Ход занятия.
1. Организационный момент. Повторение.
- Сядет тот, кто даст правильный, полный ответ.
- Закончите определения: Корень слова — ...
Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка — ...
2. Запись числа, темы занятия.
3. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями.
На доске: звать, бить, жечь, вязать, копать, сыпать, шагать, кричать, бегать, прыгать.
- Образуйте новые слова от данных с приставкой за-. Запишите их в два столбика: в первый столбик — со значением «начало действия», во второй столбик — со значением «результат».
Начало действия Результат
Коллективная работа. Запись, обозначение корней, приставок.
4. Развитие слухового восприятия слов, умения выделять приставку в однокоренных гнездах.
- Назовите приставку слова. Запишите приставки в тетрадь. (Работа по цепочке.)
Слова: прибить, набить, подбить, пробить, выбить, разбить, сбить, перебить, взбить, обить, вбить, забить, отбить.
Выговорить, договорить, заговорить, наговорить, обговорить, оговорить, переговорить, поговорить, подговорить, приговорить, проговорить, разговорить, сговорить, уговорить.
5. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
6. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями.
На доске: перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.
- Выпишите в два столбика слова с приставкой пере-: в первый столбик — со значением «повтор действия»; во второй столбик — со значением «чрезмерность действия».
Повтор действия Чрезмерность действия
Устная коллективная работа, пояснение значений слов. Самостоятельное выполнение задания. Проверка выполнения задания.
- Прочитайте слова, выписанные в первый столбик, где приставка пере- вносит значение повтора действия. (Коллективное выделение корня, приставки.)
- Прочитайте слова, выписанные во второй столбик, где приставка пере- вносит значение чрезмерности действия. (Коллективное выделение корня, приставки.)
7. Итог занятия.
- Какая часть слова образует новые слова?
- Что называют приставкой?
Занятие 9
Тема. Приставки с гласной о.
Цели:
• отметить словообразующую и смысловую роль приставки;
• упражняться в образовании новых слов с помощью приставок с гласной о; профилактика дизорфографии;
• расширять и обогащать словарный запас детей.
Оборудование: дидактический материал на доске.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
На доске:
Походка пробег уснуть смешно
Полёт прокладка узнать слышно
Полоска проба ужаснуться страшно
Поклажа прогулка унизить сполна
- Садится тот, кто найдет в столбике лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
2. Запись числа, темы занятия.
3. Развитие слухового восприятия слов, умения выделять приставку в од некоренных гнездах.
- Назовите приставку слова. Запишите приставки в тетрадь. (Работа по цепочке.)
Графическое выделение приставки.
Слова: описать, отписать, пописать, дописать, подписать; посмотреть, подсмотреть, просмотреть, досмотреть, обсмотреть, осмотреть.
- Что общего в выписанных приставках? (Все приставки с гласной о.)
4. Осознание правописания приставок с гласной о.
- Запишите в тетради: о- по- до- во-
От- ото- под- подо- со-
Об- обо- про-
На доске:
Подумал, долил, добежал, сосчитал, Отвесил, вогнул, обошёл, подписал -В словах здесь приставки на о отыщи, Запомни и правильно их напиши.
Чтение стихотворения учителем-логопед ом. Чтение стихотворения 1-2 учащимися.
- В каких словах есть приставка с гласной о. (Коллективная устная работа.) Выпишите эти слова в тетрадь.
Проверка. Выделение корня и приставки слова (по цепочке).
5. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
- Садится тот, кто назовет слова, в которых есть приставка с гласной о. (Потянулся, достать.)
6. Стихотворение-загадка:
Бесприютные вы книжки, Истрепали вас мальчишки! __несём мы вас к врачу... Он вас, бедных, _ жалеет,
И__чистит, и__клеит,
И__режет, и__шьёт,
И__денет в переплёт.
- Прочитайте отрывок стихотворения. Вставьте подходящие по смыслу приставки. (Чтение восстановленного стихотворения 2-3 учениками.) Что общего в этих приставках? Объясните, почему их правописание не совпадает с произношением. Запишите глаголы в тетрадь.
Графическое выделение корня и приставки. Коллективная проверка работы.
7. Итог занятия.
- Назовите приставки с гласной о.
Занятие 10
Тема. Приставки с гласной а.
Цели:
• отметитьсловообразующую и смысловую роль приставки;
• упражняться в образовании новых слов с помощью приставок с гласной а;
• профилактика дизорфографии;
• расширять и обогащать словарный запас детей.
Оборудование: дидактический материал на доске. Ход занятия.
1. Организационный момент. На доске:
Поиграл да поплясал,
Почитал да пописал,
Приготовился, поел,
Полежал, пошёл, попел,
Кошку Мурку рисовал,
А потом пошёл поспал.
- Внимательно прочитайте стихотворение. Назовите «лишнее» слово. (Приготовился.) Обоснуйте свой ответ.
2. Беседа-повторение.
- Закончите определения: Корень слова — ...
Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка -- ...
- Назовите приставки с гласной о.
3. Запись числа, темы занятия.
4. Развитие слухового восприятия слов, умения выделять приставку в словах с разными корнями.
- Назовите приставку слова. Запись приставок в тетрадь. (Работа по цепочке.)
Графическое выделение приставки.
Слова: описать, сознаться, отбежал, отошёл, подъехал, обрезал, почитать, оборвать, доучить, подоткнуть, вобрать, прогудеть, пододвигать, поплавать, догладила, отольют, ожечь, отмыть, отодрать.
Обходить, продумать, отключил, отозвался, остепенился, подобрал, соскучился, подвигался, вошёл, подогнать, отряхнуть, обходить, дотянуть, провязать, осветить, обогреть, доехать, воткнуть, сочувствовать.
- Что общего в выписанных приставках? (Все приставки с гласной о.)
5. Осознание правописания приставок с гласной а.
- Запишем в тетрадь приставки с гласной а:
на- над-
за-
рас- раз -
На доске: надавить, надвязать, надарить, надавать, надвигаться, надкусить, надколоть, надоить, надписать, надрезать, надумать, надуть, надёргать, надломить.
- Прочитайте слова. Разделите слова на две группы, назовите принцип группировки.
- Назовите слова с приставкой на- (над-). Запишите слова в тетрадь. Выделите корень, приставку. Коллективная проверка.
6. Физкультминутка.
7. Правописание приставок рас- (раз-). На доске:
рас глух. раз звонк.
раскатать разладить
Коллективная работа:
- Запишите ответы, используя слова с приставками рас-, раз-. Объяснение правописание приставки.
- Графическое выделение корня, приставки.
• Движение с целью набрать скорость (разгон).
• Чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка (раскаяние).
• Место раздвоения железнодорожного пути (разъезд).
• Разделить линиями на графы (разграфить).
• Быстро разрубить чем-нибудь острым (расколоть).
• Гардероб (раздевалка).
• Снять седло с лошади (расседлать).
• Освобождение от груза (разгрузка).
• Прерывистые и громкие звуки, длительный гул, грохот (раскат).
• Раздвоение дороги, ствола дерева (развилка).
• Солёная вода для засолки овощей (рассол).
• Молодые растения, выращенные для пересадки (рассада).
• Время перед восходом солнца (рассвет).
• Расставание (разлука).
8. Закрепление правописания приставок с гласными о-а .
- Послушайте стихотворение, назовите похожие действия.
Лёня с Витей в лес пошли,
Всю поляну обошли.
К старой ёлке подошли
И огромный гриб нашли.
- Запишите в первый столбик слова с приставкой с гласной о, во второй столбик — слова с гласной а. Выделите корень и приставку.
пошли нашли
обошли подошли
На доске: записал, надпись, погоняет, отточить, расплатился, описал, подсказал, заставил, вошёл, обошёл, надписал, наклейка, доползти, залез, отодвигать, обход, расход, просмотрел, соскочил, рассмотрел, подогрел. 9. Итог занятия.
- Назовите приставки с гласной а.
Занятия 11-13
Тема. Дифференциация приставок и предлогов. Цели:
• отметить словообразующую и смысловую роль приставки;
• развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;
• упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;
• осуществлять профилактику дизорфографии;
• преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи.
Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Садится тот, кто правильно назовет приставку слова. Слова: вбежать, отставить, описать, отобрать, завязать, расколоть, укутать, покачаться, спутать, вбить, выгоняет, отточить, выплатить, оббежать, сходить, оттолкнуть, принести, разрезать, погреметь, переснять, заволноваться, пошуметь, отцвёл, подшить, выточит.
2. Запись числа, темы занятия.
3. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.
Из леса, к лугу, на полянку, У кустика, с тропинки, в ямку, От речки, около дороги -
Пиши отдельно все предлоги! (Н. Бетенъкова) - Прочитайте предложения, правильно выбирая из скобок предлог. Запишите предложения. Обозначьте предлоги. На доске:
Дым идёт (с, из) трубы. Дети катались (из, с) горы. Пастух пас стадо (у, в) реки. Дети купались (у, в) реке. Белка слетела (с, на) крыши сарая. Кошка уселась (с, на) крыльце.
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги. Нарисуйте схему предлога. (Работа по цепочке.)
Лодка плыла ... озеру. Птенец выпал ... гнезда. Самолёт летит ... морем. ... театром собралась толпа. Картину повесили ... диваном.
Щенок спрятался ... крыльцом. Дорожка вела ... лес. Вечером мы добрались ... города. Лестницу прислонили ... стене. Туфли стоят ... кроватью. Поезд отошёл ... станции. Машина стоит ... подъезда. Пуговица оторвалась ... пальто. Трактор идёт ... целине.
4. Исправьте предложения.
- Прочитайте предложение. Подумайте, как нужно исправить предложение. Напишите правильное предложение. Обозначьте предлоги.
На доске:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
5. Физкультминутка.
В комнату вошёл мой брат. (Шаги на месте.)
В сумке фотоаппарат. (Наклон, руки вниз.)
В конуру полез наш пёс. (Приседание.)
Папа в дом арбуз принёс. (Шаги на месте, руки в стороны.)
- Какой предлог есть в каждом предложении? (в) Назовите из стихотворения сложное слово.
- Послушайте стихотворение. Сколько в стихотворении предлогов в?
В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. В лес пошли Кирилл, Иринка. А у них в руках корзинка. (3)
6. Различение предлогов и приставок.
- Послушайте сказку.
Жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги были очень важными и строгими. Они гордились тем, что были самостоятельными, не цеплялись за другие слова. И всегда в предложении имели своё место. Кроме того, одни предлоги указывали, где надо находиться: В или НА, ПОД или НАД, ЗА, или У (схема-таблица предлогов), другие предлоги показывали, куда двигаться: К или ОТ .(проиллюстрировать действиями с предметами).
А приставки своих домиков не имели. Они были совсем беспомощными, не умели жить самостоятельно. И придумали приставки прицепляться к другим словам. А чтобы слова их не прогоняли, стали приставки придавать словам разные значения, (подбежал, забежал, выбежал, убежал) и даже образовывать новые слова (выход, подход, переход).
Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, например: наступил на ветку, забежал за дом (на доске). Стали ученики их путать. Это не понравилось предлогам. Они обратились за помощью к царице Грамматике: «Посоветуйте, как нам отличаться от при-
ставок?». Задумалась царица Грамматика. И тут пришли ей на помощь слова-признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова, с которым вы дружите, - - сказали они. — А мы, встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будете отличаться». Предлоги так и сделали.
Было: Дети вошли в рощу. Стало: Дети вошли в берёзовую рощу. Услышали это приставки и решили тоже отодвинуться от своего слова и впустить слова-признаки.
И вот что из этого получилось: Дети во берёзовую шли рощу.
Возмутилось предложение: «Кто же теперь меня поймёт?!»
Испугались приставки, что их вообще прогонят из страны Грамматики, крепко-накрепко приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались. Так приставки научились быть послушными.
А теперь мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать. Прочитайте и вставьте нужные по смыслу приставки. (Коллективная устная работа по цепочке.)
- Как пишутся приставки? (Дети выполняют задание.)
Проверка (по цепочке). Обозначение приставки, предлога.
На доске:
_летела в окно
_сорил на полу _кусил от конфеты _плыл от берега
_дела в иголку _стегнул от пояса _нёс в комнату __махнулся от мухи
7. Дифференциация предлогов и приставок.
Задание А
На доске: (по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солъю, (от)носа, (от)нёс, (от)винтил, (от)винта, (за)плату, (за)платил, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лес, (в)лез, (у)лётчика, (у)летел, (с)резатъ, (с)резъбой, (за)брата, (за)брал.
(к)дому (под)бежал (с)пустился (к)реке (до)Киева (до)ведёт (вы)летел (в)окошко (под)резали (под)корень (до)города (до)шёл (за)катился (за)шкаф
- Прочитайте слова. Распределите слова в два столбика. Какие слова «будут жить» в первом столбике, а какие — во втором?
Коллективное выполнение задания. Объяснение правописания слова. Выделение приставки, предлога. Задание Б
- Прочитайте словосочетание. Объясните, почему необходимо писать слитно или раздельно. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.
На доске:
(на)ступил (на)ногу (от)радости (за)плакал (от)плыла (от)берега (с)катился (с)горки (до)сердца (до)йдёт (в)плели (в)косу (с)лез (с)коня
8. Тренировочные упражнения по серии карточек «Дифференциация предлогов и приставок» (см. ниже).
9. «Найди ошибки».
Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.
- Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.
На доске:
Высоко вгоры в полз уж. Папа внёс в комнату корзину сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по полу. Ласточка за целилась за край нитки. Коля бежал засо-бакой, собака бежала за кошкой. Ребята шли поузень-кой тропинке. Осень на ступила, высохли цветы. Ёлочка нарядная в комнате стоит.
10. Итог занятия.
- Что называется приставкой?
- Как отличить предлог от приставки?
Занятие 14
Тема. Правописание разделительного твердого знака.
Цели:
• закреплять умение образовывать новые слова с помощью приставок;
• развивать зрительную память;
• осуществлять профилактику дизорфографии. Оборудование: дидактический материал на доске,
карточки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Беседа-повторение.
Садится тот, кто даст правильный, полный ответ.
- Назовите главную часть слова.
- Закончите определения: Корень слова -- ...
Однокоренные или родственные слова имеют...
Приставка -- ...
— Назовите приставки с гласной о. - Назовите приставки с гласной а.
2. Запись числа, темы занятия.
3. Объяснение нового материала.
Было «сели», стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Твёрдый знак!
Твёрдый знак нам нужен тоже, Без него писать не сможем: «Съезд, съедобный, объясненъе, И подъезд, и объявленъе».
- Запомните! Разделительный твердый знак пишется после приставки, которая заканчивается на согласную, и перед корнем, который начинается на гласные е , ё, ю, я. Коллективное выделение в записанных словах корня, приставки. Объяснение правописания разделительного ъ в словах.
- Используя разные приставки, составьте слова. Объясните, где необходимо написать разделительный твердый знак.
Работа по цепочке с объяснением правописания слов. Графическое выделение корня, приставки.
5. Самостоятельная работа.
- Прочитайте предложение. Спишите, вставляя, где нужно, разделительный твердый знак.
На доске:
а) Под("?)ём на гору был крутой.
б) Страх с(?)жал сердце.
в) Машина под(?)ехала к городу.
г) Наконец с(?)пуск с горы был закончен.
д ) У под(?)ножия горы неслась бурная река.
е ) Путникам пришлось об(?)езжатъ гору по краю обрыва.
Коллективная проверка работы. Выделение корня, приставки.
- Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему? Установи правильную последовательность предложений.
6. Физкультминутка.
- Вставь в предложения слова, подходящие по смыслу. Прочитай предложение орфографически. (Письмо по памяти. Работа по цепочке.)
8. Итог занятия.
- Когда пишется разделительный твердый знак?
Дата: 2019-12-09, просмотров: 290.