Правописание удвоенных согласных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К; И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я... хоккей.

2. На большие расстояния Мчится он без опоздания; Пишется в конце два С, Называется... экспресс.

3. Во мне два К, не забывайте. Таким, как я, всегда бывайте! Я точный, чистый и опрятный, Иным я словом... аккуратный.

4. Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное Р содержит он

И называется... перрон.

5. В конце двойное Л пиши, А как зовут меня — реши: Без мастера гранёным стал Блестящий, правильный... кристалл.

6. Спросите, не повысив тона:

Что больше — центнер или... тонна* !

7. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для... группы.

8. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть... ссора.

9. Каждый день по многу раз Входим мы в знакомый... класс.

10. Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или... грипп.

11. Массу в тысячу грамм Называют... килограмм.

12. Покупая марки, не пошёл на лекцию, Потому что пополнял личную... коллекцию.

13. Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю. Я воздушная принцесса

И зовусь я... стюардесса.

14. Было очень жарко! Мы гуляли в парке. Воздух там и свеж, и чист. Вдоль аллеи цвёл... нарцисс.

 

Правописание сложных слов

1. Что за невод во дворе?

- Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошёл, Мы играем в... волейбол.

2. Там, где пыль, суёт он нос, Потому что... пылесос.

3. Важно по морю плывёт Трёхэтажный... пароход.

4. Кто имеет один рог? Отгадайте!.. Носорог.

5. Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса.

По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ. Это мой... велосипед.

6. Едет он на двух колёсах, Не буксует на откосах, И бензина в баке нет. Это мой... велосипед.

7. Мы купили мишку. Может он реветь, Будто не игрушка, а живой... медведь.

8. В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... сыроежки.

9. Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, Побежит... автомобиль.

10. За рекой среди берёз

Ты увидишь наш... колхоз.

11. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это?.. Самолёт.

12. Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон, И голос друга издалёка Тебе подарит... телефон.

13. Вот зверёк с утиным носом — Его прозвали... утконосом.

14. Пошла Муха на базар

И купила... самовар. (К.И. Чуковский)

15. Шёл Егор через бор,

Видит: вырос... мухомор. (А. Прокофьев)

16. Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый и красивый Ядовитый... мухомор.

 

 

Приложение 13

Конспекты занятий к разделу 3

календарно-тематического плана работы

с группой детей, имеющих нарушения чтения

и письма, обусловленные общим недоразвитием

речи ( IV уровня), по развитию навыков

морфемного анализа и синтеза слов

Занятие 1

Тема. Родственные, однокоренные слова. Корень слова. Цели:

• дать учащимся понятие о родственных, од покоренных словах, корне слова;

• учить выделять главную смысловую часть слова -корень;

• учить подбирать родственные слова. Оборудование: плакат с изображением чудо-дерева;

карточки-яблоки с однокоренными словами; карточки-ребусы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Объяснение нового материала. На доске плакат с изображением чудо-дерева.

Чтение стихотворения «Как растут слова» Е. Измай­лова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово — слово-корень, Р

азрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня -сад-! (Ученики называют слова, вставляют карточки-яблоки).

Пояснение лексического значения каждого слова.

- Прочитайте все слова. Имеют ли эти слова сходное, близкое значение? Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными или родственными. (Запись определения в тетрадь.)

Однокоренные или родственные слова имеют одина­ковый корень и сходны по значению.

- Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень и гласную букву в корне. (Запись слов с прогова-риванием.)

- Прочитайте общую, одинаковую часть в этих сло­вах. Это корень. В каком слове мы отметим неполное со­впадение букв корня? (саженцы) Здесь произошло чередо­вание согласных д-ж. Запишите определение в тетрадь.

Корень слова — это главная и общая часть всех одно-коренных или родственных слов.

4. Физкультминутка.

5. Работа с однокоренными словами. Карточки-ребусы.

Учащиеся получают карточки. Работа по цепочке.

Чтение слов. Запись слов под диктовку в тетрадь. Вы­деление корня, гласной буквы в корне слова. Уточнение лексического значения слов.

- Как называются записанные слова? Почему?

 

 

6. Итог занятия.

- Как называется главная часть слова?

- Каким знаком выделяют корень?

— Как называются слова, имеющие одинаковый ко­рень и сходные по смыслу?

 

Занятие 2

Тема. Графическое выделение корня в словах. Род­ственные слова.

Цели:

• закрепить понятие о родственных, однокоренных сло­вах, корне слова;

• учить выделять главную смысловую часть слова -корень;

• учить подбирать родственные слова.

Оборудование: дидактический материал на доске.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Садится тот, кто правильно добавит в стихотворе­ние слова.

Знает наша детвора: Прятки — лучшая... игра. Всех ребят хотим собрать, В прятки будем мы... играть.

Наш щенок — такой шалун, Забияка и... игрун.

Мой котёнок шаловливый, Очень ласковый,., игривый.

У малышки — погремушка, Очень шумная... игрушка.

- Кто может повторить все слова?

- Как называются эти слова? Почему?

2. Запись числа, темы занятия.

3. Нахождение родственных слов в тексте, в стихотво­рении. Графическое выделение корня слова.

Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять.

- Когда говорят о важном, о главном, иногда упот­ребляют слово КОРЕНЬ. «Смотри в корень!>>, «Зри в ко­рень!» -- значит, видеть самое главное. У слов тоже есть самая главная, самая важная часть — это... (корень). За­кончите определение:

Корень это...

Однокоренные или родственные слова имеют...

Запиь на доске: Родиной мы зовём нашу страну, пото­му что мы в ней родились, потому что в ней говорим на родном языке и всё в ней для нас родное.

- Найдите в предложении однокоренные, родствен­ные слова. Объясните, почему эти слова однокоренные.

Запись однокоренных слов в тетрадь под диктовку, выделение корня, маркировка гласной буквы в корне. (Родина, родились, родной).

- Внимательно послушайте стихотворение.

Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, родная улица, Толстый тополь у ворот. Вся родня моя любимая, Родственники здесь и там! Родина бывает разная, Но у всех она одна!

- Назовите однокоренные слова. Запишем слова в тетрадь (родня, родственники).

- Перечислите еще однокоренные слова (родник, ро­довитый, родители, родительский, родовой).

Запись слов в тетрадь, выделение корня, обозначение ударной гласной, маркировка гласной буквы в корне слов.

4. Физкультминутка.

5. Работа с текстом-загадкой. На доске текст:

Чужак

Собрались у воды родственники. Подводник с води­цей беседует. Водолаз с водопадом на солнышке греют­ся. Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду.

Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.

Где ему родственников искать?

- Прочитайте все выделенные слова. Назовите чужа­ка, которого приметила старуха «вода» (водитель). Объяс­ните, почему это слово является «чужаком», т. е. лиш­ним словом.

-  Выпишите все однокоренные, родственные слова. Выделите корень, гласную в корне.

(Дети самостоятельно выписывают. Проверка.)

- Прочитайте вопросительное предложение текста. Давайте поможем найти родственников слову «водитель».

Подбор и выписывание однокоренных слов. Выделе­ние корня, обозначение ударной гласной и гласной в корне слова (вводить, вводный, доводить, довод, заводить, завод­ной, завод, заводской, изводить, наводить, наводка, отвод­ка, громоотвод, заводь, провод, сводка, проводы, вожатый, повод и т. д.).

6. Итог занятия.

- Что означает выражение «смотреть в корень»?

- Что называется корнем слова?

Занятие 3

Тема. Графическое выделение корня в словах. Род­ственные слова.

Цели:

• закрепить понятие о родственных, однокоренных сло­вах, корне слова;

• учить выделять главную смысловую часть слова -корень;

• упражняться в дифференцировке слов с одинаковым корнем;

• расширять активный и пассивный словарь учащихся.

Оборудование: дидактический материал на доске; кар­точки, лото «Корень слова».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам. На доске:

Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. Дарить, подарок, дарёный. Обида, обидеть, обидный. Бегать, беглец, беглый. Ходить, походка, походный. Чистить, чисто, чистота. Озеленять, зелень, зелёный. Освежать, свежесть, свежий. Веселиться, веселье, весёлый. Морозить, морозный, заморозки.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Подбор однокоренных слов.

- Запишите слова. Выделите корень. Являются ли эти слова родственными? Почему? Вода            Водить

- Прочитайте слова на доске. Уточните лексическое значение незнакомых вам слов.

- Распределите данные слова на группы по значению. Запишите. Выделите корень, гласную в корне слова.

На доске: водичка, водоём, завод, водолаз, заводной, на­водка, водоросли, водянистый, газопровод, провод, подвод­ник, вожатый, проводник, наводнение, проводка, половодье, проводы, сводка, водяной, земноводный.

- Коллективная проверка работ. Прочитайте выпи­санные слова, похожие по смыслу со словом «вода» («во­дить»). Как называются эти слова? Обоснуйте ответ.

4. Физкультминутка.

- Хлопните в ладоши, если услышите однокоренное слово с корнем -осин-: осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.

- Топните правой ногой, если услышите однокорен­ное слово с корнем -печаль-: печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться.

- Сядет тот, кто вспомнит слово с корнем -осин- (-пе­чаль-).

5. Игра «Третий лишний». На доске: Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные, однокоренные?

- Прочитайте однокоренные слова. Объясните свой выбор.

6. Работа по карточкам. Лото «Корень слова».

7. Итог занятия.

- Как называется главная часть слова? Дайте опреде­ление.

- Как называются слова, имеющие одинаковый ко­рень, сходные по смыслу?

- Всегда ли слова с одинаковыми корнями будут род­ственными? Приведите примеры пар таких слов.

 

Занятия 4-5

Тема. Графическое выделение корня в сложных сло­вах. Соединительные гласные о-е .

Цели:

• развивать умение выделять на слух родственные слова;

• упражняться в образовании новых слов путем сложе­ния корней; профилактика дизорфографии;

• расширять активный и пассивный словарь учащихся.

Оборудование: дидактический материал на доске, кар­тинка, лото «Сложные слова».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Садится тот, кто запомнит и назовет родственные слова из стихотворения.

Снежная сказка Поплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. (С. Погорельский)

Мы построили скворечню Для весёлого скворца, Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Всё семейство вчетвером Проживает в доме том. Мать, отец и скворушки -Чёрненькие перышки. Кормит матушка скворчат. Целый день птенцы кричат:

- Мы хотим добавку -Муху и козявку! (Е. Тараховская)

2. Запись числа, темы занятия.

3. Новый материал.

— Доскажите словечко.

Хоть заманчив он на вид,

Но, однако, ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен... мухомор. (На доску вывешивается изображение мухомора.)

- Мухомор - - ядовитый гриб. Его легко узнать по ярко-красной с белыми пятнами шляпке. Свое название он получил от сочетания двух слов «мухи» и «мор». Гриб настолько ядовит, что вблизи него даже «мухи мрут».

- Послушайте рассказ.

Лось

Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось. Он был худой, еле-еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядо­витые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил тол­стыми губами красный гриб. Так он лечился. Вскоре лось скрылся. Я долго смотрел ему вслед.

- Каким грибом лечился лось? Можно ли сказать о мухоморе, что он приносит только вред?

- Запишите слово «мухомор» в тетрадь. Сколько кор­ней в этом слове? Выделите их.

Это сложное слово, так как в нём два корня. Два кор­ня соединяют в одно слово соединительные гласные о-е . Подчеркивание соединительной гласной буквы.

4. Анализ правописания сложных слов. Соединитель­ные гласные о-е .

- Сегодня мы будем работать со словами, которые имеют два корня.

Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте. Где отгадка — там конец. Кто подскажет — молодец. (В. Волина) Запись слов на доске, выделение корней, соединитель­ной гласной буквы.

Там, где пыль, суёт он нос, Потому что... пылесос.

Важно по морю плывёт Трёхэтажный... пароход.

Кто имеет один рог? Отгадайте!... Носорог.

В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... сыроежки.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт Человек им управляет. Что такое?... Самолёт.

Вот зверёк с утиным носом -Он зовется... утконосом.

«Пошла Муха на базар

И купила... самовар» (К. Чуковский)

5. Физкультминутка.

На болоте две лягушки, Две зелёные подружки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет -Всем друзьям физкультпривет !

- Назовите сложное слово из стихотворения физкульт­минутки.

6. Развитие языкового чутья, слухового внимания.

- Внимательно прослушайте предложение. Назовите сложное слово. Объясните лексическое значение.

Запись сложных слов в тетрадь под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной.

На Волге начался ледоход.

Вчера был снегопад.

Пчеловод показал нам пасеку.

Уже начался сенокос.

Красив осенний листопад.

Лесорубы вернулись домой.

Издалека слышен шум водопада.

Рыболов проверил удочки.

Пешеход прошёл пять километров.

Мореплаватель открыл новый остров.

Путешественники рассказали о дальних странах.

7. Игра «Составь слово».

- Используя корни двух слов, составь сложное слово. Запись сложных слов под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной:

носит оружие — ...      Дальний Восток — ...

ловит мух — ...            камни тешет — ...

разводит овец — ...      лёд колет — ...

падают звёзды — ...     чай пить — ...

варит кашу — ...         метает огонь — ...

режет волны — ...        воду возит — ...

хранит воду — ...         утиный нос — ...

копает землю — ...      овощи разводит — ...

басни пишет — ...        хлебный завод — ...

солнце печёт — ...        лес рубит — ...

снег падает -- ...            сталь варит — ...

8. Игра. Лото «Сложные слова».

9. Итог занятия.

— Как называются слова, имеющие два корня?

- Какие гласные буквы соединяют два корня в соста­ве слова?

 

Занятие 6

Тема. Приставка. Ее роль в словообразовании. Графи­ческое выделение.

Цели:

• дать понятие о словообразующей и смысловой роли приставки;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: дидактическая игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида), запись на доске.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Дидактическая игра «Ромашка».

— Прочитайте слова. Какие это слова? (Родственные, однокоренные.) Обоснуйте ответ.

Запись слов в тетрадь. Выделение корня, гласной бук­вы в корне.

- Чем отличаются эти слова? Выделите в словах при­ставки.

Обобщая ответы детей, сделать вывод. Приставка это значимая часть слова, которая сто­ит перед корнем и служит для образования новых слов. Каждая приставка несет смысловую нагрузку. Запись определения в тетрадь.

- С каждым словом «ромашки» составьте предложение.

4. Роль приставок в словообразовании. Смысловая на­грузка приставок. Графическое выделение приставок.

На доске: убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь.

- Выпишите в первый столбик слова, обозначающие удаление, во второй столбик — слова, обозначающие при­ближение. Обозначьте приставки. Сделайте вывод.

Убежать             прибежать

Отъехать            подъехать

Отойти               пригнать

Угнать                 подойти

Улететь              прилететь

Вывод. Приставки у-, oni -, onto- имеют значение уда­ления. Приставки при-, под-, подо----имеют значение

приближения.

5. Физкультминутка.

6. Роль приставок в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок. Работа с набором картинок (глаголы несовершенного и совершенного вида).

Рассмотрите картинку и назовите действия человека: рубил срубил, строил построил, красил покрасил, ставила поставила, ремонтировал - - отремонтиро­вал, лепил слепил и т. д.

Чем отличаются названные глаголы? От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия. Выделите приставку, которая вносит значение законченного действия. (Запись приставок логопедом на доске: при-, на-, с-...)

Ехал — ...            стирал — ...

Бежал — ...          мылил — ...

Думал — ...          клеил — ...

Варил — ...          вязал — ...

Шил — ...              читал — ...

Считал — ...        мыл — ...

- Сделайте вывод. Какие приставки имеют значение законченности действия?

7. Итог занятия.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Что называют приставкой?

- Какие приставки вы запомнили?

Занятие 7

Тема. Смысловая нагрузка приставок. Приставка в однокоренных гнездах.

Цели:

• отметить словообразующую и смысловую роль при­ставки;

• практическое усвоение значений наиболее употреби­мых приставок;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: дидактическая игра «Ромашка», набор картинок, дидактический материал на доске, на карточках.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Повторение.

- Садится тот, кто запомнит и назовет родственные слова из стихотворения.

Лёня с Витей в лес пошли, Всю поляну обошли, К старой ёлке подошли И огромный гриб нашли.

- Чем отличаются эти слова?

- Закончите определения: Корень слова — ...

Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка— ...

2. Запись числа, темы занятия.

3. Дидактическая игра «Ромашка».

 

- Прочитайте слова. Какие это слова? (Родственные, однокоренные.) Обоснуйте ответ.

Запись слов в тетрадь. Выделение корня, гласной бук­вы в корне.

- Чем отличаются эти слова? Выделите в словах при­ставки. Составьте с каждым словом «ромашки» предло­жение.

4. Приставка в однокоренных гнездах. На доске:

В класс (взошёл, перешёл, пришёл) классный руко­водитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник. К нам в окно (улетела, прилетела, залетела) синичка. Ребята (выключили, исключили, заключили) телевизор.

- Прочитайте предложение. Вставьте подходящее по смыслу слово из скобок. Запишите предложение. Выде­лите у глагола корень, приставку.

5. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

6. Подбор подходящей по смыслу приставки. Работа с текстом.

На доске:

Зайчик__бежал из леса и__бежал к огороду. Он__бе­жал вокруг огорода,__бежал к грядке с капустой,__грыз

её,___бежал из огорода и___бежал обратно в лес.

- Прочитайте предложения, вставьте подходящую по смыслу приставку. (Устная коллективная работа.)

- Запишите предложения, в глаголах выделите ко­рень и приставку.

7. Подбор подходящей по смыслу приставки в одноко­ренных гнездах. Работа по карточкам. Дидактический материал.

- Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Обозначьте корень, приставку.

Кусок хлеба__резали. Край бумажного листа___ре­зали. Кисть винограда___резали. Палец___резали. Ар­буз на части__резали. Звезду из бумаги___резали.

Рано утром я__ехал из деревни и__ехал по дороге в

соседнюю усадьбу. Я__ехал до нашей мельницы,__ехал

через шаткий мостик и__ехал мимо берёзовой рощи.

К полудню я уже__ехал на место.

Умелая портниха

Умелая портниха задумала платье__шить. Выкрои­ла детали. Затем__шила их по швам,__шила рукава и

воротник,__шила низ платья. На карманах__шила

цветы.

Хорошее платье вышло!

Мне надо__ходить в магазин. Не следует близко__хо­дить к этой собаке. Вам__ходить на следующей оста­новке. Как надоело каждый день сюда__ходить. Каж­дый раз мне приходится__ходить мимо этой витрины.

8. Итог занятия.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Что называют приставкой?

- Какие приставки вы запомнили?

Занятие 8

Тема. Смысловая нагрузка приставок. Одна пристав­ка с разными корнями.

Цели:

• отметить словообразующую и смысловую роль при­ставки;

• практическое усвоение значений наиболее употреби­мых приставок;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 276.