В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. После принятия ряда федеральных законов о свободных экономических зонах возлагаются большие надежды на нормальное становление и развитие СЭЗ на территории России. Соответствующие федеральные законы будут регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, деятельность федерального ведомства по координации деятельности СЭЗ.
Предполагается что, принятые законы будут конкурентоспособными по сравнению с аналогичными документами других государств, стремящихся к организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется в последнее время со стороны государств как ближнего так и дальнего зарубежья.
В первую половину текущего десятилетия была создана законодательная база для деятельности СЭЗ, что устранит большие трудности на пути организации и функционирования этих территориально-хозяйственных образований.
Важную роль сыграет также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ.
Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохраниться в новых, более жестких условиях рыночных отношений. При благоприятно складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими зонами имеются у ОЭЗ в Калининградской области и у СЭЗ «Находка. Однако им, чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко следовать определенной модели развития СЭЗ.
Что касается перспектив развития у других СЭЗ, то ситуация плачевная. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы российским СЭЗ конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.
Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными являются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон.
Перспективной формой СЭЗ могут стать технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства.
Другое стратегически оправданное направление – реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Также богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять долгосрочным инвестиционным контрактам на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции.
В особой экономической зоне Грязинского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для неё. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета — около 42%. Ожидается общин объем инвестиций около 25 млрд. руб., в том числе до 200Х г. — 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2009 г. составил 13,5 млрд., через пять лет он увеличится до 39 млрд. руб. в год. К 2012 г. ожидалось поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2012 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.
В Елабуге па площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета — 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2009 г. — 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2009 г. составит 27 млрд. руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд. в год. К 2012 г. ожидается поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ — около 41 млрд. К 2012 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ — 9800.
Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске — промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт-Петербурге — аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков обшей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета 65%, В 2006 — 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд. руб. К 2014 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.
В Санкт-Петербурге на двух земельных участках обшей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.
В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резилептов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.
Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологмчного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5—7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.
Заключение
В современных условиях одним из важных путей привлечения иностранных капиталов является создание свободных или особых экономических зон в различных формах, превратившихся в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства. Таким образом, особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.
Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 — технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.
История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике свободных экономических зон России составил 142,9 млрд.долларов США, что на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 49,1% (на конец 2006 г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).
наиболее распространенными среди иностранных инвесторов являются прочие кредиты, представляющие собой торговые и прочие кредиты. Удельный вес данного типа иностранных инвестиций в 2009 году составил 69,4%. Второе место по частоте использования занимают прямые инвестиции. В 2009 году их доля составила 24,8%, из них взносы в капитал составляют 15,9%.
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в России являются обрабатывающие производства. В 2009 году за счёт иностранных источников было профинансировано инвестиций в обрабатывающие производства на сумму 73755 млн. долларов США или 52,37% от совокупных инвестиций. Также для иностранных инвесторов привлекательна оптовая и розничная торговля. Удельный вес инвестиций в данную отрасль российской экономики составляет 21,3%.
В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. После принятия ряда федеральных законов о свободных экономических зонах возлагаются большие надежды на нормальное становление и развитие СЭЗ на территории России. Соответствующие федеральные законы будут регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, деятельность федерального ведомства по координации деятельности СЭЗ.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.