, выполнить задания.

Задание: для чего может пригодиться в походе каждый предмет? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

II. 5. Теперь мы должны вернуться на ночлег на нашу поляну. Но для этого необходимо отгадать кроссворд.

1. Последний летний месяц в северном полушарии. (Август)

2. Прибор для определения сторон света. (Компас)

3. Звезда, на которую направлена воображаемая ось земли. (Полярная)

4. Какое явление не даёт птицам улетать в космос. (Притяжение)

5. Если встать лицом на север, то слева будет… (Запад)

6. Модель земного шара. (Глобус)

7. Тепловой пояс, в котором мы живём. (Умеренный)

8. Несветящиеся шарообразные небесные тела, вращающиеся вокруг звёзд и Солнца. (Планеты)

(Получилось слово ГОРИЗОНТ)

Что мы называем линией горизонта?

II. 6. А теперь мы должны вернуться домой, но для этого командам необходимо правильно закончить предложения.

1 команда:

1. При нагревании вода превращается ______________________.

2. Это_______________________ состояние вещества.

3. На смену зимы приходит весна, так как Земля вращается вокруг ___________________.

4. Земля делает 1 оборот вокруг Солнца за _____________________.

2 команда:

1. Смена дня и ночи происходит потому, что Земля вращается вокруг _______________________.

2. Земля делает 1 оборот вокруг своей оси за _________________.

3. Если встать лицом на север, то сзади будет _______________, слева – _________________, справа – _______________________.

4. В полдень Солнце находится ___________________________.

3 команда:

1. Светящиеся небесные тела называются __________________. Они имеют форму _________________.

2. Вокруг звёзд вращаются ____________________.

3. Луна – это _______________________________.

4. В_______________________ тепловом поясе поверхность Земли получает только косые лучи.

III. Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно, без потерь смогли вернуться домой. Как вы думаете, где вам пригодятся знания и умения, которые вы получили на этих уроках?

Победила _____ команда, т. к. она поднялась выше всех по лестнице.

Дипломная работа

на тему: Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир»

 

 

Благовещенск 2010



Аннотация

 

Дипломная работа содержит 89 с., введение, две главы, заключение,9 рисунков, 6 таблицы, библиографический список содержит 47 источников литературы, 6 приложений.

Зрительное восприятие, средства, развитие окружающий мир, младшие школьники, особенности, методы.

В данной работе рассматриваются: теоретические аспекты развития зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир». Требования и особенности применяемые к средствам по развитию зрительного восприятия. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Проведена экспериментальная работа. Даны соответствующие выводы и рекомендации родителям и учителям начальных классов.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая и психолого-педагогическая литература, электронный ресурс, публикации в специализированных периодических изданиях.

 



Содержание

Введение

1. Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

1.1 Понятие и значение зрительного восприятия в развитии у младших школьников

1.2 Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивидуальные особенности зрительного восприятия у младших школьников

1.3 Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия младших школьников

2. Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.1 Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир

2.3 Оценка эффективности комплекса занятий направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир»

Заключение

Библиографический список

Приложения

 



Введение

В настоящее время в условиях обновление современного образования, средней школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. В связи с этим встает вопрос об обеспечении школы развивающими методиками.

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития – вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики .

Л.А. Венгер [9,с.7] дает следующее определение зрительному развитию младших школьников – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение зрительного восприятия младшем школьном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

А.В. Запорожец [14,с.69] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в школе в значительной мере зависит от уровня его зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания младших школьников и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения различными видами деятельности.

Л.П. Григорьева [10,с.18] утверждает, что недостаточное зрительное развитие младших школьников приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в школе.

Хорошо известно, что именно зрительное восприятие являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох педагогики. В русской педагогике вопросами зрительного восприятия занималась Е. И. Тихеева, опыт Монтессори для практики использовала Ю.И. Фаусек. Отечественные педагоги также внесли вклад в решение проблем развития зрительного восприятия: дидактические разработки Ф. Н. Блехер, системы дидактических материалов Б. И. Хачапуридзе и др.

Исследования, проведенные рядом авторов, свидетельствуют об эффективности целенаправленного и систематического развития зрительного восприятия у младших школьников, посредством обучения их перцептивным приемам для выполнения конкретной деятельности.

Однако анализ психологической литературы показывает, что до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия, с позиции овладения ребенком новыми способами действия, которые позволили бы ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности. Несмотря на ценность научных трудов, вопросы зрительного воспитания редко освещаются в современных исследованиях, в связи с этим сложилось противоречие между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия.

В связи с этим становится очевидной актуальность исследования средств предметного развития зрительного восприятия, которые могли бы обеспечить усвоение необходимого объема информации и развитие способностей зрительного восприятия.

Актуальность данного исследования определяется противоречием между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия и тем, что в пределах зрительного восприятия подготавливается, переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа, необходимая для последующего интеллектуального развития младшего школьника.

Цель исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, которое предусматривает достижение главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности младшего школьника.

Объект исследования: зрительное восприятие

Предмет исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир

Задачи исследования:

1) проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

3) определить методы для развития зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир;

4) разработать и реализовать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

5) дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Гипотеза исследования: развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Методы исследования:

1) анализ научной и психолого-педагогической литературы;

2) наблюдения;

3) тестирование;

4) эксперимент;

5) математическая обработка результатов и интерпретация

База исследования: Средняя школа МОУ № 14, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 2-го класса, 12 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые разработаны модифицированные методики обследования зрительного восприятия младших школьников, методы развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Методика развивающего эксперимента может быть использованы учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у младших школьников любого школьного возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

 



Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

Дата: 2019-12-10, просмотров: 208.