Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.
В рамках данной группы теорий Л. Берковиц в своих более поздних работах пересмотрел собственную теорию, сделав акцент не на посылах к агрессии, а на эмоциональных и познавательных процессах. Согласно его модели, образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы, в качестве которых могут выступать боль, неприятные запахи, жара, провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. В редакции 1989 года теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют агрессивную реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели». Он также представил доказательства того, что индивидуум, которого что-то спровоцировало на агрессию (то есть он объясняет свои негативные чувства как злость), может стать более восприимчивым и чаще реагировать на посылы к агрессии. Итак, хотя агрессия может появляться в отсутствие стимулирующих ее ситуационных факторов, фрустрированный человек будет все-таки чаще обращать внимание на эти стимулы, и они, скорее всего, усилят его агрессивную реакцию
Несмотря на более предпочтительную трактовку возбуждения и когнитивных процессов как независимо влияющих на агрессивное поведение, Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения». Таким образом, он вполне отчетливо указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.
4. Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию.
Четвертая группа теорий рассматривает агрессию как приобретенное социальное поведение. Сторонники данного направления утверждают, что агрессивное поведение формируется, «накапливается» постепенно. Наиболее известным представителем теории социального научения является А. Бандура. По мнению ученого, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. А. Бандура утверждает, что для появления агрессии помимо фрустрированности субъект должен иметь пример для обучения и подражания. Здесь затрагивается проблема роли воспитания (и в частности, наказания) в появлении агрессии у детей.
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». Хотя в названной теории особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, роль биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов, т.е. нервная система участвует в осуществлении любого действия, в том числе и агрессивного.
В теории социального научения агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Драйв – это сильный стимул, который побуждает организм к действию. При рождении побуждается к действию относительно узкий кругом возбудителей – первичные или врожденные драйвы. Такие возбудители связаны с основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения существенно для выживания организма. Таким образом, освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действия окружающих его взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силы первичного драйва и составляет основу процесса социализации. Дети научаются путем наблюдения за поведением других людей и подражания своим родителям. Этот процесс называется моделированием. Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которого формируются привычные модели реакций. Растущие дети подражают различным примерам, взятым из их социального окружения.
А. Бандура выделил три наиболее важных момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии (таблица2):
1) способ усвоения подобных действий;
2) факторы, провоцирующие их проявление;
3) условия, при которых они закрепляются.
Ученый также вводит понятия замещения подкрепления и самоподкрепления.
В завершение рассмотрения четвертой группы теорий следует отметить в качестве одного из наиболее значимых достоинств данной теории: возможность не только контролировать, но и предотвращать человеческую агрессию, что отличает ее от большинства других теорий.
Таблица 2
Дата: 2019-12-09, просмотров: 277.