Институциональные и экономические механизмы формирования свободных экономических зон в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Процесс создания ОЭЗ в России следующий:

1.Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на ко­торых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2.На момент принятия решения правительством о создании зоны
земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, располо­женные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3.При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

—разработка и реализация единой государственной политики в от­ношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

—координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

—управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган
федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отноше­нии налога на прибыль предусмотрены;

—  ускоренный порядок признания расходов на научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы;

—особый порядок начисления амортизации по основным средст­вам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

—снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убыт­ков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2.Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предус­мотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3.На федеральном уровне планируется закрепить освобождение ре­зидентов ОЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свобод­ные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Мага­данской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Ме­ханизм функционирования остальных не был оформлен законодатель­но. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиаль­ное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческо­го типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбира­лись по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотни зон, а только с шести, — подчеркнул Г. Греф, — чтобы отработать техноло­гии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. был проведён еще один конкурс по промышленно-производственным зо­нам — для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в пер­вую шестерку. Также в 2006 г. состоялся конкурс по туристическо-рекреационным зонам. Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части, которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на со­здание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. стали гораздо выше сумм, зало­женных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд. руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов.

Ключевым моментом соглашения является рас­пределение долей финансового участия центра и регионов при созда­нии ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в те­чение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение такого же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов технико-внедренческих зон снижена базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земель­ные участки, предоставленные на основе соглашения о велении техни­ко-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости.

В промышленно-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и обору­дования, снято 30-процснтное ограничение, связанное с переносом убыт­ков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. До­полнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавлен­ную стоимость (НДС), а российские товары — на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с упла­той акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резиден­тов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения админис­тративных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5—7% в промышленно-производственных и па 3— 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем приме­нения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принци­па будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Феде­ральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8—12%, а концентрация про­изводства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3— 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных из­менений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют опреде­ленные ограничения и требования:

—промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь
не более 20 кв. км, а технико-внедренческие — не более 2 кв. км;

—ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно-территориального образования;

—срок существования ОЭЗ — 20 лет, и он продлению не подле­жит,

—на территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полез­ных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

—резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн. евро; при этом
сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн. евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

— в число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглав­ляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федераль­ного агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой эко­номической зоне в Калининградской области и о внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации» всту­пает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель — добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов им­портных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать дале­ко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под ре­жим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн. руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала — половина местных жите­лей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 пет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидентстве. Резидент может не продавать часть своей ва­лютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые зани­маются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подак­цизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает де­лать водку или держать магазин в Калининграде, по лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предпринимате­ли — таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, по вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно пере­крыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе — сохранение на 10 лет режима преж­ней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. При­нятие закона должно способствовать превращению региона в экспортно-ориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта — в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза.

 

 





Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.