Толкование понятие «персонал», признаки и системы классификации персонала: отечественный и зарубежный подходы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Персонал (от лат. persona — личность) — это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребенком и т. д.); это совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.

В России персонал делится по следующим классификационным признакам:

- по функциям, выполняемым в производственном процессе;

- по характеру фактической деятельности;

- по принципу участия в технологическом процессе;

- по сроку работы.

По функциям, выполняемым в производственном процессе выделяют шесть категорий персонала:

- Рабочие (основные и вспомогательные);

- Инженерно-технические работники;

- Служащие;

- Младший обслуживающий персонал;

- Ученики;

- Охрана.

По характеру фактической деятельности (роду занятий): в данном случае основанием для отнесения работника к категории ИТР служит не образование, а занимаемая должность.

По принципу участия работников в технологическом процессе: рабочие подразделяются на основных и вспомогательных, а ИТР – на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

По сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.

Отдельная классификация имеется для служащих. В государственных органах работают государственные служащие. К государственным служащим относятся граждане России, выполняющие обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Классификация государственных должностей (табель о рангах) предусматривает:

Основное различие между государственными служащими и работниками частного сектора заключается в характере выполнения задач. Деятельность госслужащих протекает в рамках устава и регламента, а наемные работники находятся в договорных отношениях со своим работодателем.

В последние годы наметилась тенденция к использованию отдельных элементов классификации персонала, принятой в западных странах.

В индустриально развитых странах существует несколько иное деление работников на категории.

Различают следующие категории:

- Top management, т.е. высшее звено управления (президент или генеральный директор, члены правления);

- Middle management – среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

- Lower management – низшее звено управления (руководители подотделов, мастера, бригадиры);

- Инженерно-технический персонал и конторские служащие («белые воротнички»);

- Рабочие, занятые физическим трудом («синие воротнички»);

- Работники социальной инфраструктуры («серые воротнички»).

Американское законодательство делит наемный персонал на две основные категории: рядовые исполнители и «представители администрации», т.е. весь управленческий персонал. Это обусловлено тем, что юридическое право на профсоюзную деятельность представлено только рядовым исполнителем.

Персонал является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру.

Штатная структура персонала определяет состав должностей постоянных сотрудников организации.

Функциональная структура персонала характеризует распределение полномочий и ответственности сотрудников.

Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Знание социальной структуры коллектива необходимо для принятия обоснованных стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию системы управления.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.