Конспект проведения экскурсии во 2 - 4 классах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предварительная работа. Учителю на местности (в лесополосе) разработать маршруты экскурсии, наметить природные объекты для определения по атласу «От земли до неба». В помощь для организации детей рекомендуется привлечь помощников учителя из числа родителей учащихся.

2 класс. Тема: «В гости к осени» (экскурсия).

Задачи экскурсии: провести наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе, продолжить обучение распознаванию природных объектов, освоение эколого-этических норм.

Планируемые достижения учащихся: научиться по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе и устанавливать причинно-следственные связи, узнавать изученные природные объекты, обосновывать простейшие правила поведения в природном окружении.

Оборудование: планы-ориентиры, карточки, атлас-определитель «От земли до неба».

 

4 класс. Тема: «Растения и животные леса» (экскурсия).

Задачи экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, распознавание их в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Планируемые достижения учащихся: научиться распознавать растения и животных леса, уметь устанавливать экологические связи в данном природном сообществе, знать и соблюдать правила бережного сохранения природных объектов.

Оборудование: планы-ориентиры, карточки, атлас-определитель «От земли до неба».

Примечание: помощниками учителя для организации контроля за деятельностью детей являются родители учащихся.

 

Ход экс-курсии

2 класс

 

 

Ход экс-курсии

4 класс

Деятельность Учителя Деятельность учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сообщение темы урока, поста-новка учеб-ных задач -Тема осенней экскурсии «Сезонные изменения в природе». - Давайте определим учебные задачи нашей экскурсии. - Вы будете работать в группах, имея план-ориентир. После самостоятельной работы подведем итоги и сделаем выводы.   Примерные ответы детей: - Мы проведем наблюдения за изменениями в неживой и живой природе осенью. Установим причины этих изменений.- Актуализа-ция знаний уч-ся Накануне в классе была сообщена тема предстоящей экскур сии «Растения и животные леса» и проведена беседа: - Какие виды лесов существуют? Назовите ярусы леса.     -Определим основные задачи экскурсии.   - С помощью плана-ориентира самостоятельно за отведенное время выполните задания.- Дети разделились на группы, распре-делили обязанности   -Лиственные, хвой-ные, смешанные. - -Деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.- - Познакомиться с некоторыми видами растений и животных леса, научиться распознавать их с помощью атласа-определителя.- Работа в группах по планам-ориентирам (Приложение № 4)
Самос-тояте-льная работа в группах -В каждой группе обсудите задачи, распределите обязанности. Для поиска необходимой информации пользуйтесь атласом-определителем.   Работа в группах с помощью плана-ориентира. (Приложение №1). Проверка выполне-ния самостоя-тельной работы уч-ся Представители групп докладывают о выполнении заданий. Дети внимательно слушают, уточняют и дополняют ответы своих товарищей.
Провер-ка само-стояте-льной работы уч-ся. - От каждой группы выступающий докладывает о выполнении заданий. Другие представите-ли групп могут задавать уточняющие вопросы.-   - Где можно найти материал для того, чтобы проверить свои ответы?   -Получите карточки с ответами и, если нужно, дополните свои ответы. Представители групп по заданиям планов-ориентиров делают отчет о своих наблюдениях и формулируют выводы. Остальные уч-ся задают вопросы для уточнения. - Прочитать в учебнике, спросить у старших товарищей, узнать ответ у учителя.- Работа с контрольными карточками. (Приложение №2). Дополнительные высказывания детей. Обобщение и выводы по наблюдени-ям Учитель предложил карточки с заданиями для самостоятельной работы в парах, группах. Учащиеся работают в группах. (Приложение №5)
Обобщение по экскур-сии. - В своих группах выполните задание на карточках. (Приложение №3).По предложенной модели обсудите и выявите основное изменение (причину) в неживой и живой природе осенью. (Приложение № 6). - Главная причина изменений в неживой и живой природе – похолодание. Самооцен-ка уч-ся выполнен-ной работы Проверка выполнения задания по карточке. Самооценка и взаимооценка выполненного задания.
Домашнее задание

- Прочитать текст учебника стр. 28-29. Выполнить 1-2 задания. В своем научном дневнике продолжай вести наблюдения и их фиксировать на стр. 7-8.

  Домашнее задание  

 

Приложение № 1.

План-ориентир для 1 группы План-ориентир для 2 группы. План-ориентир для 3 группы.
1. Понаблюдайте за высотой солнца над горизонтом. Сравните свои наблюдения с высотой солнца летом. Как изменилась продолжительность светового дня? 2. Запишите результаты наблюдений за погодой: облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно); осадки (дождь, снег, без осадков); ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер). Сделайте вывод об изменении погоды осенью. 3. Что вы можете сказать о состоянии водоемов и почвы? 1. Какие изменения произошли с лиственными деревьями и кустарниками? На каких из них сохранились плоды? 2. По атласу-определителю определите названия 5-6 травянистых растений. Какие изменения произошли с травами осенью? (Работа с атласом-определителем) 1. Каких насекомых вы наблюдали на экскурсии? 2. Каких птиц увидели во время экскурсии? Какие это птицы – зимующие или перелетные? 3. Какие изменения произошли в жизни животных осенью?

Приложение №2.

Контрольная карта №1 Контрольная карта №2 Контрольная карта №3
1. Солнце ниже поднимается над горизонтом по сравнению с летом. Световой день становится короче. 2. Становится меньше солнечных дней; преобладает пасмурная погода, чаще идут моросящие прохладные дожди. По утрам – туманы, иногда бывают и первые заморозки с инеем на траве. Чаще дуют ветры средней силы. 3. Вода в водоемах стала холодной. Почва также становится холодной. 1. Листья меняют окраску. Начинается листопад. На некоторых деревьях и кустарниках сохранились плоды. 2. Цветущих трав не наблюдается. Травы начинают увядать. 1. Все меньше становится насекомых (одни забираются поглубже в почву, другие – под кору). 2. Слышны редкие голоса птиц. Улетают на юг последние перелетные птицы: скворцы, грачи, гуси, утки …

Приложение №3.

Признаки осени.

1. Обведи буквы, под которыми приведены признаки осени в нашей области:

а) дни короче, а ночи длиннее        д) потепление                       и) грозы

б) похолодание                                 е) заморозки на почве         к) солнце ниже над горизонтом

в) туманы                                           ж) листопад                         л) созревание плодов и семян

г) отлет птиц на юг                           з) впадение в спячку           м) линька у животных

2. Назови главную причину наступления осени в нашем крае.

 

Приложение №4.

План-ориентир для 1 группы План-ориентир для 2 группы
Работа с атласом-определителем. Записать 5-6 названий растений: деревья кустарники травы   Запишите названия животных, обитающих в наших лесах. Подчеркните, кого удалось увидеть на экскурсии. (работа с атласом-определителем): насекомые птицы звери

Приложение №5. Выберите верные варианты и вставьте их в текст. С давних времен большая территория Вологодской области покрыта лиственными, хвойными (тайга) и смешанными лесами. На территории нашего края растут (березняк, ельник, сосновый бор, осинник, дубрава, смешанный лес, ольшаник).Растительный и животный мир леса богат и разнообразен. Здесь нашли свой «дом» представители групп животных: (звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, пауки, клещи и черви).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Лес – природное сообщество, где все его обитатели (связаны, не связаны) друг с другом. Бездумное использование лесных богатств может привести к исчезновению леса как природного сообщества. Человек должен сохранить леса!  

 

Приложение № 6:

Степанова Г.А.

Тематическое планирование уроков литературного чтения в разновозрастных классах.

 

Планирование разработано на основе «Русской азбуки» ( автор - Горецкий В.Г.) и «Родной речи» ( автор учебника -  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Н.В.Голованова). М.Просвещение. 2009г.

Большинство учителей сельских школ работают по данным учебникам.

1 класс: обучение грамоте - 90 часов, литературное чтение – 36 часов                                                           

2 класс: литературное чтение-136 часов

3 класс: литературное чтение- 102 часа

4 класс: литературное чтение- 102 часа.

Уроки в первом классе проводятся либо отдельно, либо часть урока 20 минут ведется для первоклассников, 25 минут для учащихся другого класса. Первоклассники в это время работают самостоятельно, рисуют, читают, обсуждают иллюстрации к текстам в паре или группе. ФГОС НОО предусматривает работу в паре или группе на каждом уроке. Для остальных классов можно использовать принцип совмещения тем, показанный в данном планировании.

№ урока     1 класс          2 класс   3 класс   4 класс
1     Самое удивительное чудо на свете. Книга- великое чудо. Самое великое чудо на свете. Рукописные книги Древней Руси. Летописи, былины, сказания, жития. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.
2     Устное народное творчество. Русские народные песни Первопечатник Иван Федоров. И вспомнил Олег коня своего…
3   Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы Урок-путешествие в прошлое. Проверь себя! Былины. Ильины три поездочки
4   Загадки. Пословицы и поговорки Устное народное творчество. Русские народные песни. Былины. Ильины три поездочки.
5   Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Докучные сказки. Былины. Ильины три поездочки.
6   Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Житие Сергия Радонежского.
7   Сказка «У страха глаза велики». Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Житие Сергия Радонежского.
8   Сказка «Лиса и тетерев». Иван –царевич и серый волк. Обобщающий урок. Проверь себя!
9   Сказка «Лиса и журавль». Иван-царевич и серый волк. Чудесный мир классики. П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».
10   Сказка «Каша из топора». Сивка-бурка П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».
11   Сказка «Гуси-лебеди». Сивка-бурка. П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».
12     Сказка «Гуси-лебеди». Обобщающий урок. Проверь себя! А.С.Пушкин. Стихи. «Няне», «Туча», «Унылая пора».
13   Обобщающий урок. Проверь себя! Поэтическая тетрадь Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
14   Люблю природу русскую. Осень. Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» А.Фет. «Ласточки пропали…» А.Плещеев. «Осень наступила…» Ф.И.Тютчев «Листья». А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
15   А Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…» С.Есенин. «Закружилась листва золотая…» В.Брюсов. «Сухие листья, сухие листья…» И.Токмакова. «Опустел скворечник…» А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…» А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
    16   К.Бальмонт. «Поспевает брусника…» И.Бунин. «Сегодня так светло кругом…» И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро». М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека».
17   М.Пришвин. «Осеннее утро», В.Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы». И.Никитин «Встреча зимы» М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».
18   Обобщающий урок. Проверь себя! И. Суриков «Детство» М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».
19   Русские писатели. А.Пушкин. «У лукоморья». И. Суриков «Зима». Л.Н.Толстой. «Детство».
20   А.Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..Крестьянин, торжествуя…»   Обобщающий урок. Проверь себя! Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень».
21   А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихи. А.П.Чехов. «Мальчики».
22   А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С.Пушкин. Стихи. А.П.Чехов. «Мальчики».
23   И.Крылов. «Лебедь, Рак и Щука». А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…» Обобщающий урок. Проверь себя!
24   И.Крылов. «Стрекоза и Муравей». А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…» Поэтическая тетрадь. Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…»
    25   Л.Толстой. «Старый дед и внучек». И.А.Крылов «Мартышка и очки». А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».
26   Л.Толстой. «Правда всего дороже», «Филипок». И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна». Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Где сладкий шепот».
27   Л.Толстой. «Правда всего дороже», «Филипок». И.А.Крылов.»Ворона и лисица». А.Н.Плещеев. «Дети и птичка».
28   Л.Толстой. «Котенок». М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»
29   Обобщающий урок. Проверь себя! М.Ю.Лермонтов. «Утес». Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
30   О братьях наших меньших. А.Шибаев. «Кто кем становится?» Б.Заходер. «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов. «Кошкин щенок». М.Ю.Лермонтов. «Осень». И.А.Бунин. «Листопад».
31   М.Пришвин. «Ребята и утята». Детство Л.Н.Толстого. Обобщающий урок. Проверь себя!
    32   М.Пришвин. «Ребята и утята». Л.Н.Толстой. «Акула». Литературные сказки. В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».
33   Е.Чарушин. «Страшный рассказ». Л.Н.Толстой. «Прыжок». В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».
34   Е.Чарушин. «Страшный рассказ». Л.Н.Толстой. «Лев и собачка». В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».
    35   Б.Житков. «Храбрый утенок». Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
36   В.Бианки. «Музыкант». Обобщающий урок. Проверь себя! В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
37   В.Бианки. «Сова». Поэтическая тетрадь Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
38   В.Бианки. «Сова». Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». П.П.Бажов. «Серебряное копытце».
39   Обобщающий урок. Проверь себя! К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» П.П.Бажов. «Серебряное копытце».
    40   Из детских журналов. Д.Хармс. «Игра», «Вы знаете?», «Что это было?» Д.Хармс, С.Маршак. «Веселые чижи», Н.Гернет, Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог…» И.А.Бунин. «Детство», Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…». С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».  
41   Д.Хармс. «Игра», «Вы знаете?..», «Что это было?» Д.Хармс, С.Маршак. «Веселые чижи», Н.Гернет, Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог..» Обобщающий урок. Проверь себя! С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
42   Ю.Владимиров. «Чудаки». Литературные сказки. Д.Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам» С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
43   А.Введенский. «Ученый Петя» Обобщающий урок. Проверь себя! Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Обобщающий урок. Проверь себя!
44   Люблю природу русскую. Зима. И.Бунин. «Зимним холодом пахнуло...» К.Бальмонт. «Светло-пушистая…» В.Гаршин. «Лягушка-путешественница». Делу время-потехе час. Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».
45   Я.Аким. «Утром кот…» Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою…» В.Гаршин. «Лягушка-путешественница». Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».
46   С.Есенин. «Поет зима-аукает…», «Береза». В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».
47   Сказка «Два Мороза». В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». В.Ю.Драгунский «Главные реки»..
48   Сказка «Два Мороза». Обобщающий урок. Проверь себя! В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка?»
49   С.Михалков. «Новогодняя быль». А.Барто. «Дело было в январе…» Были-небылицы. М.Горький. «Случай с Евсейкой». В.В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».
  50   Обобщающий урок. Проверь себя! М.Горький. «Случай с Евсейкой»   Обобщающий урок. Проверь себя».
51   Писатели-детям. К.Чуковский. «Путаница». К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Страна детства. Б.С.Житков. «Как я ловил человечков».
52   К.Чуковский. «Радость», «Федорино горе». К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Б.С.Житков. «Как я ловил человечков».
53   К.Чуковский. «Радость», «Федорино горе». К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками».
54   С.Маршак. «Кот и лодыри». А.Куприн. «Слон». К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками».
55       С.Михалков. «Мой секрет». А.Куприн. «Слон». М.М.Зощенко. «Елка».
56   С.Михалков. «Мой щенок», «Сила воли». А.Куприн. «Слон». Обобщающий урок. Проверь себя!
57   А.Барто. «Веревочка», «Мы не заметили жука». Обобщающий урок. Проверь себя! Поэтическая тетрадь. В.Л.Брюсов. «Опять сон», «Детская».
58   А.Барто. «В школу», «Вовка-добрая душа». Поэтическая тетрадь. Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон». С.А.Есенин . «Бабушкины сказки».
59       Н.Носов. «Затейники». А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка».
60   Н.Носов. «Живая шляпа». С.Есенин. «Черемуха». Обобщающий урок. Проверь себя!
61   Н.Носов. «Живая шляпа». Обобщающий урок. Проверь себя! Природа и мы. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш».
62   Н.Носов. «На горке». Люби живое. М.Пришвин. «Моя Родина». Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш».
63   Н.Носов. «На горке». И.Соколов-Микитов. «Листопадничек». А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».
64   Обобщающий урок. Проверь себя! И.Соколов-Микитов. «Листопадничек». А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».
65   Я и мои друзья. В.Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты…» В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». М.М.Пришвин. «Выскочка», «Звери».
66   Э.Мошковская. «Я ушел в свою обиду…». В.Лунин. «Я и Вовка». В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». М.М.Пришвин. «Выскочка», «Звери».
67   Н.Булгаков. «Анна, не грусти!» В.Бианки. «Мышонок Пик». Е.И.Чарушин. «Кабан».
68   Ю.Ермолаев. «Два пирожных». В.Бианки. «Мышонок Пик». В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».
69   В.Осеева. «Волшебное слово». Б.С.Житков. «Про обезьянку». В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».
70   В.Осеева. «Хорошее», Б.С.Житков. «Про обезьянку». В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».
71   В.Осеева. «Почему?» Б.С.Житков. «Про обезьянку». Обобщающий урок. Проверь себя!
72   Обобщающий урок. Проверь себя! В.Л.Дуров. «Наша Жучка». Поэтическая тетрадь. Б.Л.Пастернак. «Золотая осень».
73       Люблю природу русскую. Весна. Ф.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». В.П.Астафьев. «Капалуха». С.А.Клычков. «Весна в лесу».
74     А.Плещеев. «Весна», «Сельская песенка». В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится». Д.Б.Кедрин. «Бабье лето».
75   А.Блок. «На лугу». Обобщающий урок. Проверь себя! Н.М.Рубцов. «Сентябрь».
76   С.Маршак. «Снег теперь уже не тот». Поэтическая тетрадь. С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». Н.М.Рубцов. «Лебедушка».
77   И.Бунин. «Матери», А.Плещеев «В бурю». А.Барто. «Разлука», «В театре». Обобщающий урок. Проверь себя!
78   Е.Благинина. «Посидим в тишине», Э.Мошковская. «Я маму мою обидел…». С.В.Михалков. «Если». Родина. И.С.Никитин. «Русь».
79   Обобщающий урок. Проверь себя! Е.Благинина. «Кукушка», «Котенок». С.С.Дрожжин. «Родине».
80   И в шутку и всерьез. БЛ.Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям». Обобщающий урок. Проверь себя! А.В.Жигулин. «О, Родина!»
81   Б.Заходер. «Песенки Винни Пуха». Собирай по ягодке-наберешь кузовок. Б.Шергин. «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». Б.А.Слуцкий. «Лошадь в океане».
82   Э.Успенский. «Чебурашка». А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». Обобщающий урок. Проверь себя!
83   Э.Успенский. «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой…», «Память». А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». Страна Фантазия. Е.С.Велтисов. «Приключения Электроника».
84   В.Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». Е.С.Велтисов. «Приключения Электроника».
85   И.Токмакова. «Плим», «В чудной стране». М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Кир Булычев. «Путешествие Алисы».
86   Г.Остер. «Будем знакомы». М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Кир Булычев. «Путешествие Алисы».
87   В.Драгунский. «Тайное становится явным». Н.Носов. «Федина задача», «Телефон». Обобщающий урок. Проверь себя!
88   Обобщающий урок. Проверь себя! Н.Носов. «Федина задача», «Телефон». Зарубежная литература. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».
89   Сказки разных народов. (ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ) Украинская сказка «Колосок» В.Ю.Драгунский. «Друг детства». Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».
90   Белорусская сказка «Легкий хлеб» Обобщающий урок. Проверь себя! Г.Х.Андерсен. «Русалочка».
91   Нанайская сказка «Айога». По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки». Ю.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Г.Х.Андерсен. «Русалочка».
92   Татарская сказка «Три дочери» Г.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Г.Х.Андерсен. «Русалочка».
93   Обобщающий урок. Проверь себя! Г.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Г.Х.Андерсен. «Русалочка».
94   Литература зарубежных стран. Французские, немецкие и американские песенки. Р.Сеф. «Веселые стихи». Г.Х.Андерсен. «Русалочка».
95   Французские, немецкие и американские песенки. Обобщающий урок. Проверь себя! Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
96   Ш.Перро. «Красная Шапочка». Зарубежная литература. Мифы Древней Греции. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
97   Ш.Перро. «Красная Шапочка». Мифы Древней Греции. Сельма Лагерлеф «Святая ночь».
98   Г.Х.Андерсен. «Принцесса на горошине». Мифы Древней Греции. Сельма Лагерлеф «Святая ночь».
99   Э Хогарт. «Мафин и паук». Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок». Сельма Лагерлеф «В Назарете».
100   Обобщающий урок. Проверь себя! Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок». Сельма Лагерлеф «В Назарете».
101     Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок». Обобщающий урок. Проверь себя!
102     Обобщающий урок. Проверь себя! Обобщающий урок.

На внеклассное чтение отводится в 1 классе 20 минут один раз в неделю, во 2-4 классах по 20 минут два раза в неделю, возможно проведение одного урока один раз в неделю.

При совмещении разных классов на уроках литературного чтения необходимо максимально использовать возможность организации совместной деятельности учащихся:

- при сходных темах – совместное обучение в течение всего занятия;

 при несовпадающих темах – совместная работа на отдельных этапах (по изучению определенных литературоведческих понятий, сравнительному анализу литературных произведений.

Возможности корректировки тематического и поурочного планирования в большей мере целесообразны при изучении устного народного творчества, планировании уроков развития речи. Не исключается перестановка учебных тем и внутри разделов, в частности при изучении творчества русских классиков, современных детских писателей, допускается перестановка отдельных разделов. Главное, учитель должен следовать при этом определенному принципу: жанрово-родовому, или монографическому, или историко-литературному, или идейно-художественному.

 Вариативный характер может носить планирование вводных в тему уроков или повторительно-обобщающих. С учетом возможностей учебного времени планируются уроки внеклассного чтения или их элементы.

В разработке занятий для совместной работы особое внимание должно быть уделено их комплексному характеру, требующему привлечения разнородных знаний и умений учащихся, имеющихся у них способностей, что позволяло бы каждому ребенку раскрывать свои сильные стороны, чувствовать удовлетворение от внесения своего вклада в успех общего дела. В совместном чтении по ролям основную роль играет не тот, кто читает быстрее, а тот, кто читает выразительнее. В совместном пересказе с творческими дополнениями понадобится как умение воспроизводить прочитанное, так и способность к творческому воображению, мышлению. Сочетание правописных умений и речевых, мыслительных способностей пригодятся в совместном творческом письме сочинений, стихов. На различных этапах занятия могут быть использованы и специальные способы взаимодействия детей разного возраста.

При изучении нового материала:

- старшие рассказывают новый материал младшим (при изучении литературоведческого материала, сведений о писателях) или читают за учителя литературное произведение.

- совместное составление опорных материалов в ходе изучения темы (план пересказа, значение непонятных слов). При закреплении изученного материала:

- составление и отгадывание кроссвордов, литературных викторин.

- коллективное обсуждение прочитанной дополнительной литературы.

- организация учебных игр-соревнований ( «Закончи стихотворную строку», «Я начну, а ты продолжи…»).

- просмотр, обсуждение и комментирование фрагментов фильмов, диафильмов, диапозитивов.

- индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала.

При контроле знаний:

- подготовка обобщающих занятий старшими учениками.

- разработка материалов, заданий, литературных конкурсов более старшими детьми для младших.

В условиях СМШ, где учащимся в большей мере приходится работать самостоятельно, учителю необходимо продумывать систему соответствующих упражнений, заданий, направленных на формирование навыков чтения, развитие внимания к слову и образности языка.

Навыки самостоятельного учебного труда первоклассников и второклассников в чтении и анализе текста вырабатываются в процессе выполнения постоянно усложняющихся заданий, которые должны быть освоены заранее в подобных работах с учителем или более старшими товарищами, например:

- отметить карандашом нужный отрывок в тексте;

- обозначить смысловые паузы, логические ударения.

- придумать вопросы к тексту;

- объяснить значение указанных слов.

Учащиеся должны не только привыкнуть к подобным заданиям, которые сначала даются в устной форме, но и научиться быстро прочитывать их с доски или индивидуальной карточки-инструкции.

На занятиях литературного чтения с несколькими классами всегда должно быть место чтению вслух, развитию речи. Здесь также возможно сотрудничество детей: более старшие учащиеся выступают «ведущими» в чтении, пересказе.

Специальное внимание следует уделять совместной работе по чтению так называемых «трудных» слов. Например:

- научись читать без ошибок целыми словами

- объясни значение таких слов…

 Возможности по взаимопроверке в РВГ шире, чем на обычных уроках, особенно если они проводятся в парах сменного состава. Например, при проведении урока по разделу «Устное народное творчество, его виды», необходимо учесть, что учащиеся 3-4 классов уже усвоили основные виды фольклора и могут в качестве помощников учителя объяснить новый материал учащимся 1-2 классов. Из предложенных текстов они легко распределяют литературный материал по жанрам: потешки, скороговорки, считалки, загадки, сказки, небылицы, пословицы, поговорки, русские народные песни.          

При изучении басен И.А.Крылова каждый класс на своем материале знакомится с их текстом, анализирует в совместной работе под руководством учителя особенности басни.

В качестве самостоятельной работы дети читают басни по ролям, учат их наизусть, некоторые из них инсценируют. Затем ученики сообща прослеживают творчество И.А.Крылова на разных этапах его литературного пути.

Небольшие инструкции, указания, советы, ответы на вопросы учитель дает, исходя из конкретной учебной ситуации. Важно, что учитель имеет возможность проводить общую тематическую беседу, в которой вопросы дифференцированы по классам, но имеют единую направленность, и применять общие наглядные пособия

(картины, слайды, диафильмы), использовать фонохрестоматию.

Обязательной частью занятия в РВГ являются задания, направленные на отработку выразительного чтения, перерастающие в конкурсы на «лучшего чтеца».

Благоприятными возможностями для совместной работы учащихся располагают однотемные занятия, посвященные творчеству одного и того же писателя или построенные на одном и том же литературном материале. Хотя при этом более старшим учащимся придется вернуться к произведениям, прочитанным ранее, это способствует углублению ранее полученных впечатлений, постановке новых творческих задач.

На материале читаемых произведений могут и должны решаться воспитательные задачи. Для этого используются задания, которые акцентируют внимание детей преимущественно на поступках героев произведений. Разновозрастной диалог располагает возможностями более глубоких нравственных оценок, более широких обобщений.

Возможны однотемные разновозрастные занятия по развитию связной речи учащихся. Для этого могут быть использованы такие задания как:

- деление текста на части согласно данным вопросам, плану;

- пересказ (подробный, выборочный, творческий, сжатый);

- отзыв о прочитанном.

Работа в динамических парах должна быть направлена на осуществление взаимопроверки. Выполнение этих заданий может носить дифференцированный характер, например: учащиеся 3-4 классов составляют план текста, а учащиеся 1-2 классов находят соответствующие отрывки в тексте, зачитывают их, пересказывают. Не исключена и другая логика: младшие работают лишь над одним фрагментом произведения, а старшие «дорассказывают» текст целиком, предварительно прочитав этот текст в полном объеме. В этом отношении удобно использовать для занятий в РВГ объемные произведения, чтобы иметь возможность варьировать литературный материал с учетом возраста учащихся.

                   

                                            Кокарева З.А., Егорова Е.Н.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 310.