Оценка   роли    свободных  экономических зон в привлечении иностранных инвестиций в экономику РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так назы­ваемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической го­сударственной политики и способ стимулирования отношений с зарубеж­ными партнерами. По форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных тер­риториях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участи­ем. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о созда­нии первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различ­ных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законо­дательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различ­ных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одно­временно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендова­ли на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4—5 зон. Не­сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Все­мирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, на первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь кото­рых не превышает 350 га.[6, c. 43]

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990— 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был вве­ден в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содер­жавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следу­ющие льготы:

—упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными
инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

—льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

—пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

—особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

—упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в
том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности — привлечения ино­странных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Пре­зидента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономичес­ких зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., кото­рый придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими парт­нерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зо­нами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобре­ла, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более 1/3 тер­ритории России. В этих условиях было решено, что любые льготы мо­гут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых резуль­татов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и раз­вития ОЭЗ в России в 1990-е годы.[7, c. 211]

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельнос­тью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акцио­нировано не менее 60—70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основ­ные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенци­альными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, ко­торые были задуманы как комплексные зоны производственной направ­ленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвес­тиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания ис­точников их финансирования в стране, переживающей глубокий эконо­мический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, на­пример, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития — более масштабные задачи общеэкономического разви­тия. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъек­тов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качест­ве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику об­разования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколь­ко кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образова­ний.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не име­ющих выхода на экономически выгодные международные коммуника­ции, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны мо­гут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ — это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим веде­ния предпринимательской деятельности в части налогообложения, та­моженного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

—  промышленно-производственпые — с целью размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

—  технико-внедренческие — с целью создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и тех­ники, общей площадью не более 2 кв. км, на срок не более 20 лет.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предприни­мательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся рези­дентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее террито­рии в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осу­ществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн. евро (не вклю­чая нематериальные активы), в том числе в течение первого года — не менее 2 млн. евро.[8, c. 234]



Дата: 2019-12-22, просмотров: 214.