Исторический деятель                                           Государственная должность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерная структура экзаменационных билетов вступительных экзаменов по истории России

(ИИГСО)

Очное отделение

Экзаменационный билет состоит из трех блоков заданий, охватывающих содержание курса истории России с древности до современности.

 

1 блок включает 1 вопрос, ответ на который требует развернутое суждение абитуриента. Задание позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся, раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания.

 

Примерные вопросы 1 блока

1. «Повесть временных лет» - источник по истории Древнерусского государства. Норманнская теория.

2. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, образ жизни, верования.

3. Русь в X - начале XII вв. - государственное и общественное устройство. «Русская Правда».

4. Культура Киевской Руси. Введение христианства и е го значение.

5. Удельная раздробленность Руси. Предпосылки и исторические последствия.

6. Русские княжества в борьбе с монгольским нашествием.

7. Отражение экспансии с Запада (ХШ в.). Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

8. Образование Российского централизованного государства.

9. Социально-экономическое и политическое развитие русского государства XV - первой половины XVI в. Судебник 1497 г.

10. Основные направления  политики Ивана IV. Личность Ивана Грозного в оценках современников и потомков.

11. Присоединение Сибири к России. Ермак.

12. Культура и быт Руси XIV - XVI вв.

13. «Смутное время» в России конца XIV - начала XVII вв. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Социальные движения.

14. Политическое развитие России XVII в. Начало династии Романовых. Форма правления.

15. Экономическое развитие России в XVII в. Оформление общегосударственной системы крепостного права.

16. Церковный раскол ХVII в. Старообрядчество. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

17. Культура и быт России XVII в.

18. Экономическое и социальное положение России на рубеже XVII -XVIII вв. Петр I. Политика европеизации страны.

19. Реформы в управлении государством и армией при Петре I.. Установление абсолютизма.

20. Северная война: причины, ход, итоги.

21. Крестьянские войны в России XVII - XVIII вв.: общие и особенные черты.

22. «Просвещенный абсолютизм» в России. Современники и историки о Екатерине II.

23. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Начало разложения крепостничества и формирование капиталистического уклада.

24. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русские полководцы и флотоводцы.

25. Культура и быт России XVIII в.

26. Экономическое и социально–политическое развитие России в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I.

27. Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение,

28. Формирование взглядов и программ декабристов. Содержание и характер программных документов тайных обществ.

29. Событие 14 декабря 1825 г. и его оценки. Волнение на юге страны.

30. Общественное движение и социальные искания в России в 30 -50-е гг. XIX в.

31. «Золотой век» русской культуры.

32. Крымская война 1853 - 1856 гг.: причины, ход, значение.

33. Крестьянская реформа 1861 г. «Положения» 19 февраля 1861 г. Александр П.

34. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

35. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. и их значение для модернизации российского общества.

36. Период стабилизации политических и общественных отношений в России (80 – 90-е гг. XIX в.). Александр III.

37. Перемены в экономике и социальном строе в пореформенный период (70 – 90-е гг. XIX вв.).

38. Народничество 70 - 90-х гг. XIX в.: направления и эволюция.

39. Русский либерализм во второй половине XIX в. Земства и земское движение.

40. Культура России второй половины XIX в.

41. Экономические и общественные противоречия в России на рубеже X1X - XX вв.

42.Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ века.

43.Внешняя политика России в начале ХХ века. Русско–японская война.

44. Российская революция 1905 - 1907 гг. Основные события, итоги, значение.

45. Манифест 17 октября 1905 г. Образование элементов конституционного строя, либеральных партий.

46. Третьеиюньская монархия. П. А. Столыпин и его преобразования.

47. Деятельность I - IV Государственной Думы. Государственная Дума - опыт представительной демократии.

48. «Серебряный век» русской культуры.

49. Россия в Первой мировой войне: начало, военные действия в 1914 – 1917 гг.. Отношение российского общества к войне.

50. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде: причины, ход, итоги. 51. Двоевластие (февраль - июль 1917 г.) его сущность.

52. События 24 - 25 октября 1917 г. в Петрограде и их оценка в историографии.

53. Первые декреты советской власти.  Слом старого государственного аппарата и создание новых государственных структур. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

54. Проблемы выхода России из войны с Германией. Борьба по вопросу о мире. Брестский мир и его последствия.

55. Революция и культура. Судьба российской интеллигенции.

56. Гражданская война в Советской России. Причины, основные этапы, результаты и последствия.

57. Политика «военного коммунизма». Причины введения, сущность и значение.

58. Экономический и политический кризис конца 1920 - начала 1921 г., его причины. События в Кронштадте. Тамбовское восстание. Голод 1921 г.

59. НЭП: причины перехода, основные направления, итоги.

60. Образование  СССР:  проекты  создания  советского многонационального государства. 1 Всероссийский съезд Советов.

61. Общественно-политическая жизнь страны в период НЭПа. Дискуссии 20-х гг. в партии и обществе.

62. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 – 30-е гг. 

63. Курс на социалистическую индустриализацию СССР. Выбор путей индустриализации. Первый пятилетний план и его результаты.

64. Коллективизация с/х в СССР и экспроприация крестьянства: причины, этапы, последствия.

65. Политическая система СССР в 30-е гг. Роль партии в жизни общества. Формирование культа личности. Массовые репрессии. Политические процессы.

66. Культура в 20 – 30 – е гг. ХХ века.

67. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Советско-германские договоры и секретные протоколы к ним.

68. Великая Отечественная война. Причины, основные этапы, итоги. Цена победы.

69. Сибирь в годы Великой Отечественной войны.

70. Государственные деятели, полководцы и герои Великой Отечественной войны.

71. Трудности послевоенный жизни страны (вторая половина 40-х -50-е гг. XX вв.). Политические процессы 40 - 50 гг. XX вв.

72. XX съезд КПСС и его историческое значение. Начало реабилитации жертв репрессий.

73. Социально-экономическое развитие страны в годы «хрущевского десятилетия».

74. «Оттепель» 60-х гг. в общественной жизни общества. Личность Н.С. Хрущева.

75. Реформы середины 60-х гг. XX в.: сущность, цели, итоги. Конституция развитого социализма.

76. Перестройка в СССР. Эволюция взглядов на ее концепцию. Изменение общественной атмосферы страны. М.С. Горбачев.

77.  Распад СССР. Образование СНГ.

78. Государственные и политические деятели постсоветского периода.

79. Исторический портрет (характеристика исторического деятеля дореволюционного периода по Вашему выбору).

80. Исторический портрет (характеристика исторического деятеля советского периода по Вашему выбору).

 

Требования к ответу на 1 блок вопросов

1. Знание основных фактов, дат, понятий, исторических персоналий.

2. Отсылка (по возможности) к мнениям историков.

3. Умение грамотно выстроить ответ:

- опора на документы;

- логика;

- привлечение информации из различных источников знаний.

4. Способность мыслить исторически:

- Устанавливать связи (временные, причинно-следственные, закономерные и т.д.) между событиями и процессами;

- Проводить исторические параллели;

- Видеть варианты и альтернативы исторического развития;

- Высказывать собственные суждения, оценки событий и аргументировать их.

 

2 блок содержит 6 заданий с открытым кратким ответом (имя, название, слово, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, извлекать информацию.

 

Примерная формулировка вопросов 2 блока.

 

1. Прочтите отрывок из документа и укажите имя императора:

«Приблизившись к задержанному и спросив, он ли стрелял, Его Императорское Величество, после утвердительного ответа присутствующих, спросил Рысакова: кто он такой, - на что тот назвал себя мещанином Глазовым. Затем, как только государь, желая посмотреть место взрыва, сделал несколько шагов по панели канала по направлению к экипажу, сзади, у самых ног его, раздался новый оглушительный взрыв, причем поднятая им масса дыма, снега и клочьев платья закрыла на несколько мгновений все пространство.

   Когда же она рассеялась, пораженный взрывом присутствующих, как пострадавших, так и уцелевших, представилось ужасающее зрелище: в числе лиц, поверженных и раненых взрывов, находился и Государь Император».

 

Ответ:___________________________

 

2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

 1. П.Я. Чаадаев                                          А) философия

 2. А.Н. Воронихин                                     Б) музыка

3. М.С. Щепкин                                           В) театр

4. М.П. Погодин                                           Г) архитектура

                                                                        Д) история

1 2 3 4
       

 

3. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

1) 1918                           А) открытие и роспуск Учредительного собрания

2) 1922                            Б) начало массовой коллективизации

3)1929                             В) договор о ненападении с Германией

4)1934                              Г) убийство С.М. Кирова

                                         Д) образование СССР

1 2 3 4
       

 4. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

ПОНЯТИЕ                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) Конверсия                  А) перемещение руководящих кадров

2) Концессия                  Б) перевод военно-промышленных предприятий

                                            на сокращение выпуска военной продукции

3) Ротация                      В) договор на сдачу иностранным фирмам

                                          предприятий или участков земли

                                          с правом производственной деятельности

4) Репатриация                Г) возвращение на родину военнопленных

                                          Д) восстановление в правах

1 2 3 4
       

 

3 блок вопросов содержит 1 задание на проверку умения анализировать исторический источник

Примерная формулировка задания 3 блока

1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы

Из постановления СНК

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечения тыла путем террора является прямой необходимостью, что для усиления деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимости направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей, что необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей, что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры

1. Как назывался данный документ и когда он был принят?

2. В связи с чем СНК начал проводить политику, о которой идет речь в документе?

3. Укажите значение и последствия этой политики и дайте ей оценку.

При разработке содержания экзаменационных билетов учитывалась необходимость проверки сформированности умений:

1. Называть даты событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Называть место, обстоятельства, участников, результатов важнейших исторических событий.

3. Рассказывать письменно об исторических событиях, их участников, описывать условия и образ жизни людей в разные исторические эпохи.

4. Соотносить единичные факты и общие явления, группировать исторические события и явления по указанному признаку;

5. Объяснять смысл, значение важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

6. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

7. Приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

 

Варианты экзаменационных билетов для поступающих на очное отделение ИИГСО

Экзаменационный билет № 1

 

Блок № 1

1.1. Культура и быт России второй половины XVIII века: общественная мысль, развитие образования и науки, художественная культура, бытовые условия жизни различных слоев населения.

 

 (Ответ напишите на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания. Соблюдайте требования, сформулированные в программе)

 

 

Блок № 2

2.1. В отрывке из сочинения В.О. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили весь двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении… Русским же аристократам, как, например князю М.А. Голицыну, была предложена должность шута», – идет речь о времени правления императрицы……

Ответ__________________________________________________

 

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя при этом знания из курса истории России:

«… В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость…

           Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в «Положениях» повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными… Вместе с тем им дается право выкупать их усадебную оседлость…»

1. Как назывался данный документ? Когда он появился?

2. Как изменилось правовое и экономическое положение крестьян по этому документу?

3. Используя Ваши знания по данному периоду, укажите, чем было вызвано проведение данной реформы?

 

Экзаменационный билет № 2

 

Блок № 1

1.1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 1991 – 2005 гг.

 

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите, о каком князе идет речь.

«Когда он вырос и возмужал, стал собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс, и много воевал. И в походах не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы».

Ответ____________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливать предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь к участию в Думе… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы…»

1. Когда и кем был подписан этот документ? (Имя, число, месяц, год).

2. Какие события привели к появлению этого документа.

3. Какие последствия для политического развития России имел этот документ?

 

Экзаменационный билет № 3

 

Блок № 1

1.1. СССР в годы «перестройки»: социально-экономическое и политическое развитие. Распад СССР. Образование СНГ

 

(Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите, о каком событии идет речь в этом отрывке.

«Положение серьезное. В столице – анархия. Правительство парализовано. Транспорт, продовольствие и топливо пришло в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»

Ответ___________________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

3.1.  Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

 

«У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину.

Ни шагу назад! Таким должен быть наш главный призыв.

Формировать в пределах армии 3 – 5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов…»

1. Когда был принят этот документ, как он назывался?

2. Какова была обстановка в стране, когда он был принят?

3. Дайте оценку этому документу. Может ли она быть однозначной? Ответ обоснуйте.

Экзаменационный билет № 4

 

Блок № 1

1.1. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 – 30-е гг. ХХ в.

 

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите, о ком идет речь в этом отрывке.

«Стало ясно, что страна накануне глубокого экономического и финансового кризиса, что она не может обеспечить нормального существования своим гражданам, выдержать безумную гонку вооружений с США… Все поняли, что так дальше жить нельзя. В этом была вынуждена признаться и сама партия устами своего нового генсека __________________, провозгласившего на апрельском пленуме необходимость решительной перестройки всего уклада нашей жизни».

Ответ________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

 3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

1. Как назывался документ, из которого взят отрывок и кто его автор?

2. О каком событии (явлении) идет речь в этом отрывке? Когда оно произошло по современному летоисчислению?

3. В чем суть теории, объясняющей это событие (явление)? Как она называется, и когда возникла?

 

Экзаменационный билет № 5

 

Блок № 1

1.1. Социалистическая индустриализация в СССР: цели, основные мероприятия, итоги.

 

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите, о ком идет речь в этом отрывке.

«Царь наделал…. больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене. Московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве…»

Ответ_________________________________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

 

Из Судебника

о крестьянском отказе

А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживает за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) полдвора; если три года и пойдет прочь, то (пусть заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор…

 1) При каком великом князе был издан данный свод законов? Укажите точную дату (год) его принятия.

2) Прокомментируйте, в связи с чем была включена в Судебник данная статья? В чем ее суть?

3) Используя Ваши знания, выделите основные этапы закрепощения крестьян (XV – XVIII вв.)

 

Экзаменационный билет № 6

 

Блок № 1

1.1. Восточные славяне в VI – VIII вв.: крупнейшие племенные союзы и их расселение, занятия, быт и нравы, верования, родоплеменные отношения

 

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите, о каком государственном деятеле идет речь в этом отрывке.

«Фигура выглядела более предпочтительно. Он … был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Он успел поработать в правительстве Гайдара и, как писал Ельцин: «Понял логику действий не со стороны, а изнутри». Назначение его премьером позволяло Президенту снять еще один упрек оппозиции: они обвиняли «молодых реформаторов» в том, что они не знают реальной экономики, промышленности. Он как представитель «директоров-предпринимателей» был более способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованных в стабилизации»

Ответ_______________________________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания

Блок № 3

3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

«Писатели, студенты, доктора, адвокаты, банкиры и купцы и даже государственные деятели играли в либерализм и мечтали об установлении республиканского строя в России, стране, в которой только девятнадцать лет пред тем было уничтожено крепостное право. Восемьдесят пять процентов русского народа было еще неграмотно, а наша нетерпеливая интеллигенция требовала немедленного всеобщего избирательного права для созыва Учредительного Собрания. Готовность Монарха пойти на уступки еще более разыгрывала аппетиты будущих «премьер-министров», а пассивность полиции поощряла развитие самых сильных революционных планов»

1. О периоде правления какого императора говорится в отрывке? Укажите временные рамки (годы ) этого правления.

2. Что подразумевается автором документа под «игрой в либерализм»?

3. К каким последствиям привело описываемое автором настроение общества?

 

 

Экзаменационный билет № 7

 

Блок № 1

1.1. Культура России первой половины XIX в. Литература, живопись, архитектура. «Золотой век» русской культуры. Достижения науки и техники.

 

 

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите, о каком государственном деятеле идет речь в этом отрывке.

«Товарищ_______________, занимая посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС. Решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения, проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, пренебрежительно относясь к их мнению, допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной XX , XXI , XXII съездами КПСС»

Ответ_____________________________________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания

Блок № 3

3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

«Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук… Разрушать стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности. Свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование за государственный счет.

4) Ответственность министров перед народом.

5) Равенство перед законом всех без исключения».

1) Когда этот документ был предъявлен царю? (Число, месяц, год). Как он назывался?

2) Что произошло в момент представления этого документа? Под каким названием вошло это событие в историю?

3) Как это событие повлияло на дальнейшее политическое развитие страны?

 

Экзаменационный билет № 8

 

Блок № 1

1.1. Гражданская война и военная интервенция в России: причины, этапы, основные фронты, итоги и последствия

 

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из источника. Определите фамилию князя, о котором идет речь в этом отрывке.

«В тот вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место – площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице_______________________ – для распоряжения. На другой день, 13-го числа, повторилось почти то же. Наконец, настало роковое 14 декабря».

Ответ___________________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

3.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

Из «Послания Ивана Грозного»

«… В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину… Если я и совершил небольшой грех, то только из-за вашего соблазна и измены, кроме того, и я – человек; нет ведь человека без греха, один бог безгрешен... А русские самодержцы изначала сами владеют своими государством, а не их бояре и вельможи. А ты в своей злобе не мог понять, считая благочестием, когда самодержавие находится… под вашим злодейским повелением. А это, по-твоему, нечестие, когда мы сами обладаем властью, данной нам от бога, и не хотим быть под властью попа и под вашим злодейским повелением…»

1. К кому было обращено данное послание? В какой период правления Ивана Грозного оно появилось?

2.Какую форму правления описывает автор? Укажите ее черты, названные в документе.

3. Прокомментируйте историческую ситуацию, с которой было связано появление этого послания. Дайте оценку данному периоду правления Ивана Грозного.

 

 

Экзаменационный билет № 9

Блок № 1

1.1. Россия в Первой мировой войне. Роль Восточного фронта в войне. Война и российское общество.

 (Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля и напишите его фамилию.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному сельскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразование русского государственного здания. Поэтому коренной мыслью теперешнего правительства, руководящей его идеей был всегда вопрос землеустройства… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности».

Ответ___________________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания

ИЗРЕЧЕНИЯ                                                                               ДАТЫ

1) «За сельского или пахотного тиуна платить

 12 гривен. А за рядовича 5 гривен».                            А)1097 г.

2) «Пусть каждый правит отчиной своей»                   Б) 1132 г.

3) «Раздрася Русская земля»                                         В) 1242 г.

4) «И слышен был треск от ломающихся копий            Г) 1237 г.

и от ударов мечей, так что лед на озере подломился» Д) 1016-1019 г.

 

1 2 3 4
       

2.3.Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Указ (закон)                                                        Содержание

1) Указ о «заповедных годах»                          А) отмена урочных лет

2) Указ об «урочных летах»                             Б) разрешение

                                                                            землевладельцам отпускать

                                                                      крестьян на волю с обязательным

                                                                      наделением землей

  3) Соборное Уложение                                    В) установление срока сыска беглых

                                                                                   крестьян

  4) Указ о «вольных хлебопашцах»                 Г) разрешение крестьянам выходить из

                                                                                   общины

                                                                                  Д) запрещение крестьянам временно

                                                                                  переходить от феодала к феодалу в Юрьев      

 

                                                                                  день

 

1 2 3 4
       

 

2.4.Установите хронологическую последовательность событий, связанных с созданием памятников культуры Древней Руси. Запишите буквы, которыми они обозначены, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

А) собор Василия Блаженного в Москве

Б) «Повесть временных лет»

В) «Слово о полку Игореве»

Г) белокаменный Кремль в Москве

1 2 3 4
       

2.5.Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Блок № 3

1.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

«Если убьет свободный человек свободного, то за него имеют право мстить брат за брата, или сын за отца, или сыновья брата или сестры; если кто из них не пожелает или не захочет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого, если убитый будет русин, или гриден, или купчина, или ябетник, или мечник; если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен…

…За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен…

…За сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских.

…А за ремесленника и за ремесленницу … 12 гривен.

…За смерда и холопа платить 5 гривен, а за рабыню – 6 гривен…

1) Как называется этот исторический документ, когда он появился?

2) Кто из князей являлся создателем этого документа? Чем характеризуется правление этого князя?

3) Укажите основные черты и особенности государственного устройства страны в этот период.

Экзаменационный билет № 10

 

Блок № 1

1. 1. «Смутное время»: причины кризиса государственности, его этапы, основные события, итоги и последствия

(Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)

 

Блок № 2

2.1. Прочитайте отрывок из исторического документа и напишите имя императора, о котором говорится в отрывке.

«Толпы народа собрались вокруг Зимнего дворца. Женщины истерически кричали. Мы вошли в один из боковых входов. Большие пятна черной крови указывали нам путь… в кабинет Государя. Прибывший градоначальник сделал подробный рапорт о произошедшей трагедии. Первая бомба убила двух прохожих и казачьего офицера… Император вышел из экипажа невредим. Кучер умолял его вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но Государь стал оказывать помощь раненым. В это время какой-то незнакомец, который все время стоял на углу, бросил вторую бомбу под ноги Государю»

Ответ___________________________________________________

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания

Блок № 3

1.1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы, используя знания из курса истории России:

«Союз является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику»

1) Как назывался этот документ и когда он был принят?

2) Каковы были принципы построения государства по данному документу? Какие проекты нового государственного устройства были предложены в ходе предшествующей внутрипартийной дискуссии, кто являлся их авторами?

3) Прокомментируйте историческую ситуацию, в процессе развития которой произошло принятие процитированного документа.

 

Очное отделение

Блок 1

Максимальный балл – 25 баллов

Блок № 2

Максимальный балл – 16 баллов

Блок № 3

Максимальный балл – 9 баллов

Максимальный балл за работу – 50 баллов

Максимальный балл – 50

46 – 50 баллов – «5» (пять)

36 – 45 баллов – «4» (четыре)

25 – 35 баллов – «3» (три)

0 – 24 баллов – «2» (два)

Примерная структура экзаменационных билетов вступительных экзаменов по истории России

(ИИГСО)

Очное отделение

Экзаменационный билет состоит из трех блоков заданий, охватывающих содержание курса истории России с древности до современности.

 

1 блок включает 1 вопрос, ответ на который требует развернутое суждение абитуриента. Задание позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся, раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания.

 

Примерные вопросы 1 блока

1. «Повесть временных лет» - источник по истории Древнерусского государства. Норманнская теория.

2. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, образ жизни, верования.

3. Русь в X - начале XII вв. - государственное и общественное устройство. «Русская Правда».

4. Культура Киевской Руси. Введение христианства и е го значение.

5. Удельная раздробленность Руси. Предпосылки и исторические последствия.

6. Русские княжества в борьбе с монгольским нашествием.

7. Отражение экспансии с Запада (ХШ в.). Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

8. Образование Российского централизованного государства.

9. Социально-экономическое и политическое развитие русского государства XV - первой половины XVI в. Судебник 1497 г.

10. Основные направления  политики Ивана IV. Личность Ивана Грозного в оценках современников и потомков.

11. Присоединение Сибири к России. Ермак.

12. Культура и быт Руси XIV - XVI вв.

13. «Смутное время» в России конца XIV - начала XVII вв. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Социальные движения.

14. Политическое развитие России XVII в. Начало династии Романовых. Форма правления.

15. Экономическое развитие России в XVII в. Оформление общегосударственной системы крепостного права.

16. Церковный раскол ХVII в. Старообрядчество. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

17. Культура и быт России XVII в.

18. Экономическое и социальное положение России на рубеже XVII -XVIII вв. Петр I. Политика европеизации страны.

19. Реформы в управлении государством и армией при Петре I.. Установление абсолютизма.

20. Северная война: причины, ход, итоги.

21. Крестьянские войны в России XVII - XVIII вв.: общие и особенные черты.

22. «Просвещенный абсолютизм» в России. Современники и историки о Екатерине II.

23. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Начало разложения крепостничества и формирование капиталистического уклада.

24. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русские полководцы и флотоводцы.

25. Культура и быт России XVIII в.

26. Экономическое и социально–политическое развитие России в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I.

27. Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение,

28. Формирование взглядов и программ декабристов. Содержание и характер программных документов тайных обществ.

29. Событие 14 декабря 1825 г. и его оценки. Волнение на юге страны.

30. Общественное движение и социальные искания в России в 30 -50-е гг. XIX в.

31. «Золотой век» русской культуры.

32. Крымская война 1853 - 1856 гг.: причины, ход, значение.

33. Крестьянская реформа 1861 г. «Положения» 19 февраля 1861 г. Александр П.

34. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

35. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. и их значение для модернизации российского общества.

36. Период стабилизации политических и общественных отношений в России (80 – 90-е гг. XIX в.). Александр III.

37. Перемены в экономике и социальном строе в пореформенный период (70 – 90-е гг. XIX вв.).

38. Народничество 70 - 90-х гг. XIX в.: направления и эволюция.

39. Русский либерализм во второй половине XIX в. Земства и земское движение.

40. Культура России второй половины XIX в.

41. Экономические и общественные противоречия в России на рубеже X1X - XX вв.

42.Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ века.

43.Внешняя политика России в начале ХХ века. Русско–японская война.

44. Российская революция 1905 - 1907 гг. Основные события, итоги, значение.

45. Манифест 17 октября 1905 г. Образование элементов конституционного строя, либеральных партий.

46. Третьеиюньская монархия. П. А. Столыпин и его преобразования.

47. Деятельность I - IV Государственной Думы. Государственная Дума - опыт представительной демократии.

48. «Серебряный век» русской культуры.

49. Россия в Первой мировой войне: начало, военные действия в 1914 – 1917 гг.. Отношение российского общества к войне.

50. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде: причины, ход, итоги. 51. Двоевластие (февраль - июль 1917 г.) его сущность.

52. События 24 - 25 октября 1917 г. в Петрограде и их оценка в историографии.

53. Первые декреты советской власти.  Слом старого государственного аппарата и создание новых государственных структур. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

54. Проблемы выхода России из войны с Германией. Борьба по вопросу о мире. Брестский мир и его последствия.

55. Революция и культура. Судьба российской интеллигенции.

56. Гражданская война в Советской России. Причины, основные этапы, результаты и последствия.

57. Политика «военного коммунизма». Причины введения, сущность и значение.

58. Экономический и политический кризис конца 1920 - начала 1921 г., его причины. События в Кронштадте. Тамбовское восстание. Голод 1921 г.

59. НЭП: причины перехода, основные направления, итоги.

60. Образование  СССР:  проекты  создания  советского многонационального государства. 1 Всероссийский съезд Советов.

61. Общественно-политическая жизнь страны в период НЭПа. Дискуссии 20-х гг. в партии и обществе.

62. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 – 30-е гг. 

63. Курс на социалистическую индустриализацию СССР. Выбор путей индустриализации. Первый пятилетний план и его результаты.

64. Коллективизация с/х в СССР и экспроприация крестьянства: причины, этапы, последствия.

65. Политическая система СССР в 30-е гг. Роль партии в жизни общества. Формирование культа личности. Массовые репрессии. Политические процессы.

66. Культура в 20 – 30 – е гг. ХХ века.

67. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Советско-германские договоры и секретные протоколы к ним.

68. Великая Отечественная война. Причины, основные этапы, итоги. Цена победы.

69. Сибирь в годы Великой Отечественной войны.

70. Государственные деятели, полководцы и герои Великой Отечественной войны.

71. Трудности послевоенный жизни страны (вторая половина 40-х -50-е гг. XX вв.). Политические процессы 40 - 50 гг. XX вв.

72. XX съезд КПСС и его историческое значение. Начало реабилитации жертв репрессий.

73. Социально-экономическое развитие страны в годы «хрущевского десятилетия».

74. «Оттепель» 60-х гг. в общественной жизни общества. Личность Н.С. Хрущева.

75. Реформы середины 60-х гг. XX в.: сущность, цели, итоги. Конституция развитого социализма.

76. Перестройка в СССР. Эволюция взглядов на ее концепцию. Изменение общественной атмосферы страны. М.С. Горбачев.

77.  Распад СССР. Образование СНГ.

78. Государственные и политические деятели постсоветского периода.

79. Исторический портрет (характеристика исторического деятеля дореволюционного периода по Вашему выбору).

80. Исторический портрет (характеристика исторического деятеля советского периода по Вашему выбору).

 

Требования к ответу на 1 блок вопросов

1. Знание основных фактов, дат, понятий, исторических персоналий.

2. Отсылка (по возможности) к мнениям историков.

3. Умение грамотно выстроить ответ:

- опора на документы;

- логика;

- привлечение информации из различных источников знаний.

4. Способность мыслить исторически:

- Устанавливать связи (временные, причинно-следственные, закономерные и т.д.) между событиями и процессами;

- Проводить исторические параллели;

- Видеть варианты и альтернативы исторического развития;

- Высказывать собственные суждения, оценки событий и аргументировать их.

 

2 блок содержит 6 заданий с открытым кратким ответом (имя, название, слово, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, извлекать информацию.

 

Примерная формулировка вопросов 2 блока.

 

1. Прочтите отрывок из документа и укажите имя императора:

«Приблизившись к задержанному и спросив, он ли стрелял, Его Императорское Величество, после утвердительного ответа присутствующих, спросил Рысакова: кто он такой, - на что тот назвал себя мещанином Глазовым. Затем, как только государь, желая посмотреть место взрыва, сделал несколько шагов по панели канала по направлению к экипажу, сзади, у самых ног его, раздался новый оглушительный взрыв, причем поднятая им масса дыма, снега и клочьев платья закрыла на несколько мгновений все пространство.

   Когда же она рассеялась, пораженный взрывом присутствующих, как пострадавших, так и уцелевших, представилось ужасающее зрелище: в числе лиц, поверженных и раненых взрывов, находился и Государь Император».

 

Ответ:___________________________

 

2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

 1. П.Я. Чаадаев                                          А) философия

 2. А.Н. Воронихин                                     Б) музыка

3. М.С. Щепкин                                           В) театр

4. М.П. Погодин                                           Г) архитектура

                                                                        Д) история

1 2 3 4
       

 

3. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

1) 1918                           А) открытие и роспуск Учредительного собрания

2) 1922                            Б) начало массовой коллективизации

3)1929                             В) договор о ненападении с Германией

4)1934                              Г) убийство С.М. Кирова

                                         Д) образование СССР

1 2 3 4
       

 4. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

ПОНЯТИЕ                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) Конверсия                  А) перемещение руководящих кадров

2) Концессия                  Б) перевод военно-промышленных предприятий

                                            на сокращение выпуска военной продукции

3) Ротация                      В) договор на сдачу иностранным фирмам

                                          предприятий или участков земли

                                          с правом производственной деятельности

4) Репатриация                Г) возвращение на родину военнопленных

                                          Д) восстановление в правах

1 2 3 4
       

 

3 блок вопросов содержит 1 задание на проверку умения анализировать исторический источник

Примерная формулировка задания 3 блока

1. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы

Из постановления СНК

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечения тыла путем террора является прямой необходимостью, что для усиления деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимости направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей, что необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей, что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры

1. Как назывался данный документ и когда он был принят?

2. В связи с чем СНК начал проводить политику, о которой идет речь в документе?

3. Укажите значение и последствия этой политики и дайте ей оценку.

При разработке содержания экзаменационных билетов учитывалась необходимость проверки сформированности умений:

1. Называть даты событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Называть место, обстоятельства, участников, результатов важнейших исторических событий.

3. Рассказывать письменно об исторических событиях, их участников, описывать условия и образ жизни людей в разные исторические эпохи.

4. Соотносить единичные факты и общие явления, группировать исторические события и явления по указанному признаку;

5. Объяснять смысл, значение важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

6. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

7. Приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

 

Варианты экзаменационных билетов для поступающих на очное отделение ИИГСО

Экзаменационный билет № 1

 

Блок № 1

1.1. Культура и быт России второй половины XVIII века: общественная мысль, развитие образования и науки, художественная культура, бытовые условия жизни различных слоев населения.

 

 (Ответ напишите на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания. Соблюдайте требования, сформулированные в программе)

 

 

Блок № 2

2.1. В отрывке из сочинения В.О. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили весь двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении… Русским же аристократам, как, например князю М.А. Голицыну, была предложена должность шута», – идет речь о времени правления императрицы……

Ответ__________________________________________________

 

2.2. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Исторический деятель                                           Государственная должность

1) А.М. Горчаков                                             А) генерал-инспектор артиллерии

2) И.Д. Делянов                                                Б) министр народного просвещения

3) С.Ю. Витте                                                    В) министр финансов

4) П.Д. Киселев                                                 Г) министр государственных имуществ

                                                                            Д) государственный канцлер иностранных дел

1 2 3 4
       

2.3. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.