В современных условиях одним из важных путей привлечения иностранных капиталов является создание свободных или особых экономических зон в различных формах, превратившихся в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства. Хотя такие зоны могут называться по-разному — особые, специальные и т.д., наиболее общим и распространенным их названием является понятие «особая экономическая зона» (ОЭЗ). В настоящее время в мире насчитывается около 30 видов ОЭЗ: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, оффшорных центров и технополисов. При всем разнообразии ОЭЗ и их определений речь, по существу, идет об одном и том же явлении — создании на территории стран хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны (иногда ОЭЗ охватывают всю территорию страны), тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.[1, c.12]
Таким образом, особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.
Создание ОЭЗ чаще всего рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет увеличения иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии и повышения конкурентоспособности национальной продукции. В некоторых случаях создание ОЭЗ имеет целью оживление экономики депрессивных регионов и расширение поставок товаров на внутренний рынок.
Первая документально зафиксированная «свободная зона» была создана в 166 г. до и. э. па греческом острове Делос. В последующем в районе крупных европейских портов возникли свободные таможенные зоны — ограниченные участки таможенной территории, в рамках которых устанавливается беспошлинный режим экспорта и импорта товаров. Такие зоны обычно относят к зонам первого поколения.
К зонам второго поколения относятся промышленно-производственные зоны, которые часто возникали в результате эволюции торговых зон. Эти зоны ориентировались на расширение экспорта или замещение импорта. Одна из разновидностей таких зон — импортозамещающие зоны, призванные наладить производство товаров, замещающих импортные.
К зонам третьего поколения относятся технико-внедренческие зоны (технополисы, научные парки и т.д.), возникшие в 70—80-х годах и создаваемые вокруг крупных научных центров или в регионах с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий. Технополисы — зоны научно-технического развития, в которых созданы льготные условия для создания и деятельности предприятий, использующих результаты НИОКР и передовую технологию. Существуют также сервисные зоны – банковские, финансовые, туристские и др. Зоны страховых и банковских услуг – районы страны, в которых действуют особые финансово-кредитные механизмы, обеспечивающие снижение риска предпринимательства.[2, c. 18]
Как показывает мировой опыт, общими целями создания особых экономических зон являются:
1.Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
2.Развитие производства, ориентированного на экспорт.
3.Выравнивание условий межстрановой конкуренции.
4.Развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок.
5.Развитие так называемых депрессивных территорий или регионов.
В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.
В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:
—зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;
—промышленные или промышленно-производственные зоны;
—технико-внедренческие зоны — технополисы и технопарки;
—сервисные зоны, или зоны услуг.
Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 — технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.
Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны — на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.[3, c. 17]
Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн. долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3—7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов.
Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей.
Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.
1.Зоны формирования «открытого сектора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.
2.Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут
подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.
3.Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной торговли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.
4.Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.
5.Комплексные зоны — организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.
6.ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной се территории; как правило, они располагаются о приграничных регионах.
7.Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.
В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привлечением квалифицированного персонала».[4, c. 317]
В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:
—являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;
—выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;
—являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;
—способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;
—являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;
—стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и
регионах национальной экономики;
—являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.
6 развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.
В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.[5, c. 53-54]
Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.