Анализ понятия «адаптация» в современной научной литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследование проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация». Прежде чем приступить к анализу различных подходов адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющий общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного их множества уровней – от биохимического до социального.

    Термин «адаптация» появился впервые в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [18, с. 79].

    В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации:

- К. К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию [5, с. 36];

- по мнению А. А. Налчаджяна, адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [37, с. 21];

- в общей психологии А. В. Петровский, Р. С. Немов, одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [45, с. 21];

- психологические словари определяют адаптацию как приспособление  функций организма, его органов и клеток к условиям среды [46, с. 12].

    В современной научной литературе проблема адаптации рассматривается в различных направлениях: биологическом, физиологическом, педагогическом, психологическом, социологическом.

    С возникновения в стране новых социальных, экономических и политических отношений особенно остро стоит проблема социальной адаптации. Встает необходимость личностного роста человека, развития его мировоззренческих позиций и изменений социально-психологических установок.

    Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует так же о многообразии взглядов в определении понятия социальная адаптация. Необходимо отметить, что социальная адаптация широкое понятие. Оно включает в себя адаптацию к микросоциуму, в том числе к условиям лицея и к вновь сформировавшемуся коллективу.

    Ключевым в определении данного понятия является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает, как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

    В социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды [49, с. 17].

    В социологическом справочнике дается следующее определение понятия социальная адаптация – это активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды [50, с. 10].

    В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой  - как результат этого процесса [46, с. 11].

    Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация – это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [42, с. 24].

    По мнению Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказания социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям [20, с. 45].

    Л. В. Мардахаев трактует это понятие как активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [51, с. 12].

    М. А. Галагузова дает понятие социальная адаптация как процесс освоения ребенком механизма ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения [14, с. 37].

    Рассматривая это понятие, не следует отделять психологический аспект от социального аспекта, т.к. адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.

    Социально-психологическую адаптацию принято рассматривать как процесс взаимодействия личности и социальной среды. Так, А. А. Налчаджян определяет социально-психологическую адаптацию как состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа. Переживает состояние самоутверждения и свободного выражения творческих способностей [37, с. 21].

    Механизм социальной адаптации выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как: когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием – ощущение, восприятие, представление, память, мышление и т.д.; эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния; поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике [3, с. 78].

    В исследовании проблем социальной адаптации можно выделить три направления. Первое связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса описывается обобщенной формулой: конфликт – тревога - защитные реакции. В рамках этого направления конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям окружающей среды. Результатом конфликта является актуализация состояния личностной тревоги. Реагируя на тревогу и нарушение внутреннего равновесия, «эго» мобилизует личностные ресурсы. Включаются защитные реакции, которые преимущественно действуют на бессознательном уровне. Важно подчеркнуть, что степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и неадаптированность. Адаптированность при этом связывается с отсутствием у личности тревоги, неадаптированность – с ее наличием [22, с. 32].

    Второе направление представлено работами, в которых целью является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося определенных необходимых личностных качеств. В этом подходе критикуется понимание адаптации в рамках психоаналитической модели и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт – фрустрация – акты приспособления. Причем конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь с фундаментальными.

    Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются детерминации их потребностями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия и т.д. Эти реакции неосознаются и направлены на устранение неприятных переживаний из сознания, реально не решая самих проблем. По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

    В рамках направления исследований социальной адаптации, связанного с гуманистической психологией, процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Критерий же здесь эмоционального самочувствия хотя и остается, но рассматривается как вспомогательный. Выделяют два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация – с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

    Третий подход в исследовании данной проблемы связан с концепциями «когнитивной психологии» личности. Формула та же: конфликт – угроза – реакции приспособления. Однако содержание иное. Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со стороны личности сталкивается с информацией противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение (когнитивный диссонанс) и переживается как состояние дискомфорта (угроза). Угроза, в свою очередь, стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса [22, с. 34].

    В этом подходе выделяются два уровня адаптации: адаптация и дезадаптация. Адаптированность связывается с отсутствием переживания угрозы, дезадаптация – с выраженным эмоциональным переживанием.

    Независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.

    Адаптация – это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). С социологической точки зрения адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением: согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, социальная адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом [30, с. 86].

    Данный процесс протекает на трех уровнях:

-общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-, экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

-социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с социальной группой;

-сам индивид (внутренняя адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции  ее самооценки с позиции других индивидуумов.

    Адаптационные изменения представляют собой сознательные изменения, через которые проходит личность в результате перемены ситуации. Поэтому сознание является средством социальной адаптации человека. «Сознание, - пишет И. Д. Калайков, - это социоадаптированный механизм, благодаря которому человек отличается от животных предков» [39, с. 112].

    Адаптация организма к социальной среде есть не только и не столько причина, сколько следствие развития сознания. Относительно социальной среды можно утверждать, что сознание определяет уровень социальной адаптации: чем выше уровень сознания, тем выше приспособляемость человека к позитивным социальным требованиям, которые принимаются как требования к себе, к системе собственных ценностей [24, с. 95].

    Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации [1, с. 57].

    С точки зрения субъект-объектного подхода социальная адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил Адлер, «централизация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

    Особенности процесса адаптации зависят от структуры потребностей и мотивов, степени адекватности самооценки индивида. Поэтому отечественные и зарубежные исследователи (Г. С. Дудин, С. Рос, Р. Лазарус, И. А. Милославова и др.) выделяют два типа социальной адаптации: активную и пассивную:

-активный тип – характерным для него является преобладание активного воздействия индивида на группу (социальное окружение);

-пассивный тип – определяется пассивным, комфортным принятием целей и ориентации группы [35, с. 146].

    Характеризуя адаптацию как психологическое и социальное явление, следует отметить, что она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, при этом наиболее интенсивно проявляется в периоды кардинальных изменений деятельности человека и его окружения [5, с. 34].

    Рассматривая различные стороны процесса приспособления, исследователи выделяют различные критерии адаптированности. Ф. Б. Березин – психоэмоциональное состояние, И. К. Кряжева – деловую включенность и эмоциональное самочувствие. Часто выбирают критерием адаптированности и состояние психического здоровья (например, Л. Г. Красковская или Ю. А. Александровский), где отсутствие невротических реакций и аффективной возбудимости является признаками адаптированности. Критерии адаптации можно разделить на внутренние и внешние или субъективные и объективные (О. И. Зотова, И. К. Кряжева), что подчеркивает две стороны адаптации.

    Единого подхода к выделению критериев на современном этапе нет. Большинство подчеркивают комплексный характер адаптационного процесса, отмечают необходимость учета нескольких критериев. Так, например, А. Н. Жмыриков использует следующие критерии адаптированности: выходные параметры деятельности; степень интеграции личности с макро- и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала и эмоциональное самочувствие (отсутствие синдрома психоэмоционального напряжения) [29, с. 35].

    В ходе адаптации осуществляется не только приспособление подростка к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; он входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате этого процесса формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

    Задача социального педагога стремиться создать условия, чтобы подросток справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупредить и не допускать проявление тяжелой адаптации. А также необходима такая организация жизнедеятельности в новом образовательном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к новому коллективу.

    Исходя из анализа различных подходов, в данном исследовании под адаптацией понимается процесс приспособления старших подростков к условиям образовательного учреждения. Он проявляется в диалектическом единстве физиологической адаптации (приспособление организма к новым нагрузкам), психологической адаптации (формирование новых психологических установок и навыков), социальной адаптации (установление оптимального взаимодействия со средой и привыкание к новому коллективу), педагогической адаптации (приспособление к новой системе обучения).

    Критериями адаптации отечественный исследователь В. Н. Литовченко выделяет:

- положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

- продуктивность и эффективность деятельности;

- эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);

- эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, удовлетворенности межличностными контактами);

- адекватная самооценка;

- интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя) [31, с. 66].

    Анализ современной литературы по данной проблеме показал, что адаптация – это процесс, в результате которого человек приспособляется к новым условиям жизни. Различают адаптацию психологическую, биологическую, социально-психологическую, социальную.

Социальная адаптация, как один из видов адаптации – означает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающих в качестве среды жизнедеятельности. Социальна адаптация, включает в себя адаптацию к микросоциуму, т.е. к условиям лицея и к вновь сформировавшемуся коллективу. В исследовании проблемы социальной адаптации можно выделить три направления. Смысл адаптационного периода в образовательном учреждении состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации, более интенсивным. Важно создать условия, чтобы подросток справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легко адаптации, это приведет к безболезненному приспособлению к новым условиям и позволит сформировать положительное отношение к новому коллективу.

    Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что адаптация это активное приспособление к условиям социальной среды. Исходя из анализов различных подходов, в данном исследовании под адаптацией понимается процесс приспособления старших подростков к условиям образовательного учреждения, который проявляется в единстве физиологической, психологической, социальной, педагогической адаптации. Особенности этого процесса адаптации зависят от структуры его потребностей индивида, мотивов, степени адекватности его самооценки, адаптационных способностей (индивидуально психологические особенности личности), а также его возраста. Поэтому необходимо рассмотреть особенности процесса адаптации старших подростков.

 

 

1.2. Особенности адаптации детей стершего подросткового возраста к условиям образовательного учреждения

 

 

    До 17-18 века подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Первый кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. Многие психологи занимались изучением подросткового возраста: Л. С. Выготский, К. Г. Левин, З. Фрейд [5, с. 94].

    Рассматривание подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Он длится в среднем с 10-11 лет до 14-15 лет. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Подростки – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью [1, с. 48].

    Д. И. Фельдштейн установил, что процесс социального развития личности в подростковый период проходит через три закономерно чередующиеся стадии: 10-11 лет – первая стадия, 12-13 лет – вторая стадия, 14-15 лет – третья стадия [4, с. 42].

    В современной научной литературе границы старшего подросткового определяются двум стадиями: 13-14 лет, совпадающий в современной школе с обучением детей в 5 – 8 классах 15-17 лет, совпадающий в современной школе со временем обучения детей в 9-11 классах. 15-17 лет еще называют старший школьный возраст или ранняя юность [16, с. 371].

    Определяющим фактором адаптированности является развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей. Поэтому рассмотрим основные новообразования старшего подросткового возраста, а также внутренние ресурсы и возможности старших подростков.

    Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

    Личное новообразование – чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, самооценки, собственных качеств личности. Это перерастает в целостное отношение к себе. Подросток осознает себя принадлежностью мира. Происходит формирование половой принадлежности. Старшие подростки пытаются обратить внимание на собственную непохожесть, уникальность и пытаются подчеркнуть возможными средствами. Многие задумываются о своей карьере. Ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Для этого возраста характерно мечтание о будущем и с будущим связаны все переживания. Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная [2, с. 81].

    По мнению Р. В. Овчаровой, на образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремиться освободиться, считая себя достаточно взрослым. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающие подростку осуществлять задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.)

    Внутренняя позиция старшего подростка отличается стремлением соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценке. Общение подростка со сверстниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, своим способностям, возможностям, их оценке создают благоприятные условия для развития самосознания в этом возрасте [41, с. 53].

    В первой главе было определено, что уровень социальной адаптации человека определяет его самосознание. Необходимо рассмотреть данное новообразование более подробно.

    Как отмечает Б. С. Волков, механизмом развития самосознания является рефлексия. Это обращенность сознания человека на себя, способность и готовность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, самопрогнозу своего поведения и деятельности в группе, обществе.

    В старшем подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Представление такого рода имеют существенное значение в процессе самовоспитания, ибо, анализируя себя в общении с другими, человек начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные [7, с. 51].

    Еще одной характеристикой, отражающей особенности самосознания в подростковом возрасте, выступает социально-психологическая адаптация, т.е. из параметров, отражающих развитие личности и самосознания, могут выступать такие характеристики, которые связаны с ее адаптивной деятельностью.

    И. В. Дубровина описывает исследования, подтверждающие зависимость уровня социально-психологической адаптации подростков от степени самооценки, уровня тревожности и умении сознательно ставить перед собой достаточно высокие цели с последующими целенаправленными усилиями по их достижению [17, с. 419].

    В связи с этим следует отметить, что способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, «способность к целеполагание», существует у подростков благодаря возникновению особого комплекса потребностей, выражающихся в стремлении выйти за рамки учебного заведения и приобщиться к деятельности взрослых. Если же все переживания, интересы, стремления подростка остаются сосредоточенными на проблемах сугубо школьной жизни – уроках, отметках, и прочем. Здесь можно говорить об определенном нарушении в развитии личности, задержке развития, о том, что подросток не подготовлен к переходу на новую возрастную ступень и соответственно о возможных проблемах социальной адаптации [8, с. 92].

    При резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя. Это выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социальной дезадаптацией [23, с. 38].

    Говоря о влиянии самооценки подростка на уровень его социально-психологической адаптированности, необходимо отметить, что негативная самооценка влияет на их общий жизненный тонус. Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. У подростков с негативной самооценкой четко прослеживается тенденция к неприятию оценок взрослых независимо от их правоты. Вследствие отсутствия условий для удовлетворения потребности подростка в общественном признании, появляются стихийно складывающиеся неформальные подростковые группы. В процессе стихийно-группового общения приобретает устойчивый характер агрессивность, жестокость, тревожность, замкнутость.

    Рассматривая процесс адаптации на уровне микросреды, необходимо отметить значение уровня развития коммуникативных способностей человека, его умения конструктивно взаимодействовать с окружающими. Особая роль в развитии данных способностей у старших подростков отводится взрослым.

    Важнейшее новообразование старшего подросткового возраста – потребность в неформальном, доверительном общении с взрослыми. Важность такого общения связана, прежде, всего, с тем, что оно дает знания, необходимые подросткам в будущей самостоятельной жизни.

    Тяготение к взрослым противоречивое и сложное явление. В соответствии с уровнем психического и соматического развития подростки ожидают, что определенным образом изменится отношение к ним взрослых. Однако эти ожидания в большинстве случаев не оправдываются из-за неадекватных представлений взрослых о возрастных нормах. Отсюда нередко имеет место конфликт подростков и взрослых, являющийся, как правило, следствием неверных или неумело поставленных требований педагогов и родителей. Клубок внутренних противоречий ребенка с взрослыми приводит к появлению большой группы трудных подростков.

    Социальная ситуация развития подростка может быть благоприятной, если окружающие взрослые признают взрослость подростка и всячески поддерживают его чувство взрослости, включая его в общественно полезную деятельность. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребности в признании со стороны взрослых «создает возможность для реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать. А давать» (Д. И. Фельдштейн) [13, с. 74].

    Л. Н. Анцыферова отмечает общее педагогическое требование благополучного развития подростка – наличие общности, совместности в жизни подростка и взрослого, сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия [6, с. 24].

    Для организации конструктивного сотрудничества с подростком, важно установить с ним контакт:

-найти точки соприкосновения во взглядах;

-обнаружить его увлечения;

-изучить особенности поведения;

-обнаружить отрицательные качества личности подростка и реакции на постороннее влияние;

-выработать общие нормы поведения и взаимодействия.

    И. В. Дубровина, опираясь на экспериментальные исследования, приходит к выводу, что тип общения подростка со значимыми взрослыми определенным образом влияет на его социально-психологическую адаптацию. Более высокая степень социально-психологической адаптированности у подростков, имеющих нерегламентированное общение и более низкая у тех, для кого характерно преобладание регламентированного типа. Личностные характеристики, составляющие социально-психологическую адаптированность (принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего контроля) чаще встречаются у подростков имеющих доверительное общение со значимыми взрослыми [16, с. 422].

    Рассматривая адаптацию подростков на уровне микросреды, необходимо отметить, что, существенную роль в развитии личности старшего подростка играет его семья. Влияние семьи на адаптивные возможности подростков очевидно. Семья призвана предоставить подростку ни с чем не сравнимое чувство эмоционального комфорта, благополучия, психологической защиты, поддержки в трудную минуту. Семья должна служить средством защиты от внешних психологических нагрузок, выполняя функцию психотерапии – восстановления нервных и физических сил. Данные функции семьи особенно актуальны в быстро изменяющихся условиях современной жизни.

    К сожалению, в современной семье утрачивается эмоциональный комфорт, взаимопонимание. Ослабевают теплые эмоциональные привязанности между родителями и детьми, практически отсутствует сотрудничество, чувство сопричастности друг к другу, все чаще проявляются неприемлемые стили воспитания, возрастает уровень конфликтности и тревожности в семейной ситуации. Как следствие, все чаще встречаются подростки, дезадаптивное поведение которых проявляется в переоценке своих отношений с членами семьи, в отчуждении от них, в стремлении противостоять суждениям и чувствам тех, на кого направлено отчуждение [9, с. 51].

    В работе с семьей социальный педагог должен уделять большое внимание. Он должен ориентироваться не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи. При оказании помощи родителям, необходимо проанализировать применяемые в их семье способы воспитания и помочь определить наиболее адекватные [12, с. 86].

    Социальную адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Резкое изменение условий жизни, среды, является пусковым механизмом процесса адаптации. Новые требования приводят к изменению эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма.

    Известный зарубежный психолог Г. Селье, изучая адаптационные процессы, тесно связывал их с принятием стресса и эмоционального напряжения. В стрессовых ситуациях, как считал Селье, неизбежна социальная напряженность – это массовый адаптационный синдром, который отражает степень физиологической, психологической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях дезадаптации.

    Проявляется социальная напряженность в резком росте недовольства и недоверия. Итогами этого кризиса является зрелое самоопределение и формулировка жизненных планов. С разрешением этих кризисов завершается переход из мира детства в мир взрослых.

    Развивая в своих работах идею Г. Селье, и, основываясь на том, что в основе любых изменений психологического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом, лежит тревога, Ф. Б. Березин выявил уровень зависимости уровня адаптированности человека в зависимости от возраста человека и уровня его тревожности. Обобщив данные, сделал вывод, что молодежь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого можно сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации [10, с. 116]

    Анализ литературы по проблеме адаптации показал, что в социологии и психологии «адаптация» ассоциируется с процессом и результатом гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной микросредой. В связи с этим особенно важно отметить потребность подростков самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового возраста. Для подростка наиболее авторитетно мнение сверстников, коллектива, класса.

    Подросток очень болезненно реагирует на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем, отсутствие такой возможности, часто приводит к социальной дезадаптированности и правонарушениям [15, с. 35].

    Нелегким делом для подростка является справедливое распределение трудовых занятий. Основные помехи в этом деле составляют: слабое знание «реальных возможностей» каждого и то, что «все ищут легкий путь», каждый выбирает для себя самую легкую работу. Подросток слабо или совсем не видит целесообразности справедливых отклонений в коллективе, заботы друг о друге, а также последствий пренебрежительного отношения к интересам другого человека, непонимание друг друга вызывает у подростков стрессовое состояние и возникновение конфликтных ситуаций. Наличие способности к регуляции собственного поведения является необходимым условием успешной адаптации подростка в среде сверстников, позволяя находить способы конструктивного сотрудничества. Знание этих особенностей позволит социальному педагогу успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростка могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии.

    Общение со сверстниками переходит в самостоятельный вид деятельности, становятся большей ценностью, чем общение с родителями, близкими. Оно выходит за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее. Этим можно объяснить болезненный реакции многих подростков на вмешательство взрослых в сферу их отношений, выбор друзей, товарищей [19, с. 56].

    А. В. Петровский рассматривает понятие адаптивности как синоним нормы, здоровья. Из чего следует, что адаптационные возможности подростков напрямую связаны с состоянием их здоровья, которое, к сожалению, с каждым годом ухудшается. К старшим классам увеличивается число подростков с нервно-психическими и сердечно-сосудистыми расстройствами. Растет число молодежи, употребляющей психотропные вещества, подростков, имеющих различные виды зависимости. Плохое состояние здоровья оказывает неблагоприятное воздействие на профессиональное и личностное самоопределение подростков, усугубляет проблемы их успеваемости. Необходимо информировать подростков об основах валеологии, способствовать осознанию ими значения здорового образа жизни, осуществлять профилактику употребления психотропных веществ, оказывать помощь подросткам, имеющим ту или иную форму зависимости [43, с. 119]

    Рассмотрев особенности старшего подросткового возраста можно выделить виды деятельности по созданию необходимых условий для повышения адаптивных возможностей старших подростков:

- создание в отношениях взрослых и подростков атмосферы сотрудничества;

- повышение адаптивных способностей подростков: побуждение их к самовоспитанию, формирование адекватной самооценки снижение уровня тревожности, развитие способностей к целеполаганию;

- вовлечение подростка в общественно-полезную деятельность;

- создание условий для самоутверждения подростков в коллективе сверстников;

- содействие в профессиональном самоопределении учащихся;

- развитие способности к регуляции собственного поведения, развитие коммуникативных способностей;

- создание ситуации успеха в наиболее значимых для подростков видах деятельности, дающих возможность самоутвердиться;

- информировать подростков об основах валеологии;

- осуществлять профилактику употребления психотропных веществ [26, с. 77].

    Учитывая роль семьи и значимых взрослых в повышении адаптационных возможностей подростков, необходимо особое внимание уделять работе с их родителями. Обосновывать необходимость формирования у детей таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе, важность совместного обсуждения с детьми их будущего, поиска путей преодоления возможных внешних и внутренних препятствий при достижении цели [33, с. 115].

    Таким образом, в современной научной литературе границы старшего подросткового возраста определяются двумя стадиями: 13-14 лет, и 15-17 лет. Социальная адаптация к новому коллективу - одна из важных проблем подростков. Особенности процесса адаптации зависят от структуры его потребностей и мотивов, степени адекватности его самооценки, адаптивных способностей. Способность подростков к самопознанию является определяющим фактором их адаптированности. Тип общения с взрослыми влияет на их адаптацию. Уровень адаптированности старших подростков зависит от степени их самооценки, уровня тревожности, умении сознательно ставить перед собой высокие цели и добиваться их. Учитывая эти трудности, задача социального педагога создать условия для успешного протекания адаптационных процессов у старших подростков.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.