Разработка программы по адаптации к условиям лицея
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

    Среди актуальных аспектов современных проблем взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка адаптивных способностей. Адаптация является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника. Механизмы приспособления, возникающие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируются и используются в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.     

    Необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. Наиболее остро проблема адаптации к новому коллективу стоит у учащихся 10 класса, т.к. изменилось социальное окружение, система деятельности. Ситуация новизны является для подростка в определенной степени тревожной. Такое психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации этого возраста отводится личностным особенностям учащихся, сформировавшимся на предшествующих этапах развития.

    Решение проблем адаптационного периода требует от педагогического коллектива большой мобилизации сил, постоянного совершенствования педагогической и воспитательной работы с учащимися.

    С целью повышения уровня адаптированности старших подростков к условиям обучения во вновь сформированном классе была составлена и апробирована программа по адаптации. Основанием составления программы явились результаты первичной диагностики.

    Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

    В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Важно, чтобы приспособление осуществлялось без серьезных внутренних потерь: ухудшение самочувствия и настроения, понижения самооценки.

    В лицее выделяется три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационных синдром: дошкольник – первоклассник, выпускник начальной школы – пятиклассник. Но наиболее остро проблема к новому коллективу стоит у учащихся 10 классов, т.к. изменилось социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).

    Адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

    Школьники вынуждены переживать адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

- состояние тревоги (идет мобилизация защитных сил организма);

- резистентность (необходимость приспособления к трудной ситуации);

- истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

    Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных диагностического исследования, показал необходимость создания специальной программы по адаптации старших подростков.

    Данная программа предназначена для организации успешной адаптации старших подростков в образовательном учреждении. Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него общеобразовательной среде.

    Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.    Поставленная цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

2. Осуществить психолого-педагогическую поддержку старших подростков в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Реализовать разработанную программу.

4. Осуществить коррекцию процесса организации по адаптации старших подростков в образовательном учреждении.

    Реализация этих задач может помочь:

- отследить результаты психолого-педагогического развития учащихся;

- создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;

- помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;

- оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;

- актуализировать мотивацию обучения, постоянно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

    Принципы программы:

- принцип учета психофизиологических особенностей и новообразований старших подростков.

    Чтобы сохранить психосоматическое здоровье каждого ребенка и повысить эффективность процесса обучения и воспитания нужно знать, какие новые качества школьник приобретает в процессе адаптации. При переходе в старшие классы: понимание цели, смысла обучения; появление профессиональной направленности; сформированность навыков самостоятельной работы; самоопределение, самопознание.

- принцип системного подхода, поскольку для образовательной системы характерно сочетание элементов, дающее в совокупности качество, которым по отдельности ни один из элементов не обладает. Целью применения системного подхода является оптимизация системы.

- принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

- принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

- принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

    Основные направления работы:

- психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года;

- консультативная работа с педагогами и родителями. Проводится в виде семинаров или индивидуально. Семинары для классных руководителей и учителей знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях;

- методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников;

- профилактическая работа осуществляется психологом и социальным педагогом, направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее эффективно проходят в форме тренингов;

- коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики;

- аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

    Прогнозируемый результат:

- приспособление подростка к существующим в обществе учащихся и преподавателей требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способностей к самоконтролю, адекватных связей с окружающими, собственного стиля поведения; готовности к активной учебной деятельности.

    Критерии адаптированности:

- положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе его социальный статус (низкий статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

- продуктивность и эффективность деятельности;

- эмоциональные переживания подростка как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);

- эмоциональные переживания подростка как субъекта межличностного общения (отношений к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами);

- степень реализации внутриличностного потенциала;

- интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя).

    Уровни внедрения программы:

- уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку подростку в решении задач обучения, воспитания и развития.     Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации подростка, возникновение острых проблемных ситуаций. Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

- уровень учреждения. На данном уровне ведется психологом, учителями-предметниками, классным руководителем, социальным педагогом, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей подростка. На данном уровне реализуются профилактические программы, охватывающие значительную группу учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

    Условия реализации программы: наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, социального педагога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье. Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов ее реализации:

    - создание классными руководителями программы деятельности в адаптационный период с учетом специфики класса;

    - обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;

    - проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и материалами адаптационного периода;

    - проведение итоговых социально-педагогических консилиумов по данной возрастной группе для максимального учета индивидуальных особенностей обучающихся, выработке дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

    Нужно помнить, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов: индивидуальных особенностей (характера, состояния здоровья, уровня базовой подготовки, интересов, уровня общения); специфики особенностей организации учебного процесса в школе; уровня социального благополучия семьи.

    Срок реализации программы – 6 календарных месяцев (период с сентября по февраль). Первичная адаптация к новым социальным условиям этап самый сложный и ответственный. В рамках данного этапа с сентября по ноябрь предполагается:

    - изучение личных дел, проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем – для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей, для составления карты сопровождения;

    - проведение психолого-педагогической диагностики. Результаты позволяют судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств. Повторная диагностика направлена на выявление причин низких результатов;

    - проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями периода адаптации, результатами диагностики;

    - организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения;

    - организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время – часы общения, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирования актива класса; учеба актива класса, с целью формирования управленческой культурой; общешкольные мероприятия по плану воспитательной работы. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение;

- организация профилактической работы в период адаптации;

    - аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп. Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников – «Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям».

    Следующий этап – психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение 2,3 четверти и предполагает следующее:

    - социально-психологическую адаптированность каждого учащегося – выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся. Основными способами получения информации на этом этапе являются: опросы учителей и родителей, диагностика неадаптированных учащихся, анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

    - оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций;

- индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей:

    - организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики: методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности;

- проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов;

    - аналитическая работа по результатам, полученным на этом этапе, проведение консилиума по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям

    Данная программа предполагает использование таких методов, как: метод социально-психологического тренинга, метод анализа конкретных ситуаций, ролевые игры, дискуссионный метод, рефлексивные упражнения, организация общественно-полезной деятельности и т.д. будут способствовать повышению уровня адаптивности старших подростков. Сочетание форм индивидуальной и групповой работы нацелены на формирование определенных умений и навыков, позволяют находиться подросткам в группе сверстников, что дает возможность получения обратной связи и поддержки от тех, у кого такие же проблемы. А также в процессе реализации программы по адаптации старших подростков, координации всех субъектов образовательного процесса (администрации, психолога, социального педагога, классного руководителя и др.) предполагается - приспособление подростка к существующим в обществе учащихся и преподавателей требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способностей к самоконтролю, адекватных связей с окружающими, собственного стиля поведения; готовности к активной учебной деятельности.

Данная программа предполагает организацию и проведение мероприятий по разным направлениям социально-педагогической деятельности (Таблица 1).

Таблица 1

План мероприятий по адаптации старших подростков к условиям лицея

 

Мероприятие Формы и методы Сроки Ответственные
«День знаний» Торжественная линейка 1 сентября Педагог организатор
 «Мы – десятиклассники»; экскурсия по школе Классный час 1 сентября Кл. руководитель
Проведение дней адаптации Тренинговые занятия Сентябрь Кл. рук, психолог, соц. педагог
Входная диагностика по всем учебным предметам Контрольные работы Сентябрь Учителя-предметники
«Вопросы адаптации учащихся 10 кл. к новым условиям» Педагогический консилиум Сентябрь Администрация
Диагностика индивидуальных особенностей учащихся Фронтальная диагностика (тестирование) Сентябрь Психолог, соц. педагог
«Посвящение в старшеклассники» Праздник Октябрь Педагог организатор
Тестирование по выявлению особенностей протекания адаптационного периода Фронтальная диагностика (тестирование) Октябрь Психолог, соц. педагог
«Дружный класс» Групповые развив. занятия для организ. актив. взаимод. Ноябрь Психолог, соц. педагог
«Старшая школа. Что это?» Цикл адапт. кл. часов В течение периода Кл. руководитель
«Тяжело в ученье…» Родительское собрание Октябрь Кл. руководитель
«Тропа доверия» Психологическая игра Декабрь Психолог, соц. педагог
Проблемы адаптационного периода Консультации В течение периода Психолог, соц. педагог
Посещение уроков с целью анализа особен. адапт. Посещение уроков В течение периода Психолог, соц. педагог
Подведение итогов адаптационного периода Круглый стол Декабрь Администрация, Кл. руководитель, психолог, соц. педагог

    Субъекты образовательного процесса, реализующие программу по адаптации старших подростков к условиям лицея и их функции:

    1. Администрация лицея – обеспечивает мотивацию педагогического коллектива по организации адаптационного периода, осуществляет контроль качества его организации, создает условия для реализации программы (материальные условия, изменение расписания, предоставление кабинетов и т.д.), координирует деятельность.

    2. Заместитель директора по воспитательной работе – устанавливает степень адекватности реализуемых педагогами технологий, оказывает информационно-методическую помощь, разрабатывает рекомендации по применению технологий и методик. Обеспечивает эффективность учебной деятельности вновь принятых учащихся.

    3. Социально-психологическая служба – проводит диагностическое исследование учащихся с целью выявления проблем. Освещает в педагогическом коллективе вопросы, связанные с диагностикой индивидуально-психологических особенностей учащихся. Выявляет учащихся, требующих особого внимания. Проводит адаптационные тренинги, т.к. адаптация к новым условиям жизни и деятельности всегда проходит очень сложно. Корректирует организацию деятельности преподавателей и учащихся.

    4. Преподаватели учебных дисциплин – создают условия для успешной адаптации старших подростков в режиме учебных занятий, информируют классного руководителя об успехах и проблемах, отслеживают регламент учебной деятельности учащихся на уроках и дома, проводят на уроках физ. минутки.

    5. Классный руководитель – организует экскурсии по лицею, в ходе которых учащиеся знакомятся с расположением кабинетов, проводит классные часы по ознакомлению с историей, традициями лицея, родительские собрания. Создает условия для успешной адаптации во внеурочное время, организует

различные формы досуговой деятельности, вовлекает учащихся в общественно-полезную деятельность.

    6. Медицинский работник - отслеживает успешность физиологической адаптации, изменение состояния здоровья, проводит беседы по профилактике заболеваний, организует профилактические прививки согласно индивидуальным календарным планам, осуществляет профилактические медицинские осмотры, контроль над соблюдением эргономических требований, санитарным состоянием столовой.

    7. Библиотекарь - формирует навыки учебного труда и самостоятельной работы (умения пользоваться библиотекой), организует досуг учащихся.

    8. Педагоги дополнительного образования (руководители кружков, секций, педагог-организатор) – помогают осваивать новые формы досуга, развивают творческие способности учащихся.

    9. Родители учащихся – оказывают помощь педагогам в сфере информации о ребенке, участвуют в работе «Родительского клуба», родительских собраниях, контроль над соблюдением обязанностей учащихся, валеологической культурой, оказывают психологическую поддержку.

    Обобщая вышеизложенное можно сделать следующий вывод, данная программа разработана с целью повышения адаптированности подростков. Она предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (администрацию, психолога, социального педагога и др.). В ходе ее реализации предполагается использовать индивидуальную и групповую форму работы. Такие методы как социально-психологический тренинг, рефлексивные упражнения, ролевые игры, дискуссионный и др. Акцент сделан на групповых формах, т.к. это дает возможность находиться в группе сверстников и получение обратной связи. В результате реализации программы ожидается: приспособление подростка к существующим в обществе учащихся и преподавателей требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способность к самоконтролю, готовность к активной учебной деятельности.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.