Г.Ф. СУВОРОВА,
Институт содержания и методов обучения РАО, лаборатория малочисленных школ.
Статья перепечатана из журнала « Начальная школа» №3 за 2006 год.
Несмотря на идущие почти без перерыва модернизации и оптимизации сети сельских школ, малокомплектная школа сопротивляется, не исчезает из структуры учебно-воспитательных учреждений Российской Федерации. Крестьяне повсеместно используют свои права, и если сельский сход принимает решение сохранить школу, то администрация не сможет ее закрыть. Конечно, здесь важна позиция учителя: ожидает ли он безучастно судьбы деревенских ребятишек, школы и своей собственной или разъясняет жителям деревни их права, отстаивает авторитет как свой личный, так и профессионала, защитника детей, разъясняет на конкретных, хорошо известных сельским жителям примерах реальность ежедневного подвоза в неполную или частичную среднюю школу в другом селе, убеждает в том, что маленькая школа дает ученикам хорошие знания, в ней все дети под присмотром учителей, и, кроме того, они возле родного дома, что важно для младших школьников, особенно для их психического здоровья. Неплохо, если учителя малокомплектных школ расскажут жителям деревни, что такие школы есть и в таких богатых странах, как Франция, США, Австралия, Канада, Швейцария, Швеция... И там правительства поддерживают малокомплектные малочисленные школы на зависть нам: учителя получают зарплату выше, чем в обычных школах, учебниками и учебными пособиями они снабжаются в первую очередь, для учеников организуют бесплатные поездки по стране и т.п. Причины поддержки разные. Так, во Франции и США считают, что малые школы больше подходят детям шести-десятилетнего возраста, а качество обучения в них высокое (как и у нас!), в Швеции на горьком опыте убедились, что отрыв в детском возрасте от родного селения приводит к тому, что вырастает человек, которому безразлична родина, он — перекати-поле, а это плохо и для страны, и для самого человека. В многонациональных государствах малые школы помогают сохранить национальную культуру. Так, в США малая школа «держит» малый город, фермерские хозяйства и помогает не сокращать окультуренные земли. Есть специальные исследования, доказавшие, что малокомплектная школа — это феномен, характерный для многих государств, а не свидетельство чего-то плохого, отсталого и т.п.
В последние пять лет в России число школ с контингентом до десяти человек колеблется в пределах пяти тысяч. К ним добавляются неполные и полные малочисленные' школы с объединенными начальными классами, т.е. начальная ступень этих школ по особенностям организации учебного процесса, деятельности учителя и учеников соответствует особенностям малокомплектной начальной школы.
Именно это обстоятельство, а именно наличие начальной школы с объединением двух-четырех классов детей в одном помещении для работы с одним учителем, побуждает нас вернуться к вопросам организации учебных занятий в особых условиях, к модификациям структуры и типов уроков, методов и средств обучения.
В этой статье мы рассмотрим практику комплектования классов, организацию учебных занятий (расписание уроков) и постараемся пояснить преимущества тех или иных вариантов.
Варианты комплектования классов
Количество учителей на общее число разновозрастных учащихся и соответственно организацию в школе одного, двух и более комплектов определяют местные департаменты образования, исходя из реальных финансовых возможностей…
Вопрос комплектования, т.е. объединения классов в один комплект, — это проблема двухкомплектной начальной школы или начального звена неполной (полной) средней школы, где работают два учителя. Наибольшую трудность вызывает решение следующей проблемы: с каким классом целесообразнее объединять I класс, имея в виду интересы детей и учителя. Рассмотрим некоторые варианты.
1. Объединяются I и II классы.
Положительным в таком объединении можно считать близость возраста и тот факт, что I класс является пропедевтическим. В этом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: для первоклассников — показ образца действия, для второклассников — повторение и упражнение в правильном действии. Близки и такие характеристики, как объем произвольного внимания: I класс — в пределах 5 минут, II класс — 8 минут работы над заданием при слушании объяснения учителя и т.д. Объединение позволяет работать в парах сменного состава.
По мнению учителей и методистов, существенным недостатком такого объединения является неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно не только из-за несформированности этого умения, но и потому, что они фактически не владеют техникой чтения. При скорости чтения 25-30 слов в минуту (программное требование) нельзя требовать осознанности. Следовательно, ребенок, занятый невероятно трудным делом, а именно переводом знака — буквы в звук, слиянием звуков в слоги и слогов в слова, просто не может одновременно решать стоящую перед ним учебную задачу. При таком темпе чтения дети II класса учатся «с голоса», по памяти. Отсюда вопросы у школьников «Что делать? Как делать?» и метания учителя от одного класса к другому и невероятная дробность урока.
2. Объединяются I и III классы.
В этом варианте снимаются недостатки первого варианта. Ученики III класса умеют работать самостоятельно и время их произвольного внимания (10-12 минут) позволяет учителю организовать выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников дает возможность помогать учителю в качестве консультантов при использовании технологии коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко.
Недостатком такого объединения является появляющийся у учителя соблазн и соответствующая ему возможность увеличить время и объем самостоятельной деятельности учеников III класса с целью освобождения времени для работы с первоклассниками. Стремление как можно быстрее и качественнее подготовить первоклассников к самостоятельной учебной деятельности понять можно, однако делать это за счет третьеклассников неоправданно.
3. Объединяются In IV классы.
На первый взгляд этот вариант выглядит привлекательнее других именно из-за больших возможностей организации самостоятельной работы в IV классе. Однако опасность больше времени уделять первоклассникам за счет учеников IV класса еще выше, чем в предыдущем варианте, а IV класс — выпускной, когда «подчищаются» недоработки, повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне, так как у учеников этого возраста появляются новообразования — новые возможности их мыслительной деятельности. Также четвероклассники требуют усиленного внимания в связи с тем, что формирование половой сферы часто приводит к капризам, слезливости, обидчивости и агрессивности.
Таблица 1 к разделу статьи «Режим учебной недели»
Дни недели
N° урока
Комплект 1
Комплект 2
Если исходить из давно выявленной специфики малокомплектной школы — обязательность самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, от качества которой зависит результативность всего учебно-воспитательного процесса, — то основной критерий объединения классов в комплект — это возможность учеников работать без непосредственного руководства учителя. И с этих позиций объединение в один комплект учеников из I и III классов, а второй комплект — из II и IV классов является самым целесообразным. В первом комплекте учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу III класса и в это время спокойно вести занятия с первоклассниками. Во втором комплекте учитель больше внимания уделяет выпускному, IV классу, готовя его к продолжению обучения в среднем звене школы.
Деятельность учителей в двухкомплектной начальной школе регламентируется и другими основаниями. Например, в каждом из комплектов один учитель ведет уроки русского языка и чтения, а второй — уроки математики и других предметов, один — уроки изобразительного искусства и музыки, другой — физической культуры. Здесь учитываются профессиональные предпочтения (что «любит» учитель) и количество часов учебной нагрузки. Возможно и чередование, т.е. передача «своих» / «своего» классов коллеге.
Вместе с тем, несмотря на существующие многочисленные рекомендации, надо признать, что преимущественное право выбора принадлежит учителю, так как он руководствуется не только научными обоснованиями, но и рядом факторов, которые трудно, а иногда и невозможно установить вне школы: например, стабильностью педагогического коллектива и доверием, уважением его членов друг к другу; количеством учеников каждой возрастной группы и стремлением учителей уровнять число учащихся в каждом комплекте; уровнем квалификации учителей; приспособленностью, кубатурой каждого классного помещения; традициями школы, района в этом вопросе и т.п.
Эти реалии практики противоречат установке учителей, согласно которой структура комплекта должна определяться возможностями учащихся длительное время работать самостоятельно. Но практика, реалии начинают склоняться в сторону выравнивания объема и сложности нагрузки каждого учителя, иногда в ущерб интересам учеников.
Режим учебной недели.
Как показывает анализ результатов мониторинга по модернизации структуры и содержания начального образования, в современной школе распространены и пятидневная, и шестидневная учебные недели. При этом школ, занимающихся в режиме шестидневной недели, меньше примерно на 10-15 процентов. Тот же анализ свидетельствует, что режим работы начального звена школы практически не зависит от того, какой из учебно-методических комплектов (УМК) используется (имеется в виду УМК «Гармония», «Школа 2000-2100», «Школа XXI века», «Школа России», УМК систем Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и Л.В. Занкова). Везде можно увидеть примерно одинаковые числа преобладания пятидневной учебной недели.
Вспомним из истории функционирования начальных малокомплектных школ XIX и XX вв., что режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопред-метным и однопредметным. Иными словами, если учитель, составляя расписание для классов, входящих в комплект, старался во время одного урока проводить математику в одном и другом классе, чтение и чтение, родной язык и родной язык, то это однопредметный подход. При разнопред-метном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой, природоведением и т.д.
Два этих подхода сохранились и сегодня. Приведем пример разнопредметного расписания одной из школ Тверской области (см. табл. 1).
Далее приведем пример однопредметного расписания одной из школ Московской области (табл. 2).
Дни недели | № урока | II класс | Ш класс |
Понедельник | 1 2 3 4 | Литер, чтение Математика Русский язык Трудовое обучение | Литер, чтение Математика Русский язык Трудовое обучение |
Вторник | 1 2 3 4 5 | Внеклассное чтение Русский язык Математика Литер, чтение Изобр. искусство | История Русский язык Математика Внеклассное чтение Изобр. искусство |
Среда | 1 2 з 4 | Окружающий мир Математика Русский, язык Физкультура | Окружающий мир Математика Русский язык Физкультура |
Четверг | 1 2 3 4 5 | Русский язык Математика Литер, чтение Музыка Трудовое обучение | Русский язык Математика Литер, чтение Музыка Трудовое обучение |
Пятница | 1 2 3 4 5 | Литер, чтение Математика Русский язык Физкультура Классный час | Литер, чтение Математика Русский язык Физкультура Классный час |
Как видно из приведенных примеров, составить «чистое» разнопредметное или однопредметное расписание не удается по ряду причин, следовательно, возникают варианты смешанных подходов. Здесь и далее примеры расписаний школ даны без изменений. Названия предметов связаны с современными программами и соответствующими им УМК.
Как видно из расписания, учащиеся школы начинают занятия не одновременно. Первые один-два урока учителя работают с учениками одного класса. В это время, как правило, идет подробное, неторопливое объяснение нового учебного материала, формирование умений использовать теоретические знания для решения практических задач, устный индивидуальный опрос.
Ко 2-му или 3-му уроку приходят дети другого класса, входящего в комплект, и, как правило, два урока, реже — три учитель занимается с двумя классами одновременно. Затем ученики одного класса уходят до мои или в группу продленного дня, а учитель продолжает работать с оставшимся классом. Длительность уроков — 35 минут.
В этой школе для учащихся I и IV классов занятия начинаются в 8 ч 30 мин, для учащихся II и III классов — в 10 ч.
С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10-12 человек в комплекте такая организация может считаться оптимальной при всей внешней непривлекательности и сложности кажущихся перегрузок учителей.
Итак, результаты анализа около 100 расписаний учебных занятий школ разных регионов России показывают, что однопредметность в подходе к составлению расписания становится преобладающей. Это позволяет учителю использовать современные образовательные технологии, кардинально меняя структуру учебных занятий. Однопредметность занятий в разновозрастном классе обеспечивает значительно лучшие условия для развития, обучения и воспитания детей.
Пример расписания одной из школ Московской области:
Таблица 3.
Дни недели
№ урока
Комплект 1
Комплект 2
Поне
Дельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Литература.
1.Байбородова Л.В., Макеева С.Г. Обучение русскому языку в разновозрастных группах сельской начальной школы. Методическое пособие. Ярославль. 2006.
2.Байбородова Л.В.Чижова И.Н., Фурдина Г.Л., Колобова Н.К. Обучение в разновозрастных группах сельской начальной школы / Под ред. Л.В. Байбородовой, И.Н. Чижовой. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 187 с.
3. Развивающее обучение в начальной школе. Сборник методических статей гимназии №2. Вологда. 2004.
4.Рамзаева Т.Г. Планирование уроков русского языка. // Начальная школа 2006. №3.
5.Стрезикозин В.П. Организация занят90ий в начальной малокомплектной школе / В.П. Стрезикозин. - М., 1968.
6. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. - М., 1980.
7. Суворова Г.Ф. Организация учебных занятий в начальных классах малочисленных школ. // Начальная школа 2006. №3.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268с.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 341.