Основные теории денег.
Металлическая теория денег.
Данная теория возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.) Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег.
Номиналистическая теория денег. Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780). В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством.
Количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля (1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755) и Д. Рикардо. Цены товаров и стоимость денег определяется количеством денег, находящимся в обращении.
Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности – числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
Выделяют следующие виды эластичности:
1. Эластичность спроса по цене
2. Эластичность спроса по доходу
3. Точечная эластичность спроса
4. Дуговая эластичность спроса
5. Перекрестная эластичность спроса по цене
6. Эластичность предложения по цене
7. Эластичность соотношения цен и заработной платы
8. Эластичность технического замещения
9. Эластичность прямой линии
Эластичность спроса
I. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
Коэффициент эластичность спроса по цене – показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены.
EpD = % изменения объема спроса (Q) / % изменения в цене (Р)
Или
EpD = (ΔQ/Q)/(ΔP/P)
где
EpD – коэффициент эластичности спроса по цене
Q – количество товара, на которое предъявлен спрос (объем спроса)
Р – рыночная цена товара
ΔQ/Q – относительное изменение спроса
ΔР/Р – относительное изменение цены
Различают следующие формы эластичности спроса по цене:
1) Эластичный спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности: EpD>1 (спрос растет или падает быстрее цены). Пример, предметы роскоши
Р D
D’
Q
2) Неэластичный спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1: EpD<1 (спрос растет или падает медленнее цены). Пример, товары первой необходимости (продукты питания, одежда)
P
D
D’
Q
3) Единичная эластичность, если эластичность равна –1, а ее абсолютное значение равно 1
P
D
D’
Q
4) Совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене = 0 EpD=0
Совершенно эластичный спрос, если абсолютная эластичность спроса по цене = бесконечности: EpD=∞
Р D EpD=0
D D’ EpD=∞
D’ Q
II. Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе.
Коэффициент перекрестной эластичность спроса по цене – показатель, выражающий отношение процентного изменения в объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага.
ExD = (ΔQa/Qa) / (ΔPb/Pb) = (ΔQa/ΔPb) * (Pb/Qa)
1) Отрицательная ExD <0 относится к взаимодополняемым благам, т.е. к благам, которые используются совместно. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение ExD.
2) Положительная ExD >0 относится к взаимозаменяемым благам (товарам-субститутам). Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина ExD.
3) Нулевая ExD =0 относится к благам, которые не являются ни товарами-субститутами, ни комплементарными благами. Потребление одного блага не зависит от цены на другое.
III. Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу – отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя:
EID = (ΔQ/Q) / (ΔI/I), где
I – доходы потребителей
Q – объем купленного блага
Различают:
1) Положительную эластичность спроса по доходу – увеличение доходов сопровождается ростом объемов спроса. Относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши.
QD
I
Спрос на эластичные блага до некоторого уровня отсутствуют, поскольук домохозяйства не имеют возможности приобтетать их, затем увеличивается с увеличением дохода.
2) Отрицательную - сокращение объемов спроса с увеличением доходов. Распространяется на некачественные блага.
QD
I
I2
Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, а затем начиная со значения I 2 сокращается. Если доход растет, то спроса на эти товары может и не быть вовсе.
3) Нулевая – объем спроса нечувствителен к изменению дохода – товары первой необходимости. Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня, спрос на эти блага начинает сокращаться.
QD
I
2. Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Коэффициент эластичности предложения по цене - отношение объема предложения к росту цен:
Eps = (ΔQ/Q) / (ΔP/P) = % изменение объема предложения / % изменение цены
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с изменением рыночной цены.
Различают следующие формы эластичности предложения;
1) Эластичное предложение (относительно) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, года эластичность > 1.
Р S’
S
Q
2) Неэластичное предложение (относительно) – величина предложения изменяется на меньший %, чем цена, когда эластичность <1.
P S’
S Q
3) Полностью эластичное предложение имеет место, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены. Eps = - ∞
P
S S’
Q
4) Полностью неэластичное предложение (жесткое предложение) имеет место, когда величина предложения равна нулю, т.е. величина предложения абсолютное не меняется при изменении цены.
P S’
S
Q
5) Единичная эластичность предложения
P
S’
S
Q
3. Точечная и дуговая эластичность
Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность – точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д.
Точечная эластичность спроса может быть получена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью.
EpD = |ΔQ/Q| / (ΔP/P) = (ΔQ/ΔP) *(P/Q)
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
Р D
M
T
P0
Q0 N Q
Eсли абсолютное значение ЕрD >1, спрос будет эластичным, если 0< ЕрD<1 то спрос будет неэластичным.
Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов.
Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.
P
P0 A
M
P1 B
Q 0 Q1 Q
Дуговая эластичность математически может быть выражена таким образом:
EpD = (-Q1-Q0)/(P1-P0) * (P1+P0)/(Q1+Q0)
Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов
Билет 10. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Теоретические основы ценообразования. Определение цены в краткосрочном и долгосрочном периодах. Модель паутины. Государственное регулирование цен в рыночной экономике.
Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и предложения.
Р D *2 S
P1
PE E
P2
*1 Q
Q1 Q3 QE Q2 Q4
Когда реальная цена устанавливается ниже равновесной, то образуется товарный дефицит (избыток спроса) - *1 и объем спроса превышает объем предложения. Избыток спроса будет оказывать давление на цену.
Когда реальная цена устанавливается выше равновесной, объем предложения превышает объем спроса и образуется товарный излишек (избыток предложения) - *2. Здесь производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену.
Это процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объем спроса и предложения равны.
Т.о. взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы продавцов и покупателей на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерен купить покупатель, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т.е. цена такого уровня, когда объем спроса равен объему предложения.
Билет 11. Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации. Реформы отношений собственности в современной России.
В любой экономической системе определяющую роль играет собственность, которая выражает отношения присвоения (отчуждения) средства производства и создаваемых и их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.
Следует различать экономическую и юридическую категории собственности.
Как экономическая категория, собственность выражает отношения присвоения и отчуждения между людьми. Как юридическая категория, собственность – субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, проявление общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике. В этом случае собственность есть право.
Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение (отчуждение объекта собственности от других субъектов, осуществляемое наряду с экономическими, также насильственными и юридическими способами).
Собственность – целое, а ее элементами являются владение, пользование распоряжение.
Владение – неполное, частичное присвоение. Владелец – представитель средств производства.
Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Это форма реализации владения и собственности.
Распоряжение – принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником.
Формы собственности можно классифицировать по различным критериям:
1. По форме присвоения:
1.1 Индивидуальная (личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность)
1.2 Коллективная (кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные общества, ассоциации и т.д.)
1.3 Государственная (общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства)
2. По форме прав собственности:
2.1 Частная – всякая негосударственная форма собственности (граждан, юридических лиц – предприятий, объединений, организаций)
2.2 Государственная - (федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная)
2.3 Совместная (совместных предприятий)
3. По субъектам и объектам:
3.1 Объекты – продукт, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги и т.д.
3.2 Субъекты – отдельные граждане, коллективы, группы, семьи, государство, другие
Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основных методов перехода к реальному многообразию форм собственности, как основы формирования рыночного хозяйства.
Разгосударствление – совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Это означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление может осуществляться по следующим направлениям:
1. Разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива полноправным участником присвоения. (Демонополизация)
2. Создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона
3. Формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.
Т.о. разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Этот центральная проблема перехода к рыночной экономике.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам.
Объектами приватизации могут быть:
ü Крупная промышленность
ü Мелкие и средние предприятия промышленности и торговли
ü Предприятия сферы услуг
ü Жилищный фонд
ü Жилищное строительство
ü Предприятия с/х
После приватизации субъектами собственности становятся:
ü Частное лицо
ü Работник приватизируемого предприятия
ü Трудовой коллектив
ü Банки
ü Холдинги
ü Акционерные общества (товарищества)
ü И т.д.
Приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности.
Разгосударствление – понятие, охватывающее весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства.
Целями приватизации в России были:
1. Формирование слоя частных собственников-предпринимателей
2. Повышение эффективности деятельности предприятий
3. Создание конкурентной среды
4. Содействие демонополизации экономики
5. Привлечение иностранных инвестиций
6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации
В конце 80-х гг. в были приняты основополагающие законы для развития рыночных отношений в нашей стране:
ü Закон о собственности, который определил равноправие различных форм собственности (государственная, колхозно-кооперативная, личная), ввел частную собственность в форме индивидуальной и коллективной собственности.
ü Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определил понятие коммерческого предприятия, которая создается с целью получения прибыли. Были определены организационно-правовые формы предприятий.
ü Закон о кооперативах (т. е. личное участие)
Государство, начиная с 92-го года, проводит масштабную компанию по разгосударствлению собственности, государство отказывается от собственности и 2 этап - ее приватизация.
Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные проблемы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.
Издержки предприятия и их виды. Графическое изображение динамики различных видов издержек. Условия минимизации издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
Издержки производства представляют собой совокупность затрат, связанных с выпуском продукции. Они подразделяются на внешние и внутренние, постоянные, переменные и совокупные (общие).
В основе разграничения издержек на внутренние и внешние лежат критерии принадлежности используемого ресурса. Внутренние издержки – это затраты на ресурсы, принадлежащие предприятию, и его нормальная прибыль за риск. Внешние издержки – это платежи внешним поставщикам.
Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бух-кие издержки представляют собой фактический расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Эти издержки бывают прямые (затраты на сырье, материалы, топливо) и косвенные (накладные расходы, з/п, амортизация). Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных варианте использования. Они бывают явные и неявные. Явные – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Неявные издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцу предприятия.
В краткосрочном периоде издержки производства подразделяются на постоянные и переменные. Критерием отнесения издержек к тем или иным является их реакция на изменение объема производства. Если при изменении объема выпускаемой продукции величина определенных затрат остается неизменной, то речь идет о постоянных издержках. Если же затраты изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции, то речь идет о переменных издержках. В сумме постоянные и переменные издержки образуют общие издержки. Издержки производства, приходящиеся на единицу продукции, называются средними издержками. Средние издержки бывают постоянными переменными и общими. Они рассчитываются путем деления соответственно постоянных, переменных и общих издержек на объем продукции, связанный с данными издержками. Однако средние издержки необходимо отличать от предельных издержек, которые также связаны с выпуском единицы продукции. Если средние издержки указывают, какие затраты в среднем приходятся на единицу продукции при данном объеме производства, то предельные издержки свидетельствуют о затратах, приходящихся на выпуск каждой дополнительной единицы продукции по отношению к уже имеющемуся объему производства.
1) 2) 3)
1) – Постоянные издержки производства. По у – издержки производства, по х – объем производства.
2) – Переменные издержки производства. По у – издержки производства, по х – количество произведенной продукции.
3) Совокупные издержки производства. По у – издержки производства, по х – количество произведенной продукции.
Динамика издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба.
Если по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба, или экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления, экономии на использовании капитала.
Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают , то эффект масштаба будет отрицательным. В результате отдача от вложений снизится, а средние издержки в долгосрочном периоде начнут расти по мере дальнейшего увеличения объема производства.
Если по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым.
Введение.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.
На рынке потребитель должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью.
Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.
Общая полезность – это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темпы увеличения общей полезности замедляются. Предельная полезность – это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара называется законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).
В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. К современным представителям ординалистов относят Дж.Хикса и П.Самуэльсон. они разработали шкалу предпочтений потребителей.
17. Теория потребительского поведения: кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности.
Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу – ютиль (от англ. полезность), с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага определяют путем суммирования показателей предельной полезности.
Необходимо различать общую и предельную полезность. По мере роста объема потребления общая полезность блага растет, тогда как предельная убывает. Эта тенденция получила название «закон убывающей предельной полезности» в условиях действия данного закона каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей добавочной полезностью, а следовательно, потребитель станет их приобретать только при снижении цен на них. Цена которую готов покупатель уплатить за товар, определяется не общей его полезностью, а предельной полезностью последней единицы товара. Последние единицы товара имеют весьма низкую ценность, поскольку от их потребления можно отказаться без существенного для себя ущерба.
Процент 70
дохода 60 Абсолютное Абсолютное
50 равенство неравенство
40
30 Кривая
20 Лоренца
10
О В
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Процент семей
Показывает реальное распределение дохода по разным группам населения. Если каждая группа населения будет получать равную долю дохода (на 20% семей приходится 20% дохода), то это отразится в виде прямой абсолютного равенства - ОА.
Кривая Лоренца отражает фактическое распределение дохода. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерного распределения дохода.
Чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем более неравномерно распределены доходы.
Если 1% всего населения будет получать весь доход, то это выразится в виде кривой абсолютного неравенства, которая образует прямой угол с осью доли семей.
Кривая Лоренца используется для анализа распределения дохода в разные периоды времени, в определенных странах, между различными группами.
Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини, кот рассчитывается как отношение площади заштрихованного сегмента к площади треугольника ОАВ.
Измерение риска:
Вероятность – возможность получения определенного результата.
Субъективная вероятность – вероятность, базирующаяся на предположении о возможности получения данного результата.
Объективная вероятность – вероятность базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление.
Ожидаемое значение – это средневзвешенное значение всех возможных результатов.
E(x) = ¶1x1+¶2x2+...+¶ nxn =¶ ixi
где xi – возможный результат;
¶ i – вероятность соответствующего результата, ¶ = ¶ i =1.
Отклонение – разница между действительным результатом и ожидаемым.
Дисперсия – средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых
рІ= ¶ i [xi-E(x)]І
где рІ - дисперсия;
xi – возможный результат;
¶ i – вероятность соответствующего результата;
Е(х) – ожидаемое значение
Стандартное (среднеквадратичное) отклонение – квадратный корень их дисперсии.
Страхование – основной метод снижения степени риска.
Т.о. объективная необходимость страхования обусловлена существованием риска, как случайного события которое может привести к ущербу.
Суть страхования – в создании целевых денежных фондов, формируемых за счет взносов заинтересованных физических и юридических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущербов.
Основные теории денег.
Металлическая теория денег.
Данная теория возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.) Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег.
Номиналистическая теория денег. Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780). В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством.
Количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля (1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755) и Д. Рикардо. Цены товаров и стоимость денег определяется количеством денег, находящимся в обращении.
Природа и сущность современных денег.
Отрицается товарная природа современных денег: одни экономисты определяют природу денег как ликвидность, а др. рассматривают сущность денег как декретные деньги (имеют хождение по воле государства).
Современную бумажно-кредитную денежную систему называют «фидуциарной» (с лат – «сделка, основанная на доверии»).
Устойчивость современных денег определяется не золотым запасом, а количеством бумажных денег, необходимых для обращения.
Эволюция денег нашла изменение в их функциях. Так, функция средство обращения перестала выполнять роль стихийного регулятора денежной массы в обращении. Это можно объяснить тем, что при обращении неразменных денежных знаков золото не может автоматически перейти из сокровища в обращение и обратно, что было возможно при золотом стандарте. Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в ограниченном масштабе. Золото выступает в качестве сокровищ, как своеобразный страховой фонд гос-ва и частных лиц.
Кредитные и бумажные деньги не могут выполнять функцию стоимости. Но они обладают представительной стоимостью и выступают в роли функции средства обращения.
Постепенно экономический мир от золота и бумажных денег перешёл на более современные деньги – электронные. Электронные деньги выполняют функцию денег как средства платежа. Считается, что очень скоро электронные деньги вытеснят наличные, поскольку использование электронных денег позволяет увеличить скорость денежного обращения.
6. Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.
Рынок – есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Функции рынка:
1.Интегрирующая – состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговых посредников
2.Регулирующая – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
3.Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, стимулирование НТП.
4. Ценообразование – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.
5. Контролирующая – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует тот или иной товар.
6. Посредническая – организует встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
7. Информационная функция – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
8. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с з/п.
9. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».
Структура рынка – это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.
Признаки любой структуры: тесная связь между элементами; устойчивость этой связи; целостность, совокупность данных элементов.
1.Потребительский рынок – рынок товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение потребностей индивидов.
2.Денежный рынок – или валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений.
3.Рынок информации – это особый рынок, предметом купли-продажи которого яв-ся газеты, книги, картины, реклама и т.д. этот рынок способен предоставлять людям необходимую и своевременную информацию. Разновидностью рынка информации яв-ся рынок лицензий.
4.Рынок инноваций – рынок на котором продаются и покупаются подлинные новинки, способные двигать НТП.
5.Рынок недвижимости – у нас представлен рынком жилья.
6.Рынок ценных бумаг – представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Реальный капитал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и т.д.).
7.Рынок факторов производства
8.Рынок труда – рынок на котором осуществляется купля-продажа услуг всех работающих независимо от квалификации. Важнейшим регулятором рынка труда яв-ся биржа труда.
Помимо этого рынки делятся на рынки:
· Продавцов
· Покупателей
· Госучреждений промежуточных продавцов - посредников
· Мировой рынок
Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Элементы инфраструктуры:
· Биржи
· Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества
· Кредитная система и коммерческие банки
· Эмиссионная система
· Система регулирования занятости населения
· Информационные технологии и средства деловой коммуникации
· Налоговая система
· Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании
· Специальные рекламные агентства
· Торговые палаты
· Таможенная система
· Профсоюзы
· Коммерческо-выставочные комплексы
· Система экономического образования
· Аудиторские компании
· Консалтинговые компании
· Общественные и государственные фонды
· Специальные зоны свободного предпринимательства.
Функции инфраструктуры рынка:
· Облегчение участникам рынка реализации их интересов
· Повышение эффективности работы рыночных субъектов
· Организационное оформление рыночных отношений
· Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
7. Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.
Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.
Спрос по отношению к потребителю: Спрос – представленная на рынке платежеспособная потребность в товарах.
Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.
Спрос проявляется в объеме спроса, означающие то количество блага, которое было куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Кривая спроса – убывающая.
Р D
5
2
2 4 Q
где D – спрос, Р – цена, Q- количество товара, на которое предъявлен спрос.
Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении:
Qd = f(P),
Где Qd – величина спроса, Р – цена
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:
1. Цены на комплементарных товары
2. Цены на товары субституты
3. Доходы покупателей
4. Общее количество покупателей данного блага Неценовые факторы
5. Предпочтительные вкусы покупателей (детерминанты) спроса
6. Инфляционные ожидания
7. Экономическая политика государства
8. Прочие факторы.
Спрос – величина переменная. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара (движении вдоль по кривой спроса вниз или вверх).
Р D
Q
2. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины (неценовые факторы – детерминанты спроса). Изменение характера спроса проявляется в смещении кривой спроса вправо или влево:
Р D D1
D2
Q
8. Предложение как экономическая категория: Кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
Предложение – совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке, или способных быть произведенными и представленными к продаже, по соответствующим ценам.
Объем предложения (величина предложения) – это количества товаров, которые продавцы готовы предложить покупать в конкретном месте и в конкретное время.
Объем предложения и структура характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а так же долей товаров, которая направляется на рынок, т.к. часть производимой продукции потребляется в производстве.
Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
Р S
Q
Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Qs = f (P), где
Qs – величина предложения
Р - цена
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы (детерминанты предложения):
1. Технология производства
2. Цены на ресурсы
3. Цены на комплементарных блага или товаров-субститутов
4. Количество товаропроизводителей (продавцов)
5. Количество покупателей данного блага
6. Налоги и субсидии
7. Государственная политика
8. Издержки производства (производственные затраты)
9. Прочие факторы
Изменение предложения. Аналогично спросу необходимо различать изменение предложение и изменение объема предложения.
1. Объем предложения изменяется тогда, когда изменяется только цена товара. (изображается движением вдоль кривой предложения).
Р S
Q
2. Изменение предложения (характера предложения) происходит, когда меняются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные (детерминанты предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения. Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов.
S2
Р S
S1
Q
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага; смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Например, используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо вниз, в положение S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложить большее количество товара. Если увеличиваются налоги, растут издержки производства, кривая предложения смещается в положение S2 (влево вверх). Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 312.