ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольск
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор
______________/Е.А. Короткова/
«___» ________2015 г.
Яковых Юрий Владимирович
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование
профиль «Физическая культура»
заочная форма обучения
Тобольск 2015
Содержание
Рабочая программа дисциплины…………………………………...…………………......... | 3 |
Руководство по организации обучения дисциплине ………………………………….. | 10 |
Приложения …………………………………………………………………………………… | 14 |
Приложение 1. Лекционные материалы ……………………………………………………… | - |
Приложение 2. Практические занятия ……………………………………………………… | - |
2.1. Планы практических занятий ……………………………………………………… | - |
2.2. Методические указания к практическим занятиям ………………………………. | - |
Приложение 3. Лабораторный практикум …………………………………………………… | - |
3.1.Задания к лабораторному практикуму …………………………………………….. | - |
3.2.Методические указания к лабораторному практикуму ………………………… | - |
Приложение 4. Самостоятельная работа студентов …………………………………...…… | 13 |
4.1. Задания для самостоятельной работы …………………………………………….. | 14 |
4.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы ……………… | 14 |
Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине … | - |
5.1. Технологическая карта дисциплины ……………………………………………... | - |
5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине ………… | - |
5.3. Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине …………….. | - |
5.4. Вопросы к зачету …………………………………………………… ………….. | - |
Приложение 6. Глоссарий …………………………………………………………………… | - |
Приложение 7. Дополнительные учебно-методические материалы ……………………… | - |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Тобольске
Кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий кафедрой
физического воспитания,
спорта и методик преподавания
____________Н.Я. Ильиных
12 сентября 2015 г.
Яковых Юрий Владимирович
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Рабочая программа
для студентов направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование
профиль «Физическая культура»
очно-заочная форма обучения
Тюмень
Издательство
Тюменского государственного университета
2015
I . Цели и задачи освоения дисциплины:
1. Цели освоения дисциплины (модуля): учебная практика в общеобразовательной школе является важным элементом практической подготовки бакалавров. Она предполагает формирование профессионально значимых качеств и психических свойств личности бакалавра в соответствии с образовательным стандартом, а также воспитание потребности в педагогическом самообразовании, профессиональном самовоспитании, творческом исследовательском подходе к педагогической деятельности.
Задачи:
- ознакомление студентов-бакалавров с системой и реальными условиями работы по физической культуре в современном образовательном учреждении;
- закрепление студентами-бакалаврами умения организовывать учебно-воспитательный процесс как педагогическую систему, реализовывать программы оздоровления, двигательной рекреации в рамках образовательного учреждения;
- углубление и закрепление теоретических знаний, их применение в решении конкретных социально-педагогических задач.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Учебная практика» в общеобразовательной школе является важнейшим звеном профессиональной подготовки бакалавров, реализует и развивает педагогические способности будущего педагога в сфере ФКиС. Она позволяет интегрировать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла и занятий, проводимых по циклу спортивно-педагогических дисциплин, в рамках учебной практики с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста по физической культуре. Совмещая в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, учебная практика в общеобразовательной школе обеспечивает завершенность профессиональной подготовки бакалавра физической культуры.
Содержательно и логически данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана:
а) предшествуют освоению данной дисциплины: «Педагогика ФКиС», «Психология», «Педагогика» и др.;
б) на изучении данной дисциплины базируются: методики обучения и воспитания, смежные курсы вариативной части данного цикла, все виды практики и государственной итоговой аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Учебная практика вносит вклад в развитие следующих общекультурных компетенций (ОК):
- владение культурой мышления, способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);
- готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- готовность использования нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-13).
Учебная практика вносит вклад в развитие следующих профессиональных компетенций (ПК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК-1);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: - алгоритм планирования учебных занятий;
- сущность, цель и виды педагогического контроля;
уметь: ставить цели и задачи учебных занятий;
- осуществлять текущий и итоговый контроль;
- оценивать результаты учебной деятельности;
владеть: - навыками проведения уроков физкультуры (теоретического и практического направления), физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- оценкой результативности учебно-воспитательного процесс по итогам циклов технологии преподавания предмета.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1
№ | Наименование раздела дисциплины |
Семестр |
Виды учебной работы (в академических часах) | |||
Аудиторные занятия | СР | |||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | ||||
1 | Раздел 1. Уроки физической культуры | 7 | - | 36 | в процессе практики | |
2 | Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | 7 | - | - | 18 | в процессе практики |
3 | Самостоятельная работа при подготовке к урокам | 7 | 54 | в процессе практики |
4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1 | Раздел 1. Уроки физической культуры | Уроки физической культуры: – 12 уроков самостоятельно (6 уроков в неделю), – 12 уроков оказание помощи в проведении учителю (6 уроков в неделю) – 12 уроков педагогического наблюдения (6 уроков в неделю) |
2 | Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | Физкультурно-оздоровительное мероприятие; спортивное мероприятие; спортивный праздник; теоретическая (нестандартная) форма проведения мероприятия (3 задания). |
Образовательные технологии
Таблица 3
№ занятия | № раздела | Тема занятия | Виды образовательных технологий | Кол-во часов |
1 | Уроки физической культуры в 1-9 классы | Интегрированные подходы при проведении урока физкультуры. Межпредметные связи на уроке физкультуры или части урока (подготовительная, основная или заключительная). | 36 | |
2 | Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | Интегрированные подходы при проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия. Межпредметные связи. Технология формирования физической культуры личности. | 18 |
6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
№ | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1 | Раздел 1. Уроки физической культуры | Составление плана текста (конспекта урока). Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.). Изучение дополнительных тем занятий. | В период прохождения учебной практики. |
2 | Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | Составление плана текста (положение о соревновании или программы спортивного праздника). | В период прохождения учебной практики. |
Виды работ
Вид аттестации
Допуск к аттестации
Зачёт
Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)
7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Характеристика на студента.
2. Папка с документами учебного планирования (Тетрадь №№1,2,3,4; отчет по практике выполненный в виде презентации или аудио и видео источников).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Литература
1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. – М. : Академия, 2012. – 480 с.
б) дополнительная литература:
1. Бреев М.П. Урок физической культуры в школе. Пособие для учителя. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2003.
2. Короткова Е.А. Педагогические технологии в практику физкультурного образования школьников. /Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования. Часть 1. – Омск: СибГАФК, 1998.
3. Михайлова Е.Л. Формирование физической культуры личности старшеклассников. – Учебно-методическое пособие. – Тобольск, ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005.
4. Михайлова Е.Л. Физкультурное образование старших школьников средствами интегрированных форм уроков физкультуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №6. - С. 47-51.
5. Михайлова Е.Л. «Ура, физкультура!» // Физическая культура в школе. - 2006. - №2. - С. 67-69.
6. Михайлова Е.Л. Педагогические технологии системы физического воспитания в условиях общеобразовательной школы (на примере технологии формирования физической культуры личности старшеклассников): Монография. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012. – 188 с.
7. Михайлова Е.Л. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры : Учебно-методическое пособие для учителей физкультуры, студентов (бакалавров, магистров), обучающихся на факультете физической культуры высшего и среднего профессионального образования / Е.Л.Михайлова. – Тобольск : ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012. – 132 с.
8. Михайлова Е.Л. Духовные и нравственные подходы в становлении личности, средствами физического воспитания. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2013. – 212 с.
9. Познавательное «Спорт-шоу» - «История возникновения Олимпийских игр». Сборник материалов победи-телей областного конкурса авторских программ и методических материалов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. – Тюмень : Тюменская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 2008. – С. 100-113.
10. Программа дифференцированного физкультурного образования учащихся 1-11 классов. /Короткова Е.А., Сулейманов И.И., Макаридин Д.Н., Богданова В.А., Тверских В.В., Ковязин В.М. /Под общ. Ред. Е.А. Коротковой. – Тюмень: Вектор Бук, 2000.
11. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.
12. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.Ю. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2002.
13. Хромин В.Г. Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников: Монография. – Тюмень: Вектор Бук, 2002.
8.3.Периодические издания
«Физическая культура в школе»
«Спорт в школе»
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и тд.
г) мультимедийные средства:
презентации; аудио и видео источники.
д) Интернет-ресурсы:
www.biatlonrus.com
www.mail.ru
www.refer.ru
www.google.com
www.yandex.ru
www.rambler.ru
www.omen.ru
сайты сети интернет (перечисленных выше журналов) и т.п.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины имеется:
- учебные пособия,компьютеры;
- сетевые источники информации с выходом в Интернет (читальный зал библиотеки ТГСПА им. Д.И.Менделеева), библиотечные фонды.
10. Паспорт рабочей программы дисциплины
Разработчик(и) : Яковых Ю.В., к.п.н., доцент
ФИО, ученая степень, должность
Программа одобрена на заседании кафедры
__________________________________________
от «___»_______________г., протокол №________
Согласовано:
Зав. кафедрой ______________________
«___» ________________г.
Согласовано:
Специалист по УМР _________________
«___» ________________г.
Руководство по организации обучения дисциплине
Требования к уровню освоения соответствующих знаний, умений и навыков
Учебно-методическая работа
Знакомство с составлением документов учебного планирования учителей физической культуры. Знакомство с документами учебного планирования в прикрепленных классах (график прохождения учебного материала на год, план-график на четверть, конспекты уроков (утверждаются методистом или учителем школы накануне проведения урока, но не позднее, чем за 1 день). В течение практики студентом разрабатывается не менее 12 конспектов урока 3 в неделю. Просмотр уроков физической культуры, проводимых сокурсниками. Участие в обсуждении уроков, проведенными студентами-практикантами в образовательном учреждении.
Руководство практикой
Общее руководство практикой осуществляет отдел педпрактики вуза, а также руководитель, назначаемый из числа преподавателей кафедры теории и методики физического воспитания и спорта. Руководство на местах осуществляет групповой руководитель из числа специалистов учреждения (ОУ).
Составным компонентом руководства педагогической практикой является осуществление контроля за процессом формирования профессиональных умений и навыков. Показателями сформированности тех или иных умений могут выступать: степень осознания студентами своих действий, умение определить причины и объяснить результат своих психолого-педагогических действий, степень самостоятельности, ответственности и активности студента; время, затрачиваемое на подготовку занятий и мероприятий.
Обязанности студентов-практикантов в период прохождения учебной практики
1. В период практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора, руководителя практики, методиста и учителей. В случае нарушения дисциплины, порядка в школе, требований директора школы и руководителя практики студент отстраняется от ее прохождения.
2. Студент обязан выполнять все виды работы по практике, систематически, тщательно готовиться к каждому уроку и внеклассному занятию, принимать участие в пропаганде научных и педагогических знаний среди родителей.
3. В установленные сроки отчитываться за проделанную работу, предъявляя методисту отчетную документацию: индивидуальный план работы, конспект урока, положение о проведении спортивного мероприятия и др.
4. Студент должен находиться в школе ежедневно не менее 6 часов.
5. В том случае если студент заболел (получил травму), то ему необходимо предоставить, медицинскую справку о болезни (или освобождении), и в этом случае практика ему будет продлена, но уже без отрыва от учебы.
6. Студент обязан предоставить конспект урока физкультуры методисту (или учителю) заранее, не позднее, чем за один день. В том случае если конспекта урока нет, учитель физкультуры (или методист) имеет право не допустить его к проведению урока в соответствующем классе.
7. В связи со спецификой факультета физической культуры участием студентов-спортсменов имеющих звания, кандидата в мастера спорта (КМС) и мастер спорта (МС), при предоставлении соответствующих документов с участием в соревнованиях различного ранга, практика студенту также продлевается.
8. Если в период прохождения педагогической практики студент имеет пропуски без уважительной причины, не проводит уроки физкультуры в прикрепленных классах, не предоставляет конспекты уроков и другие документы учебного планирования, то его оценивание за неделю должно быть соответствующим.
9. Студент, не справившийся с требованиями по учебной практике в общеобразовательной школе и получивший неудовлетворительную оценку, не переводится на следующий курс обучения.
Приложение 1. Лекционные материалы - не предусмотрены
Приложение 2. Практические занятия – не предусмотрены
Планы практических занятий – не предусмотрены
Приложение 3. Лабораторный практикум – не предусмотрен
Приложение 4. Самостоятельная работа студентов
4.1.Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать образовательную среду прохождения практики: ее образовательные возможности и негативные факторы.
2. Подобрать материалы для методической копилки.
3. Спроектировать и провести воспитательные мероприятия.
4. Оформить дневник практики, сделать подборку фотографий, отражающих разные аспекты воспитательной деятельности будущего учителя физкультуры.
5. Провести самоанализ педагогической деятельности.
4.2.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
4.2.1.Отчетная документация студентов
Содержание учебной практики
для студентов 4 курса ОЗО н аправление подготовки
Педагогическое образование, профиль «Физическая культура»
Первая неделя
1. Установочная конференция по учебной практике.
2. Знакомство с директором, завучем, учителем ФК; с задачами школы на год, ее традициями и т. д.
3. Изучение расписания занятий и режима дня школы; расписания учебных и внеклассных массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий (работа спортивных секций).
4. Изучение программного материала для учащихся младшего и среднего (старшего – по желанию студента) школьного возраста.
5. Знакомство с планированием учебного материала по физическому воспитанию учителей физкультуры и оформление документов учебного планирования в Тетрадь №2.
6. Консультация у методиста и учителя физкультуры по написанию конспекта урока по физкультуре.
7. Составление индивидуального плана работы студента-практиканта на первую и вторую неделю практики в Тетрадь №1.
8. Проведение анализа уроков физкультуры, из них: два урока в прикрепленных классах, четыре урока в любых других классах по желанию студента.
9. Проведение пробных уроков физкультуры в прикрепленных классах, по три в каждом (6 уроков за первую неделю).
10. Оказание помощи в проведении уроков учителю.
11. Педагогическое наблюдение уроков физкультуры в других классах.
12. Работа с методической и специальной литературой.
13. Подготовка всей учебной документации.
14. Собеседование с учителем физкультуры, методистом по итогам первой недели.
Вторая неделя
1. Консультации у методиста и учителя физкультуры по составлению конспектов урока.
2. Участие во всех видах работы в прикрепленных классах.
3. Помощь в организации и проведении массовых спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4. Собеседование с учителем физкультуры, методистом по итогам второй недели.
5. Изучение специальной учебной, методической литературы.
6. Воспитательная работа в прикрепленных классах.
7. Проведение уроков физкультуры в прикрепленных классах (6 уроков) и участие в их обсуждении.
8. Оказание помощи в проведении уроков учителю.
9. Педагогическое наблюдение уроков физической культуры
10. Подготовка к проведению зачетного школьного мероприятия (спортивный вечер, День здоровья и др.).
11. Составление индивидуального плана работы студента-практиканта на следующую неделю.
12. Собеседование по итогам второй недели с учителем физкультуры, методистом (оценивание).
Требования к оформлению папки с документами учебного планирования
Тетрадь №1 Индивидуальный план работы студента по учебной практике
Тетрадь №2 Документы учебного планирования (расписание звонков, расписание уроков физкультуры в прикрепленных классах, список класса, конспекты уроков физкультуры).
Тетрадь №3 Зачетная тетрадь по учебной практике (педагогический анализ 2-х уроков физкультуры; положение о проведении ФОМ, конспект урока физкультуры).
Тетрадь №4 Гимнастическая терминология
Отчет по учебной практике в общеобразовательной школе.
* Документы по учебной практике в общеобразовательной школе (отчет), выполненные в компьютерном варианте предоставляются на дисковых носителях CDR (CDRW), DWDR (DWD RW).
По итогам учебной педагогической практики каждый студент в срок до 27 декабря предоставляет на кафедру теории и методики физического воспитания и спорта следующий комплект документов:
Образец оформления индивидуального плана Тетрадь №1
Виды работы | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Организационная работа | Первая неделя с 1 по 5 и т.д. 1. 2. 3. 4. и т.д. | Число, месяц, год | Выполнено; перенесено |
Учебно-методическая работа | 1. 2. 3. 4. и т.д. | Число, месяц, год | Выполнено; перенесено |
Физкультурно-оздоровительная работа | 1. 2. 3. 4. и т.д. | Число, месяц, год | Выполнено; перенесено |
Воспитательная работа | 1. 2. 3. 4. и т.д. | Число, месяц, год | Выполнено; перенесено |
Хозяйственная работа | 1. 2. 3. 4. и т.д. | Число, месяц, год | Выполнено; перенесено |
Оценка за неделю |
Тетрадь №3
Примерный образец положения о проведении соревнования в общеобразовательной школе
Положение о проведении соревнования по
-------------------------------- среди учащихся ------ классов
I Цели и задачи
II Руководство соревнованием
III Время и место проведения соревнования
IV Участники соревнования
V Программа соревнований
VI Выявление победителей
VII Награждение
VIII Форма и сроки подачи заявки
Отчет о проведении соревнования (студент описывает ту работу, которую он осуществлял на соревновании – судил игру, отвечал за сбор команд по заявке и т.д.)
Оценка (ставится учителем физкультуры, методистом или главным судьей соревнования)
I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя, отчество студента. Факультет (специальность), курс, группа.
Где, когда, в какие сроки проходила педагогическая практика в общеобразовательной школе. Знакомство со школой, классом, учителем физкультуры. Свои впечатления о педагогическом коллективе. Характеристика школы, класса (анализ знаний учащихся по предмету, поведение учащихся на уроке физкультуры и во внеурочное время). Посещение открытых уроков физкультуры и физкультурно-оздоровительных мероприятий с последующим анализом. Итоговый обобщенный анализ уроков и мероприятий, педагогические и методические выводы по ним.
II УЧЕБНАЯ РАБОТА
Количество проведенных уроков. Анализ своей учебной работы (положительные стороны и недостатки). Причины недостатков в учебной работе. Посещение учебных занятий других практикантов, их количество, краткий анализ. Помощь методиста и учителя физкультуры в подготовке уроков и других учебных занятий.
III ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Перечень сделанного, анализ положительного и отрицательного, причина недостатков в работе. Количество посещения и проведения внеклассного (физкультурно-оздоровительного) мероприятия. Составление анализа мероприятия.
V ПРОЧИТАННАЯ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ ЛИТЕРАТУРА
Использование методической, психолого-педагогической литературы при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
VI ВЫВОДЫ
Содержание и характер выводов, сделанных практикантом для себя, будущей педагогической деятельности.
Предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование педагогической практики в общеобразовательной школе, учебного процесса.
I . Подготовка к уроку
1. Правильность постановки задач.
2. Подготовка мест занятий (оборудование, инвентарь, карточки-пособия и т. д.).
3. Подготовленность занимающихся (единство спортивной формы, физическая подготовленность учащихся, наличие помощников и т. д.).
II . Построение урока.
1. Рациональность распределения времени по частям урока и содержания учебного материала согласно требованиям.
2. Соответствие подготовительной части урока задачам основной части, правильность и последовательность в подборе упражнений.
3. Целесообразность распределения времени между отдельными видами упражнений в основной части урока.
4. Соответствие продолжительности и содержания заключительной части урока возрасту и функциональному состоянию учащихся.
III . Организация урока
1. Целесообразность выбора форм организации учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной, «круговой тренировки»).
2. Целесообразность избранных способов выполнения упражнений (поточного, поочередного, одновременного и др.).
3. Целесообразность использования зала или площадки, оборудования, инвентаря.
4. Рациональность использования приемов для подготовки мест занятий, раздачи и сбора инвентаря.
5. Эффективность использования помощников из числа учащихся.
6. Выбор места нахождения учителя в зале.
IV . Обучение на уроке
1. Правильность подбора упражнений для последовательного решения задач обучения.
2. Рациональность и умение использовать в уроке методы: наглядного, словесного и практического.
3. Соблюдение на уроке методических принципов обучения: сознательности и активности; наглядности; доступности и индивидуализации; систематичности и др.
4. Обеспечение страховки и предупреждения травматизма.
5. Использование технических средств обучения.
IX . Заключение по уроку
1. Полнота решения поставленных задач.
2. Положительные стороны и недочеты в деятельности учителя.
3. Рекомендации учителю по совершенствованию его педагогической деятельности.
Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине
5.1.Технологическая карта дисциплины – не предусмотрена
5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине – не предусмотрены
5.3.Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине - не предусмотрены
Вопросы к зачету – не предусмотрены
Приложение 7. Дополнительные учебно-методические материалы
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольск
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор
______________/Е.А. Короткова/
«___» ________2015 г.
Яковых Юрий Владимирович
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование
профиль «Физическая культура»
заочная форма обучения
Тобольск 2015
Содержание
Рабочая программа дисциплины…………………………………...…………………......... | 3 |
Руководство по организации обучения дисциплине ………………………………….. | 10 |
Приложения …………………………………………………………………………………… | 14 |
Приложение 1. Лекционные материалы ……………………………………………………… | - |
Приложение 2. Практические занятия ……………………………………………………… | - |
2.1. Планы практических занятий ……………………………………………………… | - |
2.2. Методические указания к практическим занятиям ………………………………. | - |
Приложение 3. Лабораторный практикум …………………………………………………… | - |
3.1.Задания к лабораторному практикуму …………………………………………….. | - |
3.2.Методические указания к лабораторному практикуму ………………………… | - |
Приложение 4. Самостоятельная работа студентов …………………………………...…… | 13 |
4.1. Задания для самостоятельной работы …………………………………………….. | 14 |
4.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы ……………… | 14 |
Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине … | - |
5.1. Технологическая карта дисциплины ……………………………………………... | - |
5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине ………… | - |
5.3. Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине …………….. | - |
5.4. Вопросы к зачету …………………………………………………… ………….. | - |
Приложение 6. Глоссарий …………………………………………………………………… | - |
Приложение 7. Дополнительные учебно-методические материалы ……………………… | - |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Тобольске
Кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий кафедрой
физического воспитания,
спорта и методик преподавания
____________Н.Я. Ильиных
12 сентября 2015 г.
Яковых Юрий Владимирович
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Рабочая программа
для студентов направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование
профиль «Физическая культура»
очно-заочная форма обучения
Тюмень
Издательство
Тюменского государственного университета
2015
I . Цели и задачи освоения дисциплины:
1. Цели освоения дисциплины (модуля): учебная практика в общеобразовательной школе является важным элементом практической подготовки бакалавров. Она предполагает формирование профессионально значимых качеств и психических свойств личности бакалавра в соответствии с образовательным стандартом, а также воспитание потребности в педагогическом самообразовании, профессиональном самовоспитании, творческом исследовательском подходе к педагогической деятельности.
Задачи:
- ознакомление студентов-бакалавров с системой и реальными условиями работы по физической культуре в современном образовательном учреждении;
- закрепление студентами-бакалаврами умения организовывать учебно-воспитательный процесс как педагогическую систему, реализовывать программы оздоровления, двигательной рекреации в рамках образовательного учреждения;
- углубление и закрепление теоретических знаний, их применение в решении конкретных социально-педагогических задач.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Учебная практика» в общеобразовательной школе является важнейшим звеном профессиональной подготовки бакалавров, реализует и развивает педагогические способности будущего педагога в сфере ФКиС. Она позволяет интегрировать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла и занятий, проводимых по циклу спортивно-педагогических дисциплин, в рамках учебной практики с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста по физической культуре. Совмещая в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, учебная практика в общеобразовательной школе обеспечивает завершенность профессиональной подготовки бакалавра физической культуры.
Содержательно и логически данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана:
а) предшествуют освоению данной дисциплины: «Педагогика ФКиС», «Психология», «Педагогика» и др.;
б) на изучении данной дисциплины базируются: методики обучения и воспитания, смежные курсы вариативной части данного цикла, все виды практики и государственной итоговой аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Учебная практика вносит вклад в развитие следующих общекультурных компетенций (ОК):
- владение культурой мышления, способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);
- готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- готовность использования нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-13).
Учебная практика вносит вклад в развитие следующих профессиональных компетенций (ПК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК-1);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: - алгоритм планирования учебных занятий;
- сущность, цель и виды педагогического контроля;
уметь: ставить цели и задачи учебных занятий;
- осуществлять текущий и итоговый контроль;
- оценивать результаты учебной деятельности;
владеть: - навыками проведения уроков физкультуры (теоретического и практического направления), физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- оценкой результативности учебно-воспитательного процесс по итогам циклов технологии преподавания предмета.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1
№ | Наименование раздела дисциплины |
Семестр |
Виды учебной работы (в академических часах) | |||
Аудиторные занятия | СР | |||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | ||||
1 | Раздел 1. Уроки физической культуры | 7 | - | 36 | в процессе практики | |
2 | Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | 7 | - | - | 18 | в процессе практики |
3 | Самостоятельная работа при подготовке к урокам | 7 | 54 | в процессе практики |
4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1 | Раздел 1. Уроки физической культуры | Уроки физической культуры: – 12 уроков самостоятельно (6 уроков в неделю), – 12 уроков оказание помощи в проведении учителю (6 уроков в неделю) – 12 уроков педагогического наблюдения (6 уроков в неделю) |
2 | Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | Физкультурно-оздоровительное мероприятие; спортивное мероприятие; спортивный праздник; теоретическая (нестандартная) форма проведения мероприятия (3 задания). |
Образовательные технологии
Таблица 3
№ занятия | № раздела | Тема занятия | Виды образовательных технологий | Кол-во часов |
1 | Уроки физической культуры в 1-9 классы | Интегрированные подходы при проведении урока физкультуры. Межпредметные связи на уроке физкультуры или части урока (подготовительная, основная или заключительная). | 36 | |
2 | Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | Интегрированные подходы при проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия. Межпредметные связи. Технология формирования физической культуры личности. | 18 |
6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
№ | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1 | Раздел 1. Уроки физической культуры | Составление плана текста (конспекта урока). Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.). Изучение дополнительных тем занятий. | В период прохождения учебной практики. |
2 | Раздел 2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия | Составление плана текста (положение о соревновании или программы спортивного праздника). | В период прохождения учебной практики. |
Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Дата: 2019-12-22, просмотров: 200.