Вклад А.М. Леушиной и Е.И. Тихеевой в разработку проблем математического развития детей дошкольников
(Шрифт № 14 полужирный, заглавные буквы, интервал одинарный) |
Выполнил(а): Ф. И.О. (полностью),
студентка ________ курса
Руководитель: Ф. И.О. (полностью),
(шрифт №14, интервал одинарный)
(поля 2,0 см) |
(шрифт №14)
3. Методические рекомендации для студентов при подготовке сообщений
Сообщение представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества или в рамках проводимых круглых столов. В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.
Работа по подготовке включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых психолого-педагогических процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка требует определенных навыков. Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:
I. Выбор темы
Подготовка начинается с выбора темы будущего выступления.
1. Тема выступления должна соответствовать познаниям и интересам студента. Здесь очень важен внутренний психологический настрой.
2. Не следует выбирать слишком широкую тему сообщения. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Сообщение должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного – двух вопросов.
3. Сообщение должно вызвать интерес у слушателей. Оно может содержать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.
II. Подбор материалов
Работа по подбору материалов для сообщения связана с изучением психолого-педагогической литературы. Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа включает монографии, научные сборники, справочники. Ко второй группе относятся материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи. К третьей ресурсы Интернет. Материалы официального характера из Интернет-ресурсов должны браться только из официальных сайтов (информация на других сайтах может быть устаревшей). Прямой перенос в работу текстовых фрагментов из Интернет-ресурсов (кроме коротких цитат классических работ по теме) запрещен.
III. Составление плана доклада, сообщения.
Работа над текстом. После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее и наиболее сложному и ответственному этапу подготовки доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.
Приступая к работе над текстом доклада, сообщения следует учитывать структуру его построения. Сообщение должно включать три основные части:
вступление,
основную часть,
заключение.
Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2 – 3 минуты).
Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части сообщения предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).
Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Его, как и весь сообщение необходимо подготовить заранее. В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада.
IV. Оформление материалов выступления
Подготовленный доклад и будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей ВИДЕТЬ. Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения в презентации. Но, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
1. целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей;
2. презентация готовится заранее, изображения, представленные в презентации, должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков;
3. наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе;
4. тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов;
5. чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно переходить к демонстрации других материалов;
6. необходимо делать паузу в выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.
V. Подготовка к выступлению
Работу необходимо выполнять на компьютере на листах стандартного формата А-4, размер шрифта 12-14, при ширине междустрочного интервала 1,5, поля со всех сторон по 1,5 см. Страницы работы должны быть пронумерованы. Оформляется титульный лист и согласно требованиям.
Примерная структура доклада и сообщения:
1. Титульный лист.
2. Текст работы
3. Список использованной литературы.
Критерии оценки доклада, сообщения:
1. Новизна и самостоятельность в постановке проблемы.
2. Наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
3. Составление плана теме доклада, сообщения.
4. Умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал.
5. Умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
6. Грамотность и культура изложения.
7. Владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы.
8. Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей.
3. Методические рекомендации для студентов при подготовке планов-конспектов НОД ( непосредственно-образовательной деятельности)
На титульном листе в центре указываются вид НОД, его тема, для какой возрастной группы данный конспект. В правом нижнем углу пишется, кто составил конспект (Ф.И.О. полностью, должность, возрастная группа детей, номер группы, номер детского сада).
В верхней части титульного листа указывается название организаций, в ведомстве который находится детский сад.
В нижней части титульного листа указывается город и год, написания.
На первом листе конспекта информация размещается в следующем порядке:
В верхней части листа указывается тип, вид, тема НОД, возрастная группа детей.
1).Составляется программное содержание, куда включаются:
· Образовательные задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии).
· . Развивающие задач (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
· Воспитывающие задачи (какие нравственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).
· Речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей.
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Указать интеграцию задач образовательных областей ( определить дозировку и сочетания разных задач, а в конспекте подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач)
2)Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: мультимедийная техника, магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
3) Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, но и указываются их авторы, количество, размеры.
4) Описывая раздаточный материал, на каждого ребенка, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества,
5) Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к НОД: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
6) После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части НОД планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.
7) Далее описывается методические приемы, используемые в НОД.
8) И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи, где следует продумать начало занятия, его ход и окончание.
· Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя в каждой из структурных частей занятия.
· Предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность.
· Продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорикии речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
· Важно предусмотреть индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии( варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др.
· Если па ходу НОД воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
· НОД завершается словами анализа.
Составить план-конспект по развитию элементарных математических представлений детей (возрастная группа на выбор студента) по ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие».
.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 256.