Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации старших подростков к условиям лицея
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

    Современный опыт социально-педагогической деятельности, направленной на полноценное жизнесуществование и духовное развитие личности, обретает многомерные ценностные очертания [11, с. 2].

    Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, неправленая на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Она осуществляется педагогами в образовательных учреждениях различных типов и видов. Эта деятельности имеет непрерывный планомерный характер, направлена на всех детей. Объектом педагогической детальности могут быть и взрослые.

    Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Она осуществляется социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Эта деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка [14, с. 105].

    Ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие адаптация. В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменить себя, либо среду, либо то и другое вместе, т.е. оказаться перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

    Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации [57, с. 46].

    Для понимания сущности и особенностей любого вида деятельности необходимо выявить его концептуальные и процессуальные составляющие, прежде всего его объект и субъект.

    К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально-педагогической деятельности – оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков [47, с. 5].

    Возможные и иные толкования. В широком смысле к объекту социально-педагогической деятельности относят связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в обществе. В узком смысле – ситуации риска, проблемы нарушения социализации тех, кто нуждается в помощи. В основе этих подходов к определению сущности объекта социально-педагогической деятельности лежит дискуссия, истоки которой кроются в педагогической традиции конца 19 начала 20в.

    С точки зрения И. Г. Песталоцци, П. Наторпа и др., объектом социальной педагогики выступает социальное воспитание подрастающего поколения. Задача социального педагога – интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, создание социально-педагогического и социально- психологического «поля» для полноценного становления каждого человека на всем протяжении его жизненного пути.

    Развивая педагогические идеи Г. Боймер, Г. Ноль, Р. Оуэна и др., социально-педагогическую деятельность определяли как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, детских домах. Современная социально-педагогическая теория и практика продолжает развиваться по этим направлениям [58, с. 6].

    По мнению Ю. В. и Т. А. Васильковых, социально-педагогическая деятельность, есть социальная работа, включающая педагогическую деятельность и направленная на помощь ребенку в самоорганизации, на установление нормальных отношений в семье, школе, в обществе [12, с. 17].

    Ресурсы в социально-педагогической работе рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности применения. Они могут быть: внутренними или внешними по отношению к лицу, коллективу. Официальными или неофициальными; реально существующими или потенциальными; в разной управляемыми с точки зрения их использования. Социально-педагогическая деятельность должна способствовать наиболее полному, эффективному и скоординированному выявлению и применению внутренних, материальных и социальных ресурсов. Истощение социальных ресурсов, ограничение в их реализации приводит к разным социальным проблемам [40, с. 53].

    Сложность современной социально-педагогической деятельности определяется, с одной стороны, неоднозначностью ее объекта, с другой – отсутствием единых методологических и теоретических позиций, определяющих процессуальную сторону данного вида деятельности.

    Столь же многомерен и субъект социально-педагогической деятельности: это органы государственной власти, родители педагоги и другие специалисты, общественные и некоммерческие организации [38, с. 34].

    Можно выделить основные направления социально-педагогической деятельности:

- создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей;

- оказание комплексной помощи, направленной на создание социально-педагогических условий в образовании и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;

- обеспечение диагностики, коррекции и консультиования по социально-педагогической проблематике для детей и семей группы риска;

- социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков;

- работа с детьми инвалидами;

- работа с одаренными детьми;

- организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков;

- консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;

- культурно-просветительская работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;

- предупреждение социальной и педагогической запущенности детей;

- социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личных проблем детей;

- предупреждение негативного отношения взрослых к детям [34, с. 30].

    Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.

    Основные направления по адаптации старших подростков в образовательном учреждении:

- диагностическое – направлено на изучение степени и особенностей приспособления подростков новой социальной ситуации, выявление проблем;

- консультативное – направлено на повышение уровня психологической компетенции субъектов образовательного процесса (администрации, классного руководителя, учителей-предметников, психолога, социального педагога);

- методическое – направлено на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Оно осуществляется совместно с администрацией образовательного учреждения по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников;

- профилактическое – осуществляется психологом, социальным педагогом. Оно направлено на оказание поддержки каждого ребенка, на предупреждение возможных нарушений в развитии учащихся;

- коррекционно-развивающее – задача этого направления организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении, общении с учетом их индивидуальных особенностей; коррекция и развитие коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, формировать социальные навыки, способствующие успешной адаптации, повышение их адаптивных способностей. Работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах [54, с. 45].

    Правильно организованная социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка, оказание ему комплексной помощи в решении личностных проблем, в осознании себя субъектом собственной жизни. Она предполагает социальное закаливание детей, подростков, развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и нравственного поведения ребенка [21, с. 99].

    Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач. Цель определяет содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой. Цель деятельности и ее конечный результат зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы и формы организации [59, с. 71].

    Цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть           конфликтов [32, с. 57].

    Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь отдельным участникам и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективам;

- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе [52, с. 51].

    В социально-педагогической деятельности в период адаптации старших подростков реализуются следующие задачи:

- актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;

- создавать условия для развития прикладных умений (способствовать содействию в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, составлять алгоритм достижения цели);

- содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки;

- способствовать закреплению коммуникативных навыков в условиях межличностного взаимодействия [28, с. 9].

    Для осуществления любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Их выбор полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы подростков, которые выступают ее подростком.

    В социально-педагогической деятельности используются традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике, но учитывается специфика социального воспитания и обучения. А также в деятельности социальных педагогов используются такие методы и средства как: социально-педагогические технологии коллективной, групповой и индивидуальной работы.

    Методы социальной педагогики Н. В. Мустаева предлагает разделить на три группы:

1. Методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, моделирование, изучение и обобщение передового опыта, математические методы обработки данных и др.);

2. Методы воспитания (методы организации деятельности, методы стимулирования деятельности, к ним относятся поощрение, наказание, «взрыв», методы формирования сознания, такие как педагогическое требование    , общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, использования творческих игр и др.);

3. Методы социально-психологической помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ).

    Ю. В. Василькова выделяет следующие методы социального воспитания:

1.(на что направлены) формирование сознания, эмоций и чувств, социально-примелемого поведения и деятельности, самовоспитания личности;

2.(отношения воспитателя и воспитанника) организация деятельности, метод общения, опека, самореализация и коррекция;

3 (влияние среды на личность) общение, мнение, приучение, тренировка, организации деятельности, общение-диалог, создание новой среды. Новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, среды [53, с. 37].

    Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка, что способствует формированию убеждений. Убеждение это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Оно оказывает влияние на ребенка через его внутреннюю сферу, выступает регуляцией отношений ребенка и социума. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт.

    Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочные, не допускающие возражении (нельзя воровать, обманывать), более мягкое в виде обращения. Они должны быть основаны на уважении к личности ребенка.

    Убеждение может реализовываться через такие педагогические методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. В лекции раскрываются сложные нравственные понятия (гуманизм, долг и т.д.).  В таком методе как беседа необходимо выбрать актуальную тему, опираться на положительный опыт детей, важен позитивный эмоциональный фон беседы. Метод диспут способствует формированию суждений. Он выявляет разные точки зрения детей на этические понятия. Все вышеперечисленные методы используются в работе с детьми старшего школьного возраста.

    Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример».  К. Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения. Сложность использования этого метода заключается в том, что идеал себе выбирают дети независимо от нас. Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение – формирует умения, навыки и привычки. Упражнение играет главную роль в формировании нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и повторений.

    Среди методов особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Они направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение. Также необходимо использование таких приемов, как переубеждение, замена интересов, наказание. Переубеждение разновидность метода убеждения. Предупреждение связано с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер. Рассмотренные методы применяются в тесной взаимосвязи между собой.

    Кроме метода в социально-педагогической деятельности широко используются понятия прием и средство. Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация. Каждый метод реализуется чрез совокупность приемов. Э. Ш. Натанзон выделил «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит: поощрение, просьба, проявление огорчения и др. К тормозящим он относит такие как: приказание, намек, мнимое недоверие осуждение и др. Применение того или иного приема зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка.

    Средство более широкое понятие. Это совокупность материальных, эмоциональных, и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств могут выступать природа, произведения искусства, книги и др. [14, с. 146].

    Для эффективного решения поставленных задач социально-педагогической деятельности в период адаптации старших подростков используются следующие средства:

- проведение адаптационных занятий в начале года с целью содействия школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных зон в различных сферах школьной жизни;

- проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей;

- проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде с целью изучения степени и особенностей приспособления подростков к новой социальной ситуация;

- проведение психолого-медико-педагогического консилиума с целью оценки психолого-педагогического статуса подростка и определение стратегии сопровождения, путей решения проблем обучения и личностного развития;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и классного руководителя с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации;

- проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции выявленных диагностическим исследованием проблем адаптации. На этом этапе решаются следующие задачи: развитие у подростков социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений. Формирование устойчивой учебной мотивации, самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

    Форма занятий групповая и индивидуальная. Основное содержание групповых занятий составляют игры, упражнения, направленные на развитие навыков адекватного социального поведения, групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, а также его сплочения [28, с. 9].

    Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности. Структура социально-педагогической деятельности включает в себя следующие элементы:

- образовательно-воспитательная деятельность – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона;

- диагностическая деятельность – постановка «социального диагноза» путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семей, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;

- организаторская деятельность - организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров в решении задач социально педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

- прогностическая и экспертная деятельность – разработка программ, проектов, планов социально педагогического развития микрорайона, его структур; экспертиза документов и материалов;

- организационно-коммуникативная деятельность – включение добровольных помощников, в социально-педагогическую работу в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

- охранно-защитная деятельность – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подчиненных социального педагога;

- социально-компенсаторная деятельность – разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникающей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;

- посредническая деятельность как элемент структуры СПД –осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, и его ближайшим окружением [27, с. 39].

    Решение любой проблемы ребенка начинает с диагностирования проблемы: сбор, анализ и систематизация информации, на основании которой может быть сделано заключение. Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. На основании диагноза ставится цель, и выделяются задачи. Здесь возможно применение разработанных технологий или составить свою собственную программу. По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка [56, с. 75].

    По содержанию социально-педагогическая деятельность многообразна. Можно выделить следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

- социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении;

-социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

- социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

- социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей.

    Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть ориентирована на различные категории детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применение особых методик и технологий:

- социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

- социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими некоторые педагогические отклонения;

- социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

- социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося поведения.

    В посреднической работе особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей [36, с. 214].

    Социально-педагогическая деятельность основана на профессиональном взаимодействии в системе «человек-человек». Работа специалиста с личностью, группой общностью имеет свом специфические особенности.

    Социально-педагогическая работа с личностью предполагает организацию кратковременных или длительных контактов, доверительного или продуктивного общения. Основное назначение специалиста – помочь человеку понять обстоятельства, ситуацию, в которой они оказались, мобилизовать внутренние ресурсы, понять свою роль в совместных действиях, организовывать действия по преодолению проблемы.

    При работе с группой специалист может либо выделить типичное, общее для этого объединения людей, либо использовать обратный процесс – формировать группу на основе общих проблем или интересов. Группы могут использоваться: в исправительных целях; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы; для утверждения личности и т.д. [58, с. 82].

    Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми в образовательном учреждении:

- учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни;

- контроль за передвижением учащихся;

- предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;

- изучение социальных проблем учащихся;

- учет педагогически и социально неблагополучных семей;

- осуществление мер по социальной защите из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для безопасности личности обучающихся;

- осуществление мер по трудоустройству обучающихся. 

    Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен Конвенцией ООН о правах ребенка. Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положении детей в РФ. Очередным этапом становления нормативно-правовой базы социальной защиты детства стало принятие закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Логическим продолжением законодательной деятельности в интересах детства стало принятие Федерального закона «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [57, с. 20].

    Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: администрация, социальный педагог, психолог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе. Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации старших подростков в образовательном учреждении: диагностическое, консультативное, методическое, профилактическое, коррекционно-развивающее, аналитическое. Данный вид деятельности в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

Глава 2. Опытно-поисковая работа по адаптации старших подростков в лицее ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.