Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации иностранного инвестирования
в свободных экономических зонах 5
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация 5
1.2. Оценка роли свободных экономических зон в привлечении
иностранных инвестиций в экономику РФ 10
1.3. Основные условия привлечения иностранных инвестиций на
территории свободных экономических зон 14
2. Анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ 21
2.1. Институциональные и экономические механизмы формирования
свободных экономических зон в России 21
2.2 Анализ динамики иностранных инвестиций в
свободные экономические зоны России 26
2.3. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в
свободных экономических зонах 30
3 Перспективы развития иностранного инвестирования в свободных
экономических зонах РФ 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Введение
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.
Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.
Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
У зарубежных стран есть большой опыт использования СЭЗ. Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи свободных экономических зон. Только в США их около 200. В Китае и Вьетнаме СЭЗ в буквальном смысле подняли экономику.
При этом страны с благоприятным инвестиционным климатом делают ставку на привлекательность вложений. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских СЭЗ составляет 30 — 35%. В азиатских свободных экономических зонах до финансового кризиса транснациональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2 — 3 раза меньше, чем где-либо.
Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободных экономических зонах.
Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.
Целью курсовой работы является оценка иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
В ходе написания курсовой работы были поставлены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах
- провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ;
- определить перспективы развития иностранного инвестирования в свободных экономических зонах РФ.
Заключение
В современных условиях одним из важных путей привлечения иностранных капиталов является создание свободных или особых экономических зон в различных формах, превратившихся в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства. Таким образом, особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.
Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 — технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.
История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике свободных экономических зон России составил 142,9 млрд.долларов США, что на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 49,1% (на конец 2006 г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).
наиболее распространенными среди иностранных инвесторов являются прочие кредиты, представляющие собой торговые и прочие кредиты. Удельный вес данного типа иностранных инвестиций в 2009 году составил 69,4%. Второе место по частоте использования занимают прямые инвестиции. В 2009 году их доля составила 24,8%, из них взносы в капитал составляют 15,9%.
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в России являются обрабатывающие производства. В 2009 году за счёт иностранных источников было профинансировано инвестиций в обрабатывающие производства на сумму 73755 млн. долларов США или 52,37% от совокупных инвестиций. Также для иностранных инвесторов привлекательна оптовая и розничная торговля. Удельный вес инвестиций в данную отрасль российской экономики составляет 21,3%.
В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. После принятия ряда федеральных законов о свободных экономических зонах возлагаются большие надежды на нормальное становление и развитие СЭЗ на территории России. Соответствующие федеральные законы будут регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, деятельность федерального ведомства по координации деятельности СЭЗ.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации иностранного инвестирования
в свободных экономических зонах 5
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация 5
1.2. Оценка роли свободных экономических зон в привлечении
иностранных инвестиций в экономику РФ 10
1.3. Основные условия привлечения иностранных инвестиций на
территории свободных экономических зон 14
2. Анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ 21
2.1. Институциональные и экономические механизмы формирования
свободных экономических зон в России 21
2.2 Анализ динамики иностранных инвестиций в
свободные экономические зоны России 26
2.3. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в
свободных экономических зонах 30
3 Перспективы развития иностранного инвестирования в свободных
экономических зонах РФ 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Введение
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.
Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.
Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
У зарубежных стран есть большой опыт использования СЭЗ. Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи свободных экономических зон. Только в США их около 200. В Китае и Вьетнаме СЭЗ в буквальном смысле подняли экономику.
При этом страны с благоприятным инвестиционным климатом делают ставку на привлекательность вложений. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских СЭЗ составляет 30 — 35%. В азиатских свободных экономических зонах до финансового кризиса транснациональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2 — 3 раза меньше, чем где-либо.
Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободных экономических зонах.
Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.
Целью курсовой работы является оценка иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
В ходе написания курсовой работы были поставлены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах
- провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ;
- определить перспективы развития иностранного инвестирования в свободных экономических зонах РФ.
Теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.