Оборудование: запись на доске.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ход занятия.

1. Организационный момент. Повторение.

- Сядет тот, кто даст правильный, полный ответ.

- Закончите определения: Корень слова — ...

Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка — ...

2. Запись числа, темы занятия.

3. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями.

На доске: звать, бить, жечь, вязать, копать, сыпать, шагать, кричать, бегать, прыгать.

- Образуйте новые слова от данных с приставкой за-. Запишите их в два столбика: в первый столбик — со зна­чением «начало действия», во второй столбик — со зна­чением «результат».

Начало действия                          Результат

Коллективная работа. Запись, обозначение корней, приставок.

4. Развитие слухового восприятия слов, умения выде­лять приставку в однокоренных гнездах.

- Назовите приставку слова. Запишите приставки в тетрадь. (Работа по цепочке.)

Слова: прибить, набить, подбить, пробить, выбить, разбить, сбить, перебить, взбить, обить, вбить, забить, отбить.

Выговорить, договорить, заговорить, наговорить, об­говорить, оговорить, переговорить, поговорить, подгово­рить, приговорить, проговорить, разговорить, сговорить, уговорить.

5. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

6. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями.

На доске: перевыборы, перегрелся, переутомился, пе­реписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, пе­рестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.

- Выпишите в два столбика слова с приставкой пере-: в первый столбик — со значением «повтор действия»; во второй столбик — со значением «чрезмерность действия».

Повтор действия         Чрезмерность действия

Устная коллективная работа, пояснение значений слов. Самостоятельное выполнение задания. Проверка вы­полнения задания.

- Прочитайте слова, выписанные в первый столбик, где приставка пере- вносит значение повтора действия. (Коллективное выделение корня, приставки.)

- Прочитайте слова, выписанные во второй столбик, где приставка пере- вносит значение чрезмерности дей­ствия. (Коллективное выделение корня, приставки.)

7. Итог занятия.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Что называют приставкой?

 

Занятие 9

Тема. Приставки с гласной о.

Цели:

• отметить словообразующую и смысловую роль при­ставки;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок с гласной о; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: дидактический материал на доске.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На доске:

Походка   пробег       уснуть          смешно

Полёт       прокладка узнать          слышно

Полоска      проба       ужаснуться страшно

Поклажа  прогулка  унизить        сполна

- Садится тот, кто найдет в столбике лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Развитие слухового восприятия слов, умения выде­лять приставку в од некоренных гнездах.

- Назовите приставку слова. Запишите приставки в тетрадь. (Работа по цепочке.)

Графическое выделение приставки.

Слова: описать, отписать, пописать, дописать, подпи­сать; посмотреть, подсмотреть, просмотреть, досмот­реть, обсмотреть, осмотреть.

- Что общего в выписанных приставках? (Все при­ставки с гласной о.)

4. Осознание правописания приставок с гласной о.

- Запишите в тетради: о-  по- до- во-

От- ото- под- подо- со-

Об- обо- про-

На доске:

Подумал, долил, добежал, сосчитал, Отвесил, вогнул, обошёл, подписал -В словах здесь приставки на о отыщи, Запомни и правильно их напиши.

Чтение стихотворения учителем-логопед ом. Чтение стихотворения 1-2 учащимися.

- В каких словах есть приставка с гласной о. (Коллек­тивная устная работа.) Выпишите эти слова в тетрадь.

Проверка. Выделение корня и приставки слова (по цепочке).

5. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

- Садится тот, кто назовет слова, в которых есть при­ставка с гласной о. (Потянулся, достать.)

6. Стихотворение-загадка:

Бесприютные вы книжки, Истрепали вас мальчишки! __несём мы вас к врачу... Он вас, бедных, _ жалеет,

И__чистит, и__клеит,

И__режет, и__шьёт,

И__денет в переплёт.

- Прочитайте отрывок стихотворения. Вставьте под­ходящие по смыслу приставки. (Чтение восстановлен­ного стихотворения 2-3 учениками.) Что общего в этих приставках? Объясните, почему их правописание не со­впадает с произношением. Запишите глаголы в тетрадь.

Графическое выделение корня и приставки. Коллек­тивная проверка работы.

7. Итог занятия.

- Назовите приставки с гласной о.

 

Занятие 10

Тема. Приставки с гласной а.

Цели:

• отметитьсловообразующую и смысловую роль при­ставки;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок с гласной а;

• профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: дидактический материал на доске. Ход занятия.

1. Организационный момент. На доске:

Поиграл да поплясал,

Почитал да пописал,

Приготовился, поел,

Полежал, пошёл, попел,

Кошку Мурку рисовал,

А потом пошёл поспал.

- Внимательно прочитайте стихотворение. Назовите «лишнее» слово. (Приготовился.) Обоснуйте свой ответ.

2. Беседа-повторение.

- Закончите определения: Корень слова — ...

Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка -- ...

- Назовите приставки с гласной о.

3. Запись числа, темы занятия.

4. Развитие слухового восприятия слов, умения выде­лять приставку в словах с разными корнями.

- Назовите приставку слова. Запись приставок в тет­радь. (Работа по цепочке.)

Графическое выделение приставки.

Слова: описать, сознаться, отбежал, отошёл, подъе­хал, обрезал, почитать, оборвать, доучить, подоткнуть, вобрать, прогудеть, пододвигать, поплавать, догладила, отольют, ожечь, отмыть, отодрать.

Обходить, продумать, отключил, отозвался, остепе­нился, подобрал, соскучился, подвигался, вошёл, подогнать, отряхнуть, обходить, дотянуть, провязать, осветить, обогреть, доехать, воткнуть, сочувствовать.

- Что общего в выписанных приставках? (Все при­ставки с гласной о.)

5. Осознание правописания приставок с гласной а.

- Запишем в тетрадь приставки с гласной а:

на-     над-

за-

рас-   раз -

На доске: надавить, надвязать, надарить, надавать, надвигаться, надкусить, надколоть, надоить, надписать, надрезать, надумать, надуть, надёргать, надломить.

- Прочитайте слова. Разделите слова на две группы, назовите принцип группировки.

- Назовите слова с приставкой на- (над-). Запишите слова в тетрадь. Выделите корень, приставку. Коллек­тивная проверка.

6. Физкультминутка.

7. Правописание приставок рас- (раз-). На доске:

рас глух.              раз звонк.

раскатать            разладить

Коллективная работа:

- Запишите ответы, используя слова с приставками рас-, раз-. Объяснение правописание приставки.

- Графическое выделение корня, приставки.

• Движение с целью набрать скорость (разгон).

• Чувство сожаления по поводу своего поступка, про­ступка (раскаяние).

• Место раздвоения железнодорожного пути (разъезд).

Разделить линиями на графы (разграфить).

• Быстро разрубить чем-нибудь острым (расколоть).

Гардероб (раздевалка).

• Снять седло с лошади (расседлать).

• Освобождение от груза (разгрузка).

• Прерывистые и громкие звуки, длительный гул, гро­хот (раскат).

• Раздвоение дороги, ствола дерева (развилка).

Солёная вода для засолки овощей (рассол).

• Молодые растения, выращенные для пересадки (рас­сада).

• Время перед восходом солнца (рассвет).

Расставание (разлука).

8. Закрепление правописания приставок с гласными о-а .

- Послушайте стихотворение, назовите похожие дей­ствия.

Лёня с Витей в лес пошли,

Всю поляну обошли.

К старой ёлке подошли

И огромный гриб нашли.

- Запишите в первый столбик слова с приставкой с гласной о, во второй столбик — слова с гласной а. Выде­лите корень и приставку.

пошли              нашли

обошли подошли

На доске: записал, надпись, погоняет, отточить, рас­платился, описал, подсказал, заставил, вошёл, обошёл, над­писал, наклейка, доползти, залез, отодвигать, обход, рас­ход, просмотрел, соскочил, рассмотрел, подогрел. 9. Итог занятия.

- Назовите приставки с гласной а.

 

Занятия 11-13

Тема. Дифференциация приставок и предлогов. Цели:

• отметить словообразующую и смысловую роль при­ставки;

• развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;

• упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;

• осуществлять профилактику дизорфографии;

• преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрес­сивной речи.

Оборудование: дидактический материал на доске, схе­ма-таблица предлогов, карточки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Садится тот, кто правильно назовет приставку слова. Слова: вбежать, отставить, описать, отобрать, за­вязать, расколоть, укутать, покачаться, спутать, вбить, выгоняет, отточить, выплатить, оббежать, сходить, оттолкнуть, принести, разрезать, погреметь, переснять, заволноваться, пошуметь, отцвёл, подшить, выточит.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

Из леса, к лугу, на полянку, У кустика, с тропинки, в ямку, От речки, около дороги -

Пиши отдельно все предлоги! (Н. Бетенъкова) - Прочитайте предложения, правильно выбирая из скобок предлог. Запишите предложения. Обозначьте предлоги. На доске:

Дым идёт (с, из) трубы. Дети катались (из, с) горы. Пастух пас стадо (у, в) реки. Дети купались (у, в) реке. Белка слетела (с, на) крыши сарая. Кошка уселась (с, на) крыльце.

Прочитайте предложения. Вставьте пропущен­ные предлоги. Нарисуйте схему предлога. (Работа по цепочке.)

Лодка плыла ... озеру. Птенец выпал ... гнезда. Само­лёт летит ... морем. ... театром собралась толпа. Кар­тину повесили ... диваном.

Щенок спрятался ... крыльцом. Дорожка вела ... лес. Вечером мы добрались ... города. Лестницу прислонили ... стене. Туфли стоят ... кроватью. Поезд отошёл ... стан­ции. Машина стоит ... подъезда. Пуговица оторвалась ... пальто. Трактор идёт ... целине.

4. Исправьте предложения.

- Прочитайте предложение. Подумайте, как нужно исправить предложение. Напишите правильное предло­жение. Обозначьте предлоги.

На доске:

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

5. Физкультминутка.

В комнату вошёл мой брат. (Шаги на месте.)

В сумке фотоаппарат. (Наклон, руки вниз.)

В конуру полез наш пёс. (Приседание.)

Папа в дом арбуз принёс. (Шаги на месте, руки в стороны.)

- Какой предлог есть в каждом предложении? (в) Назовите из стихотворения сложное слово.

- Послушайте стихотворение. Сколько в стихотворе­нии предлогов в?

В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. В лес пошли Кирилл, Иринка. А у них в руках корзинка. (3)

6. Различение предлогов и приставок.

- Послушайте сказку.

Жили-были в стране Грамматика предлоги и пристав­ки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги были очень важными и строгими. Они гордились тем, что были самостоятель­ными, не цеплялись за другие слова. И всегда в предложе­нии имели своё место. Кроме того, одни предлоги указы­вали, где надо находиться: В или НА, ПОД или НАД, ЗА, или У (схема-таблица предлогов), другие предлоги пока­зывали, куда двигаться: К или ОТ .(проиллюстрировать действиями с предметами).

А приставки своих домиков не имели. Они были со­всем беспомощными, не умели жить самостоятельно. И придумали приставки прицепляться к другим словам. А чтобы слова их не прогоняли, стали приставки прида­вать словам разные значения, (подбежал, забежал, вы­бежал, убежал) и даже образовывать новые слова (вы­ход, подход, переход).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, например: наступил на ветку, забежал за дом (на доске). Стали ученики их путать. Это не понрави­лось предлогам. Они обратились за помощью к царице Грамматике: «Посоветуйте, как нам отличаться от при-

ставок?». Задумалась царица Грамматика. И тут при­шли ей на помощь слова-признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова, с которым вы дружите, - - сказали они. А мы, встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будете отличаться». Пред­логи так и сделали.

Было: Дети вошли в рощу. Стало: Дети вошли в берёзовую рощу. Услышали это приставки и решили тоже отодви­нуться от своего слова и впустить слова-признаки.

И вот что из этого получилось: Дети во берёзовую шли рощу.

Возмутилось предложение: «Кто же теперь меня пой­мёт?!»

Испугались приставки, что их вообще прогонят из страны Грамматики, крепко-накрепко приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались. Так приставки научились быть послушными.

А теперь мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать. Прочитайте и вставьте нужные по смыслу приставки. (Коллективная устная работа по цепочке.)

- Как пишутся приставки? (Дети выполняют за­дание.)

Проверка (по цепочке). Обозначение приставки, пред­лога.

На доске:

_летела в окно

_сорил на полу _кусил от конфеты _плыл от берега

_дела в иголку _стегнул от пояса _нёс в комнату __махнулся от мухи

7. Дифференциация предлогов и приставок.

Задание А

На доске: (по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солъю, (от)носа, (от)нёс, (от)винтил, (от)винта, (за)плату, (за)платил, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лес, (в)лез, (у)лётчика, (у)летел, (с)резатъ, (с)резъбой, (за)брата, (за)брал.

(к)дому (под)бежал (с)пустился (к)реке (до)Киева (до)ведёт (вы)летел (в)окошко (под)резали (под)корень (до)города (до)шёл (за)катился (за)шкаф

- Прочитайте слова. Распределите слова в два стол­бика. Какие слова «будут жить» в первом столбике, а какие — во втором?

Коллективное выполнение задания. Объяснение пра­вописания слова. Выделение приставки, предлога. Задание Б

- Прочитайте словосочетание. Объясните, почему не­обходимо писать слитно или раздельно. Запишите слово­сочетания, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

На доске:

(на)ступил (на)ногу (от)радости (за)плакал (от)плыла (от)берега (с)катился (с)горки (до)сердца (до)йдёт (в)плели (в)косу (с)лез (с)коня

8. Тренировочные упражнения по серии карточек «Дифференциация предлогов и приставок» (см. ниже).

9. «Найди ошибки».

Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.

- Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.

На доске:

Высоко вгоры в полз уж. Папа внёс в комнату корзи­ну сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по полу. Ласточка за целилась за край нитки. Коля бежал засо-бакой, собака бежала за кошкой. Ребята шли поузень-кой тропинке. Осень на ступила, высохли цветы. Ёлоч­ка нарядная в комнате стоит.

10. Итог занятия.

- Что называется приставкой?

- Как отличить предлог от приставки?

Занятие 14

Тема. Правописание разделительного твердого знака.

Цели:

• закреплять умение образовывать новые слова с помо­щью приставок;

• развивать зрительную память;

• осуществлять профилактику дизорфографии. Оборудование: дидактический материал на доске,

карточки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Беседа-повторение.

Садится тот, кто даст правильный, полный ответ.

- Назовите главную часть слова.

- Закончите определения: Корень слова -- ...

Однокоренные или родственные слова имеют...

Приставка -- ...

— Назовите приставки с гласной о. - Назовите приставки с гласной а.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Объяснение нового материала.

Было «сели», стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже, Без него писать не сможем: «Съезд, съедобный, объясненъе, И подъезд, и объявленъе».

- Запомните! Разделительный твердый знак пишется после приставки, которая заканчивается на согласную, и перед корнем, который начинается на гласные е , ё, ю, я. Коллективное выделение в записанных словах корня, приставки. Объяснение правописания разделительного ъ в словах.

 

- Используя разные приставки, составьте слова. Объясните, где необходимо написать разделительный твер­дый знак.                                                        

Работа по цепочке с объяснением правописания слов. Графическое выделение корня, приставки.

5. Самостоятельная работа.

- Прочитайте предложение. Спишите, вставляя, где нужно, разделительный твердый знак.

На доске:

а) Под("?)ём на гору был крутой.

б) Страх с(?)жал сердце.

в) Машина под(?)ехала к городу.

г) Наконец с(?)пуск с горы был закончен.

д ) У под(?)ножия горы неслась бурная река.

е ) Путникам пришлось об(?)езжатъ гору по краю обрыва.

Коллективная проверка работы. Выделение корня, приставки.

- Можно ли записанные предложения назвать тек­стом? Почему? Установи правильную последовательность предложений.

6. Физкультминутка.

- Вставь в предложения слова, подходящие по смыс­лу. Прочитай предложение орфографически. (Письмо по памяти. Работа по цепочке.)

8. Итог занятия.

- Когда пишется разделительный твердый знак?

Дата: 2019-12-09, просмотров: 252.