Выявление уровня адаптированности старших подростков в лицее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

    Опытно-поисковая работа проводилась на базе лицея ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж», где в настоящее время обучается 370 человек в возрасте от 6 до 17 лет. Прием учащихся осуществляется на основании медицинского обследования. Данное образовательное учреждение оказывает широкий спектр образовательных услуг по повышению уровня обученности. Имеет хорошо развитую систему дополнительного образования (кружки, спортивные секции, работа творческих центров и др.).

    В исследовании приняло участие 22 человека, учащиеся 10 класса. В классе обучается 20 девочек и 2 мальчика. Из них на начало учебного года: 1 отличница, 9 ударников и 12 учащихся закончивших учебный год удовлетворительно. Особенностью данного коллектива является то, что учащиеся проживают: в Красноуфимске (9 человек), Пригородном районе (1 человек), Красноуфимском районе (6 человек), Пермском крае (2 человека), Артинском районе (1 человек), Ачитском районе (2 человека) и Нижнесергинском (1 человек).

    Социальная ситуация в классе характеризуется наличием детей из малообеспеченных семей (9 человек) и из не полных семей (4 человека). Необходимо осуществлять деятельность, направленную на развитие навыков социального взаимодействия обучающихся, организацию системы дополнительного образования, способствующую самореализации детей старшего подросткового возраста.

    Опытно-поисковая работа проходила в три этапа: 1 – констатирующий этап – определение исходного уровня адаптированности старших подростков; 2 – формирующий этап – разработка и реализация программы; 3 этап – контрольный этап – определение эффективности программы, в основу которого было положено повторное диагностическое исследование учащихся.

    Диагностическая функция – исходная в деятельности социального педагога. Ее реализация начинается с комплексного социально-психолого-педагогического диагностического исследования, которое требует серьезного анализа и интерпретации полученных результатов.

    Цель начального этапа исследования – изучение состояния процесса адаптации старших подростков, определение исходного уровня адаптированности учащихся. Выявленные проблемы на этом этапе позволили сделать вывод о необходимости повышения адаптивных возможностей учащихся, создании необходимых условий для решения проблем адаптации.

    В процессе рассмотрения проблем адаптации с теоретической точки зрения, выяснилось, что критерии адаптированности учащихся к новым образовательным условиям носят комплексный характер. Поэтому рассмотрим критерии адаптации:

- положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

- продуктивность и эффективность деятельности;

- эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому его процессу, к успеху или неудаче в ней);

- эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, удовлетворенность межличностными контактами);

- степень реализации внутриличностного потенциала;

- интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя).

    На основании выявленных показателей определились три уровня адаптированности старших подростков:

- высокий уровень адаптированности (успешный) характеризуется: проявлением адекватной самооценки, низким уровнем тревожности, развитыми коммуникативными способностями. Сформированностью мотивации на приобретение знаний, высоким уровнем регуляции собственного поведения, удовлетворенностью жизнедеятельностью в образовательного учреждения и характером взаимоотношений в классе;

- средний уровень адаптированности (приемлемый) – характеризуется недостаточной сформированностью адекватной самооценки, средним уровнем тревожности, средне развитыми коммуникативными способностями, недостаточной сформированностью мотивации на приобретение знаний, средним уровнем регуляции собственного поведения, недостаточной удовлетворенностью жизнедеятельностью в образовательном учреждении и характером взаимоотношений в классе;

- низкий уровень адаптированности – характеризуется проявлением неадекватной самооценки, высоким уровнем тревожности, плохо развитыми коммуникативными способностями несформированностью мотивации на приобретение знаний, низком уровне регуляции собственного поведения, неудовлетворенностью жизнедеятельность в образовательном учреждении и характером взаимоотношений в классе.

    При выборе методик исследования учитывались:

- соответствие возрастных особенностей учащихся;

- адекватность методики предмету исследования;

- возможность математической обработки материала;

- пригодность данной методики для групповых исследований.

     С целью изучения уровня адаптированности старших подростков, было проведено их тестирование. Оно позволило определить психические особенности старших подростков. Измерение уровня тревожности как свойства личности особенно важно не только по тому, что это один из основных показателей адаптационных возможностей подростка, но и потому, что это свойство во многом обуславливает его поведение. Для изучения данного свойства у испытуемых использовалась методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Р. Кондаша. Цель методики – выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основным источником тревоги (Приложение 1).

    В результате исследования уровня ситуативной тревожности испытуемых были получены следующие результаты: тревожность, вызванная ситуациями, связанными со школой, общением с учителями имеет следующие показатели – нормальный уровень тревожности у 9 человек (41%), повышенный уровень тревожности у 7 человек (32%), очень высокий уровень тревожности у 4 человек (18%). Ситуации, актуализирующие представление о себе имеют следующие показатели – нормальный уровень тревожности у 6 человек (27%), повышенный уровень тревожности у 12 человек (55%), 4 человека (18%) имеют очень высокий уровень тревожности. Также тревожность вызывают ситуации, связанные с взаимодействием с людьми через общение – нормальный уровень тревожности у 8 человек (36%), повышенный уровень тревожности у 8 человек (36%), 4 человека (18%) имеют очень высокий уровень тревожности.  

    Данная ситуация объясняется тем, что большинство учащихся приезжие (проживают в общежитии), и ситуация перемены жизненной среды вызвало у подростков стрессовую ситуацию, которая повлияла на уровень их ситуативной тревожности, это заставляет их находиться в постоянном напряжении и может сказаться результатах их учебной деятельности. Повышенный уровень тревожности у учащихся возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации, особенно, когда они касаются оценки их компетенции и престижа. В период адаптации у подростков повышается ощущение ответственности за происходящие события, это тоже может быть одним их факторов повышения уровня тревожности.

    Самооценка в этом возрасте отличается колебаниями между крайними полюсами либо – все, либо – ничего. Если постоянно подчеркивать неудачи учащихся, то у него может сформироваться неадекватная оценка о себе, препятствующая нормальному развитию. Также неуспешность может быть связана с конфликтной самооценкой, которая возникает в результате конфликта между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Самооценка играет ключевую роль в уверенном поведении.

    Исследование адекватности самооценки учащихся проводилась с помощью методики «Изучение самооценки» Г. Н. Казанцевой. Цель методики – исследование уровня самооценки личности (Приложение 2).

    Анализ результатов показал, что 11 человек (50%) имеют завышенную самооценку, 2 человека (9%) имеют заниженную самооценку, 7 человек (32%) имеют адекватную самооценку. Можно сделать вывод, что большая часть учащихся данного класса имеют неадекватную самооценку. Завышенная самооценка и низкий уровень базовых знаний учащихся являются главным фактором нестабильности эмоционального состояния и создают фон для возникновения конфликтного, дистрессового состояния. Завышенная самооценка у некоторых учащихся возможно защитная психологическая реакция на ситуацию, а также неумение анализировать свои ошибки. Она влияет на их общий жизненный тонус.

     Методики «Учебная мотивация» Г. Н. Казанцевой позволила определить уровень учебной мотивации учащихся, оценить насколько значимы те причины, по которым они пришли учиться в данное образовательное учреждение. Цель методики – выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности (Приложение 3).

    Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, - ядро личности. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.     Ведущими мотивами данного возраста должны стать мотивы профессионально-жизненного самоопределения и, саморазвития и коммуникативные, как характеристика ведущего вида деятельности – общественно-полезная деятельность с ориентацией на профессиональную деятельность.

    Диагностическое исследование на этом этапе показало, что для данного класса значимыми являются внутренние мотивы – это стремления получать знания, овладевать способами самостоятельного их приобретения, стремиться быть грамотным человеком и быть полезным обществу. Данные мотивы обнаружены у 12 человек (51%). Статистика указывает на то, что подростки осознают значимость учебной деятельности на данном этапе их развития. По данным исследования у 10 человек (45%) на первом месте внешние мотивы, т.е. учеба за хорошие отметки.  

     На среднем уровне проявление социальных мотивов. Это указывает на удовлетворение в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. Это, прежде всего потребность в общении (общение со сверстниками, сотрудничество с ними, признание в коллективе на основе учебных успехов).

    Рассматривая процесс адаптации на уровне микросреды, необходимо отметить значение уровня развития коммуникативных способностей подростка, его умения конструктивно взаимодействовать с окружающими.

    Коммуникативные способности помогают устанавливать успешные взаимоотношения с другими. Они включают в себя видеть и понимать состояние партнера, моделировать личность собеседника, выбирать оптимальную дистанцию общения; устанавливать и осуществлять контакт, т.е. «разговорить» собеседника, вызвать расположения, владеть инициативой контакта.

    Организаторские способности – это качества, позволяющие успешно осуществлять организаторскую деятельность, т.е. объединять подростков для решения общегрупповых задач.

    Автор данной методики Г. А. Карпова, она позволяет с помощью самооценки выявить представление учащихся о собственных коммуникативных и организаторских возможностях и достижениях. Также методика позволяет выявить психологическую расположенность личности к коммуникативной и организаторской деятельности (Приложение 4).

    Результаты диагностики следующие, низкий уровень проявления коммуникативных способностей имеет 2 человека (9%), ниже среднего 6 человек (27%), средний 7 человек (32%), высокий 2 человека (9%) и 5 человек (23%) имеют очень высокий уровень проявления коммуникативных способностей. Низкий уровень проявления организаторских способностей имеют 3 человека (14%), ниже среднего уровня 5 человек (23%), средний уровень 8 человек (26%), высокий уровень 4 человека (18%), очень высокий уровень проявления организаторских способностей имеют 2 человека (9%).

    Исходя из данных диагностики, можно сделать выводы, что на этом этапе формирования ученического коллектива коммуникативные и организаторские способности находятся на среднем уровне. В коллективе есть учащиеся, обладающие высоким и очень высоким уровнем этих способностей. Формирование ученического коллектива – одна из основных задач социального педагога. От того, насколько быстро и успешно удается превратить группу в сплоченный коллектив, будет зависеть успешность дальнейшего обучения, работоспособность учащихся и педагогов.

    Успех адаптационного процесса во многом зависит от установившихся межличностных отношений в группе, от владения каждым учащимся культурой отношений, построенных на цивилизованных формах человеческого общения и заботе друг о друге.

    Межличностная сплоченность ученического коллектива – базовое, ведущее свойство, обеспечивающее группе ее эффективность, во многом определяющее направленность и характер процессов коллективообразования.

Это важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочение в единое целое.

    С целью исследования межличностных отношений в группе и уровня развития коллектива была проведена диагностика коллектива. При этом использовались такие методики как: «Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Цель методики – изучить степень групповой сплоченности (Приложение 5). «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе, с целью выявления эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов отношений в коллективе. Авторы методики - О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто (Приложение 6). Метод социометрических измерений (социометрия) с целью исследования субъективных взаимоотношений и определения, учащихся в системе межличностных отношений, автор  Г. А. Карпова (Приложение 7).

    Результаты диагностики групповой сплоченности следующие: у 4 человек (18%) обнаружен высокий уровень сплоченности коллектива. Этот показатель свидетельствует о том, что учащиеся продолжают обучение в данном образовательном учреждении. Средний уровень сплоченности имеют 8 человек (36%), низкий уровень обнаружен у 10 учащихся (45%). Диагностика выявила средний уровень групповой сплоченности. Не смотря на то, что показатели невысокие, т.к. данный коллектив считается вновь образовавшимся, все учащиеся считают себя частью этого коллектива.

    Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата преследует две цели:

- предположение о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

- выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

    Психологический климат коллектива понимается авторами методики как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива как целому. Данная методика выявляет эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится – не нравится», «принятый – непринятый». Критерии поведенческого компонента «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основные критерии когнитивного компонента – переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

    По данной методике выявлены следующие результаты: высокий уровень сплоченности на когнитивном уровне 13 человек (59%), т. е. желание узнать особенности членов коллектива каждым учащимся. На среднем уровне эмоциональный компонент и поведенческий 7 человек (32%). Это говорит о привлекательности, доброжелательности по отношению к коллективу, желание работать и общаться с одноклассниками. Двое учащихся (9%) проявили отрицательное отношение к общению внутри коллектива.

    Особенности общения в ученическом коллективе требуют целенаправленного контроля и коррекции, а это возможно только при правильной доброкачественной информации о ситуации общения внутри группы. Получить необходимую информацию можно с помощью метода социометрических измерений.

    Социометрия – метод исследования субъективных взаимоотношений – выборов в малой группе. Критерий выбора – основание для определения наиболее желательных параметров (совместный труд, отдых, дружба и т.д.). Данная методика позволяет определить социометрический статус – положение учащегося в системе межличностных отношений, отражающее степень его признания членами группы, меру приязни, личного предпочтения. Различают статусные группы: «звезда», т.е. имеющий 5-6 выборов в группе, предпочитаемый 3-4 выбора; принятый 1-2 выбора, непринятый – не получивший выбора.

    Метод исследования субъективных взаимоотношений показал, что учащиеся данного класса не удовлетворены в полной мере потребностью в общении, т.к. мало взаимных выборов. В коллективе ярко выражены два лидера учебной деятельности, незначительно выражен лидер межличностного общения. Есть несколько микрогрупп, а остальные изолированы от тесного взаимодействия, хотя и указывают на свою принадлежность к этим микроггрупам. Есть небольшое количество учащихся изолированных в коллективе, и требуют особого внимания по вовлечению их в жизнь класса. Один учащийся самоизолируется. Учащиеся испытывают потребность в общении внутри группы, не очень хорошо знают особенности своего класса.

    Проведенное диагностическое исследование дает основание сделать следующие выводы: высокий уровень адаптированности у 5 (23%) учащихся, средний уровень у 9 (41%) учащихся, низкий уровень у 8 (36%) учащихся.

    Полученные результаты в ходе исследования помогли выявить следующие проблемы:

- наличие личностной и ситуативной тревожности, обусловленной неуверенностью в себе, своих знаниях и неумении их адаптировать к требованиям нового образовательного учреждения;

- неуравновешенность психических процессов, которые обусловлены отсутствием знаний и умений в области саморегуляции;

- недостаточная способность к успешной самостоятельной организации познавательной деятельности;

- неадекватная самооценка у учащихся;

- невыраженность у подростков наличие активности, интереса к учебному процессу;

- недостаточная выраженность коммуникативных мотивов (отсутствие знаний, умений в области партнерского общения и сотрудничества);

- низко выраженные организаторские способности;

- отсутствие интеграции субъектов социально-педагогической деятельности образовательного процесса (классного руководителя, соц. педагога, психолога, учителей-предметников, медико-психологической службы, администрации) по обеспечению успешности обучения учащихся в период адаптации.

    Решение данных проблем возможно в повышении адаптационных возможностей подростков, изменении характера межличностных отношений в группе, формирование важнейших жизненных навыков (конструктивного взаимодействия с окружающими, формирование адекватной социальной позиции, навыков группового сплочения и др.) способствующих успешной адаптации.

    Таким образом, проведенная работа свидетельствует о необходимости создания условий, способствующих решению проблем адаптации старших подростков в данном образовательном учреждении, поиске форм и методов социально-педагогической деятельности, повышающих адаптивные способьности учащихся. Необходимо изменить существующие социальные отношения в ученическом коллективе. Анализ адаптации старших подростков показывает, что перед ними стоит целый ряд важных задач: принятие позиции «ученик – старшеклассник»; принятие новичков в коллектив; формирование межличностных отношений; поиск личностного смысла и мотивации учения. Узнавание специфики мира юноши и мира девушки; формирование стиля поведения с учетом половозрастных особенностей. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.