В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением. Создан Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (г. Москва).

ВОПРОСЫ

Что является предметом логопедии?

Какие формы и виды речи вы знаете?

Расскажите об аспектах нормального развития речи детей.

Что понимается под термином «нарушение речи»?

В чем состоят основные задачи логопедии?

Какие вы знаете принципы анализа речевой патологии?

Расскажите об основных методах логопедического воздействия.

Перечислите факторы, которые могут стать причиной речевых нарушений у ребенка.

Часть II. Основные формы и виды речевых нарушений.

Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза.) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Схематически клинико-педагогическая квалификация представлена ниже.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления:

афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;

брадилалия — патологически замедленный темп речи;

тахилалия — патологически убыстренный темп речи;

заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

афазия — полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения.

Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Для данной классификации характерно объединение психолого-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) критериев.

В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы в настоящее время разработаны специфические методы и приемы коррекционно-логопедической работы.

В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода в обучении и воспитании.

На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы.

К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.

Все эти нарушения будут подробно рассмотрены в соответствующих главах.

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недостатках произношения звуков.

Каждая группа дефектов, в свою очередь, различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации взаимно дополняют друг друга и используются как в диагностике, так и при коррекции речевых нарушений.

ВОПРОСЫ

Что понимается под термином «нарушение речи»?

Расскажите об основных видах речевой патологии:

в устной речи;

в письменной речи.

В чем состоят основные особенности двух типов классификации речевых нарушений?

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1591.