Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся 1 класса | Деятельность учащихся 3 класса |
Изучение нового материала (практическая работа по измерению и карточкам-инструктажам) | Создаёт проблемную ситуацию Почему не получается измерить длину всех предметов? Что мешает выполнить задание 3 классу? | Измеряют длину предметов | С/р: Вырази: |
Организует работу детей в парах | Наблюдают, отвечают на вопросы | Задают вопросы (приложение 1) | |
Измеряют длину предметов, записывают результаты в тетрадь | Помогают младшим, выполняют задания учебника. | ||
Проводит сравнение результатов наблюдений + Как называется самая маленькая единица длины? + Что удобно измерять в миллиметрах? + Сколько мм в 1 см? сколько мм в 1 м? | Отвечают на вопросы учителя, организуют взаимопроверку. |
Приложение 1:
1. Рассмотрите линейку. Что на линейке вам знакомо?
2. Какой длины ваши линейки?
3. А отрезки, которые обозначают сантиметры, какие?
4. Что на линейке вам неизвестно?
5. Это тоже единицы длины, которые называются миллиметры. Кратко записывают: мм
6. Сосчитайте, сколько мм в 1 см. Продолжите запись: 1 см = … мм
7. Чтобы люди не ошибались, 10 мм разделили пополам и получили … (5 мм), и стали отмечать палочкой чуть длиннее, чем остальные.
При закреплении изученного:
ü Выполнение совместных заданий;
ü Коллективное обсуждение прочитанной к уроку дополнительной литературы;
ü Организация учебных игр-соревнований;
ü Составление старшими учениками викторин, кроссвордов для младших ребят;
ü Индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала на уроке или дома.
При контроле знаний:
v Проведение зачётов у младших старшими учениками;
v Проведение конкурсов, соревнований между разновозрастными группами;
v Взаимооценка, самооценка и самоконтроль.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся младшего класса | Деятельность учащихся старшего класса |
Контроль знаний | Объясняет правила игры «Вертушка», следит за передвижениями учащихся | Выполняют задания старших учеников, передвигаясь по указанному маршруту | Объясняют задания младшим ученикам, выслушивают решения, помогают при необходимости, оценивают, заносят оценки в таблицу. |
Могут быть следующие варианты обучения в РВГ: индивидуально-групповая и командно-групповая работа.
При индивидуально-групповом варианте (+ работа в паре) учащиеся разбиваются на разновозрастные группы по 3-5 человек (пары). Старший консультант объясняет новый материал, а потом предлагает закрепить его. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется учениками по очереди). При этом выполнение каждого задания ученик объясняет вслух, и его контролирует вся группа. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются, а группе объявляется общая оценка.
Второй подход к организации обучения в сотрудничестве – «встреча консультантов» старшего возраста. Эти учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Он необходим для объяснения младшим и актуален у сверстников при последующем получении новых знаний. Данный материал разбит на фрагменты. Каждый член экспертной группы находит материал по своей части темы. Далее они возвращаются в свои группы и объясняют его ученикам младшего возраста, потом осуществляют переход к очередной группе. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов – внимательно слушать меняющихся консультантов и выполнять их задания, то дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Старшие ученики заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили своё задание, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
На протяжении работы учитель следит за активностью учащихся и помогает любой группе, если необходимо.
Давайте посмотрим пример сотрудничества учащихся на фрагменте изучения нового материала на уроке математики во 2 и 4 классе.
Тема во 2 классе: «Прямой угол», цель – познакомить с прямым углом (урок № , с. 8);
Тема в 4 классе: «Виды треугольников», цель – познакомить с остроугольными, прямоугольными и тупоугольными треугольниками (урок № , с. 10).
Оборудование: геометрические фигуры на партах, листы бумаги, чертёжные треугольники, карточки-инструктажи для работы в группах, карточки для с/р 4 кл, записи на доске, счётные палочки.
+ Сегодня на уроке вы, ребята, будете работать в группах (парах). Как вы думаете, для чего рядом с второклассниками сел четвероклассник?
+ На партах вы видите фигуры. Разделите их на две группы и, посовещавшись, обоснуйте свой выбор.
|
+ На какие группы разделили фигуры (первая –1,3,5; вторая – 2,4)? Что общего между фигурами каждой группы?
+ Посмотрите на фигуры первой группы. Все ли углы в фигурах одинаковы?
+ Сегодня на уроке мы поговорим об углах. Что хотели бы узнать об углах второклассники? Помогут ответить на ваши вопросы ребята 4 класса.
+ Для работы в группе старшие консультанты возьмут карточки-инструктажи. Начинаем работу.
Карточка-инструктаж
1. Рассмотрите чертёж. Прочитайте и скажите, какие бывают углы?
прямой острый тупой
2. Из листа бумаги сделаем модель прямого угла. Возьмите листы. Согните лист пополам, а потом ещё раз, так, чтобы линии первого сгиба совпали друг с другом.
3. Получилась модель прямого угла. Покажите стороны прямого угла и его вершину.
4. Для того, чтобы проверить, является ли угол прямым, необходимо приложить к нему модель так, чтобы вершины и стороны углов совпали. Приложите модель к прямому углу. Совпадают вершина и стороны?
5. Приложите модель к острому углу. Что вы видите? (он меньше прямого)
6. Приложите модель к тупому углу. Расскажите о своих наблюдениях. (он больше прямого)
7. Моделью прямого угла является также прямой угол чертёжного треугольника. Найдите на нём с помощью своей модели прямой угол.
8. С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника. Какие у вас получились углы? (меньше прямого, острые)
9. С помощью модели мы можем найти прямые углы на предметах, которые нас окружают. Попробуйте это сделать.
+ Завершаем работу в группах. Кто запомнил, какие бывают углы? Как узнать, является ли угол прямым? Как называются углы, которые меньше прямого? Как называются углы больше прямого?
+ С/р для 4 класса: задание на карточке:
Откройте учебник, стр. 10.
2) Рассмотрите чертёж, прочитайте запись под чертежом и заполните таблицу:
1. Продолжи утверждения: | 2. Выполни задание № 42 | 3. Выполни задание №43 |
Остроугольным называют треугольник, у которого
| Остроугольные: | |
Прямоугольным называют треугольник, у которого
| Прямоугольные: | |
Тупоугольным называют треугольник, у которого
| Тупоугольные: | |
+ 2 класс: работа с учителем, закрепление изученного.
+ Какие фигуры вы видите на доске?
+ Найдите прямые углы у этих фигур. Назовите их номера (записать на доске).
+ Как проверить ваши предположения?
(проверяют ученики у доски с помощью модели прямого угла)
+ 2 класс- С/р, стр.8, № 1 (подобное задание ) или с,9, № 4 (начерти четырёхугольник, в котором два угла прямые и треугольник с прямым углом ); проверка задания у 4 класса:
+ Какие треугольники называются остроугольными? Назовите номера остроугольных треугольников из № 42 (1, 6).
+ Какие треугольники называются прямоугольными? Назовите номера прямоугольных треугольников из № 42 (4, 7).
+ Какие треугольники называются тупоугольными? Назовите номера тупоугольных треугольников из № 42 (2, 3, 5).
Взаимопроверка № 43, оценивание работ товарищей, проверка с/р у учащихся 2 класса (№ 1 - прямые углы: 2, 1, 4, 1, 5, 3).
+ Задание на смекалку группам (нестандартная ситуация):
а) положите три палочки так, чтобы получилось 3 разных угла: прямой, острый и тупой;
б) положите три палочки так, чтобы получились три острых угла.
Подведение итогов, рефлексия:
+ С какими видами углов познакомились сегодня второклассники? Как определить, является ли угол прямым? Для чего вы учились определять виды углов? (через несколько уроков вы познакомитесь с фигурой - прямоугольником и свойствами-особенностями этой фигуры)
+ Какие виды треугольников узнали четвероклассники? Эти знания пригодятся вам в изучении геометрии.
+ Как вы думаете, для чего (почему) сегодня на уроке вы работали в группах?
+ Какие трудности возникли во время работы у ребят 2 класса? 4 класса?
+ Что было на уроке интересно?
+ Какое задание хотели бы выполнить дома?
Дома: 2 класс – с.9, № 4 (кто не выполнял это задание на уроке) или решить головоломку;
4 класс – с. 11, № 48 или 49.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.