на примере букв и, у
Занятие 1
Тема. Дифференциация гласных и, у.
Цель. Развивать фонематическое восприятие учащихся. Учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами.
Оборудование: буквы-символы и, у; предметные картинки с изображением музыкальных инструментов: скрипка, гитара, арфа, балалайка, бубен, гармошка, барабан, труба, пианино, ложки, треугольник, гусли, дудочка, свисток.
План занятия.
1. Организационный момент. Определение детьми темы занятия.
Отгадать загадки, определить первый звук в отгадках.
Слова-отгадки записать в тетрадь.
Одноглазая старушка узоры вышивает. (Иголка) Гладит всё, чего касается, а дотронешься — кусается.
(Утюг)
2. Сравнение звуков и, у.
- К какой группе звуков относятся и, у (гласные или согласные)?
- В каком ряду находится гласный у! На что указывают гласные первого ряда?
- В каком ряду находится гласный и? На что указывают гласные второго ряда?
Сравнение звуков и, у по артикуляции. "
- В каком положении находятся губы при произношении звука и (у)7
3. Игра «Немое кино». Угадать задуманный звук по беззвучной артикуляции.
4. Фонематическое восприятие и дифференциация звуков и, у.
Поднять букву и или у, если услышишь их в слове. Определить, в какой позиции находится звук и или у (в начале, в середине, в конце слова).
Инна, Ульяна, мука, мир, камни, жук, икра, игла, сорву, укол, бинокль, зуб, кит, ива, куплет.
5. Сравнение письменных букв и, у.
- Из каких элементов состоит гласная буква и (у)?
- Сколько элементов у буквы и (у) ?
- Есть ли одинаковые элементы у букв и, у?
- Каким элементом отличаются буквы и, у?
6. Прописать буквы и, у по образцу до конца рабочей строки.
иуиу_________________________________________
7. Выбрать из картинок только те, в названиях которых есть звуки и, у, записать их в тетрадь. Обвести букву и квадратом, букву у треугольником вершиной вниз.
Перечень картинок: скрипка, гитара, арфа, балалайка, бубен, гармошка, барабан, труба, пианино, ложки, треугольник, гусли, дудочка, свисток.
- Как можно назвать все предметы, изображенные на картинках? (Музыкальные инструменты.)
Составить предложение с любым словом, записать в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у — треугольником вершиной вниз.
8. Обобщение и итог занятия.
Занятие 2
Тема. Дифференциация гласных и, у.
Цель. Развивать фонематические процессы и тактильное и зрительное восприятие учащихся. Учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами.
Оборудование: буквы-символы и, у, выполненные из наждачной бумаги.
План занятия.
1. Логопедическая разминка.
Садится тот, кто ответит на вопросы:
- Над какими гласными работали на предыдущем занятии?
- Что общего у звуков и, у?
- Чем отличаются звуки и, у?
- Из каких элементов состоит гласная буква и (у)?
- Сколько элементов у буквы и (у)1
- Есть ли одинаковые элементы у букв и, у?
- Каким элементом отличаются буквы и, у?
2. Игра «Угадай на ощупь».
Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы и, у, выполненные из наждачной бумаги.
3. Прописать буквы и, у по образцу до конца рабочей строки.
и у у и_________________________________________
4. Выбрать среди записанных на доске гласных только букву и, обвести ее квадратом.
аиэуоиыиюеиоииёуаи
5. Расшифровать слоги. Вместо квадрата записать букву и, вместо треугольника — букву у.
6. Записать слова с буквой и в первый столбик, с буквой у — во второй. Обвести букву и квадратом, букву у — треугольником вершиной вниз.
Сито, уж, сумка, липа, пушка, письма, коньки, буква, слива, утро, подушка, вишня, музыка, искры.
Коллективная проверка: сначала прочитать слова со звуком ц в начале, затем — в конце, затем — в середине. Также проверяются слова из второго столбика.
7. Списать с доски предложения. Объяснить их значение. Обвести букву и квадратом, букву у — треугольником вершиной вниз.
На клумбе выросли чудесные цветы: лилии, маки, незабудки, гладиолусы. В реке водится много рыбы: щуки, караси, окуни, ерши.
8. Обобщение и итог занятия.
Занятие 3
Тема. Дифференциация гласных и, у.
Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами. Развивать зрительное восприятие.
Оборудование: элементы букв и, у, клеящий карандаш, салфетки из ткани, подписанные листы бумаги для аппликации (все по количеству учащихся).
План занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Немое кино». Угадать задуманный звук по беззвучной артикуляции.
2. Списать с доски гласные, обвести букву у треугольником вершиной вниз, букву и — квадратом.
июоауыуэеиуоуёууяиыуиэяуои
3. Аппликация букв и, у из готовых элементов.
4. Прочитать слоги парами, объяснить, чем они отличаются:
ипу — упи, уку — ики, иду — уди, или — улу, учи — ичу, ури— иру.
Выписать слоги, которые являются словами, объяснить их значение.
5. Расшифровать односложные слова, вставив вместо квадрата букву и, вместо треугольника — букву у.
6. Вставить в слова пропущенную букву и или у. Л...ст, д..,ш, СТП...Л, гр...б, п...р, к...ст, б...нт, т...гр, з...бр,
в...нт, кр...г.
7. Прочитать записанные на доске предложения, найти в них слова, отличающиеся буквами и, у. Списать, обвести букву и квадратом, букву у - - треугольником вершиной вниз. Подчеркнуть слова, отличающиеся буквами и, у.
На столе лежат лупы. Во дворе растут липы. С дерева упала спелая груша. Гриша нарисовал красивый рисунок.
Бурый мишка живёт в тайге. Мушка ружья похожа на кольцо.
8. Обобщение и итог занятия.
Занятие 4
Тема. Дифференциация гласных и, у.
Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами. Развивать зрительное восприятие.
Оборудование: слоговые таблицы; буквы и, у, изображенные по контуру; цветные карандаши.
План занятия.
1. Организационный момент. Придумать по одному слову со звуками и, у. Определить, в какой позиции находится звук и или у (в начале, в середине, в конце слова).
2. Раскрашивание букв и, у.
3. Послушать пословицы и поговорки, записать буквы и, у, встречающиеся в словах.
Ученье — путь к уменью. Нет друга — ищи, а найдёшь — береги. Труд человека кормит, а лень портит. Объяснить смысл пословиц.
4. Прочитать слоговые таблицы:
ику — уку — уки — ики узи — изи — узу — изу
уту — ити — ути — иту ини — уни — ину — уну ими — уми -- уму — иму упи — ипи — упу — ипу
5. Вспомнить школьные принадлежности, в названии которых встречаются буквы и, у. Записать слова в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у —- треугольником вершиной вниз. Примерный перечень слов: линейка, ручка, карандаши, ластик, книга, циркуль, дневник.
6. Зашифровать слова. Вместо буквы и нарисовать квадрат, вместо буквы у — треугольник.
Кувшин, бублик, улитка, стучит, кубик, грузди, стулъ чик, учит, ищут, гусли, гусеница.
Объяснить значение выделенных слов.
7. Объяснить значение высказываний, выбирая варианты из предложенных ниже слов. Списать их в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у — треугольником.
Бить баклуши — ..., водить за нос — ..., тянуть резину — ..., задирать нос — ..., лезть из кожи вон — ...
Слова для справок: сильно стараться; лениться; медлить; важничать; обманывать.
8. Обобщение и итог занятия.
Занятие 5
Тема. Дифференциация гласных и, у.
Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами. Развивать зрительное восприятие и внимание.
Оборудование: буквы-символы и, у; предметные картинки: утка, девочка, овощи, часы, кольцо, индюк; иглы, груша, рыба, улитка, шар, кот, индеец; удочка, дупло, вишня, сумка, книга, нитки, бусы, корзина, лимон; дидактическое пособие «Поезд».
План занятия.
1. Организационный момент. Отгадать задуманное слово, определив первый звук в названии картинок: утка, девочка, овощи, часы, кольцо, индюк; иглы, груша, рыба, улитка, шар, кот, индеец.
2. Игра «Угадай на ощупь».
Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы и, у, выполненные из наждачной бумаги.
3. Заменить фигуры буквами и, у, прописать их по образцу до конца рабочей строки.
4. Разложить картинки, в названии которых слышится звук и, в первый вагон, а картинки со звуком у - - во второй вагон.
Примерный перечень картинок: удочка, дупло, вишня, сумка, книга, нитки, бусы, корзина, лимон.
5. Заменить в слогах букву и на букву у и наоборот. Записать слоги парами:
усу — ..., ипу — ..., ими — ..., илу — ..., узи — ..., уки — ...,
угу — ...
6. Составить словосочетания из слов первого и второго столбиков:
мишутка широкая улица чудесная
кубик коричневая
игрушка бумажный
курица пушистый
Записать словосочетания в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у — треугольником.
7. Заменить в слове букву и на букву у и наоборот. Составить предложения с любой парой слов, записать их в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у - - треугольником.
Симка — ..., окунь — ..., гриб — ...
8. Обобщение и итог занятия.
Занятие 6
Тема. Дифференциация гласных и, у.
Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами. Развивать зрительное восприятие и внимание.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод.
План занятия.
1. Организационный момент. Садится тот, кто назовет фрукты и ягоды, изображенные на картинках, и определит место звуков и, у в слове.
Примерный перечень слов: груша, слива, арбуз, абрикос, клубника, персик, инжир, малина, апельсин, смородина.
2. Игра «Немое кино». Угадать задуманный звук по беззвучной артикуляции, записать букву в тетрадь.
3. Послушать внимательно слоги, заменить звук и на у и наоборот, записать получившийся слог. Обвести букву и квадратом, букву у — треугольником.
Иди, уми, ису, или, ину, узу, у пи, ити, уки.
4. Изменить словосочетания по образцу, обвести букву и квадратом, букву у треугольником.
Образец: искатъ грибы — ищу грибы.
Учить уроки — ... крутить ручку — ...
тащить санки — ... кричать другу — ...
5. Списать словосочетания, вставив в слова пропущенные буквы и, у, обвести букву и квадратом, букву у -треугольником.
Пасм...рный день, ч...десная карт..,на, г...стые волосы, ск...пой человек, д...шистое мыло, кн...жный магаз...н.
С любым словосочетанием составить и записать предложение.
6. Найти допущенные ошибки. Списать предложения правильно. Обвести букву и квадратом, букву у -- треугольником.
У больших дорог цветит одиванчики. Они похожи на солнышко с золотыми личами. Очень скоро чидесные цветы превратятся в пишистые шарики. Стоит подить ветеру и все одуванчики разлетятся.
7. Обобщение и итог занятия,
Занятие 7
Тема: Дифференциация гласных и, у.
Цель. Проверить умение дифференцировать звуки и буквы и, у. Развивать слуховое восприятие и внимание.
Оборудование: текст слухового диктанта «Зима».
План занятия.
1. Организационный момент. Беседа о звуках и буквах и, у.
- Что общего у звуков и, у'1
- Чем отличаются звуки и, у7
- Из каких элементов состоит гласная буква и ( y) t
- Сколько элементов у буквы и (у)?
- Есть ли одинаковые элементы у букв и, у?
- Каким элементом отличаются буквы и, у"?
2. Послушать текст, поднять букву и или у, если в слове есть соответствующий звук.
Зима
Наступила зима. Дуют сильные ветры. Кругом большие сугробы. Тихо в зимнем лесу. Птицы улетели в тёплые края. Звери ушли в норы.
Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и катаются с горы. Заливают каток, лепят снежную бабу.
- Какие слова с безударными проверяемыми гласными вы услышали? Подберите к ним проверочные слова.
Зима — ..., в лесу — ..., улетели — ..., катаются — ...
3. Запись текста под диктовку.
4. Самопроверка. Обвести букву и квадратом, букву У — треугольником.
5. Обобщение и итог занятия.
Литература
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: книга для учителя. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. — М., 1994.
Волина В.В. Учимся играя.— М.: Новая школа, 1994.
Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / под общ. ред. Т.Н. Волковской. — М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2006.
Герасимова А.С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. Учимся говорить. 4 года. — СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: метод, пособие. -М.: Дрофа, 1996.
Городилова В.И., Кудрявцева М.Х. Чтение и письмо. — М.,1995.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Оргагизация и методы кор-рекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1991.
Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. -М.: Просвещение, 1985.
Занимательное азбуковедение / сост. В.В. Волина. — М., 1991.
Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: справ.-метод, пособие. — М.: ACT: Астрель, 2005.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. — 1997.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Т.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР: практ. пособие для логопедов. — Воронеж: Учитель, 2003.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М., 1989.
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. — Ярославль, 2003.
Козырева Л.М. Как образуются слова: тетрадь для логопедических занятий.— Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. — Ярославль, 2003
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. — Ярославль, 2003
КорневА.Н . Нарушения чтения и письма у школьников. — СПб., 1997.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-метод. пособие. — СПб., 2003.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения. — СПб., 1998.
Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. 2007. № 3(17).
Лопухина И.О. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. — М.: Аквариум, 1995.
Логопедия / под ред. проф. Л.С. Волковой. — М., 1989.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. — М.: ИД «ОНИКС 21 век», 2003.
Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. — СПб.: Дельта, 1998.
Поваляева МА. Справочник логопеда. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Пономарева Л.Г. Говори и пиши правильно. — СПб., 1996.
Проект Положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении // Дефектология. 1992. № 5/6.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.,1995.
Раскраска. Загадка. Кроссворд. -- ЗАО «Росмэн-Пресс», 2005.
Тикунова Л.И. Контрольные работы по русскому языку: 1-4 классы. — Тула: ООО «Издательство Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2003.
Узорова О.В. и др. Суффиксы. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2002.
Узорова О. и др. Физкультурные минутки: материал для проведения физкультурных пауз. — М., 2004.
Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2000.
Шипицына Л.П. Психолого-медико-педагогическая консультация. — СПб.: Детство-пресс, 2002.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. — М., 1996.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обсуждаем Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школ'ах // Дефектология. 1990. № 3.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996.
Содержание
Дата: 2019-12-09, просмотров: 246.