По коррекции оптически сходных букв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

на примере букв и, у

Занятие 1

Тема. Дифференциация гласных и, у.

Цель. Развивать фонематическое восприятие учащих­ся. Учить различать звуки и, у, соотносить их с соответ­ствующими буквами.

Оборудование: буквы-символы и, у; предметные кар­тинки с изображением музыкальных инструментов: скрипка, гитара, арфа, балалайка, бубен, гармошка, ба­рабан, труба, пианино, ложки, треугольник, гусли, ду­дочка, свисток.

План занятия.

1. Организационный момент. Определение детьми темы занятия.

Отгадать загадки, определить первый звук в отгадках.

Слова-отгадки записать в тетрадь.

Одноглазая старушка узоры вышивает. (Иголка) Гладит всё, чего касается, а дотронешься — кусается.

(Утюг)

2. Сравнение звуков и, у.

- К какой группе звуков относятся и, у (гласные или согласные)?

-  В каком ряду находится гласный у! На что указы­вают гласные первого ряда?

- В каком ряду находится гласный и? На что указы­вают гласные второго ряда?

Сравнение звуков и, у по артикуляции. "

- В каком положении находятся губы при произно­шении звука и (у)7

3. Игра «Немое кино». Угадать задуманный звук по беззвучной артикуляции.

4. Фонематическое восприятие и дифференциация зву­ков и, у.

Поднять букву и или у, если услышишь их в слове. Определить, в какой позиции находится звук и или у (в начале, в середине, в конце слова).

Инна, Ульяна, мука, мир, камни, жук, икра, игла, сорву, укол, бинокль, зуб, кит, ива, куплет.

5. Сравнение письменных букв и, у.

- Из каких элементов состоит гласная буква и (у)?

- Сколько элементов у буквы и (у) ?

- Есть ли одинаковые элементы у букв и, у?

- Каким элементом отличаются буквы и, у?

6. Прописать буквы и, у по образцу до конца рабочей строки.

иуиу_________________________________________

7. Выбрать из картинок только те, в названиях кото­рых есть звуки и, у, записать их в тетрадь. Обвести букву и квадратом, букву у треугольником вершиной вниз.

Перечень картинок: скрипка, гитара, арфа, балалай­ка, бубен, гармошка, барабан, труба, пианино, ложки, треугольник, гусли, дудочка, свисток.

- Как можно назвать все предметы, изображенные на картинках? (Музыкальные инструменты.)

Составить предложение с любым словом, записать в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у — треуголь­ником вершиной вниз.

8. Обобщение и итог занятия.

 

Занятие 2

Тема. Дифференциация гласных и, у.

Цель. Развивать фонематические процессы и тактиль­ное и зрительное восприятие учащихся. Учить различать звуки и, у, соотносить их с соответствующими буквами.

Оборудование: буквы-символы и, у, выполненные из наждачной бумаги.

План занятия.

1. Логопедическая разминка.

Садится тот, кто ответит на вопросы:

- Над какими гласными работали на предыдущем за­нятии?

- Что общего у звуков и, у?

- Чем отличаются звуки и, у?

- Из каких элементов состоит гласная буква и (у)?

- Сколько элементов у буквы и (у)1

- Есть ли одинаковые элементы у букв и, у?

- Каким элементом отличаются буквы и, у?

2. Игра «Угадай на ощупь».

Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы и, у, выполненные из наждачной бумаги.

3. Прописать буквы и, у по образцу до конца рабочей строки.

и у у и_________________________________________

4. Выбрать среди записанных на доске гласных толь­ко букву и, обвести ее квадратом.

аиэуоиыиюеиоииёуаи

5. Расшифровать слоги. Вместо квадрата записать бук­ву и, вместо треугольника — букву у.

6. Записать слова с буквой и в первый столбик, с бук­вой у — во второй. Обвести букву и квадратом, букву у — треугольником вершиной вниз.

Сито, уж, сумка, липа, пушка, письма, коньки, буква, сли­ва, утро, подушка, вишня, музыка, искры.

Коллективная проверка: сначала прочитать слова со звуком ц в начале, затем — в конце, затем — в середине. Также проверяются слова из второго столбика.

7. Списать с доски предложения. Объяснить их зна­чение. Обвести букву и квадратом, букву у — треуголь­ником вершиной вниз.

На клумбе выросли чудесные цветы: лилии, маки, не­забудки, гладиолусы. В реке водится много рыбы: щуки, караси, окуни, ерши.

8. Обобщение и итог занятия.

Занятие 3

Тема. Дифференциация гласных и, у.

Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соот­носить их с соответствующими буквами. Развивать зри­тельное восприятие.

Оборудование: элементы букв и, у, клеящий каран­даш, салфетки из ткани, подписанные листы бумаги для аппликации (все по количеству учащихся).

План занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Немое кино». Угадать задуманный звук по без­звучной артикуляции.

2. Списать с доски гласные, обвести букву у треуголь­ником вершиной вниз, букву и — квадратом.

июоауыуэеиуоуёууяиыуиэяуои

3. Аппликация букв и, у из готовых элементов.

4. Прочитать слоги парами, объяснить, чем они отли­чаются:

ипу — упи, уку — ики, иду — уди, или — улу, учи — ичу, ури— иру.

Выписать слоги, которые являются словами, объяс­нить их значение.

5. Расшифровать односложные слова, вставив вместо квадрата букву и, вместо треугольника — букву у.

6. Вставить в слова пропущенную букву и или у. Л...ст, д..,ш, СТП...Л, гр...б, п...р, к...ст, б...нт, т...гр, з...бр,

в...нт, кр...г.

7. Прочитать записанные на доске предложения, найти в них слова, отличающиеся буквами и, у. Списать, обвести букву и квадратом, букву у - - треугольником вершиной вниз. Подчеркнуть слова, отличающиеся буквами и, у.

На столе лежат лупы. Во дворе растут липы. С дерева упала спелая груша. Гриша нарисовал краси­вый рисунок.

Бурый мишка живёт в тайге. Мушка ружья похожа на кольцо.

8. Обобщение и итог занятия.

Занятие 4

Тема. Дифференциация гласных и, у.

Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соот­носить их с соответствующими буквами. Развивать зри­тельное восприятие.

Оборудование: слоговые таблицы; буквы и, у, изобра­женные по контуру; цветные карандаши.

План занятия.

1. Организационный момент. Придумать по одному слову со звуками и, у. Определить, в какой позиции находится звук и или у (в начале, в середине, в конце слова).

2. Раскрашивание букв и, у.

3. Послушать пословицы и поговорки, записать бук­вы и, у, встречающиеся в словах.

Ученье путь к уменью. Нет друга — ищи, а найдёшь береги. Труд человека кормит, а лень портит. Объяснить смысл пословиц.

4. Прочитать слоговые таблицы:

ику — уку — уки — ики         узи — изи узу — изу

уту — ити ути иту ини — уни — ину — уну ими — уми -- уму — иму   упи — ипи — упу ипу

5. Вспомнить школьные принадлежности, в названии которых встречаются буквы и, у. Записать слова в тет­радь, обвести букву и квадратом, букву у —- треугольни­ком вершиной вниз. Примерный перечень слов: линейка, ручка, карандаши, ластик, книга, циркуль, дневник.

6. Зашифровать слова. Вместо буквы и нарисовать квадрат, вместо буквы у — треугольник.

Кувшин, бублик, улитка, стучит, кубик, грузди, стулъ чик, учит, ищут, гусли, гусеница.

Объяснить значение выделенных слов.

7. Объяснить значение высказываний, выбирая вари­анты из предложенных ниже слов. Списать их в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у — треугольником.

Бить баклуши — ..., водить за нос — ..., тянуть рези­ну — ..., задирать нос — ..., лезть из кожи вон — ...

Слова для справок: сильно стараться; лениться; мед­лить; важничать; обманывать.

8. Обобщение и итог занятия.

 

Занятие 5

Тема. Дифференциация гласных и, у.

Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соот­носить их с соответствующими буквами. Развивать зри­тельное восприятие и внимание.

Оборудование: буквы-символы и, у; предметные кар­тинки: утка, девочка, овощи, часы, кольцо, индюк; иглы, груша, рыба, улитка, шар, кот, индеец; удочка, дупло, вишня, сумка, книга, нитки, бусы, корзина, лимон; ди­дактическое пособие «Поезд».

План занятия.

1. Организационный момент. Отгадать задуманное слово, определив первый звук в названии картинок: утка, девочка, овощи, часы, кольцо, индюк; иглы, груша, рыба, улит­ка, шар, кот, индеец.

2. Игра «Угадай на ощупь».

Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы и, у, выполненные из наждачной бумаги.

3. Заменить фигуры буквами и, у, прописать их по образцу до конца рабочей строки.

4. Разложить картинки, в названии которых слышится звук и, в первый вагон, а картинки со звуком у - - во второй вагон.

Примерный перечень картинок: удочка, дупло, вишня, сумка, книга, нитки, бусы, корзина, лимон.

5. Заменить в слогах букву и на букву у и наоборот. Записать слоги парами:

усу — ..., ипу — ..., ими — ..., илу — ..., узи — ..., уки — ...,

угу — ...

6. Составить словосочетания из слов первого и второ­го столбиков:

мишутка   широкая улица          чудесная

кубик          коричневая

игрушка      бумажный

курица        пушистый

Записать словосочетания в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у — треугольником.

7. Заменить в слове букву и на букву у и наоборот. Составить предложения с любой парой слов, записать их в тетрадь, обвести букву и квадратом, букву у - - тре­угольником.

Симка — ..., окунь — ..., гриб — ...

8. Обобщение и итог занятия.

Занятие 6

Тема. Дифференциация гласных и, у.

Цель. Продолжать учить различать звуки и, у, соот­носить их с соответствующими буквами. Развивать зри­тельное восприятие и внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод.

План занятия.

1. Организационный момент. Садится тот, кто назо­вет фрукты и ягоды, изображенные на картинках, и оп­ределит место звуков и, у в слове.

Примерный перечень слов: груша, слива, арбуз, абрикос, клубника, персик, инжир, малина, апельсин, смородина.

2. Игра «Немое кино». Угадать задуманный звук по беззвучной артикуляции, записать букву в тетрадь.

3. Послушать внимательно слоги, заменить звук и на у и наоборот, записать получившийся слог. Обвести бук­ву и квадратом, букву у — треугольником.

Иди, уми, ису, или, ину, узу, у пи, ити, уки.

4. Изменить словосочетания по образцу, обвести бук­ву и квадратом, букву у треугольником.

Образец: искатъ грибы ищу грибы.

Учить уроки — ...          крутить ручку — ...

тащить санки — ...     кричать другу — ...

5. Списать словосочетания, вставив в слова пропущен­ные буквы и, у, обвести букву и квадратом, букву у -треугольником.

Пасм...рный день, ч...десная карт..,на, г...стые волосы, ск...пой человек, д...шистое мыло, кн...жный магаз...н.

С любым словосочетанием составить и записать пред­ложение.

6. Найти допущенные ошибки. Списать предложения правильно. Обвести букву и квадратом, букву у -- тре­угольником.

У больших дорог цветит одиванчики. Они похожи на солнышко с золотыми личами. Очень скоро чидесные цветы превратятся в пишистые шарики. Стоит подить ветеру и все одуванчики разлетятся.

7. Обобщение и итог занятия,

 

Занятие 7

Тема: Дифференциация гласных и, у.

Цель. Проверить умение дифференцировать звуки и буквы и, у. Развивать слуховое восприятие и внимание.

Оборудование: текст слухового диктанта «Зима».

План занятия.

1. Организационный момент. Беседа о звуках и бук­вах и, у.

- Что общего у звуков и, у'1

- Чем отличаются звуки и, у7

- Из каких элементов состоит гласная буква и ( y) t

- Сколько элементов у буквы и (у)?

- Есть ли одинаковые элементы у букв и, у?

- Каким элементом отличаются буквы и, у"?

2. Послушать текст, поднять букву и или у, если в слове есть соответствующий звук.

Зима

Наступила зима. Дуют сильные ветры. Кругом боль­шие сугробы. Тихо в зимнем лесу. Птицы улетели в тёп­лые края. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и катаются с горы. Заливают каток, лепят снежную бабу.

- Какие слова с безударными проверяемыми гласны­ми вы услышали? Подберите к ним проверочные слова.

Зима — ..., в лесу — ..., улетели — ..., катаются — ...

3. Запись текста под диктовку.

4. Самопроверка. Обвести букву и квадратом, бук­ву У — треугольником.

5. Обобщение и итог занятия.

Литература

Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: книга для учителя. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с деть­ми, имеющими трудности при обучении письму. — М., 1994.

Волина В.В. Учимся играя.— М.: Новая школа, 1994.

Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / под общ. ред. Т.Н. Волковской. — М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2006.

Герасимова А.С. и др. Программа развития и обучения дош­кольника. Учимся говорить. 4 года. — СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые конт­рольные работы по чтению в начальной школе: метод, пособие. -М.: Дрофа, 1996.

Городилова В.И., Кудрявцева М.Х. Чтение и письмо. — М.,1995.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Оргагизация и методы кор-рекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1991.

Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагоги­ческого обследования детей в медико-педагогических комиссиях. -М.: Просвещение, 1985.

Занимательное азбуковедение / сост. В.В. Волина. — М., 1991.

Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: справ.-метод, пособие. — М.: ACT: Астрель, 2005.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. — 1997.

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Т.Н. Система упражне­ний по коррекции письма и чтения детей с ОНР: практ. пособие для логопедов. — Воронеж: Учитель, 2003.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обу­чении чтению. — М., 1989.

Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. — Ярославль, 2003.

Козырева Л.М. Как образуются слова: тетрадь для логопедичес­ких занятий.— Ярославль: Академия развития; Академия Хол­динг, 2001.

Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. — Ярос­лавль, 2003

Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. — Ярос­лавль, 2003

КорневА.Н . Нарушения чтения и письма у школьников. — СПб., 1997.

Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция на­рушений чтения и письма у младших школьников: учебно-метод. пособие. — СПб., 2003.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения. — СПб., 1998.

Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Лого­педия сегодня. 2007. № 3(17).

Лопухина И.О. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. — М.: Аквари­ум, 1995.

Логопедия / под ред. проф. Л.С. Волковой. — М., 1989.

Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техни­ки чтения в начальной школе. — М.: ИД «ОНИКС 21 век», 2003.

Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. — СПб.: Дель­та, 1998.

Поваляева МА. Справочник логопеда. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Пономарева Л.Г. Говори и пиши правильно. — СПб., 1996.

Проект Положения о логопедическом пункте при общеобразо­вательном учреждении // Дефектология. 1992. № 5/6.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоле­ние у младших школьников. — М.,1995.

Раскраска. Загадка. Кроссворд. -- ЗАО «Росмэн-Пресс», 2005.

Тикунова Л.И. Контрольные работы по русскому языку: 1-4 классы. — Тула: ООО «Издательство Родничок»; М.: ООО «Изда­тельство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2003.

Узорова О.В. и др. Суффиксы. — М.: ООО «Издательство Аст­рель»; ООО «Издательство ACT», 2002.

Узорова О. и др. Физкультурные минутки: материал для прове­дения физкультурных пауз. — М., 2004.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картин­ках и загадках. Практическое пособие для логопедов, воспитате­лей и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2000.

Шипицына Л.П. Психолого-медико-педагогическая консульта­ция. — СПб.: Детство-пресс, 2002.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной шко­ле. — М., 1996.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обсуждаем Положение о логопе­дических пунктах при общеобразовательных школ'ах // Дефекто­логия. 1990. № 3.

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996.

 

Содержание

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 211.